Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рабочее и социалистическое движение в Англии в конце XIX – начале XX вв.






В период промышленного первенства Англии ее рабочий класс находился в сравнительно более благоприятном положении, чем рабочие остальных стран. Перемены в экономическом и политическом положении страны в связи с утерей ею промышленного первенства не могли пройти бесследно для рабочего движения.

В конце 70-х начале 80-х гг. XIX в. учащаются периодические кризисы перепроизводства, начинается застой в английской промышленности. Все это неизбежно приводило к ухудшению положения основной массы рабочих.

К 1901 г. население Великобритании составляло 37 млн. человек, и уже с середины XIX в. две третьи его проживало в городах. Рос и Лондон в значительной степени за счет бедняков, тянувшихся сюда из деревень в поисках работы. С 900 000. человек в 1901 г. население столицы выросло до 6 500 000 накануне первой мировой войны.

В Ист-Энде, неподалеку от Сити находились кустарные мастерские, на юге Лондона — машиностроительные заводы. Кроме великолепного центра и буржуазных кварталов в Вест-Энде, бульваров и парков, в столице были страшные, позорные районы трущоб. Ист-Энд в нижнем течении Темзы давал прибежище беднякам, снимавшим там жалкую конуру. Непреодолимая пропасть разделяла жителей богатых и бедных кварталов.

Британская буржуазия не чувствовала себя бедным родственником рядом со своими молодыми конкурентами. Она по-прежнему управляла делами богатейшей страны мира. Национальное богатство ее составляло 16, 5 млрд. фунтов стерлингов и превосходило достояние Германии.

В конце XIX столетия последовало несколько лет процветания, затем экономический рост замедлился вновь.

Нельзя сказать, чтобы курс на социальные реформы, которого придерживались У. Гладстон и Б. Дизраэли и их сторонники, ничего не дал низам в плане материальном. По имеющимся подсчетам, рост номинальной заработной платы за последнюю четверть XIX в. у текстильщиков, строителей, металлургов превысил 10%, у шахтеров — даже 20%. Гораздо более впечатляющей выглядит картина движения реальных доходов, ибо цены заметно снижались. Усовершенствование парового двигателя сделало прибыльным доставку зерновых из-за океана, из США, Канады и Аргентины, где высокоразвитое фермерское хозяйство позволяло выращивать дешевую пшеницу. Зерновой поток из-за океана сбил цены не только на хлеб, но и на другие сельхозпродукты. Появились суда-рефрежераторы, которые доставляли из Австралии и Новой Зеландии миллионы замороженных бараньих тушь. В общем «корзина» из 45 продуктов питания упала в цене за те же 25 лет на 40%.

Выяснить рост доходов населения крайне затруднительно, так как подсчеты касались лишь членов профсоюзов, а они составляли меньшинство рабочих; все же, если брать уровень 1850 г. за 100%, то к 1900 г. он возрос до 183%.

Но эта ободряющая цифра относится к взрослым мужчинам, занятым в крупной промышленности, а бок о бок с ними трудились и женщины, и дети. Рабочий класс все более расслаивался. Его высококвалифицированная верхушка достигла жизненного благополучия. Но была и другая часть рабочего класса. В конце века известный филантроп Чарлз Бутс выпустил девятитомное издание «Жизнь и труд населения Лондона». Он пришел к выводу, что около трети его жителей не вышли из состояния бедности, а то и просто нищеты. Так что причины, порождавшие взрывы возмущения, особенно в годы тяжелой безработицы, отнюдь не исчезли, и в движение пришла масса ранее инертных неорганизованных трудящихся. В Англии пробуждается массовое рабочее движение неквалифицированных рабочих, которое вошло в историю под названием нового тред-юнионизма.

Во второй половине 80-х гг. неквалифицированные рабочие стали все настойчивее требовать улучшения своего положения. Движение безработных охватило Лондон, Манчестер и др. города. Митинги и демонстрации, которые пытались устраивать рабочие, правительство запрещало.

13 ноября 1887 г., когда вопреки запрету правительства, рабочие собрались в Трафальгарском сквере в Лондоне, полиция и войска напали на них, убив одного и ранив несколько сот рабочих. Этот день получил название «кровавого воскресения»

Большую роль в массовом рабочем движении сыграли английские социалисты — дочь К. Маркса Элеонора Эвелинг, ее муж Эдуард Эвелинг, рабочий Том Манн и др. Они организовали успешную борьбу с предпринимателями, провели ряд успешных стачек. Среди них стачка докеров Лондонского порта в августе-­сентябре 1889 г. Фактически она стала общеанглийской стачкой, в которой участвовало 10 тыс. рабочих. Четыре недели продолжалась борьба, в которой победили докеры.

В ходе стачечной борьбы конца 80-х гг. возникли новые тред-юнионы: в 1887 г. — Союз моряков и кочегаров, в 1889 г. — Союз докеров, Союз рабочих газового производства. Однако вскоре союзы утратили свой наступательный характер и стали становиться на путь соглашательства.

В 80-х гг. в связи с подъемом рабочего движения возникло ряд организаций, называвших себя социалистическими. Укоренившаяся в Англии политическая культура исключала популярность идей революционной направленности. Хотя К. Маркс и Ф. Энгельс сами большую часть жизни прожили в Англии немало делали для распространения своих идей.

В 1881 г. была создана Демократическая федерация, переименованная в 1884 г. в Социал-демократическую федерацию. В ее программу входили введение восьмичасового рабочего дня, национализация банков и железных дорог, введение прогрессивного подоходного налога, государственное обеспечение безработных и т.д. На страницах своей газеты «Джастис» она клеймила язвы капитализма. Федерация возглавила в 1887 г. несколько крупных митингов и манифестаций. Однако, в теории партия страдала догматизмом, а на практике была сектанской, оторванной от рабочих организаций.

Ее руководитель — Г. М. Гайдман считал, что общество уже подготовлено к революции и нужен был толчок для ее свершения. Начало революции он приурочивал к столетию Французской революции1789 г. Он отказался от работы в тред-юнионах, под предлогом их реакционности, отказался поддерживать борьбу рабочих за повышение заработной платы и за 8 часовой рабочий день под тем предлогом, что эта борьба не носит непосредственно «революционно-социалистического характера», недооценивал парламентский путь переустройства общества и презирал реформаторов.

Г. М. Гайдман считал, что надо освободить рабочих из-под влияния либералов, однако сам сотрудничал с консерваторами, получал от них денежные субсидии на проведение избирательной компании.

Активные деятели рабочего движения — Эдуард и Элеонора Эвелинг, Том Манн, Гарри Квельч вышли из федерации и образовали самостоятельную организацию — Социалистическую лигу. Они защищали идеи интернационализма в рабочем движении. Члены этой организации активно работали в тред-юнионах. Элеонора Эвелинг руководила союзом газовых рабочих, Том Манн — союзом докеров. Однако лига не превратилась в массовую пролетарскую организацию. Она оставалась малочисленной и в ней шла долгое время борьба между анархистами и марксистами, которая привела ее в 1890 г. к распаду.

В 1884 г. возникло так называемое Фабианское общество. Ее организаторами были двенадцать молодых людей и среди них видные представители английской буржуазной интеллигенции — Сидней и Беатриса Вебб. В состав общества входили известные деятели английской культуры, знаменитый драматург Джордж Бернард Шоу и писатель-фантаст Герберт Уэллс.

Формулируя свои взгляды, фабианцы исходили из реформистских идей. Фабианская философия истории опиралась на идеи позитивизма Спенсера, сравнивавшего человеческое общество с живым организмом, естественному развитию которого противны всякие резкие перемены. Фабианцы считали, что достижение цели возможно только в ходе эволюции.

Это общество превратилось в центр британского реформистского социализма.

Свое название общество произвело от имени римского полководца Фабия Кунктатора (Медлителя), победившего гениального полководца Ганнибала, избегая решительных сражений.

Члены Фабианского общества объявили себя противниками решительных сражений, прежде всего революций. Свою задачу они ограничили изучением происходящих перемен и пропагандистской деятельностью. Члены общества утверждали, что независимо от воли и желанию людей современное общество идет к социализму, под которым они понимали капитализм, очищенный от его пороков, и, прежде всего, от анархии производства.

Фабианцы первого поколения — Сидней и Беатриса Вебб, Б. Шоу наладили выпуск памфлетов, в которых разоблачали пороки существующего строя. Они апеллировали к нравственности. В «Трактате для миллионеров» Б. Шоу писал о бессмысленности обладания толстым кошельком: его владелец не может посетить два спектакля в один вечер, надеть на себя пару костюмов и съесть за обедом больше своего дворецкого.

Фабианцы обрушили свою критику против землевладельцев, домовладельцев и квартиросъемщиков, от которых страдают не только рабочие. В обществе, по мнению фабианцев основная борьба идет не между трудом и капиталом, а между подавляющим населения и горсткой лиц, присваивающих ренту.

Свою задачу фабианцы видели в распространении этих идей, стремились убедить людей в том, что они могут обойтись без лендлордов и капиталистов и сами управлять страной. Эта система взглядов фабианцев получила название муниципального социализма. По их мнению городская управа сможет использовать налоги на улучшение жизни горожан, решать различные экономические, жилищные и социальные проблемы.

Фабианцы, распространяя социалистические идеи, смогли стать популярными и завоевали немало мест в городских органах самоуправления. Но массовой партией они стать не смогли, оставаясь партией интеллектуальной элиты, и насчитывали несколько сотен членов.

В начале 90-х гг. XIX в. сложилась благоприятная обстановка для создания рабочей партии. На севера Англии и в Шотландии прокатилась волна стачечного движения. Начали создаваться местные «партии труда». В 1893 г. был созван съезд представителей местных организаций и была образована Независимая рабочая партия. В числе ее организаторов были докер Том Ман и горняк Джеймс Кейр Гарди. Д.К. Кейр Гарди (1856–1915) обладал большим личным обоянием. Путь к социализму он видел в постепенном отстранении капиталистов от собственности и распределении продуктов труда самими рабочими, объединенными в тред-юнионы. Состав партии был очень пестрым: в нее входили кроме рабочих мелкие буржуа, интеллигенция.

В принятой на съезде программе партии в политических разделах предусматривалось достижение всеобщего избирательного права, говорилось о ликвидации монархии и палаты лордов. Изъявлялось желание работать в рабочей среде. Целью партии провозглашалось и установление коллективной собственности на средства производства, введение восьмичасового рабочего дня, запрещение труда детей до 14-и лет, бесплатное обучение на всех уровнях, вплоть до университета.

Однако и эта партия не смогла стать массовой и имела только двух своих представителей в английском парламенте.

В Англии в конце XIX в. широкое распространение получил христианский социализм. Его поборники говорили о торжестве принципов христианства и социализма, приводя в доказательство творения отцов церкви и черпая вдохновение в Нагорной проповеди Иисуса.

Христианские социалисты считали, что путь к спасению не только небесному. Но и земному лежит через веру и школу, Когда появится поколение образованных людей, духовному взору их откроются язвы существующего строя и тогда «законную, упорядоченную революцию… не удастся отложить надолго». В Англии появились десятки рабочих церквей. Почти все профсоюзные лидеры получили религиозное образование

С развитием империализма на рубеже веков английская буржуазия резко усилила давление на рабочих. Положение трудящихся в этот период заметно ухудшилось. В этой ситуации предприниматели решили в первую очередь ослабить тред-юнионы.

После стачки на железной дороге в долине Тафф в южном Уэльсе в 1900 г. железнодорожная компания потребовала, чтобы объединенное общество железнодорожников — один из немногих тред-юнионов — выплатило ей потери периода стачки. Затянувшийся разбор дела завершился в 1901 г. решением палаты лордов, присудившей капиталистам возмещение в 23 тыс. фунтов стерлингов. Общие потери профсоюза значительно превысили эту сумму. После этого капиталисты почти при всякой стачке, стали предъявлять иски о возмещении убытков, а суды обычно удовлетворяли их.

Такова была обстановка в стране, когда вопрос о сплочении рабочих сил следовало решить безотлагательно, когда возникла особенно острая нужда в массовой рабочей партии. В феврале 1900 г. конгресс тред-юнионов принял постановление создать собственное представительство в парламенте и для этого образовал Комитет рабочего представительства (КРП).

В первые годы КРП был мало активен. Однако «дело Таффской долины» подтолкнуло организацию к более решительным действиям.

На всеобщих парламентских выборах 1905 г. Комитет добился успеха, завоевав 29 мест. Делегаты шестой конференции КРП в 1906 г. приняли решение преобразовать Комитет в Лейбористскую (рабочую) партию.

Среди ее руководителей были Кейр Гарди и школьный учитель из Шотландии Джеймс Рамсей Макдональд. Д. Р. Макдональд (1866–1937) с 1900 по 1912 г. занимал пост секретаря Лейбористской партии, позднее стал ее казначеем. Он верил, что к социализму можно придти путем реформ.

Структура Лейбористской партии была своеобразной: это была федерация ряда тред-юнионов и социалистических организаций. Лейбористская партия имела двойное членство: индивидуальное (очень незначительное) и коллективное. Если на собрании какого-либо тред-юниона половина его членов плюс один голос выступала за вхождение в Лейбористскую партию, то данная организация являлась ее коллективным членом. Каждый член партии был волен голосовать на выборах по своему усмотрению. Решения ежегодных конференций партии имели для ее членов рекомендательный характер.

Несомненным успехом Лейбористско партии было то, что ей удалось добиться отмены решения по «делу Таффской долины», при чем при поддержке премьер-министра Г. Кемпбелл-Баннермана, который признал «великие заслуги профсоюзов» в предотвращении «конфликта между трудом и капиталом». Парламент принял акт по которому не разрешалось возбуждать судебные иски против профсоюзов и их должностных лиц, за исключением уголовных дел.

Хотя в дальнейшем громких успехов лейбористам одержать не удалось, но с новой фракцией в палате общин считались и относились к ее членам подчеркнуто благожелательно.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал