Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пример социоматрицы для группы из 11 работников
Примечание: (+) – симпатия; (–) – антипатия; (0) – безразличие.
Использование социоматриц позволяет выяснить отношение членов группы друг к другу, установить сплоченность группы, выявить лидера, установить (определить) статус каждого работника в данной группе.Например: индивид, получивший максимум позитивных выборов, – лидер; получивший максимум негативных выборов, – отвергнутый; не получивший ни одного или минимум выборов и сам безразличный, – изолированный. Используя метод наблюдения, а также данные социометрии, можно построить схемы отношения людей друг к другу в любом коллективе или группе. Вариантов здесь может быть много. Имея те или иные данные социометрических исследований, руководителю, тем не менее, следует быть осторожным с их использованием, рекомендуется эту информацию тщательно перепроверять. Кроме того, со временем может измениться отношение людей друг к другу, меняется ситуация на работе и в быту. В процессе жизнедеятельности люди вступают друг с другом в сложные взаимоотношения. Например, вновь принятый работник не сразу вживается в коллектив, для этого требуется время. Происходит так называемая адаптация (подгонка) людей. Если вновь принятый как работник адаптируется быстро (знает дело, добросовестен, исполнителен и т. д.), то психологическая адаптация требует длительного времени, иногда человека можно узнать лишь попрошествии многих месяцев (по данным ряда исследований психологическая адаптация продолжается в течение 6–24 месяцев). Не зря говорят, чтобы узнать человека, нужно с ним съесть пуд соли. Руководитель должен постоянно изучать своих подчиненных, выявляя при этом конкретную основу удовлетворенности (или неудовлетворенности) работой каждого из них. Учитывая это, он может более эффективно влиять на мотивы к труду, использовать моральные факторы. Установлению и поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе способствуют также следующие условия. 1.Создание хорошего мнения о коллективе и будущей работе при приеме на работу. Принимая на работу нового человека, руководитель должен ознакомить его с историей предприятия, его достижениями, рассказать о важности и ответственности той работы, которую ему предстоит выполнять, и т. д. 2. Эффективная и справедливая оплата труда. При начислении как основной, так и дополнительной оплаты не должно быть уравнительной системы и никаких отступлений от принципа «оплата по количеству и качеству труда». 3. Информирование работников. Руководитель должен постоянно информировать своих подчиненных о задачах, стоящих перед предприятием, о трудностях, которые предстоит преодолеть, о льготах, которыми могут пользоваться отдельные работники, и т. д. Этим самым он упреждает возникновение различных слухов и способствует хорошей обстановке в коллективе. 4. Действенная система повышения квалификации и квалификационной переаттестации. Каждый работник предприятия должен чувствовать какую-то перспективу. Он должен иметь возможность при соответствующих усилиях с его стороны повысить свою квалификацию и получить соответствующее вознаграждение. 5. Воспитание у работников сознания важности выполняемой работы и профессиональной гордости. 6. Привитие работникам самостоятельности, поощрение инициативы, постоянное привлечение их к решению хозяйственно-управленческих проблем. 7. Забота о престарелых, больных и заслуженных работниках.Все работающие, видя постоянное заботливое и уважительное отношение администрации к нуждам и запросам пенсионеров, больных и других категорий, нуждающихся в помощи коллектива, будут проецировать это отношение на себя. Ведь и они могут когда-то оказаться в таком же положении, и к ним будет такое же отношение. Все это будет способствовать улучшению психологического климата. 8. Социальное развитие коллектива. Постоянное внимание руководителя к развитию социальной инфраструктуры, улучшению условий труда и быта членов коллектива воспитывает у работников чувство уверенности в завтрашнем дне, способствует закреплению кадров. 9. Демократический стиль управления. Этот стиль управления способствует наилучшему психологическому климату. Он характеризуется стремлением руководителя к коллегиальности в решении важных вопросов деятельности коллектива, преимущественном использовании методов убеждения и поощрения, широкой гласностью при обсуждении острых проблем, регулярным и действенным контролем и объективной оценкой работы подчиненных, отстаиванием их интересов. При этих условиях в коллективах устанавливается обстановка взаимопомощи и доброжелательного сотрудничества, отсутствуют деструктивные конфликты, а руководитель пользуется большим авторитетом.
|