Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа с тканью и уход за одеждой






Целью этих занятий является обучение детей наиболее простым операциям ши­тья, чтобы они смогли под наблюдением педагога производить мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалки, наложение заплаты). Для работы с тка­нью каждый воспитанник должен иметь рабочую коробку, где хранятся в опре­деленном порядке все необходимые принадлежности: нитки, иголки, наперсток, подушечка для иголок и булавок, ножницы, а также незаконченные работы.

На первом занятии учащиеся знакомятся с различными тканями (толстыми и тон­кими, отличающимися по цвету), учитель рассказывает, что ткань нужна для за­щиты тела от холода, дождя, жары, показывает вещи, сшитые из различных тка­ней. Затем воспитанникам раздают образцы ткани, с которыми они выполняют простейшие операции. Делается вывод о том, что ткань можно резать, прокалы­вать, она впитывает влагу. Разумеется, все сведения даются в самой элементар­ной форме. При этом надо избегать непонятных ученикам слов, таких, как, на­пример, «волокно», «ворс» и т. д.

Затем учитель знакомит воспитанников с иголкой и наперстком. Показывает и объясняет, что величина иглы должна соответствовать толщине ткани. После это­го сами воспитанники на своих рабочих местах подбирают к образцам ткани со­ответствующие иголки.

Определенную трудность для учащихся представляет вдевание нитки в иголку. Чтобы в какой-то мере облегчить это действие, сначала работают с большой иг­лой и суровой толстой ниткой. Учитель показывает воспитанникам, как держать иголку между большим и указательным пальцами левой руки, как скручивать кон­чик нитки, чтобы на ней не образовалось «усиков», как вдеть нитку в ушко игол­ки.

Затем дети сами выполняют эти действия. Педагог следит за тем, чтобы воспи­танники отрывали нитку нужного размера (на длину вытянутой руки). После ос­воения вдевания суровой нитки в ушко большой иголки переходят к более тон­ким ниткам и иголкам.

Особое внимание надо обратить на завязывание узелка на двойной нитке. Сна­чала учитель объясняет назначение этого действия и наглядно показывает, что произойдет, если его не выполнить. Затем это действие повторяют воспитанни­ки, делается вывод о том, что узелок на конце нитки необходим. После этого учи­тель показывает, как завязывается узелок; два-три воспитанника, вызванные к рабочему месту учителя, еще раз повторяют необходимые действия. В ходе их выполнения педагог проводит индивидуальный инструктаж, напоминает, что ко­лечко должно быть сделано за ногтем, иначе его трудно будет «столкнуть». Что­бы убедиться, что узелок на конце нитки получился, воспитанники ощупывают его, рассматривают узелки на работах друг друга. После этого к выполнению зада­ния приступает вся группа.

Обучение пришиванию пуговиц начинают с сообщения познавательных сведений. Учитель объясняет и показывает воспитанникам, что для одежды подбирают раз­ные пуговицы в зависимости от цвета ткани и ее толщины. Затем на своих рабо­чих местах воспитанники раскладывают образцы ткани по толщине и цвету, с помощью учителя находят соответствующие пуговицы.

После этого проводят подготовительные упражнения по пришиванию пуговиц.

Сначала воспитанники учатся пришивать большие пуговицы на кусок картона, разделенного на квадраты. Посредине каждого квадрата пришивается по пуго­вице (в первых квадратах делаются проколы в соответствующих местах). Снача­ла пришивают большие пуговицы с двумя дырочками, потом — с четырьмя. От больших пуговиц переходят к маленьким.

После пришивания пуговиц на картон переходят к работе с тканью. В ходе ее выполнения ученики по возможности сами подбирают пуговицы в соответствии с цветом и толщиной образцов ткани, пришивают их. Учитель контролирует пра­вильное выполнение отдельных действий (например, отрывание нитки опреде­ленной длины), инструктирует воспитанников по технике безопасности. Практи­ческое повторение по этой теме можно организовать, взяв для починки одежду младших учащихся.

Согласно программе дети изучают самый элементарный шов — наметочный. Вос­питанникам сложен термин «наметочный шов», поэтому используют более про­стое выражение — шов «вперед иголку»*. Знакомя воспитанников с названием шва, необходимо несколько раз внятно произнести его, вывесить на доске соот­ветствующую табличку и предложить каждому воспитаннику прочитать ее.

Вначале учитель объясняет, для чего используется этот тип шва, затем на листе плотной цветной бумаги показывает его направление: сначала иголку вставляют в самый крайний (правый) прокол и шов ведут справа налево, периодически пе­реворачивая бумагу. Шитье производят двойной ниткой, что препятствует соскальзыванию иголки. Внимание воспитанников обращают на то, что шов полу­чается прерывистый, образуется своеобразная дорожка. После объяснения и показа ученики выполняют этот вид шва. Сначала им дается лист бумаги, на ко­тором проколы расположены на достаточно большом расстоянии друг от друга, затем постепенно переходят к меньшим стежкам.

Овладев в ходе тренировочных упражнений необходимыми приемами, воспитан­ники переходят к работе с тканью. Здесь, чтобы помочь им выдержать направ­ление шва, используют резец, а также особый прием, заключающийся в следу­ющем: на месте, где должен быть шов, иголкой вытягивают нитку — образуется как бы дорожка, по которой и надо шить.

Поэтапно осваивается и другой вид шва — строчечный (или «назад иголку»). Вна­чале учитель на образце показывает, что при шве «вперед иголку» бумага (ткань) разъезжается. Затем сами воспитанники убеждаются в этом, выполняя опреде­ленные действия. Делается вывод о том, что когда вещь нужно сшить прочно, применяют другой вид шва — «назад иголку». Вывешивается табличка с этим названием, проводится необходимая словарная работа. После этого на разме­ченном листе бумаги учитель демонстрирует выполнение этого шва, показывает и объясняет, что на одной стороне строчка получается такой же, как при шве «впе­ред иголку», а на другой — нитка каждого последующего стежка заходит за нит­ку предыдущего. Затем два-три воспитанника повторяют действия, т.к. учитель должен убедиться, насколько задание усвоено. Обычно дети допускают одну ти­пичную ошибку: заменяют данный вид шва более простым — «вперед иголку». В этом случае учитель опять повторяет весь комплекс действий, после чего к ра­боте приступает вся группа.

Затем воспитанники переходят к работе с тканью. Сначала шов выполняется на одном куске ткани (вышивка), затем переходят к сшиванию двух кусков ткани.

Выполнение краевого шва (шов «через край») воспитанники усваивают следую­щим образом. Учитель показывает на образце, что этот вид шва применяется для того, чтобы не осыпался край ткани. Проводится специальная словарная работа по заучиванию названия этого шва. Затем каждому ученику раздают образцы тка­ни, они должны рассмотреть их, определить направление шва. Учитель обраща­ет внимание детей на то, что стежки идут в косом направлении. Выполнение вос­питанниками тренировочных упражнений и практической работы проходит при­мерно в такой же последовательности, как и при освоении других швов.

После знакомства с разными видами швов необходимо организовать практичес­кое повторение. С этой целью выполняются следующие задания: пришить вешал­ку, обметать петлю, зашить разрывы и т.д. Предварительно ученики должны оп­ределить, какой вид шва необходимо использовать, рассказать и показать ход его выполнения.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал