Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа с тканью и уход за одеждой
Целью этих занятий является обучение детей наиболее простым операциям шитья, чтобы они смогли под наблюдением педагога производить мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалки, наложение заплаты). Для работы с тканью каждый воспитанник должен иметь рабочую коробку, где хранятся в определенном порядке все необходимые принадлежности: нитки, иголки, наперсток, подушечка для иголок и булавок, ножницы, а также незаконченные работы. На первом занятии учащиеся знакомятся с различными тканями (толстыми и тонкими, отличающимися по цвету), учитель рассказывает, что ткань нужна для защиты тела от холода, дождя, жары, показывает вещи, сшитые из различных тканей. Затем воспитанникам раздают образцы ткани, с которыми они выполняют простейшие операции. Делается вывод о том, что ткань можно резать, прокалывать, она впитывает влагу. Разумеется, все сведения даются в самой элементарной форме. При этом надо избегать непонятных ученикам слов, таких, как, например, «волокно», «ворс» и т. д. Затем учитель знакомит воспитанников с иголкой и наперстком. Показывает и объясняет, что величина иглы должна соответствовать толщине ткани. После этого сами воспитанники на своих рабочих местах подбирают к образцам ткани соответствующие иголки. Определенную трудность для учащихся представляет вдевание нитки в иголку. Чтобы в какой-то мере облегчить это действие, сначала работают с большой иглой и суровой толстой ниткой. Учитель показывает воспитанникам, как держать иголку между большим и указательным пальцами левой руки, как скручивать кончик нитки, чтобы на ней не образовалось «усиков», как вдеть нитку в ушко иголки. Затем дети сами выполняют эти действия. Педагог следит за тем, чтобы воспитанники отрывали нитку нужного размера (на длину вытянутой руки). После освоения вдевания суровой нитки в ушко большой иголки переходят к более тонким ниткам и иголкам. Особое внимание надо обратить на завязывание узелка на двойной нитке. Сначала учитель объясняет назначение этого действия и наглядно показывает, что произойдет, если его не выполнить. Затем это действие повторяют воспитанники, делается вывод о том, что узелок на конце нитки необходим. После этого учитель показывает, как завязывается узелок; два-три воспитанника, вызванные к рабочему месту учителя, еще раз повторяют необходимые действия. В ходе их выполнения педагог проводит индивидуальный инструктаж, напоминает, что колечко должно быть сделано за ногтем, иначе его трудно будет «столкнуть». Чтобы убедиться, что узелок на конце нитки получился, воспитанники ощупывают его, рассматривают узелки на работах друг друга. После этого к выполнению задания приступает вся группа. Обучение пришиванию пуговиц начинают с сообщения познавательных сведений. Учитель объясняет и показывает воспитанникам, что для одежды подбирают разные пуговицы в зависимости от цвета ткани и ее толщины. Затем на своих рабочих местах воспитанники раскладывают образцы ткани по толщине и цвету, с помощью учителя находят соответствующие пуговицы. После этого проводят подготовительные упражнения по пришиванию пуговиц. Сначала воспитанники учатся пришивать большие пуговицы на кусок картона, разделенного на квадраты. Посредине каждого квадрата пришивается по пуговице (в первых квадратах делаются проколы в соответствующих местах). Сначала пришивают большие пуговицы с двумя дырочками, потом — с четырьмя. От больших пуговиц переходят к маленьким. После пришивания пуговиц на картон переходят к работе с тканью. В ходе ее выполнения ученики по возможности сами подбирают пуговицы в соответствии с цветом и толщиной образцов ткани, пришивают их. Учитель контролирует правильное выполнение отдельных действий (например, отрывание нитки определенной длины), инструктирует воспитанников по технике безопасности. Практическое повторение по этой теме можно организовать, взяв для починки одежду младших учащихся. Согласно программе дети изучают самый элементарный шов — наметочный. Воспитанникам сложен термин «наметочный шов», поэтому используют более простое выражение — шов «вперед иголку»*. Знакомя воспитанников с названием шва, необходимо несколько раз внятно произнести его, вывесить на доске соответствующую табличку и предложить каждому воспитаннику прочитать ее. Вначале учитель объясняет, для чего используется этот тип шва, затем на листе плотной цветной бумаги показывает его направление: сначала иголку вставляют в самый крайний (правый) прокол и шов ведут справа налево, периодически переворачивая бумагу. Шитье производят двойной ниткой, что препятствует соскальзыванию иголки. Внимание воспитанников обращают на то, что шов получается прерывистый, образуется своеобразная дорожка. После объяснения и показа ученики выполняют этот вид шва. Сначала им дается лист бумаги, на котором проколы расположены на достаточно большом расстоянии друг от друга, затем постепенно переходят к меньшим стежкам. Овладев в ходе тренировочных упражнений необходимыми приемами, воспитанники переходят к работе с тканью. Здесь, чтобы помочь им выдержать направление шва, используют резец, а также особый прием, заключающийся в следующем: на месте, где должен быть шов, иголкой вытягивают нитку — образуется как бы дорожка, по которой и надо шить. Поэтапно осваивается и другой вид шва — строчечный (или «назад иголку»). Вначале учитель на образце показывает, что при шве «вперед иголку» бумага (ткань) разъезжается. Затем сами воспитанники убеждаются в этом, выполняя определенные действия. Делается вывод о том, что когда вещь нужно сшить прочно, применяют другой вид шва — «назад иголку». Вывешивается табличка с этим названием, проводится необходимая словарная работа. После этого на размеченном листе бумаги учитель демонстрирует выполнение этого шва, показывает и объясняет, что на одной стороне строчка получается такой же, как при шве «вперед иголку», а на другой — нитка каждого последующего стежка заходит за нитку предыдущего. Затем два-три воспитанника повторяют действия, т.к. учитель должен убедиться, насколько задание усвоено. Обычно дети допускают одну типичную ошибку: заменяют данный вид шва более простым — «вперед иголку». В этом случае учитель опять повторяет весь комплекс действий, после чего к работе приступает вся группа. Затем воспитанники переходят к работе с тканью. Сначала шов выполняется на одном куске ткани (вышивка), затем переходят к сшиванию двух кусков ткани. Выполнение краевого шва (шов «через край») воспитанники усваивают следующим образом. Учитель показывает на образце, что этот вид шва применяется для того, чтобы не осыпался край ткани. Проводится специальная словарная работа по заучиванию названия этого шва. Затем каждому ученику раздают образцы ткани, они должны рассмотреть их, определить направление шва. Учитель обращает внимание детей на то, что стежки идут в косом направлении. Выполнение воспитанниками тренировочных упражнений и практической работы проходит примерно в такой же последовательности, как и при освоении других швов. После знакомства с разными видами швов необходимо организовать практическое повторение. С этой целью выполняются следующие задания: пришить вешалку, обметать петлю, зашить разрывы и т.д. Предварительно ученики должны определить, какой вид шва необходимо использовать, рассказать и показать ход его выполнения.
|