![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа логопеда 8 страница
Психогимнастика
■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕС- Выразите чувство радости: наконец-то мы вернулись
■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ Изобразите подъемный кран, груженый самосвал, бро- Изобразите дом, покинутый хозяевами; старую избуш-
■ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ Представьте, что мы — строители. Наливаем краску в Передайте движением, мимикой и позой общение ка- Угадайте, что он делает. (Один ребенок показывает Обыгрывание выражения «строить воздушные замки».
Развитие мелкой моторики.
Выполняйте действия и движения пальчиками рук в соответ-
ПАЛЬЧИКИ-СТРОИТЕЛИ Пальчики-мальчики, вы — строители! Осталось только подать газ —
мой домик Пусть мой домик кос и крив. (Смотрим на «домик» с восхищением.) Ветер воет: «У-у-у! В клочья домик разорву!» (Дуем сильно на «домик».) Но он крепкий, домик мой, Хоть косой он и кривой! (Пытаемся ладошками сдавить «домик», но он не поддается.) Пусть неделю ветер воет — Домик мой меня укроет! (Делаем крышу над головой.) Перевод с немецкого О. Асписовой
Формирование
■ синонимы
Назовите слова, близкие по значению к словам жилье, боль- жилье — дом, квартира, кров, приют, обитель, при- большой — огромный, большущий, громадный
■ АНТОНИМЫ
Назовите слова с противоположным значением — «слова-не- порядок — беспорядок наружный — внутренний
Составьте предложения со словами строить, разрушать, сна- Старый дом разрушили, а новый — построили. Снару-
■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов
Познакомьтесь со значением слов окно, ключ, жилище, луко- Окно. (Окно в доме, окно в мир, окно в природу.) Ключ. (Скрипичный ключ на нотном стане у музыкан- Жилище. (Жилище человека, домашних и диких жи- Луковица. (Шаровидный церковный купол, головка
■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Повторите родственные слова. Найдите лишние слова. стройка, строитель, строение, строительный, строят, дом, домик, домишко, домище, домовой, домработни- бревно, бревнышко, бревенчатый, бренчит жилье, жилец, жилплощадь, жилой, жить, жидкий
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Имя существительное
■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПОМОЩЬЮ СУФФИК-
Образуйте новые слова. Какая часть добавилась к словам терем, дом, стена? терем — теремок, теремочек
■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
Какие два слова «спрятались» в одном? небоскреб — небо скребет
■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ-
прочный — прочнее — самый прочный (прочнейший) новый — новее — самый новый (новейший)
Выберите правильный ответ. Пятиэтажный дом выше девятиэтажного. Пятиэтаж- Самый высокий из домов — небоскреб. Самый низкий
Дополните предложения. В нашем городе открыли новое (кафе.) Еще новее —
Ответьте на вопросы. Что легче — дерево или кирпич? Какой строительный материал самый легкий — плас- Какой строительный материал прочнее — глина или
■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК
Составьте новые слова. Строить — построить, выстроить, перестроить, отстро- Крыть — открыть, закрыть, перекрыть, укрыть.
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Имя существительное
■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТ-
«Один — много». дом — дома — много домов Без чего не бывает дома? (Без стен, окон, дверей, крыш,
■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Сочините чистоговорки со словами балкон, дворец, замок. Ок-ок-ок, на столе лежит (замок).
В каких жилищах живут разные народы? русские — (в избах)
■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Ответьте на вопросы. О каких зданиях, частях дома и строительных инст- О чем можно сказать моя, твоя, наша, ваша? (Избуш- О чем можно сказать мое, твое, наше, ваше, его, их? О чем можно сказать мои, твои, наши, ваши, их? (Дома,
■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ
Подберите нужные слова. деревянные (полы, плинтусы, косяки)
Имя прилагательное
■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ
Назовите три слова. Небоскреб (какой?) (высокий, огромный, громадный).
■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
Найдите словам пару.
Какое слово не подходит? Два высотных дома, здания, чума. Три старинных замка, кремля, дворца, киоска.
Дополните слово. моя деревянная (дача)
Глагол
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ
Ответьте на вопросы. Что ты умеешь делать строительными инструментами? Что делал кровельщик на крыше? Что провел элект-
■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Подберите три слова. Что я делаю? (Я поднимаю, строю, крашу.) ■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ
Подумайте и ответьте.
Как вы понимаете такую пословицу: Сделали наспех, Что значит сделать наспех, второпях? Как строители Как работают строители? (Слаженно, дружно.) Как закрываются в доме окна? (Наглухо.)
■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Наши просьбы и пожелания. Представь, что ты каменщик. Какую команду ты дашь С какой просьбой ты можешь обратиться к строителям
Придумайте пожелания новоселам. Живите счастливо! Пусть дом ваш будет полной чашей! Желаем счастья и здоровья!
Игры со звуками, буквами и словами Назовите первый и последний звуки в словах дом, замок, киоск, банк, коридор, пол. Какие это звуки? (Твердые согласные звуки.) Узнайте слова по первому и последнему звуку. Все предметы, которые вы должны угадать, можно встретить в доме. Какое это слово, если в нем первый звук л', последний — т. (Лифт.) В слове первый звук б, последний — н. (Балкон.) Первый звук к, последний — а. (Комната, крыша.) Угадайте слово. В слове есть согласные звуки д, м. Какое это слово? (Дом.) В слове есть согласные звуки х, т. (Хата.) В слове есть согласные звуки з, б. (Изба.) В названии строительной машины есть один гласный звук — а? Что это? (Кран.) В слове один гласный звук о. (Пол.) В слове два гласных звука—у, а. (Ручка, труба.) Составьте слова из «рассыпанных» звуков: а, р, а, м (рама), а, н, в, н, а (ванна), а, к, р, а (арка). Узнайте слова по первому и последнему слогу. В слове три слога, первый слог — ком, последний — та. Какое это слово? (Комната.) В слове два слога, последний слог — на. (Стена.) В слове первый слог — фор. (Форточка.) Составьте слова из перепутанных слогов: и-тель-стро (строитель), щик-свар (сварщик), щик-нов-кра (крановщик). Замените в словах звери, лама, тучка, вол, вата один звук (одну букву). Какие новые слова получатся? (Двери, рама, ручка, пол, хата.) «Слово в слове». Какие новые слова «спрятались» в словах порог (рог); раковина (рак, вина); луковица (лук); канализация (лаз, зал, канал, Лиза); розетка (роза, ток, кот); плотник (кит, ток, кино, плот).
Развитие познавательных процессов
■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ Узнайте на ощупь строительные материалы: песок, дерево, пластмасса, кирпич, металл, обои и др. Путешествие по комнате. Какие запахи можно ощутить в вашей квартире? Какие строительные материалы имеют запах? Послушайте звуки дома и своей квартиры. Рассмотрите иллюстрации с изображением домов. Почему высотный дом, расположенный вдали, кажется ниже одноэтажного дома? Какие части дома расположены внизу? Что находится вверху, внизу? Нарисуйте план своей квартиры или дома. Выполните следующие команды. Встаньте так, чтобы окно было справа, а стенка — слева. Скажите, что у вас впереди, а что — сзади? Можно ли построить кирпичный дом за один день? Почему нельзя этого сделать? Для возведения каких строений не потребуется много времени? (Для сбора юрт, чумов, иглу, хижин и т. д.) Какие работы выполняются строителями сначала, а какие — потом? Так бывает или нет: маляр покрасил стенку, а каменщик потом ее сложил; кровельщик залил крышу битумом, а потом на нее поставил стены? Чем доски были прежде? (Бревном, деревом.) Чем раньше был кирпич? (Песком, водой и глиной.) Во что могут превратиться дома после их разрушения? (В развалины, руины, обломки, крошки и пыль.) Какие строительные материалы впоследствии могут стать почвой? (Дерево, бамбук, камыш и др.)
■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ Составьте дом из геометрических фигур разного цвета. Уточните, какого цвета стены, двери, крыши и другие части дома. Какие геометрические фигуры использованы для «постройки» дома? Вырежьте из цветной бумаги и наклейте дома разных конструкций и разной высоты. Постройка домика по образцу. Составление домов из геометрических фигур по заданному образцу. Какая новая деталь появилась?
Сравните два похожих дома и выделите отличия.
■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ Послушайте, запомните и повторите слова каменщик, плотник, электрик, водопроводчик. Запомните и назовите слова пила, рубанок, молоток, топор, дрель. Дополните и назовите слова — названия инструментов.
■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ
Объедините в пары две группы слов.
Например: потолок — люстра, стена — картина, пол — ковер. Что общего между гнездом, конурой, домом, ульем, дуплом, норой и скворечником? (Это разные виды жилья живых существ.) Батареей, солнцем, печкой и костром? (От них исходит тепло.) В чем их отличие? Чем похожи окно, дверь, диван, пол; стена, шкаф, потолок? (Они имеют прямоугольную форму.)
Какой предмет лишний? Из ряда названных предметов исключить один, отличающийся каким-либо признаком от других. Потолок, шкаф, крыша, дверь, окно. Что между ними общего? (Они имеют прямоугольную форму.)
Подбери слову пару.
Например: кровельщик — крыша, стекольщик — окна, маляр — стены. Игра «Хуже — лучше». Что лучше — дерево или кирпич? Большие или маленькие окна? Круглая или прямоугольная дверь? Дом с балконом или без балкона? Жить на первом или последнем этаже? Ходить по крашеным или некрашеным полам? Иметь или не иметь соседей? Игра «Можно — нельзя». Можно ли детям одним выходить на балкон? Протирать пыль? Открывать самим окна? Держать дверь обратной стороны, когда кто-либо из детей пытается ее открыть? Мыть в доме полы? Сидеть на подоконнике? Игра «Разрешено — запрещено». Что вам делать в доме разрешено, а что — запрещено? Подумайте и скажите по одному предложению.
■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
Придумайте диалоги. Что могут рассказать Дом или Квартира о своих хозяевах? О чем может поведать Деревянный дом Кирпичному дому? Чем может похвастаться Небоскреб перед Одноэтажным домом? О чем предостерегает Дверь маленьких детей?
Сочините чистоговорки со словами дом, дворец, магазин, шалаш. Зин-зин-зин, пошли дети в (магазин). Аш-аш-аш, мы построили (шалаш). Рец-рец-рец, мы увидели (дворец).
Развитие диалогической речи
Ответьте на вопросы. Какой один общий дом есть у всех людей? (Планета Земля.) Почему мы называем ее домом? Для кого еще она является домом? Всегда ли люди жили в домах? (Не всегда. Есть племена, у которых нет домов даже в наши дни.) Строили ли себе дома первобытные люди? (Первобытные люди не умели строить дома. Они жили в пещерах и лесах.) Как называется жилье у разных народов? Какие материалы используют люди для строительства своих домов? Из чего строят дома в деревне, в городе, на севере, на юге, в Африке, в Америке и т. д.? Почему люди строят дома из разных материалов? Какой материал не горит в огне? Какие строительные материалы очень огнеопасны? (Дерево, пластик, краски и др.) Какие дома чаще встречаются в городе? Почему у кочевников нет постоянных домов? Могут ли постоянно жить в снежных иглу канадские эскимосы? Почему японцы строят очень легкие дома? Почему некоторые народы используют для строительства жилья тростник и листья пальмы, а не другой материал? Кто построил твой дом? Люди каких профессий участвовали в его строительстве? Какие машины облегчают труд людей, строящих дома? Какими инструментами пользуются люди при постройке дома? В каком доме ты живешь — деревянном, панельном, блочном, кирпичном, многоэтажном или одноэтажном? Что занимает ваша семья — дом или квартиру? Сколько наружных стен в твоем доме? Сколько подъездов в твоем доме? Сколько этажей в твоем доме? На каком этаже ты живешь? Сколько квартир на вашей лестничной площадке? Есть ли в вашем доме водопровод и ванна? Какие правила безопасности нужно соблюдать при пользовании водой? Что значит: «Экономьте воду и берегите тепло»? Как вы заботитесь о чистоте своего жилья? Чего нельзя делать в подъезде и лифте? Уважительно ли вы относитесь к своим соседям? Зачем в доме окна? Сколько окон в вашей квартире? Что нужно делать, чтобы в доме был свежий воздух? Какие правила безопасности нужно соблюдать при открывании и закрывании дверей и окон? Как поступить в такой ситуации: с тобой в подъезд вошел незнакомый человек. Поедешь ли ты с ним на лифте? Будешь ли ты открывать дверь своей квартиры, если он стоит рядом? В дверь позвонил незнакомый человек — открыть или не открыть? Почему нельзя открывать дверь незнакомым людям?
Стихи Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
плотник Он бревно отешет ловко, У него смолой спецовка В. Степанов
КРАНОВЩИК Высоко под небом синим В. Степанов
КРОВЕЛЬЩИК То не град, то не гром — В. Степанов
КАМЕНЩИК В переулке дом растет, Стены каменщик кладет. С ним помощник — мастерок, Мастерок-лопатка. Будет дом построен в срок, Прочной будет кладка. В. Степанов
НОВОСЕЛЬЕ Едет, едет грузовик, И стиральную машину... А. Бродский
ОТЧИЙ ДОМ Как же может быть не мил Дом, в котором с детства жил? Старый дом И мать с отцом. Как же может быть мне мил Тот, кто этот дом забыл? Старый дом В краю родном. Армянская песенка.
НАШИ СОСЕДИ В соседней квартире — И в доме соседнем соседи — наши. В соседнем районе — Тоже соседи, В соседней стране Проживают соседи. И, значит, не будет Несчастий на свете, Если все люди Друг другу соседи! О. Бундур
ПОДЪЕМНЫЙ КРАН Посмотри — подъемный кран. Очень, очень длинный стан. Как жираф Или журавль. Он по рельсам движется, Груз чуть-чуть колышется. Вой! Лай! Визг! Лязг! Звон! Стон! У дома выросла стена, Л. Гулыга
СКОРОГОВОРКА Дворник дверь два дня держал: Г. Лагздынь
«ВИРА — МАЙНА» Говорят с подъемным краном На каком-то иностранном Он звучит необычайно: Груз поехал вниз. «Вира!» — Он вверху повис. Кран отлично понимает: Опускает, Поднимает. Все, что скажет крановщик, В. Берестов
НА СТРОЙКЕ Экскаватор-динозавр, Был бугор — нет бугра, Л. Гулыга
МАЛЯР Красить комнаты пора — С. Баруздин
* * * Великан приехал к нам, Поднимает... (кирпичи), М. Лаписова
Загадки
Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки. Что за башенка стоит,
По сеням ходит, а в избу не идет. (Дверь)
Поля стеклянные, (Окно)
Я несу в себе водицу,
Сторож он известный, (Замок)
Там, где строят новый дом, (Бульдозер)
К нам во двор забрался крот, (Экскаватор)
Вот машина так машина — (Подъемный кран)
Без шофера, А домой меня привез. (Лифт)
Очень строгий контролер Со стены глядит в упор. Смотрит, не моргает. Стоит только свет зажечь Иль включить в розетку печь — Все на ус мотает. (Счетчик)
МЕБЕЛЬ СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
|