Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный строй в Англии XVIII.






«Когда повесят – куда денемся?»

В XVIII появился и оформился новый орган кабинет министров. В начале из тайного совета выделялась коллегия из 5-7 членов, которым король поручал фактическое управление. Впоследствии она стала составлять из лиц, возглавлявших основные министерства, и превратилась в правительство его величества. Формально король сохранял за собой право назначать министров по своему усмотрению. Однако, уже в XVIII веке состав этого органа стал зависеть от соотношения сил партии в парламенте. Со временем стало обычаем, что кабинет министров составляется из членов, победивших на выборах партии. Король был вынужден поручать формированию правительства лидеру этой партии. За 45 лет правления Георга I и Георга II ганноверских, англичане привыкли к тому, что король царствует, но не управляет, что министры совещаются одни без короля, а король должен делать так, как хочет парламент. За 20 лет правления министра Роберта Уолполя, что один из министров должен был первым – главой кабинета, сам подбирал других министров и они должны действовать в согласии с ним, он же был первым министром, подавшим в отставку в следствии недоверия к нему палаты общин. В XVIII веке король перестал использовать и другие свои полномочия:

1. Право вето на парламентские акты. (1707).

2. Правом объявлять войну.

3. Правом помилования по политическим преступлениям.

Королева Елизавета II (1952г.) не вмешивается в работу кабинета министров, который лишь формально ведет дела от ее имени. Еженедельно по вторникам, глава кабинета получает аудиенцию у Королевы. Раз в год осенью именно королева отрывает очередную сессию парламента, выступая с речью, подготовленной для нее премьер-министром. Парламентские акты нуждаются в одобрение королевы, которые даются в устной форме на заседании тайного совета. Совещательный орган, назначенный королевой, численной состав которого колеблется 350-370 человек. Кворум сессии совета 3 человека. Все уголовные дела возбуждаются и ведутся от имени королевы, указом королевы по представлению главы правительства присваиваются государственные награды. Королева главнокомандующий вооруженными войсками. За ее подписью оформляются назначение всех высших офицеров, в армии, флоте, военно-воздушных силах

 

Война за независимость и образование США.

1. Общественный строй и управление североамериканских колоний Англии к середине XVIII века. Предпосылки и начало войны за независимость.

2. Первые конституционные акты: декларация независимости 1776г, и статьи конфедерации 1781г.

3. Переход от конфедерации к федерации. Конституция США 1787г.

4. Билль о правах 1791г.

Вопрос первый.

К середине XVIII века на Атлантическом побережье северной Америки было основано 13 английских колоний (Виргиния, Родайлнд, Коннектикут, Масачусатс) Население было пестрым изначально (Англичане, ирландцы, шотландцы, немцы, французы, голландцы), но накануне революции преобладали англоязычное население, общая численность населения 2, 5 млн. человек. Основным занятием населения было сельское хозяйство, в городах проживало 3-5% населения. На севере господствовало среднее и мелкое фермерской хозяйство, имевшие натуральный или товарный характер. На юге Америке доминировали крупное плантационное производство с использованием рабов труда негров, ввоз которых начался с 1619г. В предреволюционных колониях был развит принудительный труд не только черных, но и белых рабов. В следствие дефицита рабочей силы, а во-вторых, в крайне тяжелых условий труда, особенно на рисовых плантациях. Белых рабов называли сервентами, кабальными слугами или законтрактованными рабочими, их было две категории: добровольно – таких переселенцев бесплатно перевозили в Америку, но с условием, что там они отработают проезд в течение 2-7 лет. Принудительно – осужденные в Англии преступники, которые должно были отработать в течение 7-14 лет. В центральных колониях особенно с голландским населением, были и пережитки европейского феодализма. Крупные земельные комплексы надельное крестьянское землепользование, фиксированная рента (квитрента) и майорат. Но будущее было за буржуазными отношениями:

· Колонизация северной Америки началось в ту эпоху, когда феодализм в Европе уже изжил себя, доказал свою несостоятельность.

· Обилие свободных земель позволяло не имущих колонистам уходит от феодальных отношений на запад.

· Распространение пуританизма, идеология которого стала теоретической программой создание ране буржуазного общества.

Таким образом, в предреволюционных колониях формировалось ране капиталистической общество, в котором имелись пережитки Европейского феодализма и как уклад рабства.

29.04.2012

В зависимости от организации высшей власти колонии делились на три группы:

1. Коронные, находящиеся под управлением королевской власти. 8 штук

2. Частновладельческие, находящиеся в собственности отдельных лиц их было 3. Лорд Балтимор

3. Колонии, пользующиеся самоуправлением на основании королевских хартий 2 штуки.

Во главе колониального управления стоял губернатор. В колониях первой группы он назначался королем. Во второй собственником, а в третье избирался населением. Их в колониях и второй и третий групп право окончательного утверждения губернатора принадлежало королю. Губернатор пользовался широкой исполнительной властью, стоял во главе колониальной юстиции, назначая судей и председательствуя в верховном суде. Был начальником местных военных сил, назначал старших офицеров. Во всех колониях действовали представительные органы: законодательные ассамблеи или законодательные собрания. В 11 колониях (кроме Пенсильвании и Делавэра) законодательные ассамблеи были двух палатные. Верхняя палата называлась совет провинции, назначался или утверждалась губернатором по представлению нижней палаты законодательного собрания. Численный состав верхней палаты 12-18 членов, а нижней 50-100. Колониальные парламенты имели право принимать законы и утверждать налоги. Губернатор имел право абсолютного вето на представление ему законопроекты. Колониальные законы должны были соответствовать общим законам и обычаям Англии и поэтому в своем большинстве направлялись туда, и король имел право вето в течение трех лет с момента их представления. В целом губернаторы, судьи и другие колониальные чиновники (кроме таможенной службы), были в зависимости от Парламентов, выплачивавших им жалования.

Колонисты считали себя такими же свободнорожденными англичанами со всеми присущими им правами:

· Равенство всех перед законом.

· Право на справедливый суд присяжных.

· Состязательность в уголовном процессе.

· Религиозная свобода.

Предпосылки войны за независимость:

С первых лет существования колоний Англия относилась к ним с позиции меркантилизма, рассматривая их как рынок сбыта английский товаров и источник сырья. Поощрялось производство в колониях нужных Англии видов сырья (древесина, шерсть) и одновременно тормозилась развития основных отраслей обрабатывающей промышленности.

1. Шерстяной закон 1699г. – запрещал экспорт шерстяных изделий из колоний.

2. Шляпный закон 1732г. – производство шляп ограничивало местными потребностями.

3. Железный закон 1750г. – запрещал сооружения металлообрабатывающих мастерских.

Одновременно английское правительство вело борьбу со скватерством т.е. самовольном захвате земель. Оно понижало цену на землю и арендную плату и лишало крупных землевладельцев рабочей силы. Королевская прокламация 1763г. запрещала селится за Алиганскими горами (Аппалачи). Стеснительные Английские законы выполнялись только частично, а иногда и вовсе не выполнялись, американская промышленность развивалась вопреки им (к середине XVIII века колонии освоили производство и сбыт готовых изделий), земли захватывались и без законных оснований, широко была распространена контрабандная торговля. Торговля с колониями регулировалась английскими навигационными актами, которые запрещали перевозить товары в Америку на иностранных судах, кроме английских и колониальных. Колонии запрещалось вести непосредственную торговлю с другими странами, все товары сначала доставлялись в Англию, и за это взималась внутренняя пошлина.

Таким образом, на первом этапе колониальной политики, Англия не смогла установить строгий контроль над своими поселениями. Но после окончания 7 летней войны с Францией 1756-1763гг., Англия попробовала усилить нажим на колонии. В 1765г. был издан закон «О постои войск», который обязывал колонии строить казармы для английских солдат – 10000 тыс. и кормить их. В том же году был издан акт «О гербовом сборе» налог на гербовую бумагу, который облагал им различные коммерческие, юридические документы, печатные издания, кроме обычных векселей и денежных квитанций.

1. Деньги предполагалось истратить в Америки на содержание регулярной армии.

2. Всякое дело, возникшее по поводу неисполнения этого закона должно рассматривать в адмиралтейском суде без участия присяжных.

3. Это был первый прямой налог, введенный английском парламентом, в котором колонии не были представлены.

На волне массовых выступлений против этого закона, стали возникать первые революционные организации «сынов свободы». В Нью-Йорке был созван Конгресс по поводу гербового сбора, который был началом американского союза. В 1766г. английский парламент был вынужден отменить этот акт. В 1766 году были принята законы Дауншенда – Английский министр финансов, который вводили таможенные пошлины на ввоз в колонии ряда товаров – краска, бумага, свинец, стекло, чай и имели целью усилить административный и судебный аппарат в Америке. Губернаторы и другие английские чиновники должны получать жалование из фонда сбора этих пошлин. Эти законы вызывали новую вспышку негодований, стали создавать комитеты связи, согласовывавшие действия различных колоний и отдельных городов. Английское правительство отправило в Америку дополнительные войска – отношения обострялись. В 1773г. английский парламент, чтобы поправить дела ост-индской компании разрешил ей в колонии чай без уплаты внутренней пошлины, но с сохранением Дауншенда. В ответ на это группа жителей Бостона переодевшись в индейцев выбросило в море груз чая, ввезенной на английский судах. Английский парламент отреагировал на это «Бостонское чаепитие» нестерпимыми актами, по которым Бостонский порт закрывался вплоть до погашения ущерба, городские собрания колонии Масачусатс лишались права избирать присяжных. Лица, обвиненные в антиправительственной деятельности, предавались суду. В 1774г. был созван первый континентальный конгресс из представителей колонии, который выступил против отделения от Англии, но потребовал злоупотреблением властью. Был объявлен бойкот английских товаров. Было заявлено на праве колонистов на самоуправление, жизнь, свободу и собственность. Колонисты вооружались, складировали оружие, готовили отряды минитменов. 19-го апреля 1775г. событиями в Легосинктоне и Конкорде началась американская революция. Полк английских солдат, посланный захватить склад оружия, устроенный патриотами и арестовать их вождей был обстрелян вооруженными фермерами, и потеряв 1/3 солдат, с трудом добрался до Бостона.

Ее задачи:

1. Ликвидация колониальной зависимости от Англии (внешней аспект данного события и в его плане оно называлось «война за независимость»)

2. Устранение пережитков феодализма (это внутренний аспект данного события и в его плане оно называлось «американская буржуазная революция»)

3. Установление новых принципов и форм организации политической власти.

Ход революции условно приято делить на три этапа:

1. Апрель 1775г. – по июль 1776г – принятие декларации независимости.

2. Июль 1776г. – 1783г.

3. 1783г. – 1787г.

Второй вопрос.

Наиболее важными событиями первого этапа революции были созыв второго континентального конгресса (май 1775г.) и принятие декларации независимости 1776г. Второй конгресс состоял из предводителей радикальных партий от разных колоний, вскоре он приобрел верховную власть, выполняя многие функции государя (набирал, вооружал и содержал армии, принимал и посылал дипломатических агентов, заключал займы для национальных потребностей, он признал своею армию, блокирующую Бостон, а защиту Масачусатса объявил национальным делом). В июне 1775г принял решение об образовании армии и избрал верховным главнокомандующего Джорджа Вашингтона. Королю была послана мирная петиция «оливковая ветвь» о применение власти королевского вето для защиты его американских верных подданных от притеснений со стороны английского парламента. В ответ последовала прокламация против изменников и мятежников. Война стала неизбежной. Для разработки текста декларации независимости была создана специальная комиссия из 5 человек, но фактически ее автором стал Томас Джефирсон. 4 июля 1776г. декларация была принята, она состояла из двух частей: социально-философская – все люди сотворены равными и наделены своим творцом некоторыми естественными и неотъемлемыми правами (жизнь, свобода, и стремление к счастью) для обеспечения этих прав среди людей учреждаются правительства, если оно с этой задачей не справляется, то народ имел право свергнуть его т.е. уничтожить или изменить форму правления. Вторая часть – перечисляла злоупотребления и узурпации английского короля Георга III по отношению к колониям, затруднял отправления правосудия содержал среди колонистов в мирное время флот и армию в необходимом количестве, отказался от управления колониями и встал на путь войны с ними, которые давали последним т.е. колониям, основания для разрыва государственных связей с Англией и провозглашения независимости каждым из 13 штатов. Штат – самостоятельное государство.

07.05.2012

Передовые идеи декларации:

1. Народ источник власти.

2. Правительство должно покоиться на согласие управляемых, и служить их интересам.

3. Право на свержение власти попирающей права народа.

4. (Патриотическое движение в северной Америке продолжало сохранять верность принципа Английской конституции вплоть до образования США и провозглашение их республикой, но идея подчиненности Английскому парламенту постепенно уступала место доктрине гомруля – государственное правовой автономии североамериканских провинций в рамках британской империи. Полное обоснование этой доктрине принадлежит Франклину. Англия и колонии равноправны и суверенные части империи, высшая законодательная власть в них принадлежит собственным представительным органам, английский парламент не имеет никаких преимуществ, а связь между метрополией и провинциями осуществляет король, власть которого ограничена представительными органами. Вся система политической власти в колониях зиждется на народном соглашении и колониальных конституциях – хартиях, его скрепляющих. Правительство – слуга народа, а народ хозяин страны. Томас Пейн первым противопоставил доктрине гомруля идею полной независимости северной Америке, он подчеркивал, что сохранение власти английского короля не обеспечит прав американцев критика иллюзий, связанных с доброй волей английского короля перерастала в критика монархических устоев в целом. Его политический идеал – демократическая республика со всеобщим избирательным правом, широким и равным представительством.) Декларация независимости в качестве основы прав жителей колонии впервые определила законы природы и ее создателя, такая трактовка положила конец поклонению английской Конституции. С 1776г. в Штатах разрабатываются и принимаются собственные Конституции, которые закрепляли свободу печати и выборов, права большинства на замену правительства, принципы народного суверенитета и разделения властей. Одновременно велась работа по созданию Конституции союза штатов для чего II Конгрессом была создана специальная комиссия.

Эта Конституция была принята 1777г, а ратифицирована в 1781г. Официально она называлась «Статьи Конфедерации и вечного союза». Цель Конфедерации – прочная дружба для общей обороны обеспечение своих свобод, также взаимного и общего благосостояния. Субъекты конфедерации были обязана оказывать друг другу помощь в случае посягательства любого рода на одну из них. Общее гражданства не вводилось, хотя и было установлено, что свободные граждане каждого из государств, за исключением нищих, бродяг и людей, бежавших от суда пользуется всеми привилегиями и льготами свободных граждан во всех государствах. Штаты сохраняли за собой прав содержать в мирное время флот и армию в необходимом количестве, определяемым конгрессом, начинать войну, если он подвергнутся нападению. Согласие высшего органа конфедерации принимать и посылать послов, а также заключать между собой договоры и союзы. Заведование общими делами осуществлял однопалатный конгресс, состоящий из делегации всех 13 штатов. Каждая делегация (от 2 до 7 человек) избиралось законодательным собранием штата ежегодно и имело один голос в конгрессе. К ведению конгресса относилось решение вопросов войны и мира, назначение и прием послов, заключение международных договоров, установление правил чеканки монет и т.д. для решения всех наиболее важных вопросов требовалось согласие не менее 9 штатов из 13. В перерывах между сессиями конгресса действовал комитет штатов, избираемый от делегации конгресса (по 1 человек от делегации). Он обладал только теми правами, которые ему предоставлял конгресс – текущие вопросы, те вопросы, для которых требовалось согласие не менее 9 штатов, этот орган решать не мог. Общегосударственного президента не было. Таким образом, статьи конфедерации составляли весьма слабую центральную власть, напоминающей власть Великобритании в колониальный период. Власть посредника и защитника их интересов. Наряду с политическими решались и военные задачи. На стороне Англии сражалось 56 тыс. солдат, а на стороне колоний 20 тыс. Началом перелома в войне была победа американской армии под Саратокой в 1777г., когда сдался 7.тыс корпус англичан, после этого, в 1778г. Франция объявила войну Англии. В следующем году к ней присоединилась Испания, а затем и Голландия. Победа Американской и Французской армии под Йорк-тауном в 1781г, когда сдался 8.тыс корпус англичан, предрешило исход войны, она была фактически прекращена и начались мерные переговоры при посредничестве Франции. В 1783г. в Версале были подписаны мирные соглашения, по которым США признавались независимым государством с определенной территорией.

Вопрос третий

Не смотря на успехи конфедерации в войне и дипломатии, организацию государственного аппарата правящие круги рассматривали как неудовлетворительную и чреватую угрозой.

· Конгресс имел право устанавливать размер денежной сумма, необходимой для общих национальных целей и распределять ее между штатами в соответствии с ценностью земли и построек, но не мог заставить штаты платить налоги т.е. у него было право устанавливать налоги, но не было права их взимать. С 1781 по с 1789гг. – штаты выплатили Конгрессу, лишь 1/10 часть запрашиваемой суммой.

· Не способность конгресса регулировать торговлю между штатами и иностранными государствами, затрудняло коммерческую деятельность.

· Конгресс имел право чеканить монету, но у него не было необходимых денег на покупку металлов и для устройства и ведения операций монетного двора.

· Конгресс не имел принудительной власти по отношению к отдельным личностями – он мог только воздействовать на них через правительство штатов, которых также не мог принудить к исполнению своих требований

· Опасность междоусобной войны, в условиях когда торговая война между штатами уже велась.

· Рост социальной напряженности, который выражался в решительном сопротивление населения уплаты долгов 1786г. под предводительством Даниеле Шельса, в ходе которого захватывались здания судов, уничтожались судебные дела.

· Отсутствовала единая правовая судебная системы, между отдельными штатами были таможенные границы.

Таким образом, нужно было упорядочить финансовую, налоговую, таможенную системы, ликвидировать политическую раздробленность, утвердить правопорядок, укрепить внешне политические позиции страны т.е. создать сильную эффективную государственную власть. В 1787г. в городе Филадельфия был созван конвент из представителей штатов, которому было поручено заняться пересмотром статей конфедерации. Заседания конвентов проходили ежедневно за закрытыми дверями с 25 мая по 17 сентября 1787г.

Делегаты конвента избирались законодательными собраниями штатов – выборы были не прямые. Из 73 делегатов, направленных законодательными собраниями 12 штатов (кроме Род-Айленда) лишь 55 прибыли на конвент. Почти все они были людьми состоятельными (Держатели ценных бумаг, земельные спекулянты, плантаторы рабовладельцы, ростовщики и банкиры, коммерсанты и промышленники и имели большой политический опыт, 44 делегата избирались в конфедеративный конгресс, а 40 занимали высокие посты в правительствах штатов, таким образом собралась политическая элита и экономическая) Философом конституции был Мэдисон. Большую часть работы по составлению тексту Конституции проделал комитет из 12 человек, которым он руководил. Тон на конвенте задавали несколько человека, 4 делегата выступили 640 раз. Вашингтон один раз выступил. Официальный текст Конституции подписали 39 делегатов.

Сначала на обсуждение конвента был представлен проект Виргинии, который исходил из создания двух палатного конгресса, формируемого на основе пропорционального представительства населения каждого штата. Делегация малых штатов это предложение не одобрили, тогда был внесен альтернативный проект (план Нью-Джерси) т.е. усовершенствованный вариант статей конфедерации. В ходе упорных дебатов этот план был отвергнут и конвент вновь вернулся к обсуждению проекта Виргинии тогда и был достигнут «великий компромисс». Верхняя палата конгресса формируется по средством равного представительства от каждого штата, а нижняя пропорционально численности его населению. Возникли также противоречия между северными торгово-промышленными и южными рабовладельческими штатами. Север желал, чтобы новое федеральное правительство имело право регулировать торговлю, а юг колебался, опасаясь, что оно воспользовавшись этим правом запретит торговлю людьми. В итоге также был достигнут компромисс:

1. До 1808г. разрешен ввоз людей.

2. При определение представительства в нижнюю палату и размере налогообложения работы принимались в 3/5 их действительного числа.

14.05.2012

По поводу основных конституционных принципов разногласий среди участников конвента не было. Все штаты должны быть равны и национальное правительство не может предоставлять специальных привилегий ни одному из них. Должны существовать три органа правления: один для создания законов; другой для их исполнения; третий для разрешения вопросов права. Все лица равны перед законом и любой богаты или бедный может требовать законной защиты своих прав. Правительство является правительством законов, а не людей, нет никого выше закона и не один правительственный служащий не может использовать власть иначе, чем дозволенно конституцией или законном. Народ может изменить власть правительства, изменяя Конституцию. Конституция законны конгресса и договоры США являются высшим правом на их территории.

Новизна Конституции состоит:

1. В систематическом изложении норм государственного права.

2. Конституционным нормам придана высшая юридическая сила.

Ее значение:

1. Оформило государственное единство штатов, создав эффективное федеральное правительство.

2. Разделив и сбалансировав государственную власть, заложила правовую основу демократического правления.

Конституцию США называют жесткой т.к. для ее пересмотра установлена довольно сложная процедура. С одной стороны, отцы основатели, старались всякую революцию излишней, допуская поправки Конституции. С другой стороны, сложный процессуальный механизм, которыми обставлено введение таких поправок делал их едва осуществимыми. В этом американцы усматривают устойчивость и эластичность своей конституции. Поправки к Конституции могут предложить 2/3 обеих палат Конгресса и национальных конституционный конвент, созванный конгрессом по запросу законодательных собраний 2/3 штатов. Принятые поправки нуждаются в ратификации или утверждение; одобрение законодательными собраниями ¾ штатов; специально созванными конвентами ¾ штатов. Второй способ использовался только один раз 1919-1933гг. «сухой закон». Принято 27 поправок.

В виде основы устройства высшей власти был принят принцип разделения властей, дополненный системой сдержек и противовесов, цель этого создать механизм, с помощью которого можно предотвратить неправомерное возвышение какого-либо органа. Идея разделения властей была аксиомой для участников конвента; рассматривалась ими как первый принцип «хорошего» правительства; средство предотвращение тирании. Гарантия гражданской свободы. В отличие от английской американская не только не признавала принципа верховенства парламента, но напротив настаивала на установление строго контроля над законодательной властью. При этом учитывался опыт американской революции, в ходе которой пришлось вести борьбу с английским парламентом.

Система сдержек и противовесов (взаимоконтроль и взаимная зависимость различных частей государственного аппарата) теоретически был сформулирована Мэдисоном «Следует создавать стремление, чтобы они противодействовали другим стремлением». Стремление Президентов, законодателей, судей, постоянно сталкиваются т.к. каждый из них ответственен перед различными категориями избирателей. При этом отцы основатели позаботились о том, чтобы большинство избирателей сразу могли взять под контроль только один государственный орган. Для этого все институты государственной власти наделялись различным сроком полномочий. Взаимоконтроль означает, что каждый орган имеет возможность в известной мере контролировать деятельность других, а также обладает смежной компетенцией. С одной стороны, это поощряет сотрудничество и взаимное приспособление различных государственных органов, а с другой стороны создает потенциал для конфликта, который разрешается путем переговоров, сделок и компромиссов. Другим принципом американской конституции является федерализм, который выражается в определение полномочий федеральной власти (внешняя политика, оборона, внешняя торговля, товарооборот между штатами, вопросы гражданства) в определение полномочий, которые штатами не принадлежат. Так штаты не в праве заключать международные договоры, вступать в межгосударственные союзы, выпускать деньги и т.д. В 10-ой поправки сказано, что полномочия, не принадлежащие федеральной власти и пользование которыми не запрещено штатами, сохраняется за ними. Штаты в праве принимать собственные законы, конституции регулировать торговлю и экономическую жизнь, создавать учреждения государственной власти. Принцип судебного контроля за конституционностью правовых актов в ходе рассмотрения конкретных гражданских и уголовных дел. Считался само собой разумеющимся, хотя специальной нормы не было. Он был обоснован Гамильтоном «Власть народа выше законодательной и судебной властей, когда воля законодателя, выраженная в статутах противоречит воли народа, выраженной в конституции, судьи должны руководствоваться последней, а не первой, они должны принимать свои решения на основе фундаментальных законов, а не тех, которыми таковыми не являются.

Законодательная власть принадлежит двух палатному конгрессу, такая структура (бикамерализм):

1. Была испытана в колониальный период.

2. Английский образец с 1743г. двух палатный.

3. Федеративная форма государственного устройства

4. Различие социальных функций верхней и нижней палат. Нижняя стоит на страже прав на жизнь и свободу, а верхняя заботится о защите права на частную собственность

5. Палата представителей подводит под государственную власть такую основу как суверенитет народа, а Сенат обеспечивает прочность и стабильность режима гарантирует ему безопасность от демократических перехлестов. Верхняя палата является защитой народу от его собственных заблуждений и ошибок.

Нижняя палата – палата представителей избирается раз в 2 года народом каждого штата пропорционально его численности, ее председателем является спикер. Формально он избирается членами этой палаты, а фактически копусом т.е. общим собранием той партии, которая обладает большинством мест в данной палате. Спикер руководит ходом дел в палате, поддерживает в ней порядок, устанавливает деловые контакты с высшими чиновниками центральной администрации и является хранителем печати.

Верхняя палата – сенат до 1913г. избиралось законодательными собраниями штата по два представителя от каждого, а в последствии были введены прямые выборы. Председателя сената является вице-президент США, но право голоса ему принадлежит, когда голоса сенаторов делятся поровну. В обычных условиях возглавляет Сенат временный председатель, избираемый из старейшин партии большинства. Право законодательной инициативе принадлежит обеим палатам конгресса, президенту не принадлежит, а финансовые законопроекты могут исходить только от нижней палаты. Верхняя палата может вносить в них поправки

Законопроект, принятый обеими палатами конгресса представляется на подпись президенту, который в течение 10 дней после этого может наложить на него вето. Этот запрет носит отлагательный характер и преодолевается посредством повторного принятия законопроекта обеими палатами конгресса квалифицированным большинством голосов 2/3. Вето президента распространяется и на иные акты конгресса, приказы, постановления, голосования, требующие совместного решения обеих палат, кроме актов об отсрочки заседаний. Таким образом, с помощью вето Президент сдерживает конгресс. В свою очередь конгресс наделен права импичментом. Импичмент – специальная политическая процедура привлечения к ответственности федеральных должностных лиц, гражданской службы, Президента, вице-президента, министров, членов верховного суда. За измену взяточничество и иные тяжкие преступления, преследование возбуждают нижняя палата, а судит верхняя палата для осуждения требуется 2/3 ее членов. В случае суда над президентом председателем сената является главный судья США. Конгресс собирается не реже одного раза в год, президент может созвать его чрезвычайную сессию. Конгресс в праве устанавливать и взимать налоги пошлины, чеканить монету, объявлять войну, набирать и содержать и армию и т.д.

21.05.2012

Срок полномочий сенаторов 6 лет с обновлением 1/3 состава этой палаты, через каждые 2 года. Таким образом, Сенат, в отличие от палаты представителей полностью обновляющийся каждые 2 года, является постоянно действующим органом, не знающим установленного срока полномочий.

Исполнительная власть принадлежит президенту, который является главой государства и главой правительства, избирается на 4 года в ходе двухстепенных выборов. Отстранение его возможно в порядке импичмента. Президент является верховным главнокомандующим армии, флота, назначает на федеральные должности (с совета и одобрения Сената). Обладает правом помилования (кроме импичмент). Заключает международные договоры с последующей их ратификацией квалифицированным большинством голосов сенаторов. Президент должен время от времени сообщать конгрессу о положении дел в союзе.

Единственным федеральным судом, учрежденным Конституцией является Верховный Суд США. Его члены назначаются Президентом по совету и с одобрения Сената и занимают свою должность до тех пор, пока ведут себя безупречно, 9 членов Верховного суда, включая с главным (верховным), в качестве суда первой инстанции ВС слушает дела, касающиеся дипломатических лиц, а также дела, стороной в которых является штат. Впервые право судебного контроля за конституционностью правовых актов было сформулировано верховным судом в 1803г. в решение по делу Мэрбери против Мэдисона. Его суть – любой закон, противоречащий конституции, ничтожен. Ст.13 закона о судоустройстве 1789г., которая предоставляя верховному суду право издавать предписания, обязательные для органов исполнительной власти, включая президента и министров.

Судебный Конституционный контроль выражается в двух основных формах:

1. Проверка Конституционности актов (Законов Конгресса, парламентов штатов, распоряжений муниципалитетов, актов исполнительной власти.).

2. Проверка Конституционности действий (решение ВС 1974г. по Уотергейтскому делу, которое предписывало Никсону выдать магнитофонные записи бесед в белом доме).

Акты, признанные неконституционными в решениях ВС, не отменяются, но теряют всякую правовую силу т.к. впредь им отказано в реализации и с помощью других государственных органов.

Неписанное вето ВС ответа Президента отличается:

1. Свойством окончательности.

2. Неограниченно сроком.

В практике ВС существует ряд доктрин, ставящих предел его политической деятельности.

1. Согласно доктрине строгой необходимости, суд должен толковать законы таким образом, чтобы избежать постановки вопроса об их Конституционности.

2. В соответствии с доктриной явной ошибки, суд должен признавать законы неконституционными только в том случае, если придет к выводу, что законодатель не просто ошибся, а ошибся настолько очевидно, что нарушение Конституции не вызывает не каких разумных сомнений.

3. Условием судебного контроля законодательства является исключение не правовых критериев. Суд в своем решение должен высказаться о соответствии закона Конституции, а не о его мотивах, разумности, отражение в нем общего духа Конституции. Текст Конституции содержит около 7000 слов сравнительно-общего звучания и смысла, а свыше 4000 тыс.решений ВС так или иначе трактующих Конституцию содержит около 50000 тыс.страниц, которые и служат для политической конкретизации конституционных формулировок.

4. В соответствии с доктриной делимости законов, признание судом не конституционности части законодательного акта, не означает того, что закон в целом становится не действительным.

Четвертый вопрос:

Самым уязвимым местом конституции было отсутствие билля о правах в ее проекте:

1. Подавляющие большинство участников конвента были сторонниками естественно-правовой теории и исходили из предположения, что права и свободы человека существуют независимо от того записаны они в конституции или нет.

2. Многие участники конвента ссылались на то, что права и свободы граждан и так уже закреплены в конституциях отдельных штатов.

3. Сама Конституция в широком смысле слова есть билль о политических правах.

4. В основной текст Конституции включены определенные права и свободы.

Не допускается принятие Конгрессом законопроектов о лишение гражданских и имущественных прав, а также имеющих обратную силу. Об основных демократических права и свободах в конституции не упоминалось, поэтому в ходе ратификации отдельные штаты выдвигали требования дополнить ее декларацией гражданских прав. 4 марта 1789г. Конституция вступила в силу. 12 первых поправок были приняты конгрессом в сентябре 1789г. из них 10 после ратификации (декабрь с 1791г.) стали в виде билля о правах, частью конституции. Все поправки были заимствованы из английского билля о правах 1689г. Конституцией штатов и сочинений ученых просветителей. Поправки регулировали отношения гражданина и федеральной власти и были направлены на ограничение последней. Конгресс не в праве издавать законы, ограничивающие законы слова, совести, печати, право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями. Провозглашались охрана личности, жилища, бумаг и имущества, от не основательных обысков или арестов. Приказы об обысках или арестах могли издаваться только при наличие основательных причин и в законном порядке. Запрещалось дважды наказывать за одно и тоже деяние. Закреплялось право граждан отказываться давать показания против самих себя в уголовном деле. Обвиняемый мог требовать, чтобы его поставили в известность о характере и поводе обвинения, обеспечили возможность иметь желательных свидетелей, пользоваться услугами адвоката. Билль запрещал налагать чрезмерные залоги, исключительные штрафы, а также жестокие и необычные наказания. Перечень прав и свобод, закрепленный биллем, не является исчерпывающим.

Конгресс и Президент США в XX –XXI веках.

В целом XIX веке доминировал конгресс, исключая президентство Джефирсона, Джексона и особенно Линкольна, который в годы гражданской войны севера с югом без санкций конгресс увеличил численность армии. Издал распоряжение об освобождение рабов, произвольно использовал средства казначейства. Крайне не значительное государственное вмешательство в экономику преобладание рыночного саморегулирования, отсутствие социального законодательства (законодательство о труде и правовом положение проф.союзов) все это диктовала сравнительно простые нормы регулирования и законы разрабатывал сам конгресс. Относительно небольшие размеры правительственного аппарата и отпускаемых ему средств, позволяли конгрессу через различные комитеты составлять обоснованный федеральный бюджет. Эта функция была передана в 1921г.

В XX – XXI веках:

1. В следствие усложнения общественной жизни.

2. Гораздо более активного вмешательства в социально-экономическую сферу.

3. Расширение внешнеполитической активности США (после второй мировой войны) заметно усилилось и качественно изменилась власть президента.

В следствие гибкости, оперативности и непосредственной связи с реализацией программ, государственное регулирование социально-экономических отношений по самой природе больше всего подходит исполнительной власти. В 30-40-ее годы правительство занималось реформами налогообложения ассигнованиями на социальное обеспечение, контроль над заработными платами и ценами.

28.05.2012

Именно исполнительная власть обладает необходимыми для внешней политики качествами:

· Внутренне единство

· Постоянство курса

· Компетентность

· Решительность

· Секретность

· Быстрота реагирования.

В связи с научно-технической революцией крупные силы американского научно-промышленного комплекса зарегистровались администрации и прежде всего в исполнительном - управление Президента при Рузвельте. Требующие научной разработки, программирования и прогнозирования современная американская политика формируется в этом органе. Законодательные органы уступают исполнительным по кадровой оснащенности. Так Конгресс приблизительно обслуживает 20000 тыс. чиновников, а введение аппарата исполнительной власти находится более 2, 5 млн. человек.

К расширению полномочий Президента вели также «горячие» и «холодные» войны. Однако однозначного и прямолинейного усиления власти президента США не происходило. Об этом свидетельствует укрепление позиций конгресса в период правления Рейгана (с 1987).

Полномочия Президента США велики:

· Глава государства.

· Глава правительства.

· Главнокомандующий.

· Руководитель дипломатической службы страны.

· Важная сила в законодательстве.

Будучи главой правительства, Президент контролирует федеральную исполнительную власть. В качестве главнокомандующего президент возглавляет армию и флот США, производит назначение в офицерском корпусе. Пользуется широкими полномочиями в период войны. В качестве руководителя дипломатической службы президент заключает договоры и исполнительные соглашения (договоры, не требующие ратификации Сената). А так же устанавливает дипломатические отношения.

В сфере законодательства:

1. Хотя президент формально не наделен правом законодательной инициативы, но фактически он его осуществляет своими ежегодными посланиями о положение страны, о состояние экономики и о бюджете, в которых содержится, формулируется конкретные законодательные соглашения.

2. Делегирование т.е. передача Конгрессом Президенту законодательных полномочий по отдельным вопросом в целях детализации внутренней и внешней политики. Одним из видом такой делегации является наделение Конгрессом Президента правом издавать реорганизационные планы в аппарате управления. Если Конгресс в течение 60 дней с момента представления президентом такого плана не выскажется против него большинством голосов какой-либо из палат такой план вступает в силу.

3. Президент сам издает приказы, прокламации, инструкции, распоряжения. Вследствие этого возникают определенные пробелы, связанные с их точным исполнением. Восполнить эти пробелы и обеспечить точное и неуклонные исполнение призвано Президентское нормотворчество.

4. Эффективность Президентского вето за всю историю США превышает 90%.

Власть сконцентрированная в руках одного лица расширяет возможности политической системы по реализации намеченных программ, но в тоже время усиливает ее жесткость, создает потенциал возможного произвола. Главным гарантом сохранения демократического режима в США является Конгресс – Арена столкновения частных интересов, различны политических группировок, место выработки компромиссов и уточнения соотношения сил, поддержание их необходимого баланса.

Активизации Конгресса способствовало и превращение Сената в основного поставщика в кандидаты Президенты и вице-президенты. Кризис доверия к президентской власти в результате Вьетнамской войны (1965-1975 гг.) Уотергейта, Клинтенгейта.

С середины 70-ых годов активизировалось деятельность Конгресса во внешнеполитической области (Вьетнамский синдром). Контрольная функция Конгресса, связанная с процедурой импичмента, позволяет его комитетам проводить расследование, доводя их до перекрестного допроса, ответственных сотрудников внешнеполитического ведомства (Ирангейт). А также вести широковещательную, аргументированную критику деятельность администрации, используя при этом средства массовой информации.

1. Контрольная функция.

2. Власть кошелька – Конгресс может увеличить или уменьшить средства на внешнеполитические программы предлагаемые президентом или совсем отказать в них, может аннулировать действующие программы, прибегнуть к законодательному надзору за осуществлением программ либо выделить ассигнования лишь на определенных условиях.

3. Совет и согласие – президент заключает международные договоры, которые нуждаются в ратификации квалифицированным большинством голосов сенаторов, однако договор вступает в силу, лишь после подписания президентом ратификационных грамот и обмена ими. Ныне оппозиция сената предлагаемому договору сводится к его затяжному обсуждению в комитетах либо практикуется внесение дополнений, меняющих суть ряда положений договора в расчете на отказ от него, если не администрации, то другой договаривающейся стороны.

Исполнительных соглашений гораздо больше, чем международных договоров.

Причины:

· Стремление не перегружать повестку дня Сената.

· Расширение сфер договорных обязательств и улучшение процедур информирования конгресса.

· Элементарный политический расчет.

Существует два вида исполнительных соглашения:

1. Президентские, основанные на его конституционных правомочиях, в особенности как главнокомандующего.

2. Статутные, которые основаны на законах конгресса.

Военные полномочий Конгресса – это право объявлять войну, участвовать в ратификации договора о мире, набирать и содержать армию и флот, издавать положения об их устройстве и управлении. В 20 веке полномочия Конгресса объявлять войну во многом узурпировано Президентом, который часто при этом использует, функциональные эквиваленты объявления войны. Танкинская резолюция 1964г., развязавшая руки для войны во Вьетнаме, одобряло применение президентом всех необходимых мер для защиты американских интересов и жизни американских граждан в регионе Индокитая.

Создание системы военных союзов запада в 40-60-е гг., также превращало в формальность полномочия Конгресса объявлять войну. Ст.5 Соглашения «О НАТО» предусматривает, что нападение на одну из стран участниц блока означает нападение на всех остальных. В 1973г. была принята резолюция «О военных полномочиях», которая ограничивает возможности президента вести необъявленную войну без одобрения конгресса. Президент во всех возможных случаях должен консультироваться с конгрессом перед отправкой вооруженных сил в район боевых действий. Не санкционирование использование вооруженных сил ограничивается сроком 60 дней, президенту предоставляется право отсрочить вывод войск ещё на 30 дней, если это облегчает условиях их вывода. В тоже время существует объективные пределы участия, законодательного органа в работе внешнеполитического механизма:

1. Децентрализация власти внутри конгресса (535 государственных секретарей).

2. Большая заинтересованность законодателей в вопросах внутренней политики.

3. Ограниченность научно-исследовательских и материальных ресурсов конгресса по сравнению с президентской властью, недостаточность традиций глубокого вовлечения законодателей во внешнюю политику – все это позволяет считать президентскую власть наиболее эффективной на международной арене.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.03 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал