Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идея социального государства и ее реализация в законодательстве и практической политике Республики Беларусь.






Определение Республики Беларусь как социального государства появилось в Конституции 1994 года. В предыдущем Основном Законе белорусское государ­ство определялось как социалистическое, что было отражено и в его тогдашнем названии. При обсуждении проекта Конституции 1994 года понятие «социальное государство» было не сразу воспринято и поддержано депутатами Верховного Совета. Его принятию предшествовала дискуссия, что следует понимать под социальным государством и не является ли оно разновидностью государственного социализма. Только уяснив различие между этими двумя типами государств, депутаты проголосовали за включение идеи социального государства в текст Конституции Республики Беларусь.

Понятие «социальное государство» вошло в нормативно-правовые докумен­ты различных стран после того, как в 1949 году в Конституции ФРГ был включен этот термин, который переводится как социально правовое государство. В про­цессе разработки Конституции немецкие ученые и законодатели пришли к идее, что правительство их страны должно следовать принципу социального государ­ства. В их понимании это означало, что правительство обязано осуществлять политику, на обеспечение каждому человеку достойного уровня жизни, удовле­творение основных жизненных потребностей всех групп населения. Таким образом, понятие «социальное государство» первоначально использовалось для обозначения определенной политики государства в сфере распределения соци­альных благ.

Целесообразно обратить внимание, что появление идеи и формирование кон­цепции социального государства явилось результатом поиска учеными и полити-


ками различных стран путей преодоления негативных черт, присущих, с одной стороны, либерально-демократической модели общественного устройства, а с другой – государственно-социалистической общественной модели.

Исходной идеей социального государства является положение, согласно ко­торому современное государство призвано не только выполнять функцию фор­мально-юридической защиты прав и свобод граждан. Но и проявлять заботу об обеспечении достойного существования всех граждан, не подрывая при этом стимулов для полного проявления ими своих способностей. Такой подход пред-полпгает реализацию прав граждан на частную собственность и одновременно выполнение государством социальных программ, относящихся ко всему населе­нию, а также оказание помощи наиболее нуждающимся слоям населения. Госу­дарство, которое провозглашает себя социальным, берет на себя обязательство и располагает экономическими возможностями осуществлять политику, направлен­ную на реальное обеспечение всего комплекса прав граждан, и прежде всего, социальных.

Для достижения заявленных целей социальное государство призвано реали­зовать следующие задачи и принципы организации жизнедеятельности общества:

- обеспечение конституционных гарантий осуществления прав и свобод лич­ности;

- многоукладность экономики, включающей государственный и частный сек­тора производства;

- сочетание рыночных и административных механизмов регулирование об­щественного производства;

- доступность всех систем образования, здравоохранения и социального
обеспечения»

- создание условий для всеобщей занятости населения;

- разработка и осуществление государственных программ, направленных на решение социальных проблем общего характера;

- государственная поддержка малоимущих категорий граждан;

- организация эффективной борьбы с преступностью, наркобизнесом и дру­гими антиобщественными явлениями.

Определение Республики Беларусь в Конституции как социального государ­ства означает констатацию достигнутого страной уровня экономического разви­тия, позволяющего осуществлять задачи такого государства, и одновременно конституционную обязанность институтов власти проводить политику, направ­ленную на обеспечение достойного уровня жизни всех категорий населения. Эта обязанность прямо вытекает из ст. 21 Конституции: «Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достойное питание, одежду, жилье и посто­янное улучшение необходимых для этого условий»


В духе концепции социального государства составлен ряд других статей Конституции. Так, в ст. 13 устанавливается, что собственность может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развтия всех форм собствен­ности. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества. Согласно ст.32 государство создает необходимые условия для эффективного и свободного участия молодежи в политическом, социальном и культурном развитии. Государство обязано проявлять особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.

В настоящее время органы государственной власти Республики Беларусь осуществляют широкий комплекс мер по всем направлениям социальной полити­ки.

Посредством социальной политики государство обеспечивает осуществление следующих прав и свобод граждан:

• право на труд,

• образование,

• лечение,

• жилье,

• отдых,

• достойный уровень жизни.

Основные направления социальной политики:

1. Регулирование доходов;

2. Политика в сфере труда;

3. Поддержка нетрудоспособных граждан;

4. Доступ к медицинскому обеспечению;

5. Предоставление образования;

6. Развитие науки и культуры.
Поскольку социальное государство – это государство, политика кото­
рого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного разви­
тия каждого человека (система социального обеспечения, социальных услуг и
обслуживания), оно не должно формировать потребительские, иждивенчески
настроения в обществе.

Ценность и механизм реализации социальной политики зависит от уровня развития государства и модели социальной политики.

1) после Второй мировой войны «левые» и социал-демократические пар­тии проводили социальную политику, направленную на защиту населения от


стихии рынка в Австрии, Германии, Швейцарии, Швеции и др. странах. (Евро­пейская модель).

2)в 80-е гг. 20 в. получила широкое распространение политика тэтчеризма и рейганомики (неоконсервативная модель). Поощрялись конкуренция, безработи­ца, сокращение расходов бюджета на пенсии, пособия и другие тенденции развития рыночных отношений. По мнению представителей этой модели, конку­ренция за рабочие места полезнее, чем всеобщая занятость. Безработица рассмат­ривалась как средство для повышения эффективности работы субъектов, занятых на производстве.

То, что к власти в ряде стран Европы приходят «левые» в значительной сте­пени указывало на недостатки и несовершенство данной модели.

3) либеральная модель. Сущность ее состоит в недопущении усиления роли государства. Но она направлена на поддержание высокого уровня жизни. И самое главное. Эта модель стремиться обеспечить проведение социальной политики в отношении незащищенных граждан.

4) неолиберальная модель социальной политики предполагает усиление роли государства. Эта модель близка к кейнсианской модели социальной политики.

Принципы социальной политики Республики Беларусь:

- принцип социальной справедливости (уравнительный, распределительный);

- принцип всеобщности;

- принцип преемственности;

- принцип планомерности;

- принцип социальных гарантий (равенство всех граждан, гарантии права мо­лодежи на образование, гарантии на труд, на охрану здоровья).

Для реализации социальной политики в РБ разработаны социальные про­граммы, утвержденные Президентом или Правительством.

1. Национальная программа демографической безопасности…..

2. Государственная программа содействия занятости населения….

3. Комплексная программа развития социального обслуживания..(социальная поддержка ветеранов, программа поддержки инвалидов, развитие стационарных учреждений социального обеспечения и т. д).

4. Государственная программа по созданию без барьерной среды жизне­деятельности физически ослабленным лицам…

5. Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС..

6. Государственная программа профилактики вич-инфекции…

7. Государственная программа «Туберкулез»…

8. Государственная комплексная программа профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний…


9. Государственная программа «Кардиология» …

10. Программа развития жилищно-коммунального хозяйства…

11. Республиканская программа «Детское питание»..

12. Программа развития высшего образования..

13. Программа развития дошкольного образования…

14. Государственная программа развития специального образования…

15. Государственная программа национальных действий по преодолению и предупреждению пьянства и алкоголизма

16. Государственная программа развития физической культуры и спорта

17. Государственная программа развития туризма

18. Государственная программа по увековечиванию памяти защитников Отечества и жертв войны …

Таким образом, государственная поддержка населения в РБ самая высокая среди стран с переходной экономикой (оценка Всемирного банка).

Проводимая социальная политика не допускает социального расслоения. Де-цильный коэффициент (Отражает неравенство доходов) не должен превышать 1: 8. В Республике Беларусь он находится в соотношении 1: 5-6; В России – 1: 25; Царской России 1: 30;

В Республике Беларусь нет значительных различий между территориями, что свидетельствует об эффективности социальной политики.

Выплачиваемые пособия не могут быть ниже бюджета прожиточного мини­мума.

Необходимо указать на некоторые проблемы, которые связаны с проводимой социальной политикой.

1.Проводимая социальная политика не переломила ситуации с рождаемо­стью. Это может привести к нехватке рабочей силы, а ее пополнение придется осуществлять за счет притока рабочих – мигрантов, которые не всегда безболез­ненно интегрируются в национально-религиозную и культурную среду Европы.

В 2000 году в Лондоне европейцы составляли 72%. По прогнозам на 2050 год их доля снизиться до 45%.

Не лишне, в этой связи, напомнить Закон природы: если живые существа не воспроизводятся в достаточном количестве, то их род постепенно вымирает.

2.Социальная политика в РБ не должна порождать иждивенчества. Жить на пособия не должно быть выгоднее, чем жить на зарплату. Необходимо преодоле­вать патернализм в сознании некоторых слоев населения.

3.Необходимо преодолеть патернализм и в политике власти. Ведь социальная политика является важным ресурсом власти. С ее помощью обеспечивается управление, интеграция общества, но и поддержка самой власти со стороны населения. Чем эффективнее социальная политика, тем шире социальная основа власти. А это может привести к появлению настроений иждивенчества.


4.Чтобы считаться социальным государством, оно должно быть экономиче­ски развитым.

3.Политика белорусского государства в области этнических и конфесси­ональных отношений.

На протяжении многих веков на территории Беларуси проживали представи­тели различных наций и национальностей. По данным последней переписи населения на нашей территории проживают представители почти 140 народов мира. 81% населения являются этническими белорусами, 19% - представителями других национальностей. Среди наиболее крупных – 11% русских, 3, 9% - поля­ков, 2, 4% - украинцев, 0, 3% - евреев. Они вносили и внося разнообразие в этниче­ский и религиозный облик Беларуси. В Республике Беларусь выстроена взвешен­ная национально-культурная политика, направленная на создание многообразных условий, необходимых для развития всех этносов.

Особенностью современного развития Республики Беларусь является отсут­ствие каких-либо столкновений и конфликтов на этнической, расовой и религиоз­ной основе. Сохраняется единство этнических и конфессиональных групп бело­русского общества. Свыше 2/3 наших сограждан имеют родственников другой национальности, что свидетельствует не только о высокой степени толерантности жителей Беларуси, но и высоком уровне образованности, гражданственности и патриотизма. Сохранение стабильных религиозных и национальных отношений является стратегической задачей государства в целях укрепления демократии и солидарности белорусского общества.

Целесообразно обратить внимание на понятийно категориальный аппарат, уяснение которого позволяет уяснить сущность этнических отношений. В 19 веке в научной литературе стал использоваться термин «этнос» в значении народ. Современное понимание этноса восходит к определению, данному русским этнографом С.М. Широкогоровым: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традиций и отличаемых ею от таковых других групп». Более широкое толкование термина «этнос» состоит в том, что он объединяет понятия «племя», «народность», «нация».

Этнос выделяется из других общностей людей рядом признаков. Нет племе­ни, народности, нации у которых отсутствовало самосознание. Каждому этносу присуще общность самосознания. Его необходимо рассматривать как совокуп­ность взглядов, оценок, мнений, отношений, выражающих представление членов членов данной социально-этнической общности о своей истории, судьбе, месте среди других народов, целях и интересах. Этническое самосознание формируется в древности, на основе отличия от других этносов по культурным, антропологи-


ческим, религиозным и иным признакам. В конечном итоге этносом становится только та группа людей, которая осознает себя особой общностью, отличает себя от других групп. Осознание группового единства принято называть этническим самосознанием. Внешним его выражением является самоназвание (этноним). Этническое самосо знание выступает интегральным показателем этноса, позволяя ему сохра няться и в условиях потери им этнической территории, терри­ториальной разобщенности.

Национальное самосознание белорусов оформилось во второй половине 19-начале 20 веков. На современном этапе развитие национального самосознания является важным фактором самосохранения и развития белорусской нации. Довольно точно определить уровень национального самосознания можно по таким показателям, как знание истории своего государства, народа, национальных традиций, отношение к языку, обычаем, традициям. Важнейшим критерием является самодистанцирование, отличие себя от других и сознание связей своей личности с жизнью и судьбой данного этноса.

Важными признаками этноса являются общность компонентов культуры, общность черт психики, целостность территории. Необходимо обратить внимание на такое понятие как этничность. Это особая характеристика личности, состоящая в переживании индивидом своей принадлежности к определенной общности людей, проявляющаяся в сравнении «мы» и «они» в ходе взаимодей­ствия с другими этносами. Осознание своей совокупности черт проявляется в понимании людьми своей национальной идентичности.

Этническая политика – одно из направлений политики государства, касаю­щееся его взаимоотношений с этническими группами, а также регулирования отношений между этническими общностями, населяющими страну. Этническая политика связана с решением проблем, касающихся:

- становления единой политической нации;

- защиты и реализации национальных интересов государства;

- положения национальных меньшинств;

- миграции;

- демографической ситуации;

- связей с зарубежными соотечественниками. В Беларуси действует закон «О национальных меньшинствах в Республике

Беларусь», который гарантирует свободное развитие национальных меньшинств, сохранение и развитие их культур, право изучения и пользования родным языком. Культурные объединения национальных меньшинств вправе осуществлять хозяйственную деятельность, устанавливать культурные связи с соотечественни­ками за пределами страны.

Национальная политика Беларуси строится на понимании белорусской нации как согражданства, как совокупности граждан различных национальностей. Государственные структуры стремятся обеспечить оптимальные условия для


развития культур всех национальностей. В Беларуси действуют 122 обществен­ные организации, представляющие граждан 24 национальных меньшинств. Их деятельность связана с изучением истории, культуры своих народов, проведением встреч, семинаров, фестивалей, выставок, налаживанием связей со странами происхождения. Создаются культурно-просветительные центры, самодеятельные коллективы народного творчества, школы выходного дня, проводятся республи­канские фестивали национальных культур.

Многоплановую работу с диаспорами проводят Белорусское общество друж­бы и культурных связей с зарубежными странами, белорусское общество по связям с соотечественниками «Радзiма».

Большую поддержку общественным объединениям оказывает Государствен­ный комитет по делам религий и национальностей, призванный проводить эффективную этническую политику в интересах всех народов, проживающих на территории страны.

Упразднение в начале 1990-х годов ограничений права граждан на свободу вероисповедания, признание общественной ценности религии создало в белорус­ском обществе новую ситуацию. Религия стала выжным фактором общественной и государственной жизни. В новой религиозной ситуации произошло значитель­ное увеличение числа конфессий, религиозных направлений, наблюдается быст­рый рост числа их последователей. За последние два десятилетия число религиоз­ных организаций увеличилось почти в четыре раза и составляет более трех тысяч. По данным на 2012 год в Беларуси зарегистрировано 3371 религиозная организа­ция. Православная церковь насчитывает 1567 религиозных общин, ей принадле­жит 6 духовных учебных заведений, 34 монастыря, 14 братств и 10 сестричеств и 1348 церквей. Еще 156 православных храмов строится. В Беларуси зарегистриро­ваны 33 общины старообрядцев. В нашей стране насчитывается 479 католических общин. Римско-католической церкви принадлежат 3 духовные учебные заведения, 11 мисси1 и 9 монашеских объединений. Верующим доступны для посещения465 костелов, еще 26 строятся. Протестанты представлены в общей сложности 1025 религиозными общинами. Иудаизм представлен 53 общинами. В их распоряже­нии находится 10 культовых зданий. Мусульман в Беларуси объединяет 25 общин. В их собственности находится 6 культовых зданий, строится мечеть в Минске.

Одной из основных характеристик религиозной ситуации является уровень религиозности населения. Данные социологических исследований говорят о том, что верующими себя считают более 50% опрошенных. Это означает, что полови­на населения Беларуси в той или иной степени испытывает религиозные потреб­ности и вправе рассчитывать, что их удовлетворение будет предметом не только непосредственной заботы религиозных организаций, но и уважения со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Другим показателем отношения населения к религии является конфессио­нальная самоидентификация, которая может не совпадать с идентификации по


признаку веры-неверия. В сознании части населения она выступает своеобразным заместителем этнокультурной идентификации. В целом по конфессиональной принадлежности 80% населения относят себя к православным, более 10% - к католикам, почти 2% к разным направлениям протестантизма, 0, 2% - к иудеям, 0, 2% - к мусульманам, еще около 1% исповедуют другие религии.

В основе государственно-конфессиональных отношений в Республике Бела­русь лежат законодательно закрепленные представления о месте религии и религиозных организаций в обществе, об их функциях, о сфере деятельности и компетенции всех субъектов этих отношений. В стране соблюдается равенство всех религий и вероисповеданий. Государство обладает средствами действенного контроля за соблюдение религиозными организациями законодательства в отношении прав и свобод граждан.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал