Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идейно-политические последствия церковной реформы.






РПЦ стремилась сблизиться с другими пр.церквями, уже принявшими ново-гречекие обряды. Также необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Расширение связей с Украиной и правослваными народами бывшей Византийской империи требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг.

Стремясь, превратить русскую церковь в центр мирового правослваия, патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды.

Произошел раскол в русской церкви. Старообрядцы реформы Никона признали ересью. Внешне разногласия сводились к тому, по каким образцам –греческим или русским – унифицировать церковные книги. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связавших ухудшение своего положения с церковной реформой. Реформа должна была вести к возвышению этого института, но в этом случае наоборот привела к уничтожению русской православной церкви.

1649 г – В Соборном уложении русская самодержавная власть впрвые заявила о первенстве над властью духовной. Патриарх Никон впервые противопоставляет себя власти светской и объявляет первенство церковной власти. Добившись титула «великого государя», патриарх явно переоценил свои силы.

Никон критикова «Мск -3 Рим». Т.к. там Царь – хранитель православия. Признавя разную компетенцию, отстаивал первенство церкви. Престол священства на небе, а царства на земле. Соборное уложение закрепило право гос-ва защищать православную веру и рассматривать дела о богохульниках, церковных мятежниках как дела уголовные. Никон настаивал что священника судиь может только церковь.

С Аввакумом сходились во мнении о главенстве духовной власти.

1666 г – Никона сместили с поста патриарха.

Русская православная церковь из самостоятельного политического института превратиться в гос.церковь. Русская политическая мысль продолжала ориентироваться на православную церковь, несмотря на падение института.

3 рефлексивных течения:

1)«грекофильство» (ориентация на греч.православие)Словенецкий, Грек

2) «латинство (ориентация на западно-европейский опыт, опыт рационалистического мышления)Полоцкий, Медведов – поставили под сомнению концепцию «Москва – 3ий Рим».Латинство было осуждено русским церковным собором.

3) «старообрядчество» - полное отрицание каких-либо перемен.Москва-центр мира, любое измение церковных книг-грех.Аввакум.

Итоги церковной реформы:

1) реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую;

2) церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал