Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика политической мысли первой половины XVIII столетия






Общественная мысль не только отражала глубинные процессы, происходившие в это время в России, но и оказывала на них заметное влияние.

В центре внимания общественной мысли первой четверти XVIII в. находились основные экономические и политические проблемы страны, цели результаты петровских реформ. Выдающиеся мыслители этого периода Ф. Прокопович, А. Кантемир, П.П. Шафиров с рационалистических позиций обосновывали необходимость преобразований для преодоления экономической и культурной отсталости России. Сочинения Прокоповича (Правда воли монаршей, Слово о власти и чести царской) отстаивали право монарха на неограниченную власть, исходя из особой природы русского народа.

И.Т. Посошков (Книга о скудости и богатстве, переданная Петру I и опубликованная значительно позднее), в целом одобряя преобразования, пытался совместить элементы рационализма, идеи государственной пользы с развитием русских традиций, требовавших освящения любых перемен воздействием Божьей благодати.

К середине столетия все большее распространение в общественной мысли России получают понятия общего добра и общего блага, которые постепенно наполняются новым содержанием. Под общим благом чаще понималось благо укреплявшегося российского государства.

В общественном сознании все более возрастал интерес к человеческой личности, но представления о несовместимости крепостничества с естественными правами человека еще не формировались.

В 30-х годах в России получили распространение идеи масонства, религиозно-этического движения, охватившего в XVIII в. практически всю Европу. Проблемы происхождения и развития масонства в России относятся к числу наиболее запутанных и сложных в истории русской культуры. Характер деятельности масонских лож в России претерпел существенные изменения на протяжении своей истории. Наиболее распространена точка зрения, что на первом этапе масонство было у нас исключительно модным явлением, заимствованным с Запада; вступление в орден давало возможность приобщиться к знаменитой масонской тайне и войти в круг представителей сильных мира сего. Один из первых русских масонов И.П. Елагин назвал масонство игрушкой для праздных умов. К середине столетия отчетливо проявился филантропический, религиозно-просветительский характер деятельности масонов.

Крутая ломка ряда вековых устоев, перестройка традиционных отношений, резкий поворот в духовной жизни общества потребовали идеологического обоснования. Новой была форма выражения идеологии - законодательные акты абсолютистского государства, бесчисленные указы, регламенты, уставы, манифесты.

Под общим благом понималось укрепление господствовавшего класса феодалов. Креп. право в России ничем не отличалось от рабства. Помимо расширения и укрепления крепостничества резко выросла торговля.

Суть идеи «общего блага» сводилась к тому, что лишь монархи знают, что именно необходимо их подданным и стране в целом. Идеи " общего блага" в ряде петровских указов сопровождались рассуждениями о глупости и ленивости народа, который может быть облагодетельствован только насилием и принуждением.

Использовали для обоснования абсолютизма теорию естественного права.

На первый план была выведена проблема самодержавия, его задач, способов обоснования, возможностей ограничения. Парадоксально, но именно идеологи привилегированных сословий, декларируя преданность самодержавию и разрабатывая теоретические доводы в его обоснование, еще в начале века поставили вопрос об ограничении власти самодержца.

Основой мышления теоретиков политики и права стала рационалистическая методология; составляющая сущность теории естественного права идея природного равенства людей поначалу либо обходилась молчанием (Прокопович), либо признавалась ценной, но практически неосуществимой (Татищев).

Сподвижник Петра, церковный деятель Феофан Прокопович пытался соединить идею божественной сущности власти с ее разумным использованием по реализации естественных прав народа; Бог поставил монарха выше народа и закона, и никто не в праве ограничить его власть или расторгнуть договор между монархом и народом.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал