Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика политической мысли эпохи русского Просвещения (вторая половина XVIII в.)






Укрепление сословного строя. Дворянство превращалось в паразитическое сословие.

Дворцовые перевороты. Роль гвардии. Екатерина II. период " просвещенного абсолютизма", Характерны: 1)активная деятельность самодержавного государства, направленная на законодательное закрепление крепостничества 2)усиление привилегий дворянства 3)расширение границ государства 4)покровительство развитию промышленности и торговли 5) жестокое подавление народных волнений. Резкое противоречие между либеральной официальной идеологией и реакционной феодально-крепостнической политикой.

Политико-правовая идеология образованных классов этого периода развивалась под сильным влиянием идей Просвещения Западной Европы, особенно Франции.

Критика становится движущей силой обещственно-политической рефлексии.

Центральными стали проблемы крепостничества и самодержавия. По способам общетеоретического обоснования программных требований политико-правовая мысль России прочно включилась в мировой процесс борьбы рационализма и религии, юридического и теологического мировоззрений.

Общие интересы господствующих дворян-помещиков выражены идеологией " просвещенного абсолютизма". Противоречие между прогрессивной теоретической основой Просвещения и апологией крепостничества. Отрицанием антигуманности и реакционности креп. Права. Довод ещё времён Татищева. " Если крепостное право - зло, то его отмена или ослабление - зло еще большее".

Апология самодержавия основывалась на искажении идей просвещения. Декларативный характер (" Наказ" Екатерины II) либо грубое извращение и опровержением их теоретической основы при сохранении некоторых идей или терминологии (критика Щербатовым идеи равенства).

Зарождается российский либерализм: дворянский(наиболее выгодные для помещиков условия отмены крепостного права) и либерализм русской буржуазии(в основном упор на упорядочение законодательства и создание гарантий стабильности правопорядка).

Что вначале? Просвещение, потом политическая свобода или наоборот?

Умеренное направление возглавила Екатерина. История движется последовательными реформами

Наиболее значительное - возникновение революционно-демократической теории. Порицание отдельных сторон общественно-политического строя России с позиций гуманизма и просветительства Новиковым, Козельским и другими мыслителями. Новиков. Журналист. Причина всех несчастий в кр.праве

Радищев подверг крепостничество и самодержавие критике как систему, использовав идеи естественного права, определил позитивную программу антифеодальной революции. Сильное воздействие на последующее развитие общественной и политико-правовой мысли России, деятелей русского освободительного движения. «Из Петербурга в Москву»

Щербатов. Критика реформ Петра. Противник урбанизации. Сторонник сословно-кастовой системы. Другое радикальное направление.

А.Сумароков: распространение просвещения крестьян, а потом давать свободу

 

40. «Наказ» Екатерины II – концепция просвещенного абсолютизма.

«Наказ» Екатерины II — концепция просвещённого абсолютизма, изложенная Екатериной II в качестве наставления для кодификационной (Уложенной) комиссии. В «Наказе», первоначально состоящем из 526 статей, были сформулированы основные принципы политики и правовой системы.

Законодательный проект. Документ не имевший юридической силы. Попытка положить в основу законодательства идеи просветительной философии. Из концепции естественного права один повелевать, а других подчиняться выводилось обоснование самодержавия и сословного строя.

1. О России. Законы должны соответствовать менталитету народа. Закон – главный инструмент государственного управления, Закон должен обеспечивать полное и сознательное выполнение.

Новые представления о системе законодательства:

1. Законов нужно совсем немного и они должны оставаться неизменными.

2. Законы должны быть просты и чётки в своих формулировках.

3. Существует иерархия нормативных актов. Указы являются подзаконными актами, поэтому могут иметь ограниченный срок действия и быть отменёнными.

Россия является полноценным европейским государством. Лучшая форма правления – самодерж.монархия. Монарх – мудрый руководитель, строгий, но справедливый. Он должен быть в меру гуманным и в меру властным. Должен знать, как распорядиться властью в зависимости от обстоятельств. Необходимо сохранение целости государства, армия, флот, оборонные сооружения.

Также «средняя власть», подчинённой монарху и помогающей ему управлять обществу. Некое подобие исполнительной власти, исполняет свои функции «именем монарха». Роль монарха – за ними надзирать.

2. О гражданах, их “вольностях” и отношении к законам

Все подданные граждане и равны перед законом. Цель законов - не допускать “злоупотреблений рабства” и предостерегать от опасностей, которые могут из этого произойти. Разное токование закона опасно, поэтому слог законов должен быть ясен, прост и краток.

3. О преступлениях и наказаниях. Преступник должен быть наказан, но строго по закону.а) преступление должно быть доказано и приговоры судей известны народу; б) пока преступление не доказано, действует презумпция невиновности; в) Наказание должно соответствовать преступлению и г) быть скорым. Осуждается применение пыток и смертной казни. Но допускается.

" Наказ" обсуждала Уложенная комиссия, которая состояла из 500 человек. Она заседала в Грановитой палате Кремля. Ее члены оказались не готовы воспринять принципы, изложенные в " Наказе". Да и сам " Наказ" был крайне противоречивым и утопическим документом. Екатерина не смогла провести реформу российского законодательства. " Наказ" так и не стал основой для создания нового Уложения. Сама Уложенная комиссия официально была распущена в декабре 1774 г., хотя прекратила свою деятельность в кон. 1768 г.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал