Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика политической мысли второй половины XVII столетия.
Политические идеи средневековой Руси переплетались с религиозными воззрениями их авторов, с православным миросозерцанием - основой всех теоретических построений. В сере- дине XVII в. в связи расколом Русской Православной церкви политическая идеология приобрела еще более ярко выраженное религиозное содержание. В духовной сфере важную роль играет становление единой национальной культуры и неразрывно связанный с этим кризис средневековой религиозно-феодальной идеологии, утверждение мирских, светских начал. Внедрение книгопечатания демократизировало круг лиц, к которым обращались авторы политических трактатов. Последние вынуждены были учитывать вкусы и мирские интересы своих читателей. Усиление роли Российского государства в европейских делах выдвинуло на передний план проблему отношения с Западной Европой. Среди общественных деятелей России образовалась группа, выступавшая за сближение с Западом, за развитие светских традиций, усиление взаимодействия с европейской культурой - так называемое латинское течение в политической мысли. Его представляли такие известные мыслители, как С. Полоцкий, С. Медведев, А. Матвеев, А. Ордин-Нащокин. Противники этого течения - представители так называемого греческого направления (А. Ртищев, Е. Славинецкий, братья И. и С. Лихуды и др.) видели в западной культуре угрозу российским традициям. Царствование Алексея Михайловича (1645-1676) и непродолжительное правление его старшего сына Федора Алексеевича (1676-1682) знаменовали собой завершение эпохи старой России и вместе с тем подготавливали движение российского государства в новом направлении. С конца XVII столетия Россия динамично устремилась в своем социально-политическом развитии по тому пути, по которому шла Западная Европа, преодолевая политическую особенность и обособленность от Запада. В недрах политической мысли формируются абсолютистское и крестьянское (казаческое) политические направления, выражающие интересы основных классов тогдашней России. В ходе церковной реформы оформились никонианские и старообрядческие политико-религиозные концепции Эпоха второй половины 17 века связана с царем Алексеем Михайловичем (Тишайшим), при нем происходят очень серьезные внутренние изменения.1 июля 1657 – термин «самодержец» вновь включен в русский титул, искажение титула – полит.преступление. В этом акте видится стремление найти преемственность с русской политической традицией. Символичные формы вливаются в новое политическое сознание. Как только политика начинает опираться на традицию, это порождает политический ритуал. Ритуал порождает церемонию. Традиция должна преобладать над инновациями. 1667 – обнародована новая церемония «чин объявления наследника». Инаугурация – возведение на должность, торжественное мероприятие. Формировался образ идеального православного государя, претендовали на то чтобы повысить авторитет. При этом никакого приоритета церковного элемента не было. Отсылка к традициям московского государства в это время политическая мысль направлена на утверждение и поддержку традиции. Опора на традиции-> ритуал-> церемония-> канон (неизменное, не подлежащие пересмотрению совокупность законов, жизнедеятельности государства, как политического института) Символизация власти. Меняется язык и символы характеризующую политическую жизнь. Язык (слово царя) бояре являются носителем воли царя. Рождается политическая мифология. Идея преемственности русской государственности от римских и византийских императоров. 1682 – упразднение местничества
|