Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа логопеда 10 страница
О каких бытовых предметах можно сказать моя, твоя, Как правильно сказать о бра — мой или мое! (Мое бра.)
■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫ-
Подберите слову пару. кухонный (комбайн) настольная (лампа)
Игры со звуками, буквами и словами (Задания выполняются с использованием наглядного материала.) Назовите первый и последний звуки в словах холодильник, пылесос, кипятильник, торшер. Как называются эти звуки? (Согласные твердые звуки.) Назовите последний звук в словах бра, утюги, люстры. Как называются звуки а, и, ы? (Гласные звуки.) Угадайте слово. В этом слове первый звук т', последний — р. Что это? (Телевизор.) В слове первый звук л, последний — а. (Лампочка.) В слове первый звук ш, последний — р. (Шнур.) Какое это слово? В слове есть согласные звуки п, л', с, с. Что это? (Пылесос.) В слове есть согласные звуки л', с, т, р. (Люстра.) В названиях каких электроприборов или бытовых электромашин есть звук р? (Электрочайник, тостер, электросамовар, картофелечистка, электропечь.) В названиях каких электрических приборов и машин слышится первый звук э? (Электроплита, электропечь, электромясорубка, электрочайник и др.) Какого гласного звука (какой буквы) не хватает в словах...тюг (у), п...лесос (ы), телеф...н (о)? Вставьте пропущенные согласные буквы в слова видео...амера, теле...изор, компью..ер. Составьте слова из «рассыпанных» звуков: а, р, б (бра); ф', н, э (фен); р, ш, у, н (шнур). Определите количество согласных звуков в каждом слове. «Разбросайте» звуки в словах радио, прибор, кабель. Назовите гласные звуки каждого слова. Какого слога не хватает в словах...ника (тех), при...ры (бо), те..визор (ле)? Угадайте слова по перепутанным слогам: ни-то-фон-маг (магнитофон), сос-пы-ле (пылесос). «Слово в слове». Найдите новые слова в следующих словах: кофемолка (кофе, кол, мол, мел, кафе), холодильник (холод, льдинки, лодки).
Развитие познавательных процессов
■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
«Экскурсия» по квартире. Потрогайте и сравните поверхность металлических, пластмассовых и деревянных предметов домашнего обихода. У какого предмета поверхность самая теплая, самая холодная, самая гладкая? Какую бытовую машину нельзя поднять одному человеку? Что тяжелее — пылесос или стиральная машина? Какие предметы можно легко поднять и перенести? Что мы слышим? (Звуки радио, магнитофона, шум мотора холодильника, щелканье выключателя и т. д.) Сравните разные электрические машины и приборы. Что больше — холодильник или стиральная машина, телевизор или радио? Найдите в квартире электроприборы прямоугольной формы. (Холодильник, стиральная машина и т. д.)
■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Кто знает, пусть продолжает. Я знаю такие электроприборы: пылесос, холодильник....
Назовите предметы бытовой техники, которые не могут работать без электричества.
Запомните и повторите пары слов. телевизор — смотреть радио — слушать пылесос — убирать кофемолка — молоть миксер — взбивать плита — варить Воспроизведение глаголов по слову-подсказке, например: миксером (взбивают), радио (слушают), телевизор (смотрят), на газовой плите (варят).
Посмотрите, запомните и скажите. Где у вас дома стоят холодильник, стиральная машина и пылесос?
■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ОТНЕСЕНИЕ ЕДИНИЧНОГО ПРЕДМЕТА К СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ГРУППЕ
Скажите, к чему относится тот или иной электроприбор. Телевизор — это видеотехника, а настольная лампа — осветительный прибор. Электрочайник — бытовая техника, а торшер — осветительный прибор. Видеокамера — оптический прибор, а электромассажер — бытовая техника.
Назовите одним словом. Стиральная машина, кофемолка, соковыжималка, электромясорубка, электрочайник — это (электроприборы).
■ ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ И РАЗЛИЧИЙ Игра «Четвертый лишний». Что между ними общего? Чем они отличаются? бра, лампочка, свеча, люстра солнце, торшер, фонарик, телефон
Работа с картинками.
■ УСТАНОВЛЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ И АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ
Назовите общий признак у данных предметов. Мясорубка, кухонный процессор, кофемолка. (Они измельчают продукты.) Электрочайник, кофеварка, электросамовар. (С их помощью можно быстро приготовить горячие напитки.) Стиральная машина, пылесос. (Они облегчают домашний труд.) Холодильник, погреб, лед. (Сохраняют холодными продукты.) Веник, щетка, пылесос. (С их помощью можно сделать уборку.) Фен, полотенце. (С их помощью можно высушить волосы.) Бра, фонарик, свеча. (Светят в темноте.) Электроплита, газовая плита, микроволновая печь. (С их помощью можно приготовить еду.) Радиоприемник, книга, телевизор. (С их помощью можно узнать много нового.)
Найдите парные предметы.
Игра «Чего на свете не бывает». Придумайте предложения-небылицы со словами телефон, телевизор, утюг, кофемолка, фотоаппарат, например: «Телевизор смотрит мальчика», «Белье гладит утюг», «Кофе мелет кофемолку».
■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ Придумайте диалоги между Утюгом и Телевизором, Стиральной машиной и Бельем, Электроплитой и Газовой плитой.
Развитие диалогической речи Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Электроприборы». Составьте мини-диалоги. Какие электроприборы есть у вас на кухне? В ванной комнате? В гостиной? Почему некоторые машины и приборы называются электрическими? Какие общие части есть у электроприборов? (Электрический провод и вилка.) Почему большинство электроприборов издают гудящий звук? (Это работает их мотор.) Без чего не могут работать электроприборы? (Без электричества.) Почему люди предпочитают пользоваться электрическими машинами и электроприборами? Что освещает наши квартиры и дома? Как они освещались до появления электричества? Для чего нужен холодильник? Почему продукты лучше сохраняются в холодильнике, чем при комнатной температуре? Как люди раньше обходились без холодильника? Что может заменить холодильник? Для чего нужна стиральная машина? Можно ли обойтись без стиральной машины? Почему лучше чистить ковер пылесосом, а не веником? Зачем нужен телевизор? Хорошо или плохо жить без телевизора? Для чего нужен электроутюг? Всегда ли были такие утюги, как сейчас? Как они нагревались? (В одни утюги клали горячие угли, а другие ставили на горячую печь.) Почему так назвали эти предметы: кофеварка, скороварка, соковыжималка, электробритва, электромассажер? Чем взбивают крем? Каким миксером удобнее взбивать — ручным или электрическим? Что еще можно делать миксером? Где быстрее закипит вода — в электрочайнике или на электрической плите? Что случится, если вовремя не выключить чайник? Чем, кроме тепловых батарей, можно обогревать комнату? (Электрообогревателем.) Чем сушат волосы? (Феном.) С помощью чего можно запечатлеть на долгое время знаменательные события нашей жизни? (С помощью фотоаппарата и видеокамеры.) Куда следует обратиться при поломке электроприборов и бытовых машин? (В мастерскую, телеателье, к телевизионному мастеру.) Кто устраняет неполадки в работе электроприборов? Какими словами вы встретите пришедшего к вам мастера? Что вы скажете ему после того, как он починил сломанную вещь? Что означает слово умелец? Что обозначает слово экономить? Как научиться экономно расходовать газ и электроэнергию? Почему надо учиться быть экономными? Что вы должны предпринять, если почувствуете запах горелой резины? Что надо сделать, если увидишь искрящийся провод? Почему нельзя засовывать в розетку разные предметы? Что может случиться, если надолго отключится электроэнергия? Что делать, если вечером погас свет? (Можно зажечь свечу, керосиновую лампу или фонарь, посветить фонариком.) Без каких бытовых машин и приборов нельзя обойтись современному человеку?
Стихи Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите, Чтобы самовозгоранья Г. Остер
МИША-МАСТЕР Чинит сам розетки, — Помоги! — Если сможем, В нашем доме плитки греют, Г. Ладонщиков
— Пылесос, пылесос, — Жу-жу-жу! Жу-жу-жу! А. Масленникова
ЭЛЕКТРИК Станкам, машинам, поездам В. Степанов
Загадки Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки. По бокам коробки — (Телефон)
Называется «патрон», (Электрический патрон)
У меня который год (Электрополотер)
Он на столике стоял, Все, что слышал, повторял. (Магнитофон)
Стоит красивый сундучок, (Радиоприемник)
Пришел вчера монтер ко мне, (Телефон)
Дом на ножках, (Телевизор)
Полюбуйся, посмотри, (Холодильник)
Дом — стеклянный пузырек, (Электрическая лампочка)
Провели под потолок (Электрическая лампочка)
Он с хоботом резиновым, (Пылесос)
ГОРОД СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
Психогимнастика
■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ- Покажите, как спокойно и уверенно пешеходы ходят Два пешехода случайно столкнулись друг с другом. Выразите жестами и мимикой чувство вины от слу- Изобразите недисциплинированного пешехода, перехо- Передайте состояние заблудившейся девочки, ее мамы,
■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ. Изобразите светофор. Покажите мимикой и жестами
■ ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ. Придумайте действия к заданным ситуациям: Что мы
Развитие мелкой моторики.
Выполняйте движения пальчиками в соответствии с текстом Мы по улице шагаем, Этажи в домах считаем: Раз этаж, два этаж — Двухэтажный домик наш. По бульвару мы шагаем, Липы с кленами считаем: Одна, две, три, четыре, пять... Трудно нам их сосчитать. Поспешим, прибавим ходу, Подойдем мы к переходу. К светофору подошли, Красный свет мигнул нам: «Жди!» Вот уж желтый свет погас, Зеленый — пропускает нас. Е. Еголаева
Формирование
■ синонимы
Подберите слова, близкие по значению, — «слова-приятели». древний — старинный, старый
■ АНТОНИМЫ
Назовите противоположные по значению слова — «слова-не- шумный — тихий
■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов
Ответьте на вопросы. О чем или о ком можно сказать старый? (Старый го- О каких предметах можно сказать грязный? (Грязный О чем или о ком можно сказать тихая? (Тихая улица, Что можно разбить? (Разбить клумбу, стекло, стакан,
■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Послушайте и повторите «слова-родственники». Исключите город, горожанин, городок, городище, городской, го- село, сельчанин, сельский, селиться, сели
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
Скажите ласково. город — городок, городишко
■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
Ответьте на вопросы. Как называют людей, которые ходят пешком? (Пеше- Как можно назвать людей, живущих в одном селе? Как называется дом, состоящий из нескольких этажей?
■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ- древний — древнее — самый древний (древнейший) огромный — огромнее — самый огромный (огромнейший)
■ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИСТАВОЧНЫХ ГЛАГОЛОВ
Составьте новые слова. ходить, переходить, выходить, заходить, входить, ухо- мести, подметать, выметать, сметать...
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Имя существительное
■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
«Один — много». один город — города — много городов один переход — переходы — много переходов один светофор — светофоры — много светофоров одна площадка — площадки — много площадок одна улица — улицы — много улиц одно кафе — кафе — много кафе
Ответьте на вопросы. Без чего не бывает городов? (Без домов, улиц, магази- Без чего не бывает улиц? (Без домов, магазинов, дво-
■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Сочините чистоговорки со словами пешеход и светофор. Ходы-ходы-ходы, мы с тобою (пешеходы).
Вставьте коротенькие слова-предлоги. Бабушка послала Аню... магазин. Магазин находился
■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Ответьте на вопросы. О чем можно сказать мой, твой, наш, его, ее? (Город, О чем можно сказать моя, твоя, наша? (Улица, стан- О чем можно сказать мое, твое, наше? (Селение, село.) О ком можно сказать мои, твои, наши, их! (Земляки,
■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ
Подберите слову пару. внимательный (пешеход) пешеходный (переход) городской (рынок) загородный (дом) проезжая (часть улицы) дисциплинированные (пешеходы)
Имя прилагательное
■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ
Скажите правильно. Переход подземная(-ый). Житель городская(-ой), деревенская(-ой). Площадь большой(-ая), красивый(-ая).
Ответьте на вопросы какой? какая? город (какой?) (большой, маленький, старинный, но- двор (какой?) (зеленый, чистый, тихий, шумный, уют- улица (какая?) (широкая, узкая, прямая, оживлен-
Глагол
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ
Вставьте нужное слово. Мой друг Вова... в большой город. Его семья... в
Загадайте желание. Я хочу, чтобы мой город стал... Я хочу, чтобы в моем городе построили...
■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Ответьте на вопросы. Что я делаю? (Я живу, учусь, работаю.) Скажите, что делает Оля или Коля. (Он(-а) живет, Что они делают? (Они живут, учатся, работают.)
■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Придумайте просьбы, пожелания, советы пешеходам и горо- Уважаемые пешеходы, переходите улицу по переходу! Не бросайте мусор на улице. Не перебегайте улицу на красный свет! Держитесь правой стороны улицы. Будьте внимательны к прохожим. Не толкайтесь! Приезжайте к нам отдыхать. Живите дружно!
Игры со звуками, буквами и словами (Задания выполняются с использованием наглядного материала.) Назовите первый и последний звуки в словах двор, проезд, бульвар, подъезд, тротуар. Какие это звуки? (Согласные твердые звуки.) Узнайте слова по первому и последнему звуку. Какое это слово, если в нем первый звук г, последний — д? (Город.) В слове первый звук п, последний — к. (Парк.) В слове первый звук д, последний — р. (Двор.) В слове есть согласные звуки л', ц. (Улица.) В слове есть согласные звуки д, р, г. (Дорога.) Какое слово я задумал(-а)? В слове есть один гласный звук о? (Двор.) В слове один гласный звук а. (Знак.) В слове два гласных звука и, о. (Киоск.) Соберите «рассыпанные» звуки (буквы) в слово: д, м, о (дом); л', ц, у, и, а (улица); ф, н, о, р', а (фонарь). Какие слова я задумал(-а)? В словах есть звуки р, р'. (Центр, двор, тротуар, дорога, переезд, переулок и др.) Узнайте слова по первому и последнему слогу. В слове три слога, первый слог де, последний — ня. Какое это слово? (Деревня.) В слове три слога, первый слог ста, последний — он. (Стадион.) В слове пять слогов, первый слог на, последний — я. (Набережная.) Узнайте слово по одному слогу. В слове три слога, в середине есть слог ли. Какое это слово? (Улица.) В слове три слога, последний — ход. (Переход.) В слове три слога, последний — га. (Дорога.) Составьте слова из перепутанных слогов: щадь-пло (площадь), зал-вок (вокзал), чал-при (причал), ка-сто-ян (стоянка). «Слово в слове». Найдите коротенькие слова и составьте новые из букв следующих слов: светофор (свет), дорога (рог, рога, дог), магазин (газ, Зина), зоопарк (пар, парк, кора), столовая (стол, лов), поселок (село, пол).
Развитие диалогической речи
Ответьте на вопросы. Задайте вопросы друг другу по теме «Город». Составьте мини-диалоги. Как называется место, в котором вы живете, — деревня, поселок, село или город? Чем отличается город от деревни? Как называется ваш город (ваше село, ваша деревня)? Где он расположен — на севере, юге, западе или востоке страны? Ваш город (поселок) большой или маленький? Ваш город старый или молодой? Как называется ваша улица? Знаете ли вы свой полный домашний адрес? Как называется центральная улица вашего города? Какие площади есть в вашем городе? Есть ли в вашем городе парк или сквер? Есть ли бульвары? Фонтаны? Памятники? Музеи? Какие достопримечательности есть в вашем городе? О каких исторических местах вы можете рассказать? Красив ли ваш город? Как заботятся жители о чистоте и красоте вашего города? Куда вы денете бумажку от съеденной конфеты, если на улице нет урны, — бросите под ноги, положите в мамину сумку или к себе в карман? Что вы можете сделать, чтобы город стал чище и красивее? Какие предприятия есть в вашем городе? Какие учреждения есть в вашем городе? Есть ли фабрика или завод? Что на них выпускают? Люди каких профессий работают в вашем городе? Какую профессию вы бы хотели получить? Кем бы вы хотели работать в своем городе? Какие виды транспорта есть в вашем городе? На чем вы ездите в детский сад (в школу)? На чем ваши родители добираются на работу? На какой свет можно переходить улицу? Почему нельзя переходить улицу в неустановленном месте? Зачем нужен подземный переход? С какой стороны нужно обходить стоящий автобус — спереди или сзади? Какие правила должны соблюдать пешеходы при ходьбе по тротуару? (Ходить по правой стороне тротуара.) Что может случиться с теми, кто не соблюдает правил дорожного движения? Зачем нужны дорожные знаки? Что может случиться, если вы будете переходить улицу на красный свет? Кататься на велосипеде по проезжей части улицы? Обходить стоящий автобус сзади? Уходить далеко от дома? Что надо сделать, если случайно потеряешься в парке или в магазине? К кому следует обратиться в первую очередь? Что надо сделать, если вы ушли далеко от дома и не знаете, как найти дорогу? Какую опасность представляют для людей оставленные на улице открытые люки? Почему нельзя играть с мячом вблизи проезжей части улицы? Что вы скажете детям, которые громко кричат под окнами домов? Бросают мусор на улице? Рвут цветы на газоне? Бросают в открытые окна бумажки? Не закрывают за собой двери подъезда? Громко хлопают дверью?
Стихи Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
УЛИЦА Утром солнышко встает, Травы шепчут мне в пути: — Ты скорей, дружок, расти. — Здравствуй, родина моя! К. Ивряев
АПАТИТЫ За далеким Белым морем И. Давыденко
Загадки
Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки. Длинной шеей поверчу — (Подъемный кран)
Вот утюг — так утюг! (Каток)
Запылал у чудища (Светофор)
|