Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 9. Оценка результатов драматерапии.






ДРАМАТЕРАПИЯ

 

Серия “Практикум по психотерапии”

Перевод с английского и научная редакция канд. мед. наук А. И. Копытина

 

ББК 53.57 УДК 615.851 А65 Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р.

Драматерапия. — СПб: Питер, 2001. — 288 с. — (Серия “Практикум по психотерапии”).

ISBN 5-318-001203

 

Книга раскрывает многообразие возможностей современной драматерапии как доступного метода решения внутрисемейных, личностных и меж­личностных проблем, а также проблем психической патологии. В ней раскры­ваются история, основные принципы и техники драматерапии, даются подробные описания терапевтических сессий, позволяющие уяснить меха­низмы их лечебно-коррекционного воздействия и способы интерпретации полученных результатов. Руководство адресовано психологам, психотерапев­там, консультантам, работникам социальных и реабилитационных центров, ведущим группы личностного роста и специализированные группы, состоя­щие из лиц с разными типами расстройств, и позволяет каждой категории чи­тателей расширить научные представления о практических возможностях со­временной драматерапии.

 

© 2000, Madeline Andersen-Warren, Roger Grainger

© Перевод на русский язык, предисловие. А. И. Копытин, 2001

© Издательский дом “Питер”, 2001

Права на издание получены по соглашению с Jessica Kingsley Publishers.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в

какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-318-001203

ISBN I 85302 660 3 (англ.)

Лицензия ИД № 01940 от 05.06.2000. Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции

ОК 005-93, том 2; 95 3000 - книги и брошюры. Подписано к печати 20.07.2001. Формат 84xlO8> /32- Уел- п. л. 15, 12. Тираж 5000 экз

Заказ № 356. ЗАО “Питер Бук”. 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ГИПК “Лениздат”

(типография им. Володарского) Министерства РФ по делам печати,

телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 59.

 


Оглавление

 

Предисловие научного редактора

Предисловие Анны Сеймур

Предисловие

Введение

Глава 1. От надежности к надежности.

Форма драматерапевтической сессии

 

Глава 2. Изменение социального поведения.

Драматерапия, связанная с решением задач

 

Глава 3. Творчество и экспрессия.

Драматерапия и роль

 

Глава 4. Самораскрытие и маскировка.

Драматерапия и маски

 

Глава 5. В хаосе и из него.

Драматерапия как символ жизненных изменений

 

Глава 6. Что все это значит?

Драматерапия и интерпретация жизненного опыта

 

Глава 7. Смысл прошлого.

Сюжет в драматерапии

 

Глава 8. Когда слова наполняются жизнью.

Драматерапевтическая работа с текстами

 

Глава 9. Оценка результатов драматерапии.

Эффективна ли драматерапия?......................

 

Глава 10. Заключение

 

Литература

 


Предисловие научного редактора

Уже в силу полного отсутствия какой-либо литературы на рус­ском языке о драматерапии выход в свет этой книги можно счи­тать знаменательным событием. Она основана на большом опыте практической работы с использованием данного подхо­да и подчеркивает многообразие его возможностей. В книге содержатся многочисленные описания хода драматерапевтических сессий, что позволяет уяснить способы их структуриро­вания и анализа переживаний их участников. Представлена как индивидуальная, так и групповая драматерапия в ее различных вариантах, предполагающих использование масок, ролевой импровизации, написание сценариев и постановку пьес, и дру­гие формы работы. Благодаря этому книга позволяет ориенти­роваться в возможностях применения драматерапевтического подхода в самых разных условиях - на базе социальных, реа­билитационных центров, в группах личностного роста, в специ­ализированных группах, состоящих из лиц с разными типами расстройств и во многих других случаях.

Нельзя не обратить внимание на тот факт, что авторы кни­ги пришли в драматерапию разными путями, имея за плечами богатый профессиональный и жизненный опыт, что обусловли­вает многогранность их взгляда на этот метод. На меня произ­вели большое впечатление выразительность их лексики и бо­гатство культурологических ассоциаций, которые, по-видимо­му, невозможны без погружения в глубины мифопоэтического “пространства” и личного освоения драматической реально­сти. В то же время книге присущи строгость и лаконизм, что де­лает ее легко читаемой и доступной для широкого круга чита­телей.

М. Андерсен-Уоррен и Р. Грейнджер убеждены в том, что драматерапия является демократичным и доступным методом решения внутри- и межличностных проблем, “...даже относи­тельно поверхностное знакомство с драматерапией может мно­гое дать специалисту, если он не останавливается на частностях, а пытается охватить картину в целом. В этой книге мы стремились подчеркнуть динамичный характер драматерапии и ее гибкость, чтобы данный подход не представлялся в виде некоего набора техник. Гибкость драматерапии основана на фун­даментальной закономерности, а именно — на способности твор­ческого воображения преображать и гуманизировать мир, в ко-3 тором мы живем” (с. 276).

Отмечая, что драматерапия основана на активности вообра­жения, авторы книги дают понять, что она является уникаль­ным средством продуктивного, творческого взаимодействия с хаосом, благодаря чему удается достичь глубоких изменений в установках и мироощущении участников сессий. В то же вре­мя М. Андерсен-Уоррен и Р. Грейнджер осознают социальный контекст драматерапевтической работы и то, что искусство теат­ра укоренено в социальной реальности. Не случайно Анна Сей­мур подчеркивает, что “в новом веке тема одиночества и изо­ляции человека будут одной из центральных, и драматерапия может сыграть при этом важную роль, помогая людям преодо­леть взаимное отчуждение, поскольку обладает уникальной способностью соединять частное и социальное измерения чело­веческого бытия” (с. 16).

Современная драматерапия — сложное явление, которое трудно охватить одним взглядом. Она представлена разными школами и направлениями, зачастую по-разному трактующи­ми основные принципы этого подхода. В то же время их объе­диняет то, что все они связаны с искусством театра, искусством драмы, которое является в драматерапии основным инструмен­том коммуникации. Авторы книги определяют некоторые наи­более характерные особенности драматерапии, стараются от­стоять целостный, профессиональный взгляд на этот метод, предполагающий учет специфических групп клиентов.

Описывая подходы к работе с разными клиентами и их груп­пами, авторы книги поднимают ряд проблемных вопросов, свя­занных с особенностями драматерапевтического метода. Они, в частности, подчеркивают значимость фиксации происходя­щих в драматерапии процессов, но в то же время признают, что внешние проявления могут быть обманчивы, и традиционные способы оценки и регистрации (включая видеозапись) не позволяют зафиксировать целый ряд значимых феноменов. Не­маловажное значение они придают оценке качества отношений клиента и психотерапевта.

Они также поднимают вопрос о природе исцеления и его внешних проявлениях, сетуя при этом на то, что “математиче­ские методы оценки с этой целью здесь не могут быть примене­ны. Не составляет труда показать, что психотерапия приводит к определенным изменениям в состоянии и поведении челове­ка. Это можно сделать, например, сравнивая те или иные пара­метры до и после используемых интервенций. Гораздо сложнее показать, благодаря чему это происходит” (с. 268).

Не случайно, обсуждая различные исследовательские стра­тегии, авторы книги отдают предпочтение так называемым “основанным на искусстве исследованиям” (термин введен Шоном МакНиффом). Эти исследования ориентированы, прежде всего, на учет творческого опыта и опыта психической трансформации участников сессий без попытки его квантифи-кации. Они убеждены в том, что драматерапию можно оценить, лишь переживая драму и постигая ее человеческие основания.

М. Андерсен-Уоррен и Р. Грейнджер отмечают, что возмож­ности применения драматерапии не ограничиваются психиче­ской патологией и решением внутрисемейных проблем, но включают также ее использование для решения разнообразных межличностных и социальных вопросов. При этом они обраща­ют внимание на отличие драматерапии от тренингов социаль­ной компетентности, когнитивно-бихевиорального подхода и психодрамы. Они убеждены в том, что драматерапия, как ни­какой другой метод, связана со свободным проявлением чувств и спонтанностью деятельности клиентов, а также реализацией социальной природы человека. Не случайно, завершая книгу, они пишут: “Мы не можем не признать, что присутствие дру­гих людей заставляет нас ощущать свою уязвимость и исполь­зовать различные защитные механизмы, затрудняющие кон­такты с другими, — с той человеческой реальностью, которая нам так нужна для дальнейшего развития и исцеления. Это одинаково справедливо при любой ситуации, имеющей отно­шение к психотерапии. Однако прежде чем свершится исцеле­ние, должно случиться нечто, что вызовет у нас живой отклик. И драматерапия выполняет данное условие эффектно — и по­следовательно” (с. 284).

К сожалению, драматерапия, как и другие формы арт-тера-певтической работы, остается в нашей стране еще очень плохо известным подходом. В “Психотерапевтической энциклопе­дии” под редакцией Б. Д. Карварского, например, о ней вооб­ще не сказано ни слова (!). Единственной действующей в Рос­сии обучающей программой, в рамках которой даются основы драматерапии, является программа “Арт-терапия: многообра­зие подходов” (см. информацию в конце книги).

А. И. Копытин,

канд. мед. наук,

председатель Арт-терапевтической ассоциации

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал