Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности выбора при представительной демократии.






Частный и общественный выбор

В условиях представительной демократии процесс голосования усложняется. В отличие от частного, общественный выбор осуществляется через определенные промежутки времени, ограничен кругом претендентов со своими пакетами программ (см. табл. 6.1). Последнее означает, что избиратель лишен возможности выбирать нескольких депутатов: одного — для решения проблем занятости, другого — для борьбы с инфляцией, третьего — по проблемам внешней политики и т.д. Он вынужден избрать одного депутата, позиция которого далеко не полностью совпадает с его предпочтениями.

Усложняется и процедура голосования. Избирательное право может быть обусловлено имущественным цензом (как в древнем Риме) или цензом оседлости (как в некоторых современных странах Балтии). Для избрания кандидата может требоваться относительное или абсолютное большинство.

Представительная демократия обладает рядом несомненных преимуществ. Она, в частности, с успехом использует выгоды общественного разделения труда. Избранные депутаты специализируются на принятии решений по определенным вопросам. Законодательные собрания организуют и направляют деятельность исполнительной власти, следят за претворением принятых решений в жизнь.

В то же время при представительной демократии нередко проходят варианты, не соответствующие интересам и чаяниям большинства населения. Кроме того, создаются предпосылки для принятия решений в интересах узкой группы лиц.

Две трактовки понятия «представительная демократия»

Глагол «представлять» имеет несколько значений. Так, первоначально в литературе и искусстве он употреблялся в смысле представления (изображения, создания образа) персонажа пьесы или портрета. Например, артист М. Царев предстает в роли Фамусова в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Портретист Дж. Доу представляет героев войны 1812 г. в Военной галерее Зимнего дворца. С XVI в. глагол «представлять» начинает означать действие для кого-либо или в интересах кого-либо. Посол А.С. Грибоедов, например, представляет интересы России в Персии. С середины XVII в. это значение приобретает дополнительный смысл: быть представителем (народа, округа и т.д.), иметь полномочия (председателя, заместителя председателя и т.д.), действовать от имени кого-либо.

Применительно к представительной демократии упомянутое нами второе значение глагола «представлять» нашло воплощение в двух концепциях: микрокосма и принципала-агента1. История первой концепции — микрокосма — восходит к американскому президенту Джону Адамсу, который еще в 1780-е гг. сформулировал идею о том, что парламент должен быть точным портретом в миниатюре народа в целом, т.е. думать, чувствовать, рассуждать и действовать, как народ, или, как удачно заметил Мирабо, «иметь те же пропорции, что и оригинал». При таком подходе парламент должен состоять из статистически представительных граждан страны, т.е. отражать структуру общества, его возрастные, этнические, классовые и другие параметры. В этом смысле парламент является копией, зеркальным отражением оригинала.

Вторая концепция — принципал-агент — означает, что представитель действует в интересах народа, как агент в интересах начальника, с определенной степенью свободы. Проблемы, однако, заключаются в том, что степень этой свободы неопределенна и агенту часто приходится действовать в интересах не одного начальника, а многих принципалов.

Очевидно, что эти концепции не только дополняют друг друга, но и нередко находятся в противоречии. Если члены представительного органа являются микрокосмом, но не отстаивают его интересы (не хотят или не могут), то они оказываются представителями в первом, а не во втором значении слова «представлять». И наоборот, они могут выполнять волю народа, не будучи их статистической копией, как профессиональные политики или юристы. Эти различия представительства отражаются и в системах голосования (пропорциональная, мажоритарная), и в типах выборов (выборы одного или многих представителей от округа — одномандатный или многомандатные округа). Впрочем, познакомимся с системой политической конкуренции поближе.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал