Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация учебных занятий
Успешное формирование трудовых навыков у воспитанников возможно лишь при правильной организации их учебного процесса. В условиях обучения детей в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида класс на уроках труда делится на две группы. Работа с учениками начинается с момента прихода их в мастерскую. Учитель труда должен проследить, чтобы дети приходили в мастерскую организованно и имели спецодежду. У каждого ученика должно быть постоянное рабочее место. Последнее условие является очень важным, так как перевод воспитанника на новое место может вызвать у него аффективное состояние, отказ от работы, резкое снижение темпа и точности выполнения задания. В процессе подготовки к уроку учитель продумывает порядок выдачи воспитанникам инструментов, заготовок с таким расчетом, чтобы на это было затрачено как можно меньше времени. Как правило, в мастерских имеются инструменты индивидуального пользования, которые вместе с заготовками дежурные разносят по рабочим местам. Центральное место на уроке занимает практическая работа, которая строится на базе производительного труда. Однако это не означает, что можно изготавливать любую продукцию, пренебрегая содержанием учебной программы. Работа детей должна быть производительной по своему характеру, а по содержанию — отвечать учебной программе. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение воспитанниками знаний познавательного характера. Они изучают технику безопасности и санитарно-гигиенические требования к урокам труда, их знакомят со свойствами материалов и областью их применения. Так, воспитанникам даются элементарные представления о производстве бумаги и ее свойствах, на уроках работы с тканью учащиеся знакомятся с видами ткани, их особенностями и назначением. Наблюдения свидетельствуют, что довольно часто педагоги усложняют теоретический материал и воспитанники заучивают отдельные понятия и определения механически, не понимая их смысла. Это неправильно. Все знания, получаемые учащимися, должны быть доступны им по содержанию. Помимо уроков в учебных мастерских трудовое обучение предусматривает проведение экскурсий. В старшем возрасте учащиеся выполняют работу, аналогичную той, которой будут в дальнейшем заниматься на предприятиях, использующих груд инвалидов, или в лечебно-трудовых мастерских психоневрологических диспансеров. Программой предусмотрена организация экскурсий на одно из вышеназванных производств. При проведении экскурсий педагогу нужно твердо знать, что с учащимися нельзя исходить на экскурсию, предварительно не подготовив их к правильному воспитанию того, что они увидят. Воспитанникам надо еще в классе рассказать, куда они идут, что представляет собой этот объект, на что особо следует обратить внимание. Во время экскурсии учащимся рассказывают о выпускаемой предприятием продукции, о конкретном участке их будущей работы. Необходимо в доступной форме остановиться на вопросах организации труда, качества изделий. Внимание учеников следует также обратить на взаимоотношения в трудовом коллективе. Каждая экскурсия после ее проведения, должна быть проанализирована. Учитель должен помочь воспитанникам по возможности осмыслить увиденное.
|