![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа логопеда 4 страница
Внук ласковый, внучка ласковее, а дочка (самая лас- Дедушка дорогой, бабушка дороже, мама (самая дорогая).
Ответьте на вопросы. Кто самый старший в вашей семье?
Глагол
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕ-
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
Ответьте на вопросы. Что делает мама в выходной день? Что ты делал(-а) в детском саду? Что делают твои родители на работе? Что вы будете делать в отпуске? Что сделает папа со сломанным утюгом?
«Я умею — не умею». Я умею подметать пол. Я умею мыть посуду. Я умею Я не умею варить обед. Я не умею стирать. Я не умею
Загадайте желание. Я хочу, чтобы моя мама...
■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Послушайте и запомните слова помогать, гордиться, дружить, Скажите о себе. (Я помогаю, дарю, дружу, желаю.) Скажите обо мне, что я делаю. (Вы помогаете, дарите, Скажите, что делает Оля или Коля. (Он (-а) помогает, Что они делают? (Они помогают, дарят, дружат, же-
■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ
Наши просьбы, пожелания и советы членам семьи. Приду-
Любите друг друга! После ссоры обязательно помиритесь!
■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ
Исключите лишнее слово. Разговаривать нужно (сердито, вежливо, доброжела- Жить надо (дружно, счастливо, строго).
Игры со звуками, буквами и словами (Задания выполняются с использованием наглядного материала.) Назовите первый звук в словах мама, папа, дочка, бабушка, внучка. Назовите последний звук в словах портрет, праздник, уют. Как называются эти звуки? (Твердые согласные звуки.) Какие гласные звуки есть в словах брат, внук, сын! В каких словах — названиях членов семьи есть звук р! (Брат, сестра, прабабушка, прадедушка, родитель, родственник.) Назовите слова со звуком л'. (Родители, племянник, племянница, наследник.) Какой звук потерялся в словах...адушие,...аска,...або-та,...ежностъ,...уткость? Вставьте пропущенные гласные буквы: бр...т, вн...к, д...дя. Вставьте пропущенные согласные буквы: ба...ушка,...ама,...апа, де...ушка. Составьте слова из «рассыпанных» звуков: н, с, ы (сын); а, т, р, б (брат). Определите количество согласных звуков в каждом слове. «Разбросайте» звуки в словах мама, дочка. Назовите гласные звуки в каждом слове. Измените одну букву в словах точка, сыр так, чтобы получились новые слова — названия членов семьи. (Дочка, сын.) «Цепочка слов». В этой игре надо услышать последний звук сказанного слова и придумать свое, которое начинается с этого звука. (Можно называть города, имена, овощи и др.) Например: мама — альбом — мальчик — котенок и т. д. Угадайте слова, в которых пропущены слоги: сест..., внуч..., род..., фа...лия. Угадайте слова по перепутанным слогам: я-семь, ти-де, ка-моч-ма, ка-поч-па. «Слово в слове». Найдите спрятанные слова: дедушка (душ), семья (семь, я), сестричка (три, сестра), папочка (почка, папа). Кто больше придумает слов, начинающихся с гласных звуков а, у, о, и, э? Это могут быть имена, названия городов, стран или любые другие слова. Кто-либо называет три слова, относящиеся к определенной родовой группе, например: тарелка, чашка, блюдце. Следующий повторяет эти три слова и добавляет еще одно: тарелка, чашка, блюдце, чайник. Игра может продолжаться до тех пор, пока не будут исчерпаны слова у игроков. Развитие диалогической речи Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Семья». Составьте мини-диалоги. Прислушайтесь к звучанию слова семья. Из каких двух слов состоит слово семья? (Семь, я.) Назовите членов своей семьи. Кто в вашей семье старший по возрасту? Кто самый уважаемый человек в вашей семье? Сколько у тебя бабушек? Бабушка — папина или мамина мама? Сколько у тебя дедушек? Дедушка — папин или мамин отец? Кто твои родители для дедушки и бабушки? Кем для тебя являются дедушкины родители? (Прабабушкой и прадедушкой.) Кем были для дедушки и бабушки твои прадедушка и прабабушка? (Папой и мамой, родителями.) Кто в вашей семье моложе бабушки и дедушки? Кто самый младший в вашей семье? Сколько тебе лет? Сколько лет тебе будет через один год? Через два года? Как называют тебя мама и папа — дочкой или сыном? Как называют тебя дедушка и бабушка и внучкой или внуком? Кем приходятся друг другу два мальчика в семье — сестрами или братьями? (Братьями.) Кто в семье их называет братьями? Кем приходятся друг другу в семье две девочки? (Сестрами.) Есть ли у тебя брат или сестра? Чем вы похожи? На сколько лет они старше или моложе тебя? Есть ли у тебя двоюродные братья или сестры? Чьи они дети? Есть ли у тебя тетя? Чья она сестра? Есть ли у тебя дядя? Чей он брат? Назовите свою фамилию. Одинаковая ли фамилия у твоих родителей? У каждого человека есть имя, фамилия и отчество. Фамилия может быть одна у всей семьи, а имя и отчество у каждого человека свое. От какого слова произошло слово отчество? (Слово отчество произошло от слова отец.) От слова отец произошло и слово отчизна. Что значит родина? (Место, где человек родился или живет.) Зачем люди придумали имена и фамилии? (Если бы у нас не было имен, мы не знали бы, кому адресовано обращение. Если бы не было фамилий, человек не знал бы, к какому роду он принадлежит. Фамилия прибавляется к личному имени человека. Это наследственное семейное наименование. Фамилия принадлежит определенному роду. Каждый род имеет свое начало. В слове родина мы тоже слышим это коротенькое слово род.) Составлено ли родословное древо вашей семьи? Скажи, кто ты. (Девочка, мальчик, ребенок, человек, сын, дочь, внук, внучка.) Назови свое имя. Каким ласковым именем называют тебя в семье? Какими еще ласковыми словами называют тебя твои близкие? Почему тебе дали такое имя? Что обозначает твое имя? Назови свое отчество. Назови имя и отчество членов своей семьи: мамы, папы, дедушки и бабушки. На кого из них ты похож? Чем отличаются дети от взрослых? Чем ты отличаешься от своих братьев и сестер? Какая у вас семья? (Маленькая, большая, дружная, веселая, радушная, трудолюбивая, гостеприимная.) Какие традиции есть в вашей семье? Как вы отмечаете праздники и дни рождения? Чем вы занимаетесь в выходные дни? Как вы принимаете гостей? Ходите ли вы сами в гости? Все ли родственники живут в вашем городе? Ездите ли вы к ним в гости? Получаете ли вы от них письма? Пишете ли им сами? Какая у тебя мама? Какой у тебя папа? За что ты их любишь? Кто из членов семьи уделяет тебе больше внимания? Кто отвечает на твои вопросы? Кто читает тебе книги? С кем тебе хочется оставаться дома? Как вы распределяете домашнюю работу? Кто больше всех трудится в вашей семье? Есть ли у тебя обязанности по дому? Как ты помогаешь маме? Как вы заботитесь друг о друге? Обижаетесь ли вы друг на друга? Бывают ли в вашей семье ссоры? По какой причине? Просите ли вы прощения друг у друга? Бываешь ли ты непослушным? За что тебе бывает стыдно перед родителями? Приходилось ли тебе огорчать своих близких? Что значит быть послушным? Что значит быть воспитанным? Что значит быть уважительным? Говорите ли вы друг другу комплименты? Когда в вашей семье говорят такие слова: будьте добры, пожалуйста, извините, простите меня, доброе утро, добрый день, спокойной ночи, в добрый путь, будьте как дома, рады вас видеть? Кому и когда вы говорите слова поздравляю, поздравляем? Придумайте поздравления с праздником и днем рождения, используя слова желаю, желаем, дарю, дарим, люблю, любим. Кем работают твои родители? Какую работу они выполняют? Был ли ты у них на работе и что ты там видел? Чему ты хотел бы научиться у своих родителей? Есть ли у вас дома животные? Как ты о них заботишься? Можно ли назвать кошку или собаку членом семьи? Какое заветное желание есть у вашей семьи? Что бы ты хотел пожелать членам своей семьи? Что вы должны сделать, если почувствовали запах газа? (Нужно сообщить об этом взрослым, позвонить в газовую службу по телефону 04, поскорее выйти из квартиры на улицу.) Что надо делать, если в квартире возник пожар? (Надо позвонить в пожарную охрану по телефону 01, сказать об этом соседям и как можно быстрее покинуть помещение.) Что надо сделать, если кому-то из членов семьи стало плохо или он потерял сознание? (Надо вызвать «скорую помощь» по телефону 03.) Можно ли разговаривать по телефону с чужими людьми в отсутствие взрослых и сообщать что-либо о своей семье? Можно ли называть посторонним людям свой домашний адрес и рассказывать что-либо о вашей жизни? Почему этого нельзя делать?
Стихи Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите, МОЯ СЕМЬЯ Задам себе задачу я. В. Витка
Я И МАМА Улыбаюсь я, как мама. Ростом ниже я. Но все же — Просто мамины глаза! Ходим в ногу я и мама. — Как похожи! — говорят. И еще смотрю назад. О. Дриз. Перевод Г. Сатира
* * * Прожила на свете мама Никого дороже мамы В целом мире нет. Позже всех она ложится, Раньше всех встает, По дому весь день хлопочет, Хоть и устает. Ты живи на свете, мама, Много, много лет. Никого тебя роднее В целом мире нет! К. Тангрыкулиев
ДВЕ СЕСТРЫ ГЛЯДЯТ НА БРАТЦА Две сестры глядят на братца: Маленький, неловкий, Не умеет улыбаться, Только хмурит бровки. Младший брат чихнул спросонок — Радуются сестры: — Вот уже растет ребенок — Он чихнул, как взрослый! А. Барто
НАША БАБУШКА Бабушка наша Бабушка нам Е. Трутнева
* * * Не терпит мой папа безделья и скуки, Е. Серова
* * * Есть в доме любом У семейства... Н. Голь, Г. Григорьев
ПРОСТОЕ СЛОВО На свете слов живет немало. И всех добрее и важней одно — Из двух слогов — простое слово: «Мама». И нету слов нужнее, чем оно! И. Мазин
ФУТБОЛ Сказала тетя: — Фи, футбол! — Фу, футбол! Сестра сказала: — Ну, футбол... — Во футбол! Г. Сатир
ЛЕМЕЛЕ ХОЗЯЙНИЧАЕТ Мама уходит, — Лемеле, ты — Ты мне услужи: — Вымой тарелки, — Сестру уложи, Не забудь, мой сынок. У Лемеле только Л. Квитко
МОЯ МАМА Много мам на белом свете, В. Руссу
МОЙ ДЕД У меня есть дедушка, как зима седой, Мне на все мой дедушка может дать ответ. Р. Гамзатов
ПРОСТИТЕ Папа разбил И мама молчит, В. Юсупов
МОЯ РОДНЯ Мама с папой — моя родня, Нет роднее родни у меня. И сестренка родня, и братишка, И щенок лопоухий Тишка. Я родных своих очень люблю, Скоро всем подарки куплю! Папе будет моторная лодка, Маме — в кухню волшебная щетка, Молоток настоящий — братишке, Мяч — сестренке, конфета — Тишке. Я. Аким
ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ Кто-то делает вот так — — Тук-тики, Кто-то делает вот так — — Дзинь-тики, Кто-то делает вот так — Шлеп-тики, Кто-то делает вот так: — Топ-тики, Топ-тики, Лбом о столик — Тук-тики, Чашку на пол — Дзинь-тики, Возле стенки — Шлеп-тики. Так! В. Орлов
ФЕДЮША Папа устал... На диван он прилег... А. Сашин
Пословицы и поговорки
Выучите наизусть пословицы и поговорки. Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
ПИЩА СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
Психогимнастика
■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕС- Представьте, что вы пробуете на вкус кислый лимон,
■ ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ Покажите, как вы чистите лук, картошку, заваривае-
■ ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ «Печем пирожки»: месим тесто, лепим пирожки, ста- Изобразите масло, кипящее на сковородке; пирожок,
■ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ Игра «Угадайте, что я делаю». Один ребенок изобра- Изобразите, как варят «суп из топора». «Попробуйте» Пластический этюд с использованием стихотворения Простокваши дали Клаше— — Не хочу я простокваши, Дали вместо простокваши — Не хочу я просто каши, Дали вместе с простоквашей Е. Благинина
Развитие мелкой моторики.
Выполняйте действия и движения руками и пальчиками в со- На первые семь строк имитируем движения точиль-
точильщики Точим, Будет резать он Припасы: Масло, Сало, Хлеб, Колбасы, Помидоры, Огурцы... Угощайтесь, молодцы! О. Дриз
Четыре пальца лежат на столе, указательный —
— Пальчик, — Я с мизинцем С безымянным Ел малинку. Ел со средним Землянику. С указательным — Клубнику. — Братец, принеси дрова! — Заболела голова! — Средний, ты наколешь дров? — Я сегодня не здоров! — Ну, а ты затопишь печку? — Ой, болит мое сердечко! — Ты, меньшой, свари обед! — У меня силенок нет! — Что же, сделаю все сам, — Мы уже здоровы! И. Лопухина Формирование
■ синонимы
Подберите близкие по значению слова — «слова-приятели». еда — пища, кушанье, продукты питания
■ АНТОНИМЫ
Придумайте слова с противоположным значением — «слова- полезный — вредный насыпать — высыпать
Какого слова не хватает? Дополните предложения. Молоко жидкое, а сметана (густая).
■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ О чем можно сказать свежий? (Хлеб, ветер, батон, но- О чем можно сказать горячий? (Чай, воздух, чайник, Что можно чистить? (Кастрюлю, сковороду, картош-
■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Послушайте и повторите слова. Какая общая часть есть в род- хлеб, хлебница, хлебный, рогалик сахар, сахарница, засахаренный, конфета
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
Скажите ласково. хлеб — хлебушек конфета — конфетка
■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
Составьте новое слово из двух. человек, который печет хлеб (хлебопек) продукты из рыбы (рыбопродукты) мучные изделия — хлеб и булки (хлебобулочные)
■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ-
Дополните предложение. Чай сладкий, варенье еще слаще, а мед (самый слад- Кисель густой, йогурт еще гуще, а тесто для пирогов
■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК
Составьте новые слова. печь — запечь, испечь, выпечь
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Имя существительное
■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
«Один — много». один батон — батоны — много батонов одна булка — булки — много булок одна сушка — сушки — много сушек одна ватрушка — ватрушки — много ватрушек одно пирожное — пирожные — много пирожных одно яйцо — яйца — много яиц
Ответьте на вопросы. Без чего не испечешь хлеб? (Без муки.)
■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Сочините чистоговорки со словом пирожок. Ок-ок-ок, вот румяный (пирожок).
Сочините чистоговорки со словами батон, пирог, шоколад,
Ответьте на вопросы. Повару на обед надо приготовить котлеты. Без чего котлеты будут невкусными? (Котлеты будут На чем жарят котлеты? (Котлеты жарят на сковороде.) Без чего нельзя поджарить котлеты? (Котлеты нельзя
■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Ответьте на вопросы. О каких продуктах питания можно сказать мой? (Хлеб, О каких продуктах питания можно сказать моя? (Ка- О каком напитке можно сказать мое? (Какао, молоко.) О каких продуктах питания можно сказать мое? (Пе- О каких сладостях можно сказать мои? (Конфеты, ваф-
■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
Сосчитайте. три (йогурта) четыре (сушки)
Подберите слова. жареный (картофель, лук, баклажан, пирожок) испеченные (батоны, булки, рогалики, сушки)
Имя прилагательное
■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ
Подберите четыре слова. сыр (какой?) (соленый, круглый, полезный, твердый) торт (вкусный, бисквитный, песочный, сладкий, рас- конфета (какая?) (сладкая, вкусная, шоколадная, мягкая) пюре (картофельное, свежее, горячее) булочки (какие?) (свежие, горячие, мягкие, ароматные) пряники (медовые, рассыпчатые, шоколадные, черствые)
Глагол
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
|