Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конфликты и их разрешение
Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в процессе жизни, деятельности. Но далеко не всякое противоречие ведет к конфликту, а только такое, которое затрагивает интересы (притязания) группы, отдельной личности (материальные или духовные интересы, престиж, моральное достоинство и т. д.). При этом возникают эмоции в виде обиды, гнева, презрения, возмущения, негодования, страха и т. п. Все это порождает противоборство, т. е. конфликтующие стороны считают себя правыми и вступают в борьбу за свои интересы (притязания). Почти каждый конфликт требует обязательного разрешения, без чего немыслима нормальная работа и жизнь группы, коллектива. Конфликты имеют разрушающий характер: – снижается производительность труда до 18 %; – ухудшается качество работы, растет брак, возрастает травматизм; – много времени (до 15 %) теряется на разрешение конфликтов и после конфликтные переживания; – травмируется здоровье работников. Крупные конфликты потрясают группу, она может распасться. Конфликтующие стараются привлечь на свою сторону сочувствующих, оправдать свои действия, демагогические заявления дезориентируют людей. Конфликт назревает постепенно, вначале в скрытом виде, когда в узком кругу выражают свои жалобы, пытаются мирно решить вопрос. Наталкиваясь на противодействие, конфликт переходит в открытую форму. Конфликт может возникнуть и внезапно – при резких изменениях чего-то, резком обращении и т. д. Различают стадии движения конфликта: возникновение – развитие – проявление – разрешение. Причины возникновения конфликтов следующие: – незнание руководителем дела, неорганизованность; – личностные недостатки руководителя; – недостатки характера (эгоизм, недисциплинированность, лень, болезненное самолюбие, нечестность, грубость, бестактность, тщеславие, консерватизм, неуравновешенность, беспринципность, властолюбие и т. п.); – психологические особенности работников, в том числе психологическая несовместимость; – разный уровень нравственной и профессиональной подготовленности; – в силу эгоистической установки. Различают конфликты по объему: глобальные (весь коллектив); парные (двое); по длительности: кратковременные; затяжные; по последствиям: лихорадящие (скрытые); разрушительные; по степени влияния: делающие осложнения; не делающие осложнения; по содержанию: деловые; неделовые; полуделовые. Поведение людей в конфликтных ситуациях: –люди проявляют спокойствие, выдержку, уравновешенность (из конфликта извлекают урок на будущее). К этой группе относится большинство людей; –состояние агрессии (в форме гнева, крика, грубости и т. д.), стремление своего добиться в любом случае; –состояние депрессии (в форме печали, безразличия, подавленности). Представляют также опасность, так как часто, помимо снижения производительности труда, эти люди проявляют агрессивность. Конфликты не являются неизбежными, их можно предупредить. Для этого необходимо знать источники и причины их возникновения, пути профилактики. Пути предупреждения конфликтов: – тщательный подбор работников; – обоснованная расстановка работников; – учет психологической совместимости не только подчиненных, но и руководителей, их заместителей. Иногда возникают трения, несогласованность и своеволие между руководителями. Они действуют по принципу «кто в лес, кто по дрова». В этом случае конфликт быстро переносится в коллектив, где каждый из ссорящихся руководителей ищет сочувствие, поддержку. Плохо, когда руководители подбирают себе покладистых замов, отличающихся исполнительностью, но не более. Умные, сильные руководители стараются подобрать таких же заместителей, с ними легче работать и результат выше. Они не боятся, что помощники их заменят. Монолитность, понимание друг друга служат условием предупреждения конфликтов. Важную роль в предупреждении конфликтов играет знание подчиненных, учет их индивидуальных особенностей. Это дает возможность предвидеть реакции работников на действия руководителя или друг друга, следует быть внимательным в оценках действий и поступков, не допускать уравниловки в материальном и моральном стимулировании. Пути преодоления конфликтов. Исследования показывают, что большая часть конфликтов разрешается коллективно (около 60 %), затем – под влиянием непосредственного руководителя (25 %), вышестоящими руководителями – 5 % и примерно 10 % – ничего не предпринимается. Это нежелательно, так как такие конфликты пускаются на самотек. Для ликвидации конфликта очень важно иметь объективный подход. При тенденциозности рассмотрения интересов кого-либо (даже если это руководитель) конфликт еще более разгорается, в него оказываются втянутыми новые лица. При этом возможен и другой вариант: конфликт лишь внешне приглушен или один из конфликтующих уходит из коллектива. При разрешении конфликта следует добиваться объективности, чтобы торжествовала истина. Если этого удается достичь, то люди правильно поймут и примут любое решение, так как оно обосновано. Бывает, что противоборствующие стороны обе не правы. В таких случаях необходимо осуждение и тех и других. Можно выделить два пути разрешения конфликтов – педагогический и административный. Педагогический путь обеспечивает сохранность коллектива, его нравственно-психологический климат. Здесь основным средством является убеждение. Оно особо действенно. При этом необходимо стремиться создать ситуацию всеобщего возмущения или, наоборот, индивидуальной доверительной работы с каждым. Искусство разрешения конфликта состоит в том, чтобы с помощью убедительных аргументов помочь человеку (или группе) правильно оценить ситуацию и преодолеть ее. Это непросто. Путь административный необходим лишь в крайнем случае, когда конфликт слишком затянулся. При этом кто-то или удаляется из коллектива, или переводится в другое подразделение. При преодолении конфликтов необходимо быть гибким, учитывать состояние людей. Дело в том, что конфликтующие, как правило, возбуждены и под влиянием эмоций односторонне направлены. Они перестают видеть что-либо хорошее в своем противнике, считают себя правыми и обиженными. Отсюда, даже безупречные в нравственном отношении люди, начинают допускать недозволенные методы борьбы, стремятся очернить в глазах окружающих другого, нетактично обращаются к нему, игнорируют его деловые качества и т. п. Положительное влияние на конфликт оказывает общественное мнение, особенно к лицам с тяжелым характером, недобросовестным и эгоистам. Как ведут себя люди после разрешения конфликта? Следует помнить, что не всегда даже искренние заверения конфликтующих о том, что они осознали свои ошибки и прекращают противоборство, оказываются действительными. Дело в том, что сформировавшееся раннее мнение, установка продолжает еще действовать некоторое время и человек бессознательно может испытывать антипатию к другому, невольно выражать о нем отрицательное мнение и даже действовать в ущерб ему. Если в основе конфликта лежит психологическая несовместимость людей, то призывать их к лояльному отношению друг к другу не удается, наказывать кого-либо из них или всех в административном порядке бесполезно (да и несправедливо). В данном случае самым разумным и единственно верным способом является перестановка таких работников по разным участкам работы, по разным подразделениям, в разные кабинеты. Если подобные действия не дадут результата или таких возможностей нет, тогда, как крайняя мера, допускается увольнение наиболее агрессивного работника (в соответствии с действующим законодательством).
|