Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Но это только слова, мы же должны практиковать с усилиями подобными усилиям мудрых людей прошлого.






Обучаясь Дамме, мы разделяем её на Сутры, Винаю и Абидамму в соответствии с уровнем сложности. Но только практикуя медитацию с такими же упорством и усилиями, какие прилагали благородные последователи Будды, вы действительно получите возможность понять Учение.

Однако же несмотря на то, что я обьяснил вам технику, кто-то из вас может всё ещё не понять её. Спроси я вас о вашем родном доме, вы опишите мне его во всех подробностях. Когда я думаю и представляя его с ваших слов, увижу ли я его таким какой он есть на самом деле?

У: Нет, сэр.

С: Скажи мне, что я должен сделать чтобы понять каков твой дом на самом деле?

У: Посетив его, вы сами увидите каков он, без всяких обьяснений с моей стороны.

С: Так же точно и вы сами должны пройти этот путь, что-бы достигнуть финальной цели. И достигнув её, вы осознаете: «А! Вот и она!» Продолжите ли вы и теперь откладывать практику? Конечно же нет. Ведь вы можете постигнуть дамму прямо здесь и сейчас.

Поняв это – практикуйте усердно. Только что Ты говорил, что медитация тебя не утомляет. Она не мешает работе. И вы можете продолжать эту практику одни или в компании. Думаете ли вы опять искать извинения тому что не практикуете или вы будете продолжать жить даже без извинений за это?

У: Большее время я просто продолжаю жить как ни в чем не бывало, сэр.

С: Люди практикующие Дамму получат решения для всех своих проблем. Так, сохраняйте ум сфокусированным и ваше приготовление еды будет проходить быстро, рис не будет подгорать и не надо будет тратить лишнего хвороста. Вы измените всю свою жизнь, позволяя времени просто течь.

Правильный образ жизни и правильное понимание. Оба они очень важны. Правильное поведение это добросовестное выполнение ваших мирских обязанностей и соблюдение четырех предписаний описанных в Учении Просветленного. Контроль вашего ума – даст вам правильное понимание.

Это две составляющии техники, которые вы должны развивать одновременно. Можно ли осознавать дыхание при приготовлении и предложении четырёх атрибутов необходимых сообществу монахов?

У: Это возможно, сэр.

С: К какой составляющей этой техники относиться подметание лестницы?

У: Подметание относиться к правильному образу жизни.

С: Можешь ли ты подметая, удерживать внимание на участке?

У: Могу, сэр.

С: К какой составляющей техники относиться уход за родителями, за теми к кому вы испытываете глубочайшую любовь и благодарность за всё, что они сделали для вас?

У: Это правильный образ жизни.

С: А что ты развиваешь, наблюдая дыхание, когда ухаживаешь за ними?

У: Я развиваю правильное понимание.

С: Видишь, вы можете развивать правильное понимание и правильный образ жизни одновременно.Иногда случается что вы говорите, что не можете медитировать столько – сколько необходимо потому-что должны ухаживать за пожилыми мамой и папой. Случаеться ли такое с вами?

У: Молодые люди часто думают таким образом откладывая свою медитацию.

С: А как насчет пожилых людей?

У: Они часто говорят, что не могут медитировать потому-что им надо присматривать за детьми.

С: выполнять ваши обязанности – часть правильного образа жизни. Если вы избегаете их или выполняете недобросовестно – образ жизни не будет правильным. Но во время их выполнения, например когда вы няньчите детей, одновременно вы можете тренировать осознанность дыхания. Не великолепно ли это? Поэтому вы должны развиваться в обоих аспектах этой техники одновременно.

Почитайте и уважайте ваших покровителей – родителей, учитилей и сообщество монахов – постоянно не зная перерывов и отдыха. С этого момента – без отдыха, перерывов, но с твердыми усилиями, подобным усилиям приложенным мудрецами прошлого. И ваши мечты о бесконечном счастье исполняться так-же как они исполнились у благородных последователей Будды.

Лекция четвёртая – «Крыша, которая не течёт»

Саядо: Учение будды даваемое в Типитаке – настолько обширно и всеобьемлюще что знать его всё просто не возможно. Только люди практикующие медитацию способны понять то чему с великим состраданием учат монахи. Та что старайтесь уделять внимание только практике.

У: Сэр, я не совсем понял что вы подразумевали под «Только люди практикующие медитацию способны понять Учения»?

С: Попробую обьяснить тебе по другому. Строя себе дом. Поставишь ли ты на него крышу, не так ли?

У: Да, сэр, я накрою его крышей.

С: Ставя крышу ты должен быть уверен в её водостойкости, не так ли? Ты поставил хорошую крышу – протечет ли она когда пойдёт небольшой дождик?

У: Нет, сэр.

С: Протечет ли твоя хорошая крыша когда пойдёт очень сильный ливень.

У: Нет, сэр.

С: Даст ли такая крыша тень, спасающую от палящего солнца?

У: Да, сэр.

С: Почему? Да потому что эта крыша хорошо сделана. Можно ли понять - течет ли твоя крыша во время дождя?

У: Да, сэр, в дождь это легко заметно.

С: Видишь ли, ты думаешь что Учение Будды очень обширно и разнообразно, но на самом деле Это просто описание единственного пути ведущего к избавлению от страдания. Выбрав один из обьектов медитации предложенных Буддой и осознавая его с непрерывными усилиями, ты достигнешь состояния когда твоя крыша перестанет течь. Если твоя крыша пока еще не очень водостойка – просто осознавай это. По соседству с твоим домом наверняка есть еще много других домов, каждый из которых имеет свою крышу, не так ли? Из какого же материала сделанны эти крыши?

У: По соседству со мной есть дома, крыши которых крыты металлом, деревом, бамбуком, черепицей и пальмовыми листьями, сэр.

С: А теперь как ты думаешь, водостойка ли хорошо сделанная, крыша из пальмовых листьев?

У: О да, сэр. Такая крыша не потечет.

С: Защитит ли от дождя хорошо подогнанная деревянная крыша?

У: Да, сэр, это так.

С: А как насчет хорошо сложенной черепичной крыши?

У: Такая крыша не даст течи не при одном дожде, сэр.

С: А как насчет крыш из бамбука или жести?

У: Если они хорошо сделанны – они водостойки.

С: Значит если ты построишь хорошую крышу из любого материала который считаешь хорошим, защитит ли она тебя от ливня и палящего солнца?

У: Если я сделаю её надежной она даст тень и не протечет.

С: Мы строим крыши потому что не хотим промокнуть от грозы и получить ожоги от солнца.Учение Будды все еще доступно сейчас – так выберите же одну технику и с твердым намерением практикуйте её. Только если вы упорны – ваша практика сможет создать вам крышу через которую не смогут протечь гнев, страсть и иллюзии. Только когда она не течёт можно сказать что мы в безопастности. Но когда она все еще течет – значит ли это что она хорошая?

У: Она течет потому что она не достаточно хорошая, сэр.

С: Течет ли она потому что пальмовые листья – плохой материал для настилки крыш?

У: Нет – это хороший материал, сэр.

С: Может быть жесть, черепица и бамбук не очень подходят для покрытия крыши?

У: Нет, сэр. Все они хороши для этого.

С: Тогда почему же она протекает?

У: Потому что она неумело сделанна.

С: Конечно же, она течёт потому что где то в её конструкции допущена ошибка. Сложно ли её исправить?

У: Если человек опытен это довольно легко.

С: Тогда скажи что ты должен сделать если она потекла в определённом месте?

У: Мне надо залатать течь.

С: То же самое касаеться и твоей практики. Когда вы стараетесь течь исчезнет и вы будете в безопастности. Если гнев, страсть или иллюзии начали просачиваться сквозь крышу вашей практики Учений Просветленного, вам надо просто осознать, что крыша начала течь. Вы должны быть уверенны, что крыша дома, построенного вами для жилья, защитит вас от дождя.

У: Сэр мы все используем для крыш хорошие материалы. Но они всё еще продолжают течь. Пожалуйста дайте нам технику позволяющую строить хорошие крыши.

С: Не стройте слабых и дырявых крыш, но стройте прочную – хорошослаженную крышу.

У: Но как нам её построить. Сидя здесь мы все ещё страдаем от дождя.

С: Мудрецы древности, практиковавшие Учения, не позволяли своим усилиям ослабевать в любой из четырёх типов поз «21», и развили мощную и непрерывную сосредоточенность без перерывов или отдыха. Вам нужно учиться практиковать подобным образом. Ученики Будды концентрировались на одном из обьектов данных Просветленным, не позволяя вниманию отвлекаться на другие.Могут ли страсть, гнев и иллюзии захватить человека, сконцентрировавшего свой ум подобным образом.

У: Нет, не могут, сэр.

С: Если вы разовьете непрерывное осознование во время сидения, лежания, стояния и ходьбы, сможет ли дождь просочиться сквозь защищающую вас крышу?

У: Сэр, пожалуйста научите нас технике, дающей такую защиту.

С: Скажи, все ли вы дышите?

У: Да, все.

С: С какого момента вы начали это делать?

У: С момента появления на свет, сэр.

С: Дышите ли вы сидя?

У: Да, сэр.

С: Продолжаете ли вы делать это во время работы, ходьбы или еды?

У: Конечно, сэр.

С: Когда вы очень заняты на работе, прекращаете ли вы дышать со словами: «Извини, сейчас не время дышать - слишком много работы.»?

У: Нет, сэр.

С: Дышите ли вы когда спите?

У: Да, сэр, дышим.

С: Случаеться ли что дыхание куда то пропадает и вам приходится его искать?

У: Нет, сэр. Оно есть всегда.

С: Не существует человека, ребенок это или взрослый, который бы не знал как дышать. А где же воздух касается вас в момент вдоха?

У: Где-то между носом и верхней губой, сэр.

С: А где это происходит в момент выдыха?

У: Примерно на том же участке, сэр.

С: Концентрируясь на этом маленьком участке и чувствуя прикосновения потока воздуха в моменты вдохов и выдыхов можете ли вы их осозновать?

У: Это возможно, сэр.

С: Когда вы осознанны могут ли в вашем уме возникнуть влечение, отвращение, неведение, страх или беспокойство?

У: Нет, сэр.

С: Видишь – ты можешь избавиться от страдания мгновенно. Практикуя Учение Будды ты становишься счастливым здесь и сейчас. Практикуя с усердием и почтением к Дамме ты устраняешь не только страдание настоящем, но и страдания в будущем. Ухаживание за родителями, учителями и монахами повлечет за собой устранение санкар в настоящем и будущем.

Единственный путь ведущий к избавлению от страдания, это следование Учениям будды и сейчас ты оказываешь ему почтение развивая свою осознанность. Нужно ли тебе теперь идти к кому нибудь и спрашивать его, как практиковать Дамму, чтобы избавиться от страдания?

У: Я должен пережить ее сам и мне не надо больше никого спрашивать об этом.

С: Переживая Учение на личном опыте, продолжишь ли ты в нём сомневаться?

У: нет, сэр, теперь сомнения не нужны.

С: Удерживая внимание на этом участке ты уже осознаешь многое. Что же произойдёт, удерживай ты концентрацию в течении более долгого промежутка времени?

У: Понимание станет глубже.

С: Если в момент осознавания участка прийдёт твоё время умирать, есть ли причины для беспокойства?

У: Нет никаких причин для беспокойства о судьбе человека умирающего с сфокусированным умом.

С: Концентрация осовобождает нас от страдания бесконечного цикла перерождений, понимая это на личном опыте – мы перестаём нуждаться в советах со стороны. Прилагая все усилия к достижению нашей цели полного Просветления, останется ли у нас причина сомневаться: «Получу ли я что-нибудь от этого или нет?»

У: Нет, сэр, сомнения остануться позади.

С: Так, полностью веря, в то чем вы занимаетесь и прикладывая усилия к этому, вы вызываете фактор viriya-iddhipada. Предположим кто то пришел к вам и говорит: «Ты не преуспеешь в своей практике потому как всё ещё не понял истинну.» Возникнут ли в вас сомнения?

У: Нет, сэр.

С: Потому что вы уверенны. Что путём этой практики сможете достич цели, но другие люди всё ещё могут говорить что это не так. У: Пережив истинну на личном опыте человек перестаёт сомневаться, что бы другие ему не говорили.

С: Но что если даже не сто человек, а люди со всего города прийдут, сказать тебе, что то что ты делаешь неверно?

У: Даже если весь город будет убеждать меня – сомнений не возникнет.

С: А если вся страна соберется и начнет увещевать тебя?

У: Даже если и так, причин для сомнения не будет, потому что я пережил это счастье на своем собственном личном опыте.

С: Да, теперь ты понимаешь, и прикладываешь большие старания. Только не думай, что они – лучшее что ты можешь сделать. Ты только начал. Еще столько предстоит сделать.Можешь ли ты осозновать дыхание сидя, стоя, лежа или при ходьбе? Все четыре положения тела подходят для этого не так ли?

У: Да, сэр.

С: Становишься ли ты несчастным, когда фокусируешь внимание на обьекте?

У: Нет, сэр.

С: Стоит ли это тебе чего-нибуть?

У: Нет, сэр.

С: Люди, дэвы и браммы, получившие эту технику после просветления Будды, практиковали её непрерывно и только поэтому достигли конечной цели – полного освобождения от страданий.

Всё чему учил Будда описанно в Типитаке. Сохраняя внимание на участке и осознавая вдохи и выдохи, вы постигаете её всю.

У: Это высказывания я не до конца понимаю, сэр.

С: Боже мой. Ну с чего ты взял что не понимаешь этого, конечно же ты понимашь.

У: Да, сэр, но я должен быть уверен, что понял все детали.

С: Ты уже все понял, проверив на личном опыте, что эта осознанность включает в себя всё Учение Будды. Или нет?

У: Моя осознанность не столь глубока чтобы убедиться в этом, сэр.

С: Но ты же способен часами дискутировать о Лекциях данных буддой, Сводом правил для монашеской Общины и тем более о философии Абидаммы.

У: Когда я говорю об этом, это просто слова, без переживания этого на личном опыте.

С: Да, пустые разговоры. А когда ты концентрируешь внимание на этом участке, не будет ли это постижением всех его Учений на практике?

У: Я не знаю, сэр.

С: Если мы хотим прекратить свои страдания мы должны наблюдать за умом и материей. Каждый знает об этом. Материя состоит из восьми основ. Ум возникает с пятьюдесятьютремя различными обьектами«22». Каждый из вас может часами рассказывать мне об этом.

Вы умны. Когда кто то начинает говорить об Учениях, вы поправляете его, указывая где он был не прав или что то пропустил. Именно так проходят ваши беседы, не так ли?

Так вот, я только что говорил что то что познается - это материя, а то, чем мы осознаем - это ум. Это должно стать кристально ясным и понятным для тебя. К какой категории относиться участок под носом?

У: Я думаю это материя, сэр. Kaya-passada(ощущаемая материя) путём которой мы чувствуем касание ощущение(rupa). Но один студент изучающий философию Абидаммы сказал мне что «Я» это лишь понятие(pannatti)…Споря с людьми изучающими Abhidamma Sangaha «23» я начинаю злиться, волноваться и не могу их победить.

С: Разумеется прекратив концентрироваться на участке, ты можешь быть вовлечён в спор.

У: Но, сэр, если я не отвечу на его слова – это значит, что я проиграл.

С: Скажи мне, что ты делаешь когда голоден?

У: Я ем рис, сэр.

С: А как насчет монахов, что ты должен им предложить для утоления их голода?

У: Я должен предложить им облаченный рис «24», сэр.

С: Являеться ли облаченный рис и рис который ешь ты разными вещами?

У: Они одинаковы. Мы называем простой рис - облаченным, когда предлагаем его монахам, в знак нашего к ним уважения.

С: Так значит как бы мы его не называли – рис или облаченный рис – он способен утолить наш голод, не так ли?

У: Да, сэр, оба они совершенно одинакого напоняют желудок.

С: Так, а теперь как насчет этого участка под носом? Ты можешь называть его как его называют все или ощущаемой материей. Всё точно так же как с рисом и облаченным рисом. Есть ли в этом причина для споров?

У: Не, сэр, долгие дискуссии не нужны.

С: Поэтому лучше просто не принимай участия в дискуссиях на подобные темы. Ты отлично знаешь, что рис и облаченный рис это одно и тоже, но мне пришлось заново повторять это тебе что-бы ты понял. Так что мы называем сущностью которая осознаёт?

У: Это ум, сэр.

С: Только когда мы научимся управлять им и он перестанет прыгать с одного обьекта на другой, ты будешь иметь возможность понять разницу между умом (nama) и материей (rupa).

У: Да, сэр, теперь у меня есть эта возможность.Называеться ли полученное тобой знание правильным пониманием (vijja) или неведением(avijja)?

У: Это понимание, сэр.

С: Может ли присутствовать неведение в момент осознования разницы между умом и материей?

У: Нет, сэр, неведение исчезает.

С: Когда вы сконцентрированны на участке – появляется понимание, а неведение исчезает. Может ли оно возникнуть вновь если вы продолжаете его осозновать?

У: Нет, сэр, не может.

С: Да, видишь, теперь ты понял. Так что породолжай утверждаться в правильном понимании. Раз найдя его, не позволяй ему сбежать снова.Можешь ли ты снова быть захваченным иллюзиями, когда от момента к моменту развиваешься в понимании?

Продолжают ли мудрые люди жаловаться что снова и снова оказываються захваченны неведением, когда в их руках оказываеться Учение Будды лучший инструмент для победы над ним?

У: Нет, сэр. Им не нужно жаловаться. Все, что им нужно делать теперь это прилагать усилия в практике.

С: Теперь ты наконец осознал, что всё чему учил Будда содержиться в этой медитации. Приложив усилия и усердно трудясь вы добьетесь своей цели. Ты рассказал мне о множестве различных материалов пригодных для постройки крыши. Не только крыши сделанные из жести или пальмовых листьев являються прочными и безопастными. Ты волен выбрать любой другой подходящий материал. Я считаю, что все вы скопили довольно много хорошего материала. И сейчас вам надо построить крышу, по настоящему защищающую от дождя. Один раз собрав её, вы всегда будете иметь хорошее укрытие и уже не будете страдать от грозы и палящего солнца. Будет ли она защищать тебя, построй ты её в джунглях?

У: Да, сэр, будет.

С: А если ты построишь её в городе?

У: Она защитит защитит и там, сэр.

С: Есть ли разница в том в каком городе или стране ты ее построишь?

У: Она даст мне защиту везде, гдебы я её не построил.

С: Счастлив ли ты, стоя под проливным дождем или лучами ппалящего солнца?

У: Нет, сэр.

С: Поэтому сейчас приложи все свои усилия для того чтобы больше никогда не страдать от солнца или дождя.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал