Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие социально-психологического климата
Социально-психологический климат – это определенное состояние межличностных отношений в коллективе, которое находит выражение в уровне групповой сплоченности, соответствии формальной и неформальной структуры коллектива, обстановке взаимного уважения, доверия, помощи и т. д. Для создания хорошего психологического климата в коллективе каждому руководителю необходимо знать и применять социально-психологические методы управления. Социально-психологические методы управления – способы воздействия на людей путем воспитания сознательного отношения к труду, использования социальных и психологических свойств личности и коллектива. Социально-психологические методы делятся на социологические и психологические методы воздействия. Задачами социальной психологии в управлении производством являются: – формирование производственных коллективов и подбор руководящих кадров в соответствии с социально-психологическими условиями и индивидуальными особенностями людей; – организация процесса управления с учетом особенностей коллективов, групп, личностей; – стимулирование и направление деятельности работников путем воздействия на их психическое состояние, управление социально-психологическими факторами; – развитие общественных отношений. Психологические средства воздействия: – формирование или использование определенных – психических свойств личности; – управление психическим состоянием человека; – целенаправленное использование психических процессов в человеке (памяти, мышления и т. д.); – развитие эмоций, повышающих трудовую активность, и устранение ее снижающих; – направление в нужное русло волевых процессов и действий. Мощным средством социально-психологического воздействия является правильное формирование коллектива работников и его целенаправленное использование. Коллектив – это свободная группа работников, объединенных одной целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности. Коллектив характеризуется организационной структурой и отношениями между элементами структуры. Первичный коллектив – это нижняя формальноорганизованнаяступень расчленения общего коллектива, имеющая постоянный состав и закрепленные на длительный срок средства производства. Первичный коллектив делится на малые группы. На практике различают формальные (официальные) группы (бригада, звено, коллектив работников животноводческой фермы и т. д.) и неформальные (неофициальные). Формальные группы по численности работников могут быть различными, они формируются официально собственниками средств производства и их менеджерами и объединены общими целями и задачами. Неформальные группы возникают (формируются) на основе межличностных отношений, т. е. взаимных симпатий и общности личных интересов. Такие группы бывают небольшими (7±2 человека), иногда их численность составляет 3–12 человек. Группа оказывает на своих членов конформистское давление. Конформизм – это реакция на потребность в одобрении или приспособлении к установкам группы. Новички всегда проходят проверку на принятие ценностей группы (взглядов, отношений и т. д.), перед тем как они будут положительно восприняты группой. При этом решающую роль играет психологическая совместимость членов группы и новичка с ними. Численность группы не превышает вышеназванных параметров. Для руководителя исключительно важно не только знать о наличии неформальных групп, но их следует выявлять, оценивать мотивацию их действий, в целом активно работать, особенно с неформальными лидерами (лидерами неформальных групп), чей авторитет (престижность) в группах бывает очень высок. Умение строить отношения с неформальными лидерами часто оказывается решающим в работе с подчиненными. Открытие неформальных групп позволило сформировать теорию «человеческих отношений». Так были разработаны методы измерения межличностных отношений, или социометрия. Наиболее простым и доступным приемом социометрии является следующая методика. Каждому работнику из формального коллектива (группы) выдается карточка, называемая социоматрицей:
|