Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политические права и свободы.






Политические права и свободы в литературе определяются как обеспечен­ная человеку законом и публичной властью возможность участия — как индиви­дуально, так и коллективно - в общественно-политической жизни и осуществле­нии государственной власти. Политические права граждан являются непремен­ным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они состав­ляют необходимую предпосылку демократии и выступают как ценности, которы­ми власть должна ограничивать себя и на которые она должна ориентироваться. Особое значение этой категории прав состоит в том, что они создают условия для укрепления связей между гражданами, обществом и государством.

Следует обратить внимание на то, что политические права и свободы обычно признаются лишь за гражданами. Это означает, что обладание политическими правами связывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства. Одновременно это означает, что фактическое осуществление основных политиче­ских прав и свобод человека и гражданина также возможно лишь при помощи и посредством норм национального права, которые должны предусматривать эффективные механизмы и процедуры их реализации. Этим обстоятельством объясняется тот факт, что в национальном законодательстве некоторых стран политические права и свободы отражены более обстоятельно, чем это сделано в международно-правовых актах. Эта особенность характерна и для Конституции Республики Беларусь. Далее в кратком виде представим политические права и свободы граждан Беларуси, зафиксированные в Основном Законе страны.

Право граждан участвовать в управлении делами государства. Статья 37 Конституции Республики Беларусь, провозглашая данное право, определяет также формы его реализации. Граждане нашей республики имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избран­ных представителей в органах власти. Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства осуществляется путем их волеизъяв­ления на выборах, референдумах, участия в обсуждении проектов законов и


вопросов республиканского и местного значения, а также личного участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти. В поряд­ке, установленном законодательством, граждане Республики Беларусь принимают участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях. В традицию политической жизни страны вошла такая форма участия граждан в управлении делами общества и госу­дарства, как Всебелорусское народное собрание.

Право избирать и быть избранным. Это право граждан закреплено в ст. 38 Конституции Республики Беларусь. Право избирать означает возможность участия граждан в выборах своих представителей в органах власти, а право быть избранным означает возможность выставить свою кандидатуру для избрания в представленный орган власти или на избираемый государственный пост. И то, и другое право реализуется на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании. В нашей стране путем прямых выборов избирается Президент, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов. Совет Республики Национального собрания формируется частично путем косвенных выборов, а восемь его членов назначаются Президентом Республики Беларусь.

Право на обращение в государственные органы. В литературе данное право именуется также правом петиции. Согласно ст. 40 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. При этом государственные органы, а также должност­ные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определен­ный законом срок. В соответствии с установленным законом порядком обращение должно быть рассмотрено не позднее одного месяца со дня его поступления, а не требующее дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. Решение по существу обращения или отказ от его рассмотрения должны быть письменно мотивированы.

Право на свободу объединений. Это право известно также под названием свобода союзов и ассоциаций, которое представляет собой гарантированную возможность граждан образовывать любой союз в рамках требования закона. Конституция Республики Беларусь (ст. 36) предоставляет каждому право на свободу объединений. Однако судьи, работники прокуратуры, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопас­ности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. Возможность ограничения данного права для перечисленных лиц предусматривается ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах. Следует заметить, что Конституция провозглашает право на свободу объединений, а порядок создания и деятельности различных объединений граждан, в том числе политиче­ских партий и профессиональных союзов, регламентируется специальными законами и указами Президента страны. Конституцией и законодательством установлены некоторые ограничения на создание общественных объединений. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, имеющих це­лью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаган-


ду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (ст. 5 Конституции).

Свобода мнений, убеждений и их выражения. Данное право является важ­нейшим конституционным правом граждан Республики Беларусь. В литературе данное право чаще всего именуется свободой слова. В ст. 33 Конституции уста­навливается, что никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Названная статья закрепляет как свободу слова, так и свободу печати. В ней устанавливается, что монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускается. В статье 34 право на свободу мнений и убеждений дополняется правом граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культур­ной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставлять гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.

Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пике­тирования. Эти институты являются формами публичного выражения кол­лективного или индивидуального мнения по любому вопросу общественной или государственной жизни. Как отмечалось ранее, они есть и формы проявления идеологии различных групп людей. Конституция Республики Беларусь, провоз­гласив право на свободу различных публичных мероприятий, гарантирует их проведение при условии, если они не нарушают правопорядок и права других граждан (ст. 35). Эта норма полностью соответствует международно-правовым документам в области прав человека. В частности, ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит: «Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности насе­ления или защиты прав и свобод других лиц».

Право на равный доступ к любым должностям в государственных орга­нах. Согласно ст. 39 Основного Закона гражданам Республики Беларусь га­рантируется равное право занимать в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой любые должности в органах государственной власти и управления. При этом в Республике Беларусь как стране, ратифициро­вавшей Международный пакт о гражданских и политических правах, действует положение, согласно которому реализация данного права должна осуществляться «без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социально­го происхождения, рождения или иного обстоятельства». В некоторых случаях в полном соответствии с общепринятой практикой могут быть возрастные ограни-


чения: например, для занятия в нашей стране должности судьи необходимо достичь возраста 25 лет, а судьи по административным делам и исполнительным производствам — 23, Президента — 35 лет.

Экономические, социальные и культурные права и свободы относятся к поддержанию и нормативному закреплению условий, обеспечивающих полно­ценную жизнедеятельность человека в сфере труда и быта, занятости, социальной защищенности, образования, культурного творчества. Их объем и степень реали-зованности во многом зависят от состояния экономики, природных ресурсов, народонаселения страны. Эта зависимость признается международно-правовыми актами в области прав человека. Так, статья 2 Международного пакта об эконо­мических, социальных и культурных правах специально оговаривает, что эти права должны обеспечиваться постепенно и в максимальных пределах имеющих­ся ресурсов». Однако в том же пакте говорится о том, что «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользо­ваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами».

Из изложенных положений вытекает основная обязанность государств в сфе­ре защиты социально-экономических и культурных прав — содействие экономи­ческому, социальному и культурному развитию общества, использование своих ресурсов для предоставления всем равных возможностей пользования данными правами. Надо заметить, что в Конституции Республики Беларусь экономические, социальные и культурные права также изложены не только на уровне междуна­родных стандартов, «но и выше, глубже и конкретнее этих стандартов». Кратко рассмотрим их суть.

Право на труд. Право на труд занимает основное место в перечне эко­номических прав. В соответствии со ст. 41 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ само­утверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровье и безопасные условия труда. Государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответ­ствии с законом. Заметим, что в стране создан достаточно эффективный механизм защиты этого важнейшего права.

Право на справедливую долю вознаграждения в экономических резуль­татах труда. В статье 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах это право выступает как важный аспект обеспечения справед­ливых и благоприятных условий труда. Согласно ст. 42 Основного Закона нашей страны лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля возна­граждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование. Женщины и мужчины, взрос-


лые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности. Среди прочих мер — принцип справедливой оплаты труда обеспечива­ется также путем установления Правительством, исходя из минимального по­требительского бюджета, размера минимальной заработной платы.

Право на отдых. Это право выступает как еще один аспект обеспечения справедливых и благоприятных условий труда. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 ч, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха. Работники кроме трудовых отпусков имеют право и на социальные отпуска (по беременно­сти и родам, по уходу за детьми, в связи с обучением и другими причинами). В законодательстве о труде содержатся нормы, регулирующие режим труда и время отдыха работников.

Право собственности. В соответствии со ст. 44 Конституции государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собствен­ности, приобретенной законным способом, защищается государством. Согласно ст. 13 Конституции государство предоставляет всем равные права для осуществ­ления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гаран­тирует равную защиту и равные условия всех форм собственности, в том числе частной. Осуществление права собственности не должно противоречить обще­ственной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.

Право на жилище (ст. 48 Конституции). Это право обеспечивается раз­витием государственного и частного жилого фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишен жилья. Вся совокупность отношений, связанных с реализацией права на жилище, регулируется Жилищным кодексом Республики Беларусь.

Право на охрану здоровья. Согласно ст. 45 Конституции гражданам Рес­публики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях. Государство создает условия доступно­го для всех граждан медицинского обслуживания. Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными Учреждениями, совершенствованием охраны труда. В настоящее время в стране осуществляется широкий комплекс мер по совершенствованию системы охраны здоровья граждан.

Право на благоприятную окружающую среду. Значение данного права в обеспечении достойной жизни возрастает в связи с нарастанием угрозы экологи­ческой безопасности. Каждый гражданин республики имеет право на благоприят-


ную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты экологических прав граждан и улучшения условий их жизни; оно принимает также необходимые меры по восстановлению окружающей среды. Обеспечение экологической безопасности является важней­шим условием устойчивого экономического и социального развития общества.

Право на образование. В Международном пакте об экономических, со­циальных и культурных правах говорится о том, что «образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам». Одним из исторических достижений нашего государства является обеспечение высокого уровня образования своих граждан. В статье 49 Конституции Республики Бела­русь закреплено право каждого на образование. При этом гарантируется доступ­ность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образо­вания. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответ­ствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях. Наше государство постоянно принимает меры по приведению национальной системы образования в соответствие с достигнутым уровнем науки, технического прогресса и культуры.

Право на социальное обеспечение. Гражданам Республики Беларусь га­рантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государствен­ных и общественных интересов (ст. 47 Конституции). Действующим законода­тельством Республики Беларусь предусматриваются различные виды пенсий, а также выплаты пособий и осуществление других мер поддержки определенным категориям граждан (например, ветеранам, инвалидам).

Право на участие в культурной жизни. Это право закреплено в ст. 51 Ос­новного Закона Республики Беларусь. Обеспечивается оно общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительских учреждений. Свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания гарантируется. Граждане могут заниматься любым видом культурной деятельно­сти, кроме запрещенной законом. Лицам любой национальности и этнической группы, проживающим на территории Республики Беларусь, гарантируется право на развитие своей культуры и языка, на создание национальной школы, предприя­тий и учреждений культуры (театров, музеев, издательств и т.д.).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал