Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распознавание на слух и выделение согласных звуков из слов.






Подвергаются анализу такие имена, в которых согласный звук находится в удобной для выделения и наблюдения позиции (Тара с, Анто н, Али к, Его р, Алексе й, Серге й, Вади м, Рома н, Тиму р, Макси м и т.п.). Каждый раз учащиеся доказывают, что ими выделен именно согласный звук.

Выделяя конечные звуки во всех этих словах, школьники ставят на наборном полотне карточки с белыми квадратиками.

6. Содержание и методика работы по обучению письму в подготовительный период обучения грамоте. Проиллюстрировать на примере урока.

I. Добуквенная ступень начинается с введения двух понятий и терминов: устная речь и текст. Когда мы рассматриваем сюж. Картинки или они см. составляют свободные рассказы на основе личного опыта на темы близкие содержанию иллюстрации или на темы предлож. Учителем. Впервые вводится понятие «устная речь» и учитель разбирает значение слова устная и происхожд толкование смысла понятия «устная речь». Затем каждый из составленных детьми рассказов сопровожд. рассматриванием готовых моделей или предст. в азбуке, или оформл. учителем, который сообщает детям о том, что устные рассказы это текст, в котором они рассказывают о ком-то или о чем-то и текст мб представлен графически след образом. Составляя тексты ученики на слух выделяют из них предложения, опред. начало, конец и подводятся к понятию «слово». Дети определяют на слух кол-во слов в предлож., определ.место слова в предлож. Составление предложения по иллюстрации с опорой на схему.

Учащиеся знакомятся с предложениями различными по интонации. Дети сравнивают на слух повествовательное и вопросительное, повествовательное и восклиц. и делают вывод о том, чем они отличаются по содержанию. В одном говорится о ком-то или о чём-то, в другом спрашивается, в-третьем удивление, восхищение и т.д.

Процесс сравнения 2 пар предложений сопровождается составлением условно-графической записи и объяснения учителя, какой знак надо поставить в конце предложения.

Следующее понятие- слово. Важно показать ученикам, что любой предмет можно обозначить словом. И слово и предмет-понятие нетождественные. Слово мы можем услышать и произнести, написать и прочитать…
Следующее понятие- слог, ударение, ударный слог.

На слух делят двусложные слова и определяют в них ударные слог. Для этого учитель предлагает детям вспомнить сказку «колобок» и назвать животное, которое смогло обмануть колобка.

Учитель вначале просит послушать, как он будет произносить это слово и после этого сказать на сколько частей его можно разделить(1 произн. Недостат.). После этого учитель выставляет схему слова лиса, раздел. На слоги. Затем учитель спрашивает: Как вы думаете, чем отличается первый слог от 2? Учитель сообщает, что в слове лиса второй слог в слове лиса ударный и чтобы показать это над ним на схеме стоит знак ударения.Далее следует разобрать понятие ударный слог. Для этого учитель предлагает детям послушать, а затем произнести слово лиса сопряжено, протяжно произносится первый слог.

Далее упражняем детей в делении слов на слоги и определении ударного слога на слух. Ученики должны научиться соотносить предмет или его изображение с соотв. условно-граф. записью.

Следующее понятие –звук- неречевые, тождественные речевым.—гл.звуки. Для ознакомления с гл.звуком учитель использует слова, из которых выделить гласные звук не представляет особых сложностей, в том случае если гл.звук находится под ударением и равен слогу(осы, ива).

Ученики называют предмет, делят слово на слоги, выбирают соответствующую слову готовую слоговую схему, определяют на слух ударный слог, обозначают его на схеме, затем произносят первый слог изолированно и определяют наличие-отсутствие преграды во рту, возможность протяжного произнесения и пропевания.

Затем дети выделяют гласные и из других позиций слова для чего их следует познакомить со след.понятием слог-слияние.

Для знакомства со слогом-слиянием дети могут обратиться к схеме слова осы и учитель предлагает детям проанализировать слово и схему к нему. Для этого учитель спрашивает детей сколько слогов в слове осы, какой первый слог. Посмотрите на схему и объясните почему весь первый слог в слове осы заграшен красным цветом. Посмотрите на второй слог слова осы. Скажите на какой гл.звук он заканчивается? Для этого произнесите этот слог таким образом, чтобы дольше был слышен последний звук. Для ЗПР учитель сам показыает, как надо произнести. Далее предлагает послушать: сы- есть ли еще какой-то звук? Произнесите. Посмотрите на схему, звук С-согласный. Наблюдение за артикуляцией звука и вывод: наличие преграды показатель согл. Сравните чем отличается 1 слог от 2. Слог состоящий из согл.и гл.зв. называется слог-слияние. В дальнейшем дети тренируются в определении кол-ва слогов, нахожд. ударного слога, опред. послед. звуков в слове с опорой на готовую схему.

II. Буквенная ступень(5 гл. букв и звуков). Важно чтобы дети могли выделять гл.звук на фоне полного слова д.этого каждый урок начин. с звукового анализа. Учитель может организовывать рассматривание сюжетной картинки и называние слов начинать с искомого звука. После того, как дети назовут определяем его место в слове. Для детей с ЗПР для звуковой работы отбираются только те картинки в которых изобр. знакомые детям предметы и они знают их названия. После того, как дети поупражнялись учитель показывает как этот звук обозначается печатной буквой.

 

 

Цель, задачи и содержание работы в основной период обучения грамоте.

Цель: формирование первоначальных навыков обучения чтению и письму

Задачи:

1. Обучение чтению:

- Развитие фонематического анализа, которое состоит в обучении школьников воспринимать звук на фоне полного слова, определять его наличие или отсутствие, дифференцировать сходные звуки, определять место звука в слове. - Формирование умения определять последовательность звуков в словах - Овладение чтением прямым открытым слогом, слогослиянием - Формирование умений читать по слогам слова различных слоговых структур - Формирование первоначальных навыков работы над текстом. (отвечать на?, соотносить содержание с иллюстрацией, соблюдать интонацию соответствующую знакам препинания в конце предложения, отвечать на вопросы, пересказ текста)

2. Обучение письму:

- Овладение скорописью. (опеделенные буквы, их соединение в слоги) - Обучение списыванию с рукописного и печатного текстов без изменения образца с дополнением, пропущенным буквам или слога.- Обучение письму на слух слов, написание которых не расходится с произношением - Овладение первоначальной грамматической пропедевтикой в процессе выполнения практических упражнений и заданий

Содержание:

I этап -знакомство с согл звуками и буквами -на слух дифференцировка твердого и мягкого согл -чтение слоговых таблиц-чтение столбиков слов -чтение небольших текстов, соотнесение содержания с иллюстрацией -работа с многозначными словами-сравнение 2х предметов

II этап - Овладение чтением прямым открытым слогом (дети должны научиться выделять эти слоги на слух, определять какие согл.примыкают к слогамслияния. - Увеличивается объем читаемых текстов, закладываются основы осознанного чтения

Уметь выделять на слух слоги-сияния, называть каждый слог слияния который входит в состав слова, составлять схемы слов, читать схемы слов.

Предлагаем детям читать слоговые таблицы представленные в разных вариантах печатных слогов.

Для того чтобы выработать у детей навык слитного прочтения слогослияния необходимо предлагать детям различные задания направленные на: -определение количества гласных в слове -определение последовательности звуков в словах, при этом для обучающихся с ЗПР не следует предлагать задания на изменение последовательности звуков, букв в словах состоящих из 5ти звуков и букв.

III этап -продолжается последовательная работа по прочтению прямого откр.слога -важно научить детей уменьшать паузы между слогом слиянием и прямыкающим к нему слогам -вводятся задания по выборочному чтению

IV этап Учащиеся овладевают чтением слогослияний не только 3-х 4х букв в словах, но и в словах состоящих более чем из 5 букв.

Однако для учеников с ЗПР по-прежнему оказывается сложным плавно и безошибочно прочитать слова состоящие более чем из 4х букв. И особенно слова со стечением согл.поэтому на этом заключительном этапе ученики тренируются в чтении слоговых таблиц вкл слогислияния со всеми изученными раннее звуками и буквами. Кроме этого учащимся предлагаются все возможные задания выполнение которых связанно с прочтением сов из 4-5 букв с течен.согл. Так же учащиеся упражняются в дифференциации оппозиционных звуков по звонкости и глухости на слух в слогах, отдельных словах, а затем в словах вкл в предложения.

К концу основного периода объем текстов существенно вырастает, учителю следует проводить работу направленную на понимание прочитанного, с этой целью помимо выборочного чтения учитель предлагает задания связанные с нахождением отрывка в тексте, подходящего по смыслу содержания, иллюстрации. Приведение собственных примеров на тему прочитанного текста, придумывание продолжения рассказа и тд.

Орфографическая пропедевтика, в частности правильности написания гласных жи/ши, ча/ща чу/щу. Но на материале азбуки они знакомятся с тем как пишется.

 

Содержание 4-х этапов прохождения Букваря.

Содержание основного периода условно делится на 4 этапа, но четких границ нет.

1 этап. Впервые происходит знакомство с согласными звуками и буквами. Впервые дифференцируют твердые и мягкие согласные. Одновременно знакомятся с парными согласными по тверд/мягк. Впервые дети знакомятся с пометами, которые позволяют ориентироваться в процессе чтения.

Дети впервые обучаются чтению слоговых таблиц со всеми изученными гласными (Обязательна вариативность: не только в книге, но и на доске, в тетради); чтение столбиков слов.

В конце 1 этапа читают тексты и соотносят содержание текста с иллюстрацией. Проводится работа с многозначными словами.

Работа над сравнением: сравнения в языке и 2-х предметов. Заканчивается буквой Т.

2 этап. Звук Л с 63

Овладение чтением прямым открытым слогом. Для этого дети должны учиться выделять эти слоги на слух и определять, какие согласные примыкают к слогам-слияниям.

Для ЗПР желательно не предлагать слова со стечением согласных для звукового анализа.

Увеличивается объем читаемых текстов и закладываются основы осознанного чтения. С 66.

Дети должны уметь выделять на слух слоги-слияния, называть каждый слог-слияние, который входит в состав слова, составлять схемы слов со слогами-слияниями, «читать» схемы слов со слогами-слияниями под картинками.

После этого предлагаем детям читать слоговые таблицы, представленные в разных вариантах: на страницах Азбуки, с помощью подвижной Азбуки, кубики.

Обязательно используется печатанье в тетради.

На этом этапе для того, чтобы выработать у детей навык слитного прочтения слога –слияния необходимо предлагать детям различные задания, направленные: На определение количества гласных в слове и определение последовательности звуков в словах.

При этом для учащихся с ЗПР не следует предлагать задания на изменение последовательности звуков и букв в словах, состоящих из 5 звуков. Начинаем с 3зв. Н-р, НОС – СОН, КОТ- ТОК

3 этап. С. 77 буква Е

Продолжается последовательная работа по прочтению прямого открытого слога., Важно научить детей уменьшать паузы между слогом-слиянием и примыкающим к нему согласным.Способ- многократное прочитывание. На этом этапе вводятся задания по выборочному чтению.

4 этап заключительный

Учащиеся овладевают чтением слогов-слияний не только в 3-4 буквенных словах, но и в словах, состоящих более чем из 5 букв.Однако, для учащихся с ЗПРпо-прежнему оказывается сложным плавно и безошибочно прочитать слова, состоящие более чем из 4 букв и особенно слова со стечением согласных. Поэтому и на этом заключительном этапе учащиеся по-прежнему тренируются в чтении слоговых таблиц со слогами-слияниями со всеми изученными ранее звуками и буквами.

Кроме этого предлагаются различные задания, выполнение которых связано с прочтением слов из 4-5 букв со стечением согласных.

Также учащиеся упражняются в дифференциации аппозиционных звуков по звонкости/глухости на слух, в слогах, отдельных словах, включенных в предложения.

Так же дети должны уметь правильно читать слоги и слова с буквами, обозначающими аппозиционные звуки по звонкости/глухости.

В связи с тем, что к концу основного периода (4 этапа), объем текстов существенно возрастает, учителю следует проводить работу, направленную на понимание прочитанного. С этой целью, помимо выборочного чтения, учитель предлагает задания, связанные с нахождением отрывка в тексте, подходящей по смысловому содержанию иллюстрации, приведения собственных примеров на тему прочитанного текста, придумывание продолжения рассказа

На этом этапе уделяется внимание орфографической пропедевтике. В частности правописанию шипящих с гласными (жи-ши, ча-ща, чу-щу).

Это правило учащиеся изучают во 2 классе, но на материале Азбуки знакомятся с тем, как пишутся сочетания.

Дети изучают африкаты Щ, Ц (согласные, состоящие из 2-х звуков)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал