Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа логопеда 2 страница
Приложение 5
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Развитие мелкой моторики (смотри тему «Одежда»). Развитие дыхания и голоса. Обыгрывание ситуации «Шитье одежды». Укололи пальчик, подуем на больное место (продолжительный выдох через рот), произнесение четырех слогов Ойой-ойой!, а затем фразы «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!» на одном выдохе. Мимические упражнения. Передаем эмоции радости, удивления, восхищения и печали: порадуемся покупке новой одежды, удивимся необычности наряда, восхитимся новым нарядом мамы, опечалимся от нечаянно порванной одежды. Упражнения для мышц шеи. Игровая ситуация «Испачкали платье и рассердили маму». Прижать ладони к ушам. Наклонять голову из стороны в сторону с сопротивлением рук, произнося: «Ай-ай-ай-ай!» Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц. Игровое упражнение «Стучит иголка швейной машинки». Максимально часто открывать рот с произнесением слогов ба-ба-ба-ба-ба, быбыбы-бы-бы. Упражнения для губ. Игровое упражнение «Застегивание и расстегивание молнии». Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до пяти («застегнули молнию»). Разомкнуть губы («расстегнули молнию»). Игровое упражнение «Большие пуговицы и маленькие пуговки». Максимально округлить губы («большая пуговица»), вытянуть губы узкой трубочкой («маленькая пуговка»). Упражнения для языка. Игровое упражнение «Иголочка». Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении под счет до пяти- шести. ■ Игровое упражнение «Воротник с широкими и острыми краями». Чередование положений «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык («воротничок с острыми краями»). Игровое упражнение «Белье на ветру». Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении под счет до шести. Игровое упражнение «Шитье на разных швейных машинках». Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить звуки д-д-д-д-д-д («шьем на электрической швейной машинке») и т-т-т-т-т-т-т («шьем на ручной швейной машинке»). Развитие интонационной выразительной речи ПОРТНИХА В каком я сегодня платьице! Правда, оно вам нравится? Правда, я очень красиво одета? Платье это красного цвета... Смотрите, сколько на нем горошин! Вы говорите, бок перекошен И что неровно легла кайма? Зато я сшила его сама! Э. Мошковская
Приложение 6
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Успешному осуществлению поставленных задач способствует совместная работа всего педагогического коллектива и родителей. Необходимо не только заинтересовать родителей, но и познакомить их с содержанием знаний, получаемых детьми в детском саду, только тогда они станут настоящими помощниками педагогов. Задания на дом Закрепите знания детей об одежде. Рассмотрите дома одежду всех членов семьи. Пусть ребенок расскажет, чем она отличается, чем похожа. Почему весной, осенью, летом и зимой мы носим разную одежду? Откуда у вас появилась одежда? Предложите расставить по порядку слова: ткань, нитки, хлопок, магазин, швейная фабрика. Рассмотрите швейные принадлежности, закрепите их названия, назначение, правила обращения и хранения. Учите детей умению классифицировать, размышлять, развивайте воображение. Я знаю такую зимнюю одежду —..., демисезонную одежду — летнюю одежду — детскую одежду —.... Назови «лишний» предмет в перечне: платье, рубашка, туфли, сарафан. (Туфли.) Что общего между шубой и снегом, крышей дома и шапкой? Предложите детям придумать чистоговорки-небылицы со словами берет, пальто. Развивайте фонематическое восприятие и фонематические представления детей. Предложите детям назвать первый и последний звуки в словах пальто, колготки, костюм, тулуп, куртка. Придумать слова — названия одежды со звуками ш, ж, р. Повторите с ребенком стихотворение Е. Благининой «Утюжок». Взял Тимошка утюжок. — Ну-ка грейся, мой дружок. Выглажу братишке Куртку и штанишки. Развивайте зрительное восприятие. Покажите, как можно нарисовать по клеточкам юбку, шорты и рубашку. Предложите украсить одежду орнаментом. Автор надеется, что грамотное и добросовестное использование логопедами, воспитателями и родителями предложенных в книге материалов, приемов и методики поможет детям овладеть систематизированными знаниями, воспитать у них привычки бережного отношения к тому, что нас окружает, а также сформировать доброжелательность во взаимоотношениях с людьми и стремление к положительным поступкам.
Я — ЧЕЛОВЕК СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
Психогимнастика
■ ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО
Передайте мимикой свое настроение, состояние, наме- приятно — неприятно весел — печален
Покажите, каким разным может быть взгляд человека. насмешливый Покажите свое состояние в холодный зимний день, в Изобразите человека, изнемогающего от жажды и голода.
■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ Покажите, как ходит великан среди лилипутов, лили- Изобразите охоту первобытных людей на мамонта.
Развитие мелкой моторики.
Выполняйте действия и движения пальчиками в соответствии В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому: Указательный и средний, Безымянный и последний — Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Этот стук услышал я, Дверь открыл, а там — друзья. Всех друзей пригласил к себе скорей.
Игра «Мое тело» (по Лазареву (1997)
Повторяйте слова и показывайте части тела, о которых мы головушка-соловушка (гладят голову) лобик-бобик (выставляют вперед лобик, как бычки) носик-курносик (закрывают глаза и попадают паль- щечки-комочки (мнут пальчиками щечки и трут их губки-голубки (вытягивают губки в трубочку) реснички-сестрички (моргают ресничками) шейка-индейка (вытягивают свою шейку) ножки-сапожки (топают ножками)
Формирование
■ синонимы
Послушайте и повторите слова, близкие по значению, — «сло- радость — ликование, торжество прилежание — усердие, исполнительность, старатель- сильный — могучий, богатырский, мощный растрепанный — косматый, лохматый, взъерошенный, жестокий — безжалостный, бессердечный, бесчеловеч- идти — ступать, шагать, семенить, шествовать, брести, бегать — носиться, летать, гонять, мчаться
■ АНТОНИМЫ
Придумайте слова, противоположные по значению, — «сло- доброта — злоба печальный — радостный
Дополните предложения. Если вас спросили, надо (отвечать).
■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов
Ответьте на вопросы. Что такое нос? У кого есть нос? Нос — это орган обоняния и дыхания человека и жи-
■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Послушайте и повторите «слова-родственники». Какое слово человек, человечность, человеколюбие, челнок, чело- дума, выдумщик, думать, дунуть, придумывать, ду- радость, радостный, радоваться, радуга, радостно
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Скажите ласково. голова — головка, головушка
■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
Составьте новое слово из двух. человек, желающий добра, — доброжелательный человек, который радуется жизни, — жизнерадостный
■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ- молодой — моложе — самый молодой
Ответьте на вопросы. Кого из своих близких ты можешь назвать добрым? Кто
■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК
Составьте новые слова. расти — подрасти, вырасти смотреть — посмотреть, высмотреть, усмотреть
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Имя существительное
■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
«Один — много». один младенец — младенцы — много младенцев один ребенок — дети — много детей За столом сидит одна (девочка). В зал пошли (девочки). В танце участвует много (девочек). Есть семьи, в которых только один (ребенок). На улице играют (дети). В детский сад ходит много (детей). ■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬ-
Сочините чистоговорки. Онь-онь-онь, посмотри мою (ладонь).
Вставьте пропущенное слово мысль. Мне в голову пришла (мысль): «Надо совершить хо-
■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ О каких частях тела можно сказать мой, твой, наш? О чем можно сказать моя, твоя, наша? (Голова, нога, О чем можно сказать мое, твое, наше? (Сердце, ухо, О чем можно сказать мои, твои, наши? (Волосы, уши,
■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ, МЕСТОИМЕНИЕМ И ПРИЧАСТИЕМ
Ответьте на вопрос. Сколько у тебя рук, ног, глаз, ушей, щек, губ, паль-
Вставьте нужное слово. два маленьких (ребенка) мой радостный (крик)
Имя прилагательное
■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ
Исключите лишнее слово. мальчик старый, смешной, смелый, сильный
Глагол
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
Ответьте на вопросы. Что мы умеем делать? (Бегать, ходить, смеяться, пры- Чего ты не умеешь делать? (Писать, читать, молчать.) Что делает девочка? (Девочка играет с куклой. Девоч- Что делала девочка? (Девочка играла с куклой. Девоч- Что сделала девочка? (Девочка поиграла с куклой. Что еще будет делать девочка с куклой? (Девочка бу-
■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Говорите и выполняйте. Что я делаю? (Я хожу, моргаю, улыбаюсь, плачу, бегу.) Спросите у друга. (Ты ходишь, моргаешь, улыбаешь- Что вы делаете? (Вы ходите, моргаете, улыбаетесь, Что он(-а) делает? (Он(-а) ходит, моргает, улыбается, Что они делают? (Они ходят, моргают, улыбаются,
■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Наши советы и предложения. Слушайте внимательно воспитательницу! Садитесь подальше от телевизора! Берегите глаза! Бегите поскорее к маме. Ходите прямо. Не сутультесь! Не кричите слишком громко. Говорите тише. Не смейтесь над бедой друга.
■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЕМ
Исключите лишнее слово. возвращайся поскорее, шепотом
Игры со звуками, буквами и словами (Задания выполняются с использованием наглядного материала.) Назовите последний звук в словах сон, крик, слух, Назовите первый звук в словах человек, девочка. Как Назовите последний звук в словах голова, рука, усы, В названиях каких частей тела есть звуки р, р'? (Рука, Какой звук потерялся в словах ма...чик, голе...,...ети? Вставьте пропущенные гласные буквы в слова б...к, Вставьте пропущенные согласные буквы в слова...адонь, Превратите слова мука, бочка, колос, дуб, бак, тучка Угадайте слова, в которых пропущены слоги: не...седа, Угадайте слова по перепутанным слогам: ка-ру, ка-пят, «Слово в слове». Найдите новые слова в следующих
Развитие познавательных процессов (Задания выполняются с использованием наглядного материала.)
■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ (ЦВЕТА, ФОРМЫ,
Игры на развитие ощущений. «Чудесный мешочек». Узнайте предмет на ощупь.
Путешествие по комнате. Найдите гладкие и шероховатые, Какого цвета у тебя глаза? Какой они формы? Из ка- Чья это ладонь? (Даются рисунки рук мужчины, жен- Какого цвета волосы у тебя и твоих близких? Что
Слушайте внимательно и выполняйте. Положите руки на плечи. Поставьте руки на пояс.
Ответьте на вопросы. Что длиннее — руки или ноги? Где длиннее пальцы — Что у человека растет всю жизнь? (Ногти и волосы.)
■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Решите задачу. На скамейке сидели четыре мальчика: Андрей, Саша,
■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ Послушайте, запомните и повторите слова, обозначаю- Сделайте как было. Посмотрите на геометрические Посмотрите направо, потом оглянитесь назад. Что вы «Повторите, не ошибитесь!» (Два раза хлопнуть над
■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Подберите картинку к слову. (Перед детьми выклады- Какая связь существует между этими предметами? Волосы и расческа (расческой причесывают волосы), Установление парных аналогий по внешнему сходству Чем похожи голова и арбуз? (Они круглые.) Глаза и
Назовите лишнее слово. рука, перчатки, брать, рисовать, ходить
■ ОБРАЗНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ Почему так говорят: золотая голова, пустая голова, у
■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ Каким вы себе представляете великана? Знаете ли вы, Давайте помечтаем. Кем бы вы хотели стать? Что бы Хотите ли вы полететь на другую планету, в другую
Развитие диалогической речи
Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме Как можно назвать одним словом младенца, девочку, мальчика, юношу, дедушку и бабушку? (Их можно назвать людьми.) Кто ты? (Я — человек, девочка, мальчик и др.) Человек — это кто? (Человек — неотъемлемая часть живой природы. Он думает, дышит, видит, передвигается, говорит, работает и др.) Чем вы похожи на других людей? Чем вы отличаетесь от других людей? Чем отличаются люди разных рас друг от друга? (Они отличаются цветом кожи, цветом волос, строением носа, ростом, разрезом глаз и т. д.) Чем отличаются люди от других живых существ? (Они умеют говорить, изобретать разные машины и работать на них, использовать огонь и электричество себе во благо.) Всегда ли человек был таким, как сейчас? (Первобытные люди, которые жили много миллионов лет назад, отличались от современного человека своим внешним видом. Они были меньше ростом и имели другую внешность. У первобытных людей не было домов, одежды, машин и инструментов. Их орудием труда были острые камни. Люди не умели строить дома и жили в пещерах.) Назовите основные части тела человека. Какой самый главный орган человека? (Самый главный орган человека— мозг. Мозг посылает нервные импульсы, или «приказы»: рукам — работать, ногам — ходить, языку и губам — говорить, ушам — слышать, коже — чувствовать, глазам — видеть и т. д.) Что такое мысль? (Это то, о чем вы сейчас думаете.) О чем вы сейчас думаете? Попробуйте ни о чем не думать. Правда, не получается? Человек думает о чем-либо каждое мгновение своей жизни. Что такое желание? Что бы вы пожелали себе, семье, друзьям и всем людям? Что такое ум? Какого человека можно назвать умным? (Человека, который много знает и совершает хорошие и правильные поступки.) Что нужно делать детям, чтобы стать умными? (Нужно много знать, слушать взрослых, научиться читать и писать и соблюдать правила поведения.) Знаете ли вы, что люди бывают не только умными, но и талантливыми и даже гениальными? У одного человека талант проявляется в рисовании, у другого — в музыке, у третьего — в сочинении стихов. Есть еще гениальные люди, которые делают открытия, пишут замечательные книги, сочиняют волшебную музыку или рисуют прекрасные картины. Что надо сделать, чтобы выявить свой талант? (Надо очень много трудиться и многому учиться.) Как человек получает знания? (Знания передаются от человека к человеку в общении с помощью речи, книг, телевидения, кинофильмов и компьютеров.)
■ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ РЕЧЬ Что такое человеческая речь? (Речь — это способ общения людей, это мысли, которые человек высказывает вслух.) В мире очень много народов, и каждый из них говорит на своем языке. С помощью речи и родного языка люди передают друг другу знания, умения, правила поведения и свою культуру. Смогли бы люди, не умея говорить, построить города, изобрести машины и написать книги? Что значит слово общение? (Это умение человека устанавливать отношения с другими людьми, вступать с ними в разговор, дружить, вместе выполнять работу.) Что помогает человеку общаться? (Жест, мимика, взгляд, улыбка и движение.) Чему вы учитесь в общении с взрослыми? Как вы общаетесь со своими друзьями? Можно ли жить без общения с другими людьми? Зачем люди здороваются друг с другом? Что мы желаем друг другу, здороваясь?
|