Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие методические принципы трудового обучения






Вопросы трудового обучения здесь рассматриваются на примере картонажного дела, так как данная методика и организация занятий могут быть применены и к другим видам труда.

Работа над изделием начинается с ориентировки в задании. Трудности ориен­тировки у воспитанников велики. Для них не столько сложно выполнить ту или иную операцию, сколько осознать ее. Отсюда вытекает чрезвычайно важное тре­бование — увеличить во времени этап ориентировки в задании. На данном эта­пе дети должны узнать, что им необходимо сделать, познакомиться с образцом изделия, уяснить, какие материалы и инструменты потребуются для работы.

Рассматривая вопрос о назначении изделия, учитель попутно выясняет, какие знания для выполнения заданной работы воспитанники уже приобрели. Далее педагог рассказывает об использовании готовых изделий. Здесь необходимо выработать как можно более сильную мотивировку выполнения предстоящих тру­довых операций, заинтересовать воспитанников будущей работой.

Обычно мотивировка подчинения учителю в большинстве случаев обеспечивает выполнение учениками несложного задания. Однако этого совершенно недоста­точно для того, чтобы у них возникали интерес, желание и т.п. Обязательным условием повышения мотивации является обоснование задания его практичес­кой необходимостью. Следует помочь воспитанникам по возможности осознать общественную значимость их работы. Несомненно, это очень сложная задача, но она становится до некоторой степени разрешимой, если наглядно демонстриро­вать учащимся, какое применение находят результаты их практической деятель­ности. Например, перед изготовлением библиотечных кармашков педагог сооб­щает, что они предназначены для библиотеки. В дальнейшем в воспитательных целях важно организовать передачу кармашков в библиотеку при участии самих детей.

При знакомстве с новым изделием необходимо, чтобы каждый воспитанник имел возможность взять образец в руки и внимательно рассмотреть его. Этот момент очень важен, так как позволяет учащемуся непосредственно воспринимать свой­ства изделия и дает учителю возможность акцентировать внимание детей даже на малозаметных деталях (сторонах) работы. Например, при изготовлении сбор­ной коробки обращается внимание на порядок загибания сторон заготовки, ве­личину зазоров в соединениях и т.д. Учитель наблюдает за действиями воспитанников, задает наводящие вопросы. Если проведение таких осмотров недостаточно организовано, то учащиеся в дальнейшем не смогут справиться с заданием, не будут знать, на что нужно обратить внимание.

В процессе ориентировки в задании воспитанники также знакомятся с условия ми предстоящей трудовой деятельности. Они должны знать, какие материал инструменты потребуются для работы, уметь выбрать их. На первых занятиях учитель с помощью конкретно поставленных вопросов добивается от учащих называния необходимых материалов, в дальнейшем воспитанники сами должны определить, что им потребуется в ходе выполнения задания.

В ходе ориентировочного этапа воспитанники должны усвоить последовательность работы и ее конечный результат. Описание предстоящих операций крайне

сложно для подавляющего большинства воспитанников. Им проще ответить на вопросы, касающиеся одной-двух операций, например: «С чего нужно начинать работу?», «Что нужно сделать после того, как получил заготовку?» и т.п.

С целью оказания помощи воспитанникам в ориентировке в задании использу­емая предметная инструкционная карта. Это пособие отражает основные этапы и изготовления изделия. Количество предметных образцов инструкционной карты должно полностью соответствовать числу технологических операций. Например, первый образец (после заготовки) отражает выкройку коробки, второй — резуль-1.И выполнения операции «Разметка по шаблону», третий — результат операции «Рицовка», четвертый — результат операции «Фальцовка», пятый — склеивание клапанов коробки и т. д.

Предметные инструкционные карты могут быть использованы учителем для осмысления последовательности выполнения операций и при проверке знаний воспитанников в ходе повторения учебного материала.

Но и при такой помощи часть учеников не могут в полной мере использовать практическую ситуацию для осмысления процесса изготовления изделия. Учитель вынужден каждому из них подсказывать порядок перехода от одной операции к другой.

На основе содержания предметных инструкционных карт могут быть построены

задачи, направленные на активизацию познавательной деятельности воспитан­ников. Например, один образец учитель убирает и задает такие вопросы:

1. В каком месте предметной инструкционной карты необходимо расположить недостающий образец?

2. Какая пропущена операция?

3. Какие инструменты применяются при выполнении данной операции?

Предметные инструкционные карты можно использовать также для индивидуальной помощи воспитанникам, которые явно не справляются с работой. В этом случае перед каждым учеником должен быть образец поэтапного выполнения соответствующих операций.

От этапа ориентировки в задании учащиеся преступают к пробному выполнению трудовых действий. Часто первые попытки выполнить работу сопряжены с неудачей. В связи с этим воспитанники нуждаются в специальных тренировочных упражнениях по выработке приемов работы. Тренировочные упражнения выполняют как бы пропедевтическую функцию по формированию у воспитанников готовности к овладению навыков. часто тренировочные упражнения протекают в виде сопряженной деятельности педагога и воспитанников.

Обычно при тренировочных упражнениях используют не рабочие заготовки, а материалоотходы. Так, пакеты для семян сначала выполняются из отходов бумаги, а затем уже рабочих заготовок.

В ходе тренировочных упражнений воспитанники должны усвоить основные приемы, применяемые в картонажном деле: разметку, рицовку, сгибание (фальцовку), резание, намазывание, склеивание, скрепление. Эти операции проводятся изолированно от конкретных практических работ на учебных образцах. В этом случае трудовые приемы усваиваются воспитанниками достаточно осознанно и могут быть перенесены в незнакомые условия.

В ходе обучения необходимо постепенно повышать степень самостоятельности учащихся при характеристике конечного результата труда. Если вначале каче­ственную характеристику изделия полностью дает учитель, то в дальнейшем вос­питанникам предлагают ряд вопросов, помогающих выявить нужные признаки. Требования к качеству продукции следует Прочно закрепить: каждый ученик дол­жен четко знать качественную характеристику будущего изделия. В кратком виде эту характеристику целесообразно вывесить в виде таблички в мастерской.

На первом этапе воспитанники знакомятся с назначением приема. Например, рицовка деталей из картона выполняется для того, чтобы получить правильную линию сгиба.

Учитель демонстрирует воспитанникам необходимость этой операции. Для это­го он выполняет на листе картона разметку линии сгиба и перегибает лист. Уче­ники видят, что картон ломается и сгиб получается неправильный. Тогда учитель выполняет рицовку (проводит линию разметки, делает по этой линии надрез пе­реплетным ножом и сгибает заготовку). Необходимость рицовки очевидна - сгиб получается ровный, строго по линии разметки.

В ходе второго этапа воспитанники первоначально практически усваивают соот­ветствующий технологический прием. При этом учитель сначала показывает, как используют тот или иной прием в рабочем темпе, затем - в замедленном и в конце — опять в рабочем. Выполняя движения приема в замедленном темпе, учи­тель объясняет, как осуществляется каждое рабочее движение. Например, на­несение клея на бумагу нужно начинать всегда с середины листа и вести кисть к его краям. При этом пальцами левой руки придерживают бумагу, чтобы она не сдвинулась с места. Затем вся намазанная поверхность разглаживается той же кистью или щеткой в поперечном направлении слева направо (кистью пользуют­ся при намазывании краев, а щеткой — при намазывании листа целиком).

При выполнении тренировочных упражнений особенно важно отмечать характер­ные ошибки в работе воспитанников, чтобы в дальнейшем у них не вырабатыва­лись неправильные действия. Заметив типичную ошибку (нередко учащиеся за­гибают стороны не по заранее намеченной линии, а произвольно), учитель оста­навливает работу группы и вновь показывав правильное выполнение.

Упражнения по первоначальному освоению новых приемов начинают с форми­рования знаний и представлений о результатах приемов (операций), затем изу­чают последовательность действий и их характеристику, после чего приступают к практическому освоению данной операция. ПРИ повторении одних и тех же уп­ражнений основное время отводится на практическое освоение трудовых дей­ствий и приемов.

В процессе тренировочных упражнений у воспитанников вырабатываются необ­ходимые приемы работы, для чего они, несомненно, нуждаются в большом ко­личестве повторений. Однако при этом (следует иметь в виду, что на определен­ной ступени однообразные повторения, способствуют возникновению косного

(«жесткого») стереотипа, который с трудом преодолевается в новой обстановке. Поэтому на данном этапе нецелесообразно формировать приемы на уровне на­выков. Последние вырабатываются во время практических работ.

Овладев в процессе тренировочных упражнений необходимыми приемами тру­да, воспитанники переходят непосредственно к практической работе. Но преж­де чем к ней приступить, учащимся следует опять подробно рассказать о цели той или иной работы, по возможности сформировать у них представление о ко­нечном результате труда. Необходимо предоставить воспитанникам возможность осмотреть материалы, орудия труда, произвести с ними различные действия. Основным методом обучения в процессе проведения практических работ явля­ется инструктаж с наглядным показом приемов труда. Перед тем как приступить к выполнению задания, каждый ученик воспроизводит показанный прием и с по­мощью педагога объясняет свои действия. Если многие воспитанники затрудня­ются в выполнении приема или совершают ошибки, показ и объяснение необхо­димо повторить.

К выполнению трудового задания разрешается приступить только тогда, когда учитель убедится в том, что все учащиеся усвоили последовательность опера­ций, правильно выполняют новый прием труда, знают, какие материалы нужны для работы.

В процессе непосредственной практической деятельности определенное значе­ние имеет создание у воспитанников эмоционального удовлетворения от резуль­татов работы. Для этого важно, чтобы они увидели итоги своего труда в ходе одного учебного занятия. Им не следует давать задания, требующие длительно­го выполнения.

Проведение практических работ предполагает определенную организацию тру­да. В зависимости от дидактических целей и характера занятия практические работы могут выполняться либо одним воспитанником (индивидуально), либо коллективно (пооперационно). Выбор организации труда зависит от дидактичес­ких целей и характера занятия. На начальных стадиях обучения, когда ученики должны освоить все операции, применяется индивидуальная работа. Это облег­чает учителю проверку выполненных заданий каждым воспитанником, исправле­ние ошибок и т.д. С помощью педагога учащиеся определяют качество получив­шегося изделия.

Пооперационный труд вводится лишь после того, как воспитанники в полной мере овладеют необходимыми навыками, позволяющими выполнять работу быстро и качественно. Следует подчеркнуть, что каково бы ни было построение урока, учи­телю необходимо осуществлять индивидуальный подход и контроль.

В ходе практических работ сначала изготавливаются простые четырехугольные коробочки небольших размеров, без оклейки их бумагой.

Весь процесс состоит из следующих операций:

1) укладка развертки на картон и обведение ее контура карандашом;

2) вырезание заготовки ножницами;

3) разметка линий сгиба;

4) надрезание этих линий ножом;

5) вырезание уголков;

6) загибание (залом) бортика;

7) скрепление углов бумажными полосками (клапанами), согнутыми пополам и наклеиваемыми на бортики внутри или снаружи. Таким способом изготовля­ется крышка коробки.

Целесообразно организовать практические работы таким образом, чтобы каждый воспитанник переходил от одной освоенной операции к другой. Затем делают такие же коробки, только большего размера, а также круглые и оклеенные бумагой. При этом добавляются следующие операции:

1) укладка на бумагу выкройки и обведение ее контуров;

2) вырезание заготовки ножницами, намазывание ее клеем и обтяжка бортиков;

3) загибание бумаги на донышко и внутрь бортиков.

В ходе практических работ педагог обращает внимание воспитанников на пра­вильное выполнение того или иного приема, и в особенности — на переход от одной операции к другой, инструктирует учащихся по поводу соблюдения дис­циплины, санитарно-гигиенических навыков и техники безопасности. При этом используется групповой и индивидуальный инструктаж.

Групповой инструктаж применяется тогда, когда одна и та же ошибка наблюда­ется у многих воспитанников. Это может быть ошибочное выполнение трудовых операций (разметка, рицовке), а также несовершенная поза или неправильное положение руки, когда учение берет инструмент. В этом случае педагог прекра­щает работу, собирает учеников около своего рабочего места, показывает и объясняет правильные приемы работы.

Положительная сторона группового текущего инструктажа состоит в том, что учи­тель имеет возможность следить за работой всей группы, не отрываясь на объяс­нение одного и того же каждому ученику, не отрываясь на объяснение одного и того же каждому воспитаннику в отдельности, а последние учатся получать нуж­ные им для работы сведения из фронтального объяснения учителя. Однако час­тые остановки в ходе работы нарушают трудовой ритм, снижают качество обуче­ния — в этом отрицательная сторона группового текущего инструктажа.

Часто можно встретить неправильный подход к текущему инструктированию вос­питанников, когда учитель не питается установить причину ошибки, а сразу со­общает им результат своего контроля. Например, подойдя к рабочему месту вос­питанника, учитель говорит: «ТЫ неправильно склеил коробку, клапаны должны находиться внутри, а на твоем изделии они снаружи». И далее он указывает, ка­ким образом нужно исправить брак. Подобная «помощь» приучает этого воспи­танника действовать бездумно, только по указанию учителя.

Правильнее поступает тот учитель, который, прежде чем делать замечание или объяснять ошибки воспитанников, по возможности добивается, чтобы каждый из них попытался сам найти ошибки. Так, в приведенном выше примере сначала целесообразно задать вопрос воспитаннику: «Правильно ли ты сделал коробку?» Этот вопрос активизирует мышление ученика, с помощью учителя он начинает внимательно осматривать изделие и нередко находит ошибку сам.

Однако вполне можно предположить, что на этот вопрос воспитанник не даст определенного ответа или скажет, что коробка сделана правильно, так как для многих из них вопрос учителя недостаточно конкретен (в нем нет указания, на какую из выполненных операций нужно обратить внимание). Для таких воспитан­ников необходимо конкретизировать вопрос: «Правильно ли ты приклеил клапа­ны коробки?» Если и теперь воспитанник не находит ошибки, то учитель непос­редственно указывает на неё, однако для формирования трудовой самостоятель­ности полезнее и здесь не указывать конкретно, каков характер ошибки, а попы­таться еще раз заставить воспитанника проанализировать изделие путем срав­нения с предметным образцом.

Чтобы направить внимание воспитанников на контроль за их собственной рабо­той, используются различные методические приемы. Один из них заключается в организации взаимопроверки воспитанников. Например, когда один из воспитанников начинает намазывать заготовку клеем, второй контролирует его действия. Через некоторое время учитель останавливает работу и предлагает воспитанни­кам поменяться ролями. В конце урока, когда закончена работа группы над оп­ределенным изделием, учитель оценивает наряду с другими показателями уме­ние воспитанника контролировать свою работу и работу товарища. Большая роль в работе с учащимися отводится закреплению навыков, которое осуществляется в ходе практического повторения. Здесь не ставится задача обучить их новым трудовым приемам. Главное — автоматизировать трудовые на­выки, добиться быстрого выполнения учебного задания. Целесообразно практи­ческие работы на повторение организовывать с пооперационным выполнением задания, что помогает выработке у воспитанников коллективных форм деятель­ности, способности к достаточно напряженному производительному труду. При пооперационной форме организации работы распределение труда может осуществляться между звеньями или между отдельными воспитанниками. Напри­мер, при изготовлении сборной коробки одни воспитанники делают низ (доныш­ко) коробки, другие — крышку, третьи — занимаются окончательной подгонкой и сборкой частей коробки. Сила примера, склонность к подражанию дают возмож­ность привлекать к работе всех, без исключения, воспитанников. По окончании работы ученики должны оценить качество изделия и дать отчет о проделанном. Для этого учитель вызывает воспитанника к своему рабочему ме­сту, и тот, сравнивая свое изделие с образцом, с помощью взрослого находит ошибку, определяет качество продукции. Очень часто вместо словесной оценки работы воспитанники стараются сразу исправить допущенные неточности. Педа­гог должен помочь им не только найти брак в работе, но и содействовать тому, чтобы воспитанники дали ему словесную характеристику. При этом важно, что­бы они не только пользовались общими фразами («Плохо», «Хорошо», «Не так»), но и смогли подробно охарактеризовать работу. Для этого педагог дает образец более точной оценки («криво зафальцевал»), а воспитанник повторяет за ним. В их словарь вводятся специальные названия действий, а также прилагательные и наречия, характеризующие качество изделия {мятый, сморщенный, криво, неров­но, косо).

Оценивая работу воспитанников, необходимо помнить, что они часто не в состо­янии понять, за что их хвалят или порицают, т.е. не могут установить связи меж­ду результатами своего труда и оценкой педагога. Поэтому важнее, сначала ос­тановиться на их отношении к работе, а потом уже охарактеризовать качество изделия.

Как указывалось выше, учащиеся должны также научиться давать отчет о проде­ланном. Исследования показывают, что при достаточном внимании к речевому развитию детей их можно в определенной мере научить отвечать на вопросы о выполненной работе. Самостоятельно рассказать о проделанном воспитанники не могут, и ставить перед ними такую задачу в обобщенном виде («Расскажи, как ты сделал эту вещь») не следует. Дидактически целесообразно расчленить ин­струкцию на ряд конкретно поставленных вопросов.

Но и при этом приеме учащиеся во многих случаях испытывают большие затруд­нения с отчетом: долго молчат, прежде чем ответить; начав фразу, тотчас замол­кают (побудительные слова «дальше», «потом» оказываются мало результативны­ми). Дети нередко переходят к показу своих действий, не будучи в состоянии обойтись только речевыми средствами. Типичным примером подобного сообще­ния о своей работе может служить рассказ воспитанника о том, как он изготов­лял пакет: «Сначала делаем клапаны так (показ), потом так {показ) и приглажи­ваем».

Для совершенствования отчета воспитанников педагог использует ряд методов. В одних случаях вопрос сопровождается жестом. Жестикуляция обозначает дей­ствие, которое ученик произвел, но не смог охарактеризовать словами при отче­те. Такой прием комплексного сочетания речи и жестов оказывается довольно эффективным. Если же указанный способ оказывается малорезультативным, пе­дагог начинает фразу, которую должен был произнести ученик, а последний ее заканчивает.

В процессе практического повторения детям приходится длительное время за­ниматься однообразной работой. Это приводит к нежелательным результатам: усиливается отвлекаемость, раздражительность, появляются отрицательные тру­довые установки. Поэтому необходимо вносить в работу больше разнообразия, повышать интерес к ней. Рекомендуется выбирать для занятий яркий, разноцвет­ный материал, показывать образцы хорошо выполненных изделий. Для поддер­жания определенного ритма работы ученикам необходим специальный трудовой режим: с паузами; сменой форм деятельности, с постоянными положительными подкреплениями и одобрениями. Во многих случаях стимулирующее воздействие оказывает элемент соревнования.

Хорошо организованные практические работы на повторение обычно вызывают активность воспитанников. Они работают с желанием и большой отдачей сил. Определенный уровень положительного отношения воспитанников к работе на занятиях практического повторения позволяет в некоторой степени решать за­дачи и нравственного воспитания. Рекомендуется чаще проводить фронтальные и индивидуальные беседы о качестве работы, товарищеской взаимопомощи и т.п., которые должны быть непродолжительными, но всегда иметь воспитываю­щую направленность.

Проиллюстрируем изложенное примерным конспектом урока по труду в 7-ом классе.


ТЕМА УРОКА «ИЗГОТОВЛЕНИЕ КЛЕЕВОЙ КОРОБКИ ИЗ КАРТОНА»

Цель урока. Развивать умения ориентироваться в задании, представлять пос­ледовательность изготовления изделия, отчитываться о ходе работы, адекватно оценивать результаты труда. Закрепить умения наносить рицовку, выполнять раз­метку развертки коробки и склеивать ее с помощью клапанов.

Оборудование. Образец изделия; предметная карта; куски картона, по разме­рам равные развертке коробки; ножи; линейки с фальцем; кисти; клей; шаблон; карандаши; ножницы; наборное полотно с табличками, на которых даны назва­ния операций.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал