Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие социально-психологического климата






 

Социально-психологический климат – это определенное состояние межличностных отношений в коллективе, которое находит выражение в уровне групповой сплоченности, соответствии формальной и неформальной структуры коллектива, обстановке взаимного уважения, доверия, помощи и т. д.

Для создания хорошего психологического климата в коллективе каждому руководителю необходимо знать и применять социально-психологические методы управления.

Социально-психологические методы управления – способы воздействия на людей путем воспитания сознательного отношения к труду, использования социальных и психологических свойств личности и коллектива. Социально-психологические методы делятся на социологические и психологические методы воздействия.

Задачами социальной психологии в управлении производством являются:

– формирование производственных коллективов и подбор руководящих кадров в соответствии с социально-психологическими условиями и индивидуальными особенностями людей;

– организация процесса управления с учетом особенностей коллективов, групп, личностей;

– стимулирование и направление деятельности работников путем воздействия на их психическое состояние, управление социально-психологическими факторами;

– развитие общественных отношений. Психологические средства воздействия:

– формирование или использование определенных – психических свойств личности;

– управление психическим состоянием человека;

– целенаправленное использование психических процессов в человеке (памяти, мышления и т. д.);

– развитие эмоций, повышающих трудовую активность, и устранение ее снижающих;

– направление в нужное русло волевых процессов и действий.

Мощным средством социально-психологического воздействия является правильное формирование коллектива работников и его целенаправленное использование.

Коллектив – это свободная группа работников, объединенных одной целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности.

Коллектив характеризуется организационной структурой и отношениями между элементами структуры.

Первичный коллектив – это нижняя формальноорганизованнаяступень расчленения общего коллектива, имеющая постоянный состав и закрепленные на длительный срок средства производства. Первичный коллектив делится на малые группы.

На практике различают формальные (официальные) группы (бригада, звено, коллектив работников животноводческой фермы и т. д.) и неформальные (неофициальные). Формальные группы по численности работников могут быть различными, они формируются официально собственниками средств производства и их менеджерами и объединены общими целями и задачами.

Неформальные группы возникают (формируются) на основе межличностных отношений, т. е. взаимных симпатий и общности личных интересов. Такие группы бывают небольшими (7±2 человека), иногда их численность составляет 3–12 человек.

Группа оказывает на своих членов конформистское давление. Конформизм – это реакция на потребность в одобрении или приспособлении к установкам группы. Новички всегда проходят проверку на принятие ценностей группы (взглядов, отношений и т. д.), перед тем как они будут положительно восприняты группой. При этом решающую роль играет психологическая совместимость членов группы и новичка с ними. Численность группы не превышает вышеназванных параметров.

Для руководителя исключительно важно не только знать о наличии неформальных групп, но их следует выявлять, оценивать мотивацию их действий, в целом активно работать, особенно с неформальными лидерами (лидерами неформальных групп), чей авторитет (престижность) в группах бывает очень высок. Умение строить отношения с неформальными лидерами часто оказывается решающим в работе с подчиненными.

Открытие неформальных групп позволило сформировать теорию «человеческих отношений». Так были разработаны методы измерения межличностных отношений, или социометрия. Наиболее простым и доступным приемом социометрии является следующая методика. Каждому работнику из формального коллектива (группы) выдается карточка, называемая социоматрицей:

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал