Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уход за помещением
На уроках хозяйственно-бытового труда воспитанники подробно знакомятся с большинством помещений школы. Они осматривают мебель, а также выполняют простую работу по уборке помещений. Знакомить воспитанников с жилыми, учебными и рабочими помещениями, а также с правилами ухода за ними целесообразно в таком порядке: 1) название помещения; 2) виды мебели, находящиеся в том или ином помещении; 3) размещение мебели в помещениях, уборку которых будут производить воспитанники; 4) обучение уходу за помещением. На занятии по ознакомлению с тем или иным помещением учитель объясняет его назначение, сообщает название и обращает внимание на соответствие оборудования помещения его назначению. С мебелью, находящейся в определенном помещении, воспитанники знакомятся в процессе учебных занятий и экскурсии. О видах мебели сообщают самые элементарные сведения: название, для чего предназначена, в каких помещениях используется. Демонстрируя мебель, называют и показывают ее части, указывают, из каких материалов они сделаны. На этом занятии воспитанники знакомятся с новыми терминами, которые они должны заучить, так как в дальнейшем, во время выполнения практических работ, они будут ими пользоваться («полированная», «мягкая», «жесткая» мебель). Для более прочного усвоения всех вышеперечисленных вопросов систематически повторяют пройденный материал при выполнении разнообразных упражнений. Например, воспитанники узнают на иллюстрациях и называют различные помещения, рассказывают об их назначении. Учеников необходимо ознакомить с особенностями мебели в тех или иных помещениях. Несмотря на простоту оборудования спален, некоторые из них имеют свою специфику. Так, в спальнях для детей младшего возраста кровати с высокими бортиками, а на кроватях для взрослых воспитанников таких бортиков нет. На эти и другие детали указывают при осмотре помещения. Обучение детей по уходу за жилищем начинают в кабинете хозяйственно-бытового труда. В дальнейшем полученные навыки закрепляются при уборке помещений. В первые годы обучения большинство воспитанников овладели сухой уборкой классов (групповых), спален и других помещений. В дальнейшем ученики должны постепенно освоить влажную уборку. На первом занятии проводится беседа о необходимости содержания помещения в чистоте, о вреде пыли. Беседа сопровождается иллюстрациями, на которых изображена уборка помещения. Воспитанники рассматривают изображенные предметы и хозяйственный инвентарь, находят соответствующий в кабинете обслуживающего труда. Особое внимание обращают на маркировку инвентаря, его назначение. Одновременно выясняется, кто из воспитанников помогает взрослым в уборке, как часто это делает. При этом обязательно следует усилить мотивировку предстоящего задания, сообщив о том, что уборщиц в учреждении мало, они перегружены работой, поэтому многое должны выполнять сами воспитанники. Переходя непосредственно к обучению детей влажной уборке, учитель вначале показывает ее преимущество перед сухой. Для этого он сначала проводит по подоконнику сухой тряпкой, в результате чего поднимается много пыли. Затем это же действие выполняется влажной тряпкой — вся пыль прилипает к ней. Несколько воспитанников вслед за учителем повторяют это упражнение. Делается вывод о преимуществе в данном случае влажной уборки. Непосредственную практическую деятельность дети начинают с подметания пола влажным веником, что представляет для них определенную трудность. Поэтому в предварительном инструктаже учитель наряду с объяснением последовательности операций показывает, в каком направлении следует мести (от себя), обращает внимание на то, что нельзя пропускать части поверхности пола и собирать мусор в середине помещения. После этого задания приступают к влажной уборке столов, классной доски, плинтусов и батарей. С этой простейшей работой воспитанники справляются относительно самостоятельно. Особую сложность представляет мытье полов. Здесь необходимо проведение специальных тренировочных упражнений. Для этого поверхность пола делится на отдельные участки, где сразу несколько воспитанников овладевают необходимыми приемами. Учитель показывает и объясняет им, как отжать тряпку, правильно надеть ее на швабру, выполнить необходимые действия. Особое внимание он обращает на то, чтобы дети не терли одно и то же место, а своевременно переходили с одного участка на другой. Во время уборки помещений учитель показывает приемы чистки полированной и мягкой мебели. Воспитанникам показывают нужный инвентарь и средства, учат пользоваться ими. При этом учитель добивается, чтобы ученики правильно называли части мебели, принадлежности для труда и т. п. не только при ответах на вопросы, но и в разговорной речи, при обращении друг к другу. Практическое повторение по этой теме можно организовать в классе (групповой), в актовом, физкультурном залах и других помещениях.
|