Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика ознакомления с согласным звуком и буквой работы в основной период обучения грамоте.






Дети узнают, что произнесенное или услышанное слово состоит из звуков. Они учатся проводить звуковой анализ слова, т. е. делить слово на слоги, называть в определенной последовательности звуки, из которых состоит слово. Важно, чтобы учащиеся не подменяли звукового анализа буквенным (например, в слове гриб они должны назвать звуки гр'ип, в слове обувь — обуф').
Правильное представление звукового состава слова имеет большое значение как для формирования навыка письма (в частности, записи без пропуска и перестановки букв, обозначения мягкости согласных), так и для правильного произношения слов. Поэтому и в послебукварный период необходимо продолжать работу над усовершенствованием умения устанавливать последовательность звуков в слове, используя для этого, например, упражнения в звуковом анализе слова.
Как известно, звуки речи делятся на две большие группы: гласные и согласные.
При классификации звуков на гласные и согласные учащимися учитывается несколько признаков:
1) способ произношения (при произношении гласного звука воздух свободно проходит через полость рта; при произношении согласного звука воздух встречает преграду),
2) характер звучания (гласный состоит только из голоса, при произношении согласного слышится голос и шум или только шум),
3) способность образовать слог (гласный образует слог, согласный слога не составляет).

 

Вопрос 11:

Обучение письму в основной период обучения грамоте.

Прежде чем записать какую-либо букву дети анализируют слово по слого-звуковому составу. На первых этапах целесообразно не только анализировать слово на слух, но и составлять слого- звуковую схему. Для некоторых ЗПР является обязательным на всем протяжении обучения грамоте. После того, как дети проанализировали слово и составили схему можно предложить выделить им определенный звук и написать соответствующею букву под схемой в нужном месте, либо под картинкой и схемой, либо, если дети знают уже много букв, вписать эту букву в место пропуска в слове.

При обучению письму букв используются следующие методы:

1. Метод тактирования, предполагает, что дети пишут букву под счет или такт. Как правило, считает учитель 1, 2, 3, И. Под счет 1, 2, 3 выполняются движения на себя, под И движения от себя.

2. Метод копировальный. Как правило, письмо по образцу. Можно предложить детям обводку готового образца и просто письмо с опорой на готовый образец. Для ЗПР необходимо, чтобы с первых букв вырабатывалось самостоятельное и осознанное письмо. Поэтому не рекомендуется злоупотреблять большим количеством упражнений, которые основываются на копирование образца. Для ЗПР можно рассредоточить трудности копирования метода, например, сначала рекомендовано обводить букву, после готовый образец, после прописи и т.д.

3. Анализ состава буквы. Анализировать состав буквы можно следующим образом:

· По элементам

· По движению руки вовремя письма

· В сравнении сходных по элементам составом букв

4. Запоминание образца буквы. При использовании этого метода необходимо, чтобы у учеников сложилось целостное представление о графическом образе буквы. Для этого целесообразно предъявлять сразу всю букву целиком, а не расчленять ее на элементы. При этом важно, чтобы ученики запомнили не только зрительный образ буквы, но и могли бы подключить моторную память. Таким образом, формируется ассоциативная связь между зрительными и двигательными анализаторами, которую Монтессори называет «Глаз - рука». С этой целью рекомендуется широко использовать наждачные или шершавые буквы и если возможно нужно использовать буквы разного размера.

Обучения соединению букв в слоги и слова.

В настоящее время в школах используются шрифты, основанные на Безнажимное отрывном и ритмичном написании букв в слогах и словах.

Безнажимное письмо представляет своей целью предотвратить такой недостаток как копирование отдельных букв в словах и приписывание одной буквы к другой.

В связи с этим была разработана технология обучению соединению букв, которая предполагало 3 вида соединений: верхнее, нижнее, средние.

Ритмичное письмо предполагает, что написание слогов или слова осуществляется в определенном ритме, причем этот ритм задается, когда дети пишут отдельные буквы (прием тактирования).

Для того, чтобы избежать ошибок, которые встречаются при соединении букв в слоге и слове учитель должен проводить целенаправленную систематичную работу. Прежде всего, к таким ошибкам соединения относиться нарушения пропорции буквы по ширине и высоте. Чаще всего дети не дописывают буквы до нижней или верхней рабочей строки. Реже встречаются ошибки в связанные с нарушениями пропорции букв по ширине. Причем дети могут нарушать как ширину различных букв в одном слове, так и нарушать пропорции внутри одной буквы.

Для того чтобы дети не нарушали пропорции букв по высоте рекомендуется выделять строчки сигнальным цветом, либо предлагать подготовительные упражнения, связанные с соединением опорных точек, расположенных на верхней или нижней линии строки.

Для предотвращения пропорций по ширине предлагается письмо в специальной нарисованной сетке.

В любом случае при обучении соединении букв необходимо формировать у учеников умение писать целым слогам. Для этого рекомендуется обязательное проговаривания слогов в структуре слова, которая подлежит записи, при этом вне зависимости от того списывают или пишут на слух, проговаривание должно быть орфографическим, т.е пишут как правильно. При этом нужно стремиться синхронизировать движение руки и движение артикуляторного аппарата для того, чтобы ученик:

· Не приписывал буквы

· Постоянно проговаривал, контролировал бы то, что подлежит записи

Таким образом, на каждом уроке письма учащиеся обязательно пишут слоги и слова. Письмо отдельных предложений возможно только к середине первого года обучения, до этого ученики могут писать отдельные предложения, но не на первом уроке, когда они знакомиться с новой буквой и пишут их в слогах и словах. При этом основная задача состоит в том, чтобы сделать письмо осмысленным, для этого не только слова, но и слоги дети пишут после устного звукового анализа, а так же подписывают слова под картинкой в прописи, либо подписывают слова под нужной картинкой, вписывая пропущенное слово и т.д.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал