Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смута и ее последствия для отечественного самосознания.






Московское царство в конце ХVI в. объединяло в своем составе значительные территории. Сложилась авторитарная система власти, все население страны - от высшего боярства до последнего смерда – были подданными царя, его холопами. Наметилась тенденция усиления крепостнических отношений и обострения социальных противоречий.

Исторические события, имевшие место на рубеже ХVI-ХVII вв. принято называть смутой. Условно можно выделить три этапа смутного времени.

Первый: В 1598г. после смерти царя Федора Россия оказалась перед лицом династического кризиса. разрешить – избрать царя на Земском соборе, был избран царем Борис Годунов. Его внешняя и внутренняя политика была направлена на стабилизацию ситуации. Он поддерживал добрые, мирные отношения с соседями, освобождал многие местности на 3-5 лет от податей. Много внимания уделял городам, развитию торговли.

Второй этап смуты: Оказавшийся на престоле сын Годунова Федор вскоре был убит, а 20 июня 1605 г. в Москву торжественно въехал самозванец Лжедмитрий I. Происходит полный распад государства. Страна погружалась в гражданскую войну. убили самозванца и на престол князь Василий Шуйский. Однако законность избрания Шуйского признали не все слои населения. Новый самозванец, Лжедмитрий II. К лету 1608 г. на Руси стало две столицы.

Василий Шуйский искал заручиться военной поддержкой Швеции, что дало повод польскому королю Сигизмунду III развязать войну против России. упорное сопротивление населения Смоленска. Начавшаяся открытая интервенции усугубила положение в стране. Гражданская война приняла масштабный характер, захватила все общество, все слои населения. Серьезной силы, способной стабилизировать общество фактически не было.

Третий период смуты: 1610-1613 гг. События в стране развивались стремительно. Лжедмитрий II тайно бежал в Калугу. Василий Шуйский свергнут с престола. Власть перешла к правительству из семи бояр («семибоярщина»), которые в августе 1610 г. заключили договор с польским королем о приглашении на русский престол его сына Владислава, а осенью впустили польские войска в Москву.

В эти трагические дни огромную роль сыграла церковь, призвавшая к защите православия и восстановлению суверенного государства. Национально-освободительная идея население городов, служилых людей и привела к формированию всенародного ополчения. С распадом первого ополчения и падением Смоленска страна подошла к краю пропасти. Осенью 1611 г. провинциальные города охватил новый патриотический подъем. Инициаторами Кузьмой Мининым, Д.М. Пожарским. Осенью 1612 г. Москва была освобождена от иноземцев. Организаторы второго ополчения созвали в январе 1613 г. Земский Собор, избравший на русский престол 16-летнего Михаила Романова.

Первостепенной задачей новой власти было восстановление государственности, изгнание интервентов и прекращение междоусобной борьбы. Итак, Смутное время явилось потрясением для всей политической, социальной и экономической жизни страны.

К последствиям: Смута нанесла огромный материальный ущерб стране. Громадные территории, особенно в центральных уездах, запустели, а жители разбежались или погибли от голода и сабель «воровских людей». Старое боярство, подорванное репрессиями Ивана IV, вынуждено было расстаться со своими претензиями на особую политическую роль в стране.

Немаловажными были культурно-психологические последствия Смуты. Теряла свое значение идеология московской исключительности («Москва-третий Рим). С другой стороны, Смута показала необходимость расширения всесторонних, особенно военно-технических связей, с остальной Европой, что было осознано в конце века.

 

29. Политические принципы «Временника» Ивана Тимофеева (Семенова)

Иван Тимофеев (Семенов) Был крупным политическим и государственным деятелем конца XVI — начала XVII вв. В 1598–1599 гг. занимал 17-е место среди приказных дьяков. Он принимал самое активное участие во всех политических событиях этого времени. Его подпись стоит на избирательной грамоте Бориса Годунова. В 1606–1617 гг. по распоряжению разных московских правительств находился на службе в Новгороде, где пережил шведскую оккупацию. Впоследствии Тимофеев исполнял разные службы в Астрахани, Ярославле, Нижнем Новгороде, Москве. Умер в начале марта 1631 г.

Его политико-правовые взгляды страшного периода смуты в России глубоко представлены в единственном произведении – «Временник».

Сущность и происхождение власти он традиционно объясняет божественным предопределением. Единственно возможным типом власти, обеспечивающим порядок в стране, является царская власть. Однако И. Тимофеев - не сторонник неограниченной монархии, наилучшей формой государственной власти он называет сословно-представительную монархию. Иван Тимофеев отстаивал идею незыблемости феодальной иерархической лестницы, где каждый занимает то место, которого он достоин по рождению.

Царь, по его мнению, является первым из феодалов, но княжеско-боярская аристократия имеет право на соправительство с царем. Дьяк обстоятельно аргументирует эту точку зрения, утверждая, что отсутствие представительных форм правления свидетельствует о политической отсталости страны. В своем произведении он разоблачает тираническое правление Ивана IV, в котором видит первоначальные причины развернувшейся в стране смуты.

Иван Тимофеев с горечью констатирует, что царь без всяких оснований перестал доверять своему народу и стал прислушиваться к иноземцам, после чего «все тайны его были в руках варваров и что они хотели, то с ним и творили…». Насилие и страх парализовали народ так, что никто не посмел выступить в защиту истины, произошел полный переворот в нравственных понятиях (всё честное превратилось в нечестное и наоборот).

Ответственность за сложившуюся ситуацию И.Тимофеев возлагает на соотечественников всех сословий, которые совершили грех «бессловесного молчания». Во «Временнике» автор поднимает вопрос о необходимости борьбы со злонамеренной властью путем организации тайного совета, который следит за соблюдением в стране законов, ибо царь должен быть ограничен в своей власти не только естественным законом, но и «уставным законом» (под ним понимается позитивное право, свод актуальных норм).

 

30. Политический трактат «О причинах гибели царств».

Автор трактата неизвестен. Вопрос, который задает автор трактата: «Что делать?»(Чернышевский) «Кто виноват?»(Герцен).

Главная идея — государство должно служить для блага всех людей.

Автор противопоставляет 2ух философов:

1)Платон (причина падения гос-в носят естественный-объективный характер)

2)Ксенофонт (Утверждает, что причиной падения гос-в являются люди и властители если бы люди не были такими жадными и злыми, то перемен бы таких радикальных не было)

В этом трактате говорится. что причиной гибели гос-ва являются злоба и грехи властителя, каков царь, таков и народ. Упор делается на обычаи и традиции страны. Он считает, что новые законы должны соответствовать не отдельным богатым и знатным людям, а служить благу всех людей гос-ва.

Специфика трактата “О причинах гибели царств” заключается в том, что, в отличие от других произведений начала XVII века, в нем нет непосредственных размышлений над причинами Смуты. Текст трактата полностью свободен от анализа или изложения реальных исторических событий. Внимание сконцентрировано на общих религиозно-философских, политических, правовых и моральных условиях, в которых любое государство может процветать или же, наоборот, при несоблюдении которых оно может погибнуть.

В основе всего трактата лежит главная идея — государство должно служить для блага всех людей. Трактат начинается с попытки определить главные причины “падения царств” — “причины человеческие” или же “суд Божий”. Цитируя Платона и Ксенофонта, автор трактата соглашается с последним:

Отдельное и большое рассуждение посвящено тому, что бояре имеют право свободно рассуждать о делах. По мнению автора трактата, подобная практика принесла бы государству только пользу.

Определяются основные причины «гибели царств»:

1) злоба и грехи человеческие;

2) отсутствие солидарности начальников с подданными»;

3) грехи государей (властителей) и начальников, цари должны являться образцом всех добродетелей.

Автором признается необходимость наказания, но при этом их нужно употреблять умеренно и только по делу, основной повод для применения наказаний — необходимость сохранения «целостности государства».

Государи не должны править насилием и беззаконием. Вообще идея соблюдения законов занимает одно из главных мест в произведении.

Государям рекомендуется избегать желаний к захвату чужих царств. В то же время всячески поддерживается занятие государей такими делами, «которые помогли бы государству разрастаться и шириться».

Трактат “О причинах гибели царств” является одним из самых глубоких произведений начала XVII столетия, в котором рассмотрены различные стороны и правила государственного устройства. Трактат всячески подчеркивает необходимость возрождения старины — и в моральном, и в политико-правовом аспектах.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал