Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебное пособие






ПОЛУЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ

Учебное пособие

НОВОСИБИРСК

 

Секретарев Ю.А. Получение и использование эвристической информации при принятии решений: Учеб. пособие.- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002. – с.

 

В учебном пособии изложены вопросы получения эвристических управленческих оценок при выборе и принятии решений. Важность этой проблемы определяется тем, что процесс управления является многоцелевым и осуществляется в условиях наличия у лица, принимающего решение (ЛПР), неопределенной информации, носящей, как правило, качественный и расплывчатый характер. В работе рассматриваются различные шкалы оценок такого рода, процедуры и методы получения эвристической информации, а также организационные особенности проведения экспертизы, в основе которой лежат интерактивные процедуры. Для лучшего усвоения материала он иллюстрируется примерами. Учебное пособие предназначено для студентов III-V курсов ФЭН дневной и заочной форм обучения по направлениям “Электроэнергетика” и “Менеджмент”, а также для магистров и аспирантов.

 

Илл. 15, табл. 4, библ. назв. 15.

 

 

Резензенты: д-р техн. наук, проф.Манусов В.З.

кан. техн. наук, доц. Мошкин Б.Н.

 

Работа подготовлена кафедрой систем электроснабжения предприятий

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

1.ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА ИНФОРМАЦИИ И МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОСТИ НА ВЫБОР И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

1.1 Схемы принятия решения при использовании различного вида информации

1.2. Основные способы многоцелевого управления

2. МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

2.1. Ранг и оценка (вес)

2.2. Нормирование экспертных оценок

2.3. Процедуры получения экспертной информации

2.4. Оценка статистической надежности групповых оценок

2.5. Особенности групповой экспертизы

2.6. Многошаговая процедура опроса (метод Дельфы)

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОЦЕНОК

3.1. Общие положения

3.2. Параметрическое представление управленческих оценок в виде нечеткого интервала

3.3.Сравнение нечетких интервалов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наступление эры вычислительной техники породило стремление решать новые практические задачи, используя для этого достаточно сложные модели. Основой успешной работы этих моделей является использование все более сложной и неточной информации.

Однако, формализация управленческих решений осложняется рядом особенностей.

Трудно рассчитывать на появление таких моделей, которые бы полностью отражали природу и количественные взаимосвязи социально-экономических процессов. Реальная действительность всегда сложнее самых тонких математических моделей и ее развитие, как правило, опережает формальное познание.

Реальные задачи управления требуют в качестве необходимого элемента участия людей в нем, то есть процессе управления представляет собой интерактивный или человеко-машинный.

И, наконец, сам процесс управления практически всегда ориентирован не только на получение числовых значений, но и на здравый смысл. Причем здравый смысл, опыт и интуиция зачастую как раз и используется тогда, когда имеется дело со сложной и неточной информацией.

Современная практика показывает, что основные трудности при выборе и принятии деловых решений, обусловлены, прежде всего, недостаточно высоким качеством и неполнотой имеющейся в распоряжении лица принимающего решение (в дальнейшем – ЛПР) информации.

Эти трудности можно сформулировать следующим образом:

1.Исходная статистическая информация, как правило, недостаточно достоверна, то есть имеет место неточность информации.

2. Часть информации имеет качественный характер и не поддается количественной оценке.

3. Существуют факторы, которые известны и могут повлиять на реализацию решения в будущем, но предсказать их точно не представляется возможным.

4. Любая идея содержит в себе потенциальную возможность различных схем ее реализации. Поэтому всегда существует проблема выбора при принятии решения из нескольких альтернатив.

5. При выборе “наилучшего” решения ЛПР сталкивается с многозначностью трактовки обобщенного критерия. Иными словами, многозначность, многомерность и качественное различие оцениваемых факторов или показателей является серьезным препятствием для получения обобщенной оценки принятого решения.

На рис.1.В показано влияние вышеуказанных трудностей на процесс принятие решения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал