Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности сформированности осознанного чтения 2 - 4 классов с ЗПР.






Правильное чтение – это чтение без искажения звуко-слоговой структуры (пропуски, замены, добавления, перестановки) с соблюдением правильного ударения. В 1 классе практически все учащиеся допускают ошибки, связанные с трудностями дифференциации графем или букв, имеющих сходные элементы, смешение букв е, ё, ю, я, смягчение согласного на конце слова, заменах парных по звонкости\глухости. Также отмечаются пропуски последних звуков или слогов (проглатывание), добавление звуков и слогов, чтение по смысловой догадке, которое приводит к появлению всех четырех видов ошибок. Во 2 классе количество ошибок заметно уменьшается. В основном ошибки возникают при чтении слов, состоящих из 3 слогов разной структуры, и все слова со стечение делают с ошибками. Встречаются следующие виды ошибок:

1) смысловые замены (пропускают и\или заменяют отдельные части слов; выхватывают отдельно значимые элементы и читают другое слово);

2) ошибки повторения встречаются в тех случаях, когда учащиеся стремятся понять смысл прочитанного слова или фразы, повторяют слово или часть слова, чтобы в процессе этого повторения медленно объединить слоги, чтобы произнести слово целиком;

3) недостатки понимания читаемого текста. При непонимании отмечаются появление 3 видов ошибок: замены, пропуски, перестановки. Добавления встречаются гораздо реже;

4) в отдельных случаях встречаются ошибки согласования и управления слов, при этом, чаще всего, такие ошибки встречаются в словах, между которыми есть другие слова, чем в рамках одного словосочетания;

5) угадывающее чтение продолжает доминировать, при этом, в отличие о первоклассников, которые восстанавливают слово, ориентируясь на несколько букв или слог целиком. Второклассники восстанавливают его на проситанную часть слова.

 

В 3 классе из всего спектра встречаемых ошибок наиболее частыми являются смысловыми замены.

Обычно дети заменяют читаемые словами другими, синонимичными по значению, либо однокоренными словами, но при этом грамматическая структура предложения не меняется.

Наблюдаются речедвигательные ошибки, связанные с недостатком произношения и возникающие при чтении многосложных слов и слов со стечением согласных.

Отмечаются ошибки, связанные с неправильной постановкой ударения и эти ошибки возникают при чтении слов, которые не до конца понятны ребенку, а также в редкоупотребляемых словах и словах, которые неправильно произносятся в быту.

Имеют место ошибки, связанные с недостатком объема восприятия. Даже в конце 3 класса, учащимся приходится прочитывать все слово, чтобы узнать его.

Так как увеличивается скорость чтения, отмечается некоторое количество ошибок добавления. Ошибки добавления не противоречат смыслу, и чаще всего происходит добавление союза «и».

В 4 классе происходит значительное сокращение количества ошибок. Почти половина допущенных ошибок ими же и исправляется. В большинстве случаев учащиеся повторяют слоги в словах с целью правильного интонирования фразы при значительном увеличении темпа чтения. Слабые учащиеся используют повторения в качестве опоры для синтеза слов в предложении. Повторное чтение наблюдается и с целью исправления допущенных ошибок, и в единичных случаях, для осмысления прочитанного слова или его грамматической формы. Встречаются также и замены слов синонимичными, а также замены грамматических форм более привычными для учащихся. Сохраняются ошибки зрительного восприятия, что объясняется возросшим темпом чтения. При этих заменах предложения приобретают различные оттенки по смыслу, однако это не противоречит общему содержанию читаемого.

17. Особенности сформированности осознанного чтения 2-4 классов с ЗПР.

В 1м классе большинство школьников находится на этапе слого-аналитического чтения, когда восприятие и осмысление прочитанного еще разобщены. Поэтому большое значение для развития осознанного чтения имеет правильный подбор лексики как по частотности употребления слов в речи, так и в плане их структуры. Последнее означает, что в читаемых текстах многосложные слова и слова со стечением согласных должны вводиться постепенно. При этом желательно, чтобы до чтения текста такие слова были прочитаны учащимся и, по возможности, не вызывали особых затруднений в тех случаях, когда они встретятся в тексте.

Особые трудности в понимании прочитанного вызывают у учащихся:

  1. Общеупотребляемые слова и выражения, обозначающие явления и понятия, ю не связанные с личным опытом учеников.
  2. Образные выражения и фразеологизмы

В целом для первоклассников с ЗПР понимание прочитанного характеризуется:

  1. Фрагментарностью восприятия текста, что по мнению Костенков… объясняется особенностями внимания и памяти.
  2. Тенденцией к дословному воспроизведению текста. При этом дети не ориентируются на вопрос
  3. Привнесениями, не имеющими отношения к содержанию текста. Причем эти привнесения имеют место в тех случаях, когда ученики не понимают мотивов поступков героев.

2й класс. Большинство понимают смысл прочитанного. Как правило, большинство 2кл –дают правильные ответы на вопросы, которые требуют простого воспроизведения прочитанного текста. Это вопросы по фактическому содержанию. Большинство учеников способны самостоятельно сделать несложные выводы из текста. Но при установлении сложных причинно-следственных связей большинство учащихся допускают ошибки и обнаруживают только частичное понимание.

3й класс. Дети значительно чаще чем второклассники исправляют свои ошибки, связанные с неправильным прочтением отдельных слов и словосочетаний, что свидетельствует о желании и возможности 3кл-в сразу понять прочитанное. Иными словами, прочтение и понимание у учащихся 3х кл постепенно сливается в единый процесс. Вместе с тем у 3 кл-в отмечаются привнесения, которые могут быть обусловлены ошибками зрительного восприятия. По-прежнему сохраняется тенденция, когда фактическое содержание текста усваивается легче с меньшим количеством ошибок или безошибочно по сравнению со смысловым содержанием, основанным на правильно установленных смысловых отношениях (??).

4й класс. В целом дети понимают значение отдельных слов и словосочетаний, употребляемых в прямом и переносном значении. Обычно большинство 4 кл-в, усваивают смысл отдельных предложений и могут адекватно понять смысл отдельных частей всего текста. Абсолютное большинство учащихся с помощью учителя могут определить и сформулировать основную мысль текста. Несмотря на это, у некоторых учащихся с увеличением скорости отмечается нарастание фрагментального восприятия прочитанного. И также остается устойчивым тенденция, когда понимание фактического содержания вызывает меньше затруднений, чем понимание смысловых выражений.

Костенковой были отмечены ошибки понимания, связанные с особенностью учеников. Эти ошибки проявляются: а) в акцентировании внимания на второстепенных деталях; б) в поисках ответа при механическом анализе текста. Смысловые отношения между частями текста или не устанавливались ……………………. что приводило к пониманию всего текста.

Вопрос 18:

Содержание и методика работы по внеклассному чтению в младших классах для детей с ЗПР

Цель – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы с книгой.

Задачи:

1. Систематически знакомить детей с широким кругом доступной литературой и ее видами.

2. Учить ориентироваться в книге и среди других книг, т.е. предугадывать примерное содержание детской книге до чтения, различать книги по существующим для читателя признакам, по тематике, авторской принадлежности, жанру.

3. Осознано пользуясь доступными видами библиотечной помощи выбирать для себя нужные и посильные книги.

4. Развивать у детей средствами самостоятельного чтения желание и умения учиться.

5. Используя литературу, воспитывать у младших школьников гражданское и общественное сознание.

Содержание:

Основное содержание внеклассного чтения составляет индивидуальную учебную деятельность учащихся с начала отдельными детскими книгами, потом в круге детского чтения. В процессе у школьников формируется читательская самостоятельность как свойство личности. Формирование самостоятельность во многом зависит от того как дети овладевают общеучебными умениями и навыками анализа и синтеза.

Анализ программы показывает, что обучение строиться концентрически. Расширение и углубление знаний характеризуется полностью, а усложнение ступенчато.

1 кл. - в процессе слушания детской книги ученики узнают о том, что книг много и они разные. Знакомятся с произведениями классиков и современных писателей. Тематика для слушания разнообразна.

2 кл. - продолжают читать произведение в частности художественной литературы, которая соответствует возрасту, добавление несколько фамилий и их произведение дети читают самостоятельно. Круг чтения остается тем же широко представлено народное творчество.

3 кл. – расширение круга чтения происходит за счет знакомства с ранее не известными писателями. Дети должны принимать активное участие в подготовке викторины, создания литературных альбомов и сборников.

4 кл. - самостоятельно читают не только отечественных, но и зарубежных писателей. Тематика связанна с отражением лучших человеческих качеств, любви к Родине, семье, доброты. Расширение круга чтения происходит за счет чтения художественной, научно – популярной литературы. К традиционной тематике добавляется историческая повесть и рассказы, автобиографические произведения, книги об ученых, науки, технике. Дети приучаются к целенаправленному чтению детской периодики - газеты и журналы. Систематическому чтению помещенных материалов.

Ступенчатость формирования умений и навыков можно проиллюстрировать на примере ориентировки в неизвестной книге.

1 кл. - читательский опыт не велик. Детей приучают рассматривать обложку книги. Знакомятся с понятиями автор, действующие лица, начало и конец.

2 кл. – К этому времени опыт добавляется. Умение рассматривать титульную страницу книгу, а также некоторых элементов книги (обложка, корешок).

3 кл. – учащиеся должны знать следующие элементы (титульный лист, оглавление, введение, послесловие)

4 кл. – ученики должны определяет тему и примерное содержание по ее элементам (по названию, иллюстрации)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал