Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разбор полетов» с пациентом
Старый мудрый филин на дубе восседал. Чем больше филин слушал, тем меньше он болтал. Чем меньше говорил он, тем больше он внимал. Вот если б мудрый филин для нас примером стал!.. Неизвестный автор*
_____ * Перевод Ю. Бушуевой.
Для тех, кто собирается вести записи (а я настоятельно рекомендую вам это делать — если не для себя, так хоть для меня: пришлете мне материал для будущих книжек!), скажу: существует особое искусство проводить то, что я называю «разбором полетов», — то есть опрос пациента после сеанса. Верьте или не верьте, но для пациента вы — авторитет, и ему хочется вам угодить. Если вы сознательно или бессознательно дадите ему понять, какого рода ответы вам хотелось бы получить, то имен но такие ответы вы скорее всего получите. Чтобы добывать точную информацию, правильно вести записи и, как я надеюсь, получать неискаженные данные, хочу дать вам следующие советы. В конце сеанса мягко коснитесь человека под ключицей и тихонько скажите, что сеанс закончился. Когда пациент откроет глаза, у вас уже должны быть наготове ручка и бумага либо регистрационная карточка (где уже указано имя больного, адрес, номера телефонов и прочая информация). Все это нужно, чтобы делать пометки. Вам вполне по силам провести и эту часть сеанса, и я настоятельно советую вам так и поступить. Можете действовать следующим образом. 1.Спросите у пациента: «Что вы испытали?» или «Что вы запомнили?» Когда пациент начнет отвечать на ваши вопросы, следите за тем, чтобы он придерживался фактов: «Я почувствовал вот это...», «Я увидел то-то и то-то...», «Я услышал следующее...», «Я ощутил такой-то запах...». 2.Попросите пациента подробно описать все, что он помнит. Если он видел человека в белом пальто, попросите описать этого человека. Старайтесь сделать так, чтобы пациент сам все припоминал. Для этого задавайте ему не прямые, а наводящие вопросы, например: «А что еще вы о нем помните? " Дайте пациенту высказаться, потом расспросите его о цвете волос, росте, длине пальто, приблизительном возрасте человека, которого он увидел. По мере того как пациент рассказывает, помогайте ему высказать и вспомнить как можно больше информации, относящейся к тому, что он перенес во время сеанса. Следите за тем, чтобы не направлять рассказ пациента в какое-то определенное русло. К примеру, подобный неверный подход может проявиться в том, что вы станете спрашивать: «Этот человек был высоким?», «Волосы у него были темные?», «Ему на вид было около тридцати?» Если пациент помнит все не совсем четко, то подсказки такого рода могут неадекватно повлиять на его память. Когда почувствуете, что получили о человеке в белом пальто всю информацию, какую только можно, задайте вопрос: «А что еще вы помните?» «А что еще?..» — хорошее выражение, потому что оно побуждает пациента поискать в своем сознании новые подробности. А вот вопрос: «Помните ли вы что-нибудь еще?» — это совсем не то же самое. Задав подобный вопрос, вы создаете ситуацию, когда можно ответить «да» или «нет». Когда вы расспрашиваете в такой манере, то человек естественным образом склонен будет ответить «нет» (особенно в том умиротворенном состоянии, в котором пациент скорее всего находится после сеанса). 3.Когда получите все ответы (а также узнаете новые подробности, задав вопросы типа «А что еще?..»), задайте дополнительные вопросы, относящиеся к пяти физическим чувствам пациента: «А что еще вы видели (слышали? осязали? обоняли? ощущали на вкус)?» (Да-да, у некоторых людей порой время сеансов проявляется даже «вкусовая» сторона восприятия.) Я люблю спрашивать пациента, прикасался ли я нему в ходе сеанса. Если больной, например, отвечает: «Вы дотронулись до моей ступни», — я прошу его показать, как именно я до нее дотронулся. Почему? Потому что под словом «дотронуться» разные люди могут понимать разные пещи. Для некоторых людей это предполагает быстрое прикосновение одним пальцем, для других — сдавливание или легкое постукивание двумя пальцами. Поняв, что стоит за словом «дотронуться», вы сможете более точно зафиксировать это в своих пометках.
|