Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 9. Оценка результатов драматерапии.Стр 1 из 47Следующая ⇒
ДРАМАТЕРАПИЯ
Серия “Практикум по психотерапии” Перевод с английского и научная редакция канд. мед. наук А. И. Копытина
ББК 53.57 УДК 615.851 А65 Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р. Драматерапия. — СПб: Питер, 2001. — 288 с. — (Серия “Практикум по психотерапии”). ISBN 5-318-001203
Книга раскрывает многообразие возможностей современной драматерапии как доступного метода решения внутрисемейных, личностных и межличностных проблем, а также проблем психической патологии. В ней раскрываются история, основные принципы и техники драматерапии, даются подробные описания терапевтических сессий, позволяющие уяснить механизмы их лечебно-коррекционного воздействия и способы интерпретации полученных результатов. Руководство адресовано психологам, психотерапевтам, консультантам, работникам социальных и реабилитационных центров, ведущим группы личностного роста и специализированные группы, состоящие из лиц с разными типами расстройств, и позволяет каждой категории читателей расширить научные представления о практических возможностях современной драматерапии.
© 2000, Madeline Andersen-Warren, Roger Grainger © Перевод на русский язык, предисловие. А. И. Копытин, 2001 © Издательский дом “Питер”, 2001 Права на издание получены по соглашению с Jessica Kingsley Publishers. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN 5-318-001203 ISBN I 85302 660 3 (англ.) Лицензия ИД № 01940 от 05.06.2000. Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 3000 - книги и брошюры. Подписано к печати 20.07.2001. Формат 84xlO8> /32- Уел- п. л. 15, 12. Тираж 5000 экз Заказ № 356. ЗАО “Питер Бук”. 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67. Отпечатано с готовых диапозитивов в ГИПК “Лениздат” (типография им. Володарского) Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 59.
Оглавление
Предисловие научного редактора Предисловие Анны Сеймур Предисловие Введение Глава 1. От надежности к надежности. Форма драматерапевтической сессии
Глава 2. Изменение социального поведения. Драматерапия, связанная с решением задач
Глава 3. Творчество и экспрессия. Драматерапия и роль
Глава 4. Самораскрытие и маскировка. Драматерапия и маски
Глава 5. В хаосе и из него. Драматерапия как символ жизненных изменений
Глава 6. Что все это значит? Драматерапия и интерпретация жизненного опыта
Глава 7. Смысл прошлого. Сюжет в драматерапии
Глава 8. Когда слова наполняются жизнью. Драматерапевтическая работа с текстами
Глава 9. Оценка результатов драматерапии. Эффективна ли драматерапия?......................
Глава 10. Заключение
Литература
Предисловие научного редактора Уже в силу полного отсутствия какой-либо литературы на русском языке о драматерапии выход в свет этой книги можно считать знаменательным событием. Она основана на большом опыте практической работы с использованием данного подхода и подчеркивает многообразие его возможностей. В книге содержатся многочисленные описания хода драматерапевтических сессий, что позволяет уяснить способы их структурирования и анализа переживаний их участников. Представлена как индивидуальная, так и групповая драматерапия в ее различных вариантах, предполагающих использование масок, ролевой импровизации, написание сценариев и постановку пьес, и другие формы работы. Благодаря этому книга позволяет ориентироваться в возможностях применения драматерапевтического подхода в самых разных условиях - на базе социальных, реабилитационных центров, в группах личностного роста, в специализированных группах, состоящих из лиц с разными типами расстройств и во многих других случаях. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что авторы книги пришли в драматерапию разными путями, имея за плечами богатый профессиональный и жизненный опыт, что обусловливает многогранность их взгляда на этот метод. На меня произвели большое впечатление выразительность их лексики и богатство культурологических ассоциаций, которые, по-видимому, невозможны без погружения в глубины мифопоэтического “пространства” и личного освоения драматической реальности. В то же время книге присущи строгость и лаконизм, что делает ее легко читаемой и доступной для широкого круга читателей. М. Андерсен-Уоррен и Р. Грейнджер убеждены в том, что драматерапия является демократичным и доступным методом решения внутри- и межличностных проблем, “...даже относительно поверхностное знакомство с драматерапией может многое дать специалисту, если он не останавливается на частностях, а пытается охватить картину в целом. В этой книге мы стремились подчеркнуть динамичный характер драматерапии и ее гибкость, чтобы данный подход не представлялся в виде некоего набора техник. Гибкость драматерапии основана на фундаментальной закономерности, а именно — на способности творческого воображения преображать и гуманизировать мир, в ко-3 тором мы живем” (с. 276). Отмечая, что драматерапия основана на активности воображения, авторы книги дают понять, что она является уникальным средством продуктивного, творческого взаимодействия с хаосом, благодаря чему удается достичь глубоких изменений в установках и мироощущении участников сессий. В то же время М. Андерсен-Уоррен и Р. Грейнджер осознают социальный контекст драматерапевтической работы и то, что искусство театра укоренено в социальной реальности. Не случайно Анна Сеймур подчеркивает, что “в новом веке тема одиночества и изоляции человека будут одной из центральных, и драматерапия может сыграть при этом важную роль, помогая людям преодолеть взаимное отчуждение, поскольку обладает уникальной способностью соединять частное и социальное измерения человеческого бытия” (с. 16). Современная драматерапия — сложное явление, которое трудно охватить одним взглядом. Она представлена разными школами и направлениями, зачастую по-разному трактующими основные принципы этого подхода. В то же время их объединяет то, что все они связаны с искусством театра, искусством драмы, которое является в драматерапии основным инструментом коммуникации. Авторы книги определяют некоторые наиболее характерные особенности драматерапии, стараются отстоять целостный, профессиональный взгляд на этот метод, предполагающий учет специфических групп клиентов. Описывая подходы к работе с разными клиентами и их группами, авторы книги поднимают ряд проблемных вопросов, связанных с особенностями драматерапевтического метода. Они, в частности, подчеркивают значимость фиксации происходящих в драматерапии процессов, но в то же время признают, что внешние проявления могут быть обманчивы, и традиционные способы оценки и регистрации (включая видеозапись) не позволяют зафиксировать целый ряд значимых феноменов. Немаловажное значение они придают оценке качества отношений клиента и психотерапевта. Они также поднимают вопрос о природе исцеления и его внешних проявлениях, сетуя при этом на то, что “математические методы оценки с этой целью здесь не могут быть применены. Не составляет труда показать, что психотерапия приводит к определенным изменениям в состоянии и поведении человека. Это можно сделать, например, сравнивая те или иные параметры до и после используемых интервенций. Гораздо сложнее показать, благодаря чему это происходит” (с. 268). Не случайно, обсуждая различные исследовательские стратегии, авторы книги отдают предпочтение так называемым “основанным на искусстве исследованиям” (термин введен Шоном МакНиффом). Эти исследования ориентированы, прежде всего, на учет творческого опыта и опыта психической трансформации участников сессий без попытки его квантифи-кации. Они убеждены в том, что драматерапию можно оценить, лишь переживая драму и постигая ее человеческие основания. М. Андерсен-Уоррен и Р. Грейнджер отмечают, что возможности применения драматерапии не ограничиваются психической патологией и решением внутрисемейных проблем, но включают также ее использование для решения разнообразных межличностных и социальных вопросов. При этом они обращают внимание на отличие драматерапии от тренингов социальной компетентности, когнитивно-бихевиорального подхода и психодрамы. Они убеждены в том, что драматерапия, как никакой другой метод, связана со свободным проявлением чувств и спонтанностью деятельности клиентов, а также реализацией социальной природы человека. Не случайно, завершая книгу, они пишут: “Мы не можем не признать, что присутствие других людей заставляет нас ощущать свою уязвимость и использовать различные защитные механизмы, затрудняющие контакты с другими, — с той человеческой реальностью, которая нам так нужна для дальнейшего развития и исцеления. Это одинаково справедливо при любой ситуации, имеющей отношение к психотерапии. Однако прежде чем свершится исцеление, должно случиться нечто, что вызовет у нас живой отклик. И драматерапия выполняет данное условие эффектно — и последовательно” (с. 284). К сожалению, драматерапия, как и другие формы арт-тера-певтической работы, остается в нашей стране еще очень плохо известным подходом. В “Психотерапевтической энциклопедии” под редакцией Б. Д. Карварского, например, о ней вообще не сказано ни слова (!). Единственной действующей в России обучающей программой, в рамках которой даются основы драматерапии, является программа “Арт-терапия: многообразие подходов” (см. информацию в конце книги). А. И. Копытин, канд. мед. наук, председатель Арт-терапевтической ассоциации
|