Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспектирование






 

Конспектирование –процесс мыслительнойпереработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста, результатом конспектирования является запись в виде конспекта. Преподаватель должен научить студентов конспектировать. При этом он обращает внимание на структуру конспекта, включающую в себя: план, тезисы основных мыслей конспектируемого источника и фактический материал. Для подтверждения основной мысли приводятся один – два наиболее ярких факта.

 

К наиболее удобной и педагогически целесообразной относится следующая форма конспектирования:

ü полное название источника.

ü раскрытие содержания источника по двум аспектам: формулировка вопроса (вопросы могут представлять собой план конспекта, их количество зависеть от наличия логически завершенных смысловых частей источника) и само содержание.

 

При работе над конспектом желательно оставлять поля, на которые выносятся замечания студента, его отношение к конспектируемому (согласие, несогласие, неуважение и т.д.), свои суждения, оценки.

 


Подготовка конспекта включает следующие этапы:

 

1. Выделяются смысловые части – вся информация, относящаяся к одной теме, группируются в один блок.

 

2. В каждой смысловой части формулируется тема с опорой на ключевые слова и фразы.

 

3. В каждой части выделяются главная и дополнительная по отношению к теме информации.

 

4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект – план и конспект – схема).

 

5. Дополнительная информация приводится при необходимости.

 

Планирование.

 

План –последовательное логически обоснованноев самой работе перечисление вопросов. Он дает логическую линию книги, статьи и обеспечивает логику изложения материала при выступлении.

 

Развернутый план в большей степени раскрывает содержание прочитанного и показывает логику изложения вопроса автором. В него можно включить конкретный материал: цифры, примеры, факты. Этот метод целесообразно применять при подготовке к выступлению на семинаре.

 

 


1.4. Тезирование.

 

Тезирование –один из видов извлечения основнойинформации текста – источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, т.е. авторской оценки информации и дает изложение, расчлененного на отдельные положения – тезисы.

 

Тезисы –представляют собой краткую по пунктамзапись основных положений работы, посредством которых передается содержание, основная идея книги, статьи, кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи.

 

Практическое значение тезисов в том, что они учат анализировать прочитанное, помогают студенту сосредоточить внимание на основных вопросах темы, способствуют повышению культуры устной и письменной речи.

 

В зависимости от стиля изложения существует два

 

типа тезисов:

 

- тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание;

 

- тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации.

 


Составление тезисов, аннотаций

 

Тезис –положение, кратко излагающее одну изосновных мыслей, позиций автора в статье, разделен теме. В основе тезисов лежит план, каждый вопрос которого кратко развернут студентом с помощью двух-трех фраз, отражающих главную мысль определенной, логически завершенной части прочитанного. Задача – научить составлять тезисы сегодня – практически необходима.

 

Студенты учатся мыслить нешаблонно, нестандартно, не по бумажке, помочь студентам самостоятельно мыслить призваны и правильно составленный план, и тезисы.

 

Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами.

 

Известно, что… Следует отменить, что… Однако… При этом важно, что…

 

Предполагается, что… Специалисты ставят своей задачей…

 

Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:

 

Ставит вопрос… Считает… Сравнивает… Приводит пример… Перечисляет… Характеризует… Подчеркивает…

 


Тезисы с точки зрения нормативности являются одним из наиболее устойчивых жанров научного стиля. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы. Среди типичных нарушений следует отменить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией проспектом, планом, смешение форм разных жанров. Подобное смешение свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей.

 

Приведем пример тезисов на тему «Алгоритмы чтения и их роль в понимании текста».

 

1. Любой текст – это языковое выражение замысла

автора.

 

2. Алгоритм чтения определяет последовательность умственной деятельности при восприятии основных фрагментов текста.

 

3. Психологическая установка – это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию.

 

4. При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма.

 

5. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.

 


1.1. Выписка из текста –вид записи, когда при изучении книги выписываются отдельные наиболее важные мысли автора, цитаты, дословно или своими словами. Как правило, цитируются определения экономических категорий (деньги, стоимость, прибыль, рентабельность). Наиболее распространенной формой записи является конспект (слово конспект обозначает обзор, изложение, краткую запись содержания книги или лекции), т.е. краткое изложение прочитанного. Хорошо выполненный конспект позволяет пользоваться им многократно, быстро восстанавливать в памяти содержание прочитанного, мобилизовать накопление знаний, например, при подготовке к зачетам, экзаменам.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал