![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Банановые войны: Европа и США
В 1993 г. Европейский союз, с небольшим преимуществом голосов, принял постановление о принятии «Бананового торгового режима» (Banana Trade Regime — BTR), который должен был стать средством ограничения импорта бананов в Европу. Те, кто выступал в поддержку BTR, стремились к защите производителей из стран Африки, Карибского и Тихоокеанского регионов (то есть бывших колоний тех стран, которые поддержали BTR) от обильного потока дешевых бананов, выращиваемых американскими компаниями в Латинской и Южной Америке. Информационная кампания, которую возглавил выдающийся оратор, представитель производителей из стран Карибского региона — Дэйм Зуд-жиниа Чарль из Доминиканской Республики, сделала «банановый вопрос» одним из центров общественной дискуссии и привлекла к нему внимание всех заинтересованных сторон европейского общества. Среди них были не только те, кто имел свой непосредственный коммерческий интерес в «банановом деле», но также и те лица, которые прежде вообще считали данную проблему третьестепенной. Это «давление снизу» привело к тому, что мнение общественности стало одним из тех факторов, с которым теперь должны были считаться лица, принимающие решения. На протяжении всего времени, пока продолжалась кампания, и вплоть до получения результатов окончательного голосования, шла закулисная борьба всех заинтересованных лиц, которые стремились довести свою точку зрения до министров европейского правительства. Ходили слухи, что министр от Нидерландов стал на сторону кампании под влиянием влиятельных голландских групп, которые были заинтересованы в оказании помощи бедным производителям Зондских островов. Португалия и Нидерланды поменяли свои позиции в период между первым и вторым голосованием в Совете. Несмотря на то, что «либеральная сторона» имела множество преимуществ против сторонников BTR, она не сумела собрать достаточно сил, чтобы обеспечить поддержку своей точке зрения, и BTR был принят. Европейский союз выиграл битву, но не войну. Банановые войны между Европой и США продолжились. 1 января 1999 г. «Всемирная торговая организация» (World Trade Organization) вынесла Европейскому союзу предписание об отмене ограничения на импорт бананов в Европу. Когда ЕС отказался подчиниться этому предписанию, «Служба американского торгового пред-
ГЛАВА 9 Специализированные сферы PR- работы
ставительства» предприняла ответные меры и ввела «карательные тарифы» ра 17 видов европейских экспортных товаров, ввозимых в США. Эти товары были выбраны исходя из двух критериев: продукция поступала из Великобритании, Франции или Италии (то есть из главных сторонников евро- пейских экспортных мер); и введение ограничений на эти товары должно было оказать минимальное воздействие на американцев. Последний критерий давал преимущество американским лоббистам, поскольку они получали возможность улучшить свою позицию посредством запрещения импорта конкурентных товаров. Так, американские производители свинины смогли добиться того, чтобы итальянская ветчина — «prosciutto» — попала в «карательный список», хотя датская и голландская свинина (несмотря на то, что эти страны голосовали против BTR) не была запрещена к ввозу в США. Американские производители сыра (страны, которую не принято считать лидером сыроварения) теперь не могли получать греческое сырье для производства сыров, а твердый итальянский сыр «peccorino» был включен в список потому, что пользовался неимоверной популярностью среди американцев. Первоначально в «карательный список» попали и стиральные машины, однако в самый последний момент они были исключены, поскольку американские производители обратили внимание на то, что большинство европейских стиральных машин собираются из производимых в США компонентов. (Источники: выполнено на основании: Pedler and Van Schendelen, 1994; New York Times, 1999: Time Magazine, 1999) При том, что высшие уровни лоббирования — это власть и известность, большая часть деятельности по лоббированию имеет куда менее привлекаемый характер. Сюда входит скрупулезное изучение скучнейших доку-ментов, мониторинг процесса принятия законодательных решений, отсле-живание развития ситуации, создание информационных материалов и офи-циальных записок для проведения встреч, конференций и заседаний пра-вительственных комитетов, анализ посещаемости и структуры голосования раментских представителей, а также постоянный контроль за любыми, имеющими значение мелочами. Как отмечают П. Харрис и А. Локк (Harris flock, 1996): «самой влиятельной формой лоббирования является информационное обеспечение интересующей вас проблемы, а также всех связанных с ней вопросов, которое осуществляется регулярно и доводится до лиц, принимающих участие в принятии решений». К этому высказыванию мы могли бы добавить требование своевременности и ясности. Лоббисты должны хорошо знать график того процесса, на который они пыта-
ГЛАВА9 ются повлиять, и они должны уметь представить свою информацию ясно и понятно, особенно в тех случаях, когда им нужно отделить свою точку зрения от точки зрения оппонента.
В своей работе лоббисты используют те же инструменты, что и другие специалисты по связям с общественностью: пресс-релизы, отчеты, организацию конференций и специальных мероприятий, выпуск информационных бюллетеней, «выпуск» рекламных материалов и т. п. В конце этой главы вы найдете несколько советов по нахождению литературы, более подробно освещающей практику лоббирования.
|