Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа логопеда 5 страница
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ
Ответьте на вопросы. Что делает повар? (Повар готовит обед.) Что будет делать мама с рыбой? (Мама будет жарить Что сделает мама с тестом? (Мама испечет из теста
«Я умею — не умею». Я умею делать бутерброды. Я умею месить тесто.
Загадайте желание. Я хочу, чтобы мама испекла торт.
■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Говорите и выполняйте. Что я делаю? (Я взбиваю, замешиваю, пеку, ем.) Скажите обо мне, что я делаю. (Вы взбиваете, заме- Скажите, что делает Оля или Коля. (Он(-а) взбивает, Что они делают? (Они взбивают, замешивают, пекут,
■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Наши просьбы, пожелания и советы. Мама, свари, пожалуйста, кашу. Налей, пожалуйста, мне киселя. Храните молочные продукты в холодильнике!
■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ
Исключите лишнее слово. Как можно сварить яйца? (Вкрутую, всмятку, натощак.)
Игры со звуками, буквами и словами (Задания выполняются с использованием наглядного материала.)
■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ Угадайте на вкус (кислое, сладкое, соленое, горькое). (Детям предлагается закрыть глаза и узнать, какую пищу им положили на язык: соль, сахар, овощи, фрукты, варенье и т. д.) Посмотрите и скажите, из каких овощей приготовлен салат или винегрет. Отгадайте, что в руке. Определите на ощупь макаронные изделия (вермишель, рожки, макароны и разные крупы). Угадайте по запаху. Какие продукты имеют запах?
Восприятие цвета Какие продукты питания бывают белого цвета? (Молоко, сметана, кефир, творог, мороженое и др.) Какие продукты питания имеют желтый цвет? (Сливочное и растительное масло, мед, кукурузная крупа, горох, пшено.) Какая пища бывает зеленого, красного, оранжевого цвета?
Восприятие формы Какую форму имеют куриные яйца, горошины, фасоль, зерна овса, ржи и др.? Восприятие величины Какие зерна можно назвать большими или крупными? Какие зернышки можно назвать маленькими или крохотными? Что больше — горошины или бобы? Где больше муки — в булочке или в батоне? Где больше чая — в стакане или в чашке? Восприятие пространственных отношений Какие продукты лежат в холодильнике на нижней полке? Что лежит на верхней полке? На какую полку холодильника кладут овощи? Куда ставят молочные продукты — в поддон или на верхнюю полку?
Восприятие временных отношений Что делают сначала — пекут пирожки или замешивают тесто? Муку мелют на мельнице или везут на хлебозавод? Рыбу чистят или жарят? Наливают масло в салатник, а потом кладут овощи или наоборот? Какую пищу едят во время завтрака, обеда, полдника и ужина?
Слуховое восприятие Угадайте по звуку, какая крупа находится в коробке.
■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Разложите по коробкам фасоль, бобы и горох. Игра «Съедобное — несъедобное». Произносятся разные слова: котлета, кассета, картошка, поварешка, горошек, камешек и др. Дети должны хлопнуть в ладоши, если слово обозначает название продуктов питания. Игра «Пьем — едим». Произносятся названия напитков и пищи, а дети добавляют слово пьем или едим.
■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Кто знает, пусть продолжает. Я знаю такие блюда из муки: блины, оладьи... Я знаю такие блюда из овощей: пюре... Я знаю блюда, приготовленные из мяса: котлеты, фрикадельки, жаркое, гуляш, пельмени... Игра «Запомни, назови». Послушайте, запомните и повторите слова хлеб, пряники, печенье, сушки. Какие новые слова появились в ряду этих слов: хлеб, пряники, печенье, сушки, баранки, пирожок? (Баранки, пирожок.) Повторите все слова. (Количество слов, предлагаемых для запоминания, может быть увеличено до десяти.) Запомните слова мороженое, пирожное, пирожки, конфеты. Какое слово исчезло из данного ряда: пирожное, пирожки, конфеты? (Мороженое.)
Какое слово не подходит? жарят (компот, рыбу, мясо, картошку) варят (варенье, овощи, компот, хлеб) солят (суп, чай, мясо, яичницу, пирожное)
Ответьте, что в коробочках. Демонстрируется несколько коробочек с крупой, затем дети должны назвать, какую крупу они видели.
■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Какой предмет лишний? Выделите предмет, который отличается от других по какому-либо признаку. сыр, масло, бидон, молоко колбаса, сосиски, сметана, сардельки сыр, сало, масло, кефир пирожное, булочка, каша, пирожок
Ответьте на вопросы. Что общего между котлетой, беляшом и рыбой? (Их жарят на масле.) Что общего между снегом, сахаром и солью? (Они имеют белый цвет и растворяются в воде.)
Какая связь существует между этими предметами? вода — чайник кофе — кофейник лук — нож котлета — вилка суп — тарелка сахар — сахарница масло — масленка селедка — селедочница (В чайнике кипятят воду. Масло хранится в масленке. И т. д.)
Какая связь существует между предметами первой и второй группы? Выберите слова, связанные друг с другом.
■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
Придумайте диалоги между предметами. О чем могут говорить между собой Шоколад и Салат; Хозяйка, Рыба и Растительное масло; Хозяйка, Пирожок и Капуста; Чай и Сахар, Конфеты и Мед, Картошка и Сковорода, Нож и Лук?
Развитие диалогической речи
Ответьте на вопросы. Для чего человеку нужна пища? Сможет ли человек жить без пищи? Какие продукты питания вам известны? Где их можно взять? Какую растительную пищу вы знаете? (Овощи, фрукты, ягоды, грибы, злаки, водоросли и некоторые травы.) Почему пищу назвали растительной? Какие блюда готовят из овощей? (Из овощей готовят щи, борщ, рассольник, рагу, икру, пюре, салаты и разные гарниры.) Какие фрукты вы знаете? В каком виде они используются в пищу? Что можно сварить из ягод и фруктов? Какое масло получают из семян подсолнечника? Зерен кукурузы? Сои? Каким одинаковым словом можно назвать все виды этих масел? (Растительное масло.) Как используется в пищу растительное масло? (Его добавляют в салаты и тесто, на нем жарят рыбу, мясо и овощи.) Какие зерновые культуры люди используют в пищу? (Рожь, пшеницу, овес, ячмень, рис, кукурузу, просо, гречиху и сорго.) Какие продукты питания можно изготовить из зерен этих злаков? (Хлеб, крупу, макаронные и кондитерские изделия, крахмал.) Какие зернобобовые культуры выращивают люди для употребления в пищу? (Фасоль, горох, сою, арахис, чечевицу и др.) Какая мука получается из пшеницы? (Пшеничная.) Из ржи? (Ржаная.) Что пекут из пшеничной муки? Какой хлеб пекут из ржаной муки? Что делают из гречихи, овса, ячменя, риса и проса? (Крупу.) Из чего варят кашу? Какую кашу варят из гречневой крупы? Какую кашу можно сварить из пшеницы? (Пшеничную и манную.) Как называют кашу, сваренную из пшенной крупы? (Ее называют пшенной кашей.) Каша из овсяной крупы называется (овсяная или геркулесовая). Почему овсяную крупу назвали «геркулес»? (Крупу назвали так по имени героя греческой мифологии Геркулеса, который, по преданию, был очень сильным и ловким. Овсяная крупа считается самой полезной. Дети, которые любят геркулесовую кашу, вырастут сильными и ловкими, как герой Геркулес.) Какие продукты, кроме крупы, нужны для приготовления каши? (Молоко, вода, масло, соль и сахар. В кашу можно добавлять изюм и варенье.) Какие молочные продукты вы знаете? Почему их назвали молочными продуктами? Назовите кисломолочные продукты. Какие продукты называют мясными? Что можно приготовить из мяса? Какие мясные продукты можно посолить и есть сырыми? (Сало, бекон.) Как готовят пищу из мясных продуктов? (Их варят, тушат, жарят, коптят и запекают в духовке.) Какие продукты называют рыбными? Что относится к рыбным продуктам? Какую рыбу едят люди? В каком виде можно есть рыбу? Какие продукты питания можно заморозить? Какие продукты должны обязательно храниться в холодильнике? Что может случиться, если съесть несвежие продукты? Какие продукты нужно обязательно мыть перед едой? Какую пищу называют здоровой пищей? Что необходимо иметь для приготовления пищи? (Нужно иметь продукты, посуду и огонь.) На чем готовят пищу в городских квартирах? (На газовых и электрических плитах.) На чем можно приготовить пищу в деревне, если таких плит нет? (На керогазе и в печке.) Как можно сварить еду в лесу? О чем надо помнить, когда готовишь или подогреваешь еду? (О правилах безопасности, об осторожном обращении с огнем.) Какие правила обращения с огнем вы знаете? Какие правила надо соблюдать на кухне, если на плите варится обед или стоит кипящий чайник? Можно ли садиться за стол с грязными руками? Кто в вашей семье варит еду? Зачем маме нужен фартук? Как вы помогаете маме? Какое твое любимое блюдо? Люди каких профессий причастны к производству продуктов питания? Кто готовит пищу? Кто обслуживает людей в столовых, ресторанах, на борту самолета, на пароходах и в магазинах? Зачем людям этих профессий нужно носить специальную одежду? (Специальная одежда помогает сразу заметить их среди других людей. Продавцы, повара работают с продуктами, поэтому их одежда должна быть всегда чистой. Белые халаты, куртки и колпаки, которые носят люди этих профессий, нужно часто стирать.) Что такое отходы? Можно ли как-то использовать пищевые отходы? Почему нельзя оставлять в лесу и выбрасывать в водоемы полиэтиленовые пакеты и бутылки? Куда их нужно выбрасывать? Какой вред окружающей природе наносят мусорные свалки с отходами?
Стихи Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите, * * * — Булки, сайки, калачи, Не шалите вы в печи! Сильным жаром пышет печь, Надо корочку беречь. Ну, румяньтесь, не шалите! А не то вы подгорите. Будете, бедняжки, Просто замарашки. Напугаете народ, И никто вас не возьмет. О. Дриз. Перевод Г. Сапгира
ПОВАР Повар готовил обед, Мешает суп кочережкой, О. Григорьев
* * * — Вы откуда, калачи? — Как откуда? Из печи! — И куда же вы идете? — К тем, кто в поле на работе. А лентяи поглядят. Ю. Капотов
Дополните стихотворение, соблюдайте рифму. ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ ПИРОГ Я захотел устроить бал, Д. Хармс
ОТЛИЧНЫЕ ПШЕНИЧНЫЕ Мы печем пшеничные Пироги пшеничные В печку посадили мы. Печка весело горит. Наша мама говорит: — Крошки, что останутся, Воробью достанутся. Шведская песенка.
УБЕЖАЛО МОЛОКО Убежало молоко, Постового обошло, Трех старушек подмочило, Угостило двух котят, Вверх по лестнице И в кастрюлю заползло, — Закипело? — Закипело! М. Боровицкая
* * * В булочной у нас баранки, И. Лопухина
АППЕТИТ Я с горы на санках еду. Г. Сапгир
РЫБИЙ ЖИР — Что случилось? Что за крик на сто квартир? — Это мой А. Масленникова
ПИРОГ Мы спросили нашу печь: — Что сегодня нам испечь? Тесто скалкой раскатали, — Ну-ка, печка, Дай творожнику местечко! Венгерская песенка
* * * Очень важно спозаранку Л. Зильберг
Загадки Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.
Вот король — Сластена Третий, Любит сладкое, как дети. Завтрак, ужин и обед У него — сплошной десерт — Вафли, пряники, печенье, Шоколад, зефир, варенье... На столе его всегда Только сладкая еда. И, решив побить рекорд, Ест король десертный... (торт). С. Сит
Лоснятся у него бока, С. Сит
Отгадать легко и просто: (Хлеб)
Что полезно — ке Всем известно? На моей любимой чаш- Нарисованы ромашки, Г. Сапгир
ПОСУДА СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
Психогимнастика
■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕС- Выразите мимикой огорчение — разбили чашку; ра- Покажите, как мы моем посуду; наливаем воду в кув-
■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ Изобразите кипящий самовар; кастрюлю, наполненную
■ ПЛАСТИЧЕСКИЙ ЭТЮД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОТВОРЕ-
Послушайте стихотворение и изобразите чайник. Я чайник — ворчун, Хлопотун, сумасброд, Я всем напоказ выставляю живот, Я чай кипячу, клокочу и кричу: — Эй, люди, я с вами «почайпить» хочу. Американская песенка.
Развитие мелкой моторики.
Выполняйте действия в соответствии со смыслом текста сти- Воду в чайник наливаем Е. Еголаева
Формирование
■ синонимы
Назовите близкие по значению слова — «слова-приятели». накрывать — сервировать (стол)
■ АНТОНИМЫ
Придумайте слова, противоположные по значению, — «сло- глубокая — мелкая прочная — хрупкая
Скажите, какого слова не хватает. Борщ наливают в глубокую тарелку, а кашу — раскла- Эмалированная кастрюля прочная, а фарфоровая чаш-
■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ
Ответьте на вопросы. У кого есть носик? (У ребенка, у котенка.) У каких У каких предметов есть стенка? (Стенка есть у каст- Как называется нижняя часть посуды? (Дно.) Где еще ДНО.) Какие бывают комбайны? (Кухонные, уборочные, улич-
■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Послушайте и повторите слова. Почему эти слова назвали соль, солонка, солянка, соленый, солить, пересолить, чай, чаепитие, чайник, чаевод, чайная
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
Скажите ласково. нож — ножик чашка — чашечка
Узнайте новые слова. Куда вы положите продукты? сахар — в сахарницу сливки — в сливочник
■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ- острый — острее — самый острый (острейший)
Ответьте на вопросы. Что легче — пластмассовая или металлическая ложка? Какая посуда самая хрупкая? (Стеклянная.)
■ УСВОЕНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
Каких два слова «спрятались» в одном? овощерезка — овощи режет
■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК
Составьте новые слова. кипятить — прокипятить, вскипятить ставить — расставить, переставить, поставить
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Имя существительное
■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
«Один — много». один чайник — чайники — много чайников
Ответьте на вопросы. Без чего не бывает чайников? (Без носиков.)
■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Подскажите конец чистоговорки. Из-из-из, купили новенький (сервиз). Релки-релки-релки, суп едим мы из (тарелки).
Сочините чистоговорки со словами стакан, графин, ведро,
Ответьте на вопросы. Без какой посуды нельзя обойтись во время обеда? (Без На какую посуду сверху кладут крышку? (На кастрю- В какую посуду можно налить молоко? (В бидон, чаш- Между какими предметами ставят тарелку, сервируя
Составьте предложения из перепутанных слов. шкаф, в, стоит, посуда, кухонная кипит, на, чайник, плита девочка, из, взяла, конфетница, конфета
■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Ответьте на вопросы. О каких предметах, относящихся к посуде, можно ска- О какой посуде можно сказать моя, твоя, наша? (Та- О чем из посуды можно сказать мое, твое, наше? (Блюд- О каких предметах посуды можно сказать мои, твои,
■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ,
Сосчитайте. три (чайника) семь (блюдец)
Подберите нужные слова. стеклянный (стакан, графин, бокал, кувшин)
Назовите лишнее слово. острый (нож, вилка)
Найдите слову пару. разбившийся (стакан)
Имя прилагательное
■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ
Ответьте на вопросы какой? какая? какое? какие? нож (какой?) (острый, кухонный, металлический, сто- чашка (какая?) (фаянсовая, фарфоровая, глиняная, ведро (какое?) (пластмассовое, эмалированное, метал- вилки (какие?) (острые, металлические, пластмассо-
Глагол
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ
Ответьте на вопросы. В чем мама варит суп? (Мама варит суп в кастрюле.) Что делают дежурные перед обедом? (Дежурные сер- В чем дедушка будет носить воду из колодца? (Дедуш- Что сделала мама с разбитой чашкой? (Мама выброси- Что сделает бабушка с грязной посудой? (Бабушка вы-
Исключите лишнее слово. (наливать, варить) в кувшин
«Я умею — не умею». Я умею есть ложкой. Я умею пользоваться ножом.
■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Говорите и выполняйте. Задайте вопросы. Что я делаю? (Я кладу, ставлю, режу.)
|