![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа логопеда 3 страница
Что помогает нам говорить? (Губы, зубы, язык.) Какое из этих слов нам уже встречалось? (Слово язык.) Это слово обозначает орган тела и язык, на котором люди общаются. Наша речь состоит из предложений, предложения — из слов, а слова — из звуков. Какие бывают звуки? В русском языке есть разные звуки. Звуки а, у, и, э, о, ы называются гласными. Они произносятся напевно, с широко открытым ртом, воздушная струйка свободно выходит изо рта. Остальные звуки произносятся с шумом или свистом и называются соглас-ными: ш, ж, с, з и др. Воздушная струя при их произно-шении всегда встречает преграду. Для звуков п, б, м преградой будут губы, для л — зубы, для т, д — альвеолы. Из звуков речи состоят слова. Произнесите звуки м, а, м, а. Какое слово получилось? (Мама.) Из слов составляют предложения. Скажите: «Моя мама самая добрая». Вот и получилось предложение. Все ли люди умеют говорить? Какого человека называют немым? Как немые люди общаются между собой?
■ ОЩУЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Как мы узнаем и различаем предметы? (Мы прикасаемся к ним, смотрим на них, пробуем на вкус, прислушиваемся к их звучанию.) Что чувствует человек, прикоснувшись к горячему утюгу? (Боль.) Что чувствует голодный человек? (Голод.) Что чувствует человек на улице зимой? (Холод.) Что чувствует человек в знойный летний день? (Жару.) Как различить соль и сахар? (Нужно попробовать их на вкус) Какие бывают запахи? (Приятные и неприятные.) Как человек ощущает запахи? (Ощущение запахов происходит с помощью обоняния. В нос вместе с воздухом попадают невидимые частички. Мы чувствуем запахи, когда вдыхаем воздух носом.) Потрогайте деревянный брусок и металлический шарик. Что вы ощутили? (Шарик холодный, а брусок теплый.) Что тяжелее? Что легче? Потрогайте пластилин, ластик и дерево. Нажмите на них пальчиком. Что вы почувствовали? (Пластилин мягкий, ластик упругий, а дерево твердое.) Потрогайте наждачную бумагу и столешницу. Что вы ощутили? (Наждачная бумага шероховатая, а столешница гладкая.) Потрогайте иголку. Какая она? (Острая.) Что же ощущает человек? (Свет, звук, боль, голод, жажду, холод, тепло и т. д.) Что помогает человеку ощутить качества разных предметов? (Человек ощущает предметы с помощью нервных окончаний, которые расположены под кожей. Мозг получает информацию о том предмете, к которому мы прикасаемся, и посылает сигналы: отдернуть руку, если прикоснулись к горячему или острому предмету.)
■ ОРГАНЫ СЛУХА Что такое звук? (Это вибрации в воздухе.) Чем мы слышим звуки? (Ушами.) Что сообщают нам звуки? (Информацию о различных предметах.) На что похожи уши человека? (На раковину.) Из каких частей состоит ухо? (Раковина, мочка, барабанная перепонка — основные части уха.) Все ли люди хорошо слышат звуки? (Есть слабослышащие и глухие люди.) Как нужно беречь слух? (Не класть в уши мелкие предметы, избегать громких звуков, мыть уши теплой водой с мылом и беречь их от холода.)
■ ОРГАНЫ ДВИЖЕНИЯ Зачем человеку руки? Что умеют делать руки человека? Какие добрые дела могут делать руки человека? А могут ли они делать недобрые дела? У каких животных передние конечности похожи на руки человека? (У обезьян.) Чем отличаются руки человека от передних конечностей обезьян? (Человек умеет изготавливать разные предметы.) Почему так говорят: У человека золотые руки! Зачем человеку ноги? С помощью чего двигается человек? (Человек двигается с помощью мышц. Мышцы напрягаются и расслабляются. Они связаны с костями и заставляют их двигаться.) Почему человек может сгибать и разгибать ноги, приседать, прыгать и бегать? (Потому что кости соединены подвижными суставами, которые позволяют человеку двигаться.) Что позволяет человеку держаться прямо и наклоняться в разные стороны? (В этом ему помогает позвоночник.) \ Что лучше для здоровья — лежать, сидеть или двигаться? (Движения полезнее для здоровья. Движение заставляет лучше работать сердце, мышцы и мозг.)
■ ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ Что такое пища? (Это то, что мы едим.) Какая пища полезна для человека? (Растительная. Это фрукты, овощи, растительное масло и др. Организму человека нужны жиры, углеводы, белки, витамины и т. д.) Почему нельзя глотать пищу большими кусками? (Она долго остается в желудке и плохо усваивается организмом.) Почему нельзя разговаривать во время еды? Как сохранить здоровые зубы? (Нельзя кусать и грызть твердые предметы. Нельзя есть много сладкого, очень горячую и очень холодную пищу. Нужно полоскать рот после каждого приема пищи, чистить зубы утром и вечером и вовремя лечить зубы у стоматолога.) Нужно ли человеку пить воду? (Ребенку нужно в день около 1, 5 литров жидкости, а взрослому — три литра.) Почему вы растете? Что нужно детям для хорошего роста?
■ ОРГАНЫ ЗРЕНИЯ Зачем человеку глаза? (Чтобы видеть окружающий мир.) Какого цвета бывают глаза? (Глаза бывают голубые, карие, серые, зеленоватые, серо-голубые и других оттенков.) Какие глаза бывают у людей? (Большие, маленькие, добрые, злые, насмешливые, испуганные, умоляющие, просящие, жалостливые и т. д.) Что защищает наши глаза? (Веки и ресницы.) Что такое слезы? (Слезы — это жидкость, которая защищает глазное яблоко от высыхания.) Зачем нужны слезы? (Они очищают глаза и сохраняют их влажными.) Какие нарушения зрения бывают? (Некоторые люди не различают цвета, другие недостаточно хорошо видят, третьи — не видят совсем.) Как называют врача, лечащего глаза? (Окулист.) Зачем люди носят очки? (Очки нужны для того, чтобы улучшить зрение.) Почему нельзя смеяться над людьми, у которых нарушено зрение? Как можно помочь слепому человеку? Как сохранить зрение? (Нельзя долго играть с компьютером и смотреть телевизор. Нельзя сидеть близко к телевизору. Можно рисовать, рассматривать и читать книги только при хорошем освещении. Надо беречь глаза от попадания в них пыли и мелких предметов.)
■ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ Что помогает человеку дышать? (Нос, рот, трахея, бронхи, легкие.) Что такое вдох? (Это наполнение легких воздухом.) Что такое выдох? (Выход использованного воздуха из легких.) Чем мы дышим? (Воздухом.) Что происходит с воздухом в носу? (Он очищается от пыли, увлажняется и согревается.) Что происходит с воздухом в легких? (Легкие получают кислород и выдыхают углекислый газ.) Может ли человек жить без воздуха? (Не может. Он умрет без воздуха через две-три минуты. Воздух, а точнее, кислород — основа жизни.) Почему человек не может жить в воде? (Потому что он может дышать только воздухом.) Что вредно для нашего дыхания? (Табачный дым, горящие газовые горелки, пыль.) Когда бывает насморк? Как уберечься от болезней носа? Как называют врача, лечащего органы дыхания? (Лор-врач или отоларинголог.) Какой воздух полезнее для здоровья? (Свежий, чистый и богатый кислородом.) Почему нужно проветривать комнату? Почему человеку нужно гулять на улице? (Чтобы дышать свежим воздухом.) Почему в больших городах трудно дышать? (Потому что машины и предприятия загрязняют воздух.)
■ КАК БЫТЬ ЗДОРОВЫМ Что такое здоровье? Что такое болезнь? Как мамы узнают о болезни своих детей? (У детей поднимается температура, появляется головная боль, насморк, теряется аппетит и краснеют глаза. Может быть тошнота и рвота.) Что должен сделать ребенок, если он почувствовал себя плохо? (Сказать об этом маме или воспитательнице и лечь в постель.) Какого врача приглашают к больному ребенку? (Врача-педиатра.) Что надо делать, чтобы быстрее выздороветь? (Нужно пить много морса, воды, чая с лимоном и другой жидкости. Выполнять указания врача, не бегать, а лежать в постели. Чаще проветривать комнату и мыть полы.) Как можно уберечься от болезни? (Закрывать уши и шею в холодную погоду. Нельзя ходить с мокрыми ногами и в мокрой одежде. Надо есть много овощей и фруктов и пить молоко.) Что должен делать больной человек, чтобы не заразить других людей? (Необходимо закрывать рот платком при кашле и чихании. Запретить друзьям приходить в гости.) Чем измеряют температуру тела? Почему надо осторожно обращаться с градусником? (Чтобы он не разбился. Если градусник разобьется, шарики ртути можно собрать в бутылочку с помощью скотча и плотно ее закрыть.) Почему нельзя брать без разрешения лекарства? Как нужно ухаживать за своим телом? Какие предметы гигиены нужны человеку и для чего? Что нужно сделать, когда поранишь пальчик? (Надо обратиться за помощью к взрослым. Надо обработать ранку йодом или зеленкой и перевязать бинтом.) Какие невидимые враги есть у человека? (Микробы.) Где они «живут»? Как с ними бороться? (Надо дружить с водой и мылом.) Что может причинить вред мозгу? Что случится, если человек сильно ударится головой? (Если человек сильно ударится головой, может быть сотрясение мозга, а это очень опасно для здоровья.) Как обеспечивается отдых уставшему мозгу? (Нужно вовремя ложиться спать, не заниматься очень долго одним и тем же делом, бывать на свежем воздухе.) Что самое дорогое в жизни человека? (Здоровье.) Почему так говорят: Человек хрупкое создание природы? Что значит: Надо научиться беречь свою жизнь?
■ ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА Когда вы испытываете чувство радости? Кто радует вас? Кого вы радуете? Когда вам бывает грустно? Что вас огорчает? Что вас может рассердить? Что значит любить? Кого можно любить? Что вы любите делать? Какая у вас любимая игрушка? Что вам не нравится? Что вы ненавидите? Какими чувствами может выразить человек свое отрицательное отношение к другим людям? (Это может быть неуважение, неприязнь, ненависть, отвращение.) Бывает ли вам стыдно? Что такое обида? Кто обижает вас, и на кого были вы обижены? Понятно ли вам слово зависть? Можно ли завидовать чужой удаче, успеху? Что лучше — радоваться успеху других или выражать недовольство и недоброжелательность? Что такое счастье? Бываете ли вы счастливы? Что нужно человеку для счастья? Что вы можете сделать, чтобы наши близкие были счастливы? Что можно сделать, чтобы все люди на Земле были счастливы?
■ ПРИВЫЧКИ И ПОСТУПКИ Какие бывают привычки? (Привычки бывают полезные и вредные.) Какие привычки можно признать полезными? (Умывание и чистка зубов по утрам и вечерам, прием ванны или душа перед сном, мытье рук перед едой, полоскание рта после еды, умение пользоваться носовым платком, умение содержать в порядке свое тело и личные вещи и еще многие другие. Эти привычки помогают сохранить и укрепить здоровье. Есть привычки, которые свидетельствуют о воспитанности и культуре человека: уступить место старшим и девочкам, в нужный момент прийти на помощь, вежливо благодарить за оказанную услугу и т. д.). Какие вредные привычки вы знаете? (Нельзя ковырять в носу, грызть ногти, совать в рот разные предметы, оставлять неубранными игрушки, разбрасывать вещи и т. д.) Подумайте, какие полезные привычки вы хотели бы иметь. Хороший поступок — что это значит? Что можно сказать об этих поступках? (Мальчик сказал неправду, полез в драку, говорил грубые слова, девочка не дала подружкам поиграть со своей куклой, мешала спать другим детям, дети мучили щенка, бросали камни в кошку, разорили воронье гнездо.)
■ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ Что такое добро и зло? Каких людей называют добрыми, а каких злыми? Встречались ли вы с такими людьми? Запомните: зло сначала разрушает здоровье того человека, от которого исходит, а потом причиняет боль другим. Что такое дружба? Кого мы называем другом? Почему в народных пословицах говорится: Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Верный друг — самое большое богатство? Как вы понимаете пословицу Дружба заботой да подмогой крепка? Как вы понимаете слова честь и достоинство? Что подразумевается под словами вести себя с достоинством и не уронить свою честь? Почему нужно уважать честь и достоинство других? Чем можно нанести оскорбление человеку и можно ли так поступать? Что обозначает слово уважение? Что значит уважать себя и других? Хорошо ли иметь свое мнение или надо прислушиваться к мнению других? А знаете ли вы, что такое честолюбие? (Быть честолюбивым — желать достигнуть в жизни больших успехов, стать известным и уважаемым.) Хотите ли вы быть такими? Что такое правда и ложь? А что такое честность? Кого можно назвать честным человеком? (Искреннего, прямого и добросовестного человека.) Что подразумевается под выражениями честное слово и береги честь смолоду? Знаете ли вы такие слова — вежливость, внимательность, душевность? О ком можно сказать: Это вежливый человек. Этот человек очень внимательный. Душевный человек? Нужно ли быть всегда вежливым и внимательным? Как вы понимаете поговорку Не хвали себя сам, пусть похвалят другие? Какого человека можно назвать скромным? Что такое милосердие? (Это готовность помочь другому человеку, умение любить и прощать людей.) Умеете ли вы прощать обиды? Когда вы просите прощения? Что такое жалость? Кого можно пожалеть? Понятно ли вам слово любовь! Нужно ли любить себя, родных и близких? За что можно любить человека? Что значат выражения: любите природу, любите Землю»! Каким человеком вы хотели бы стать? Объясните пословицу Жизнь дана на добрые дела.
Стихи Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите, МОЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ НОС Я ничего не знаю, И вдруг мой нос говорит, Что где-то у кого-то Сейчас подгорит! Я ничего не знаю, Это нос доложил: Кто-то купил апельсины И вон туда положил! Я ничего не знаю! Я в духоте сижу, Нос говорит: — Погуляем! Очень тебя прошу! Он говорит со мной. Он говорит: — А знаешь, пахнет уже весной! Э. Мошковская
ЗАЧЕМ НОСИК МАЛЫШАМ? Есть прямые носики, Есть носики-курносики... Очень нужен всякий нос, Раз уж он к лицу прирос. Жарким летом на лужочке Носик нюхает цветочки. На полянке — землянику, В грядке — спелую клубнику. В огороде чует нос, Где чеснок и лук подрос. В доме, может так случиться, Носик тоже пригодится: Он найдет в шкафу варенье, Где конфеты и печенье, Где в буфете шоколадки Или сок в бутылке сладкий... Апельсины кто принес? Все понюхает наш нос! Даже помнит он, каков Запах маминых духов. Нос не должен быть простужен, Нос здоровый всем нам нужен, Чтобы, сон когда придет, Тихо спать, закрывши рот. Еще можно пожелать: Пальцем в нос не залезать, День на солнце не сидеть — Носик может обгореть! А зимой в большой мороз Не высовывать свой нос! Ну, теперь понятно вам, Зачем носик малышам? Ю. Прокопович
РЕБЯТИШКАМ ПРО ГЛАЗА Разберемся вместе, дети, Кто живет на дне морском, Я. Орлова
ЗДРАВСТВУЙТЕ! — Здравствуйте! —ты скажешь человеку. — Здравствуй! — улыбнется он в ответ, И здоровым будет много лет.
ДОБРЫЙ ДЕНЬ! — Добрый день! — тебе сказали. — Добрый день! — ответил ты. А, Кондратьев
ЖАДИНА — Гриша, Гриша, дай мне нож! — Ты обратно не вернешь. — Дай-ка, Гриша, карандаш! — Ты обратно не отдашь. — Гриша, Гриша, дай резинку! — Ты откусишь половинку. — Гриша, Гриша, дай чернил! — Ты бы сбегал и купил. С. Маршак
КАПРИЗКА Не хочу я руки мыть! Почему я все кричу? Г. Караманенко
АЛЕНУШКА Как у нашей дочки Как у нашей крошки Е. Благинина НОС, УМОЙСЯ Кран, откройся! Шейка, мойся Э. Мошковская
УШИ — Доктор, доктор, как нам быть? Если мыть, то как нам быть: — Еже...— Отвечает доктор гневно: — Еже... еже... ежедневно!!! Э. Мошковская
Загадки Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки. Пять мальчиков, пять чуланчиков, разошлись мальчики в темные чуланчики, каждый мальчик в свой чуланчик. (Пальцы и перчатки)
Полон дворец белых овец. (Рот и зубы) На ночь два оконца сами закрываются, (Глаза)
Стоят два дуба. (Человек)
Всегда он в работе, (Язык)
Пятерка братьев неразлучна, (Пальцы)
Брат с братом через дорожку живут, (Глаза)
Ни на меру, ни на вес — у всех людей есть. (Ум)
Между двух светил (Нос)
Вокруг проруби сидят (Рот и зубы)
Лежит колода среди болота, (Язык)
По обеим сторонам горы (Уши)
Вокруг холма семь нор. (Голова, уши, глаза,
Не сеют, не сажают, сами вырастают. (Волосы)
Десять братцев весь груз несут. (Пальцы ног)
Пять братцев годами равные, ростом разные. (Пальцы)
Пословицы и поговорки Выучите наизусть пословицы и поговорки. Ленивые руки не родня умной голове. СЕМЬЯ СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
Психогимнастика
■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ- Выразите отношения между членами семьи: изобрази-
■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ Изобразите, как мама собирается на работу: одевает- Изобразите, как мама, папа, бабушка, дедушка, сест-
■ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С
Выполняйте действия и движения пальчиками в соответствии Этот пальчик — дедушка, Формирование
■ синонимы
Назовите слова, близкие по значению, — «слова-приятели». неправда — ложь, обман, несправедливость веселье — потеха, забава, развлечение
■ АНТОНИМЫ
Придумайте слова, противоположные по значению, — «слова- правда — ложь награда — наказание
Ответьте, какого слова не хватает. Младший брат трудолюбивый, а старший (ленивый). Сестренка послушная, а братик (дерзкий). Если вы поссорились, надо быстрее (помириться).
■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Послушайте и повторите слова. Какая общая часть есть в род, родина, родители, родня, родственник, родной, отец, отчество, отечество, отчизна, отчий, отечественный уважение, уважительность, уважаемый, уважающий, терпение, терпимость, терпеливый, терпеть, терпящий
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
Скажите ласково о своих родных. мама — мамочка, мамуля, мамуленька, матушка, ма- папа — папочка, папуля, папуленька, папенька дед —дедушка, дедуленька, дедок
■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
Какие новые слова можно составить из двух? гостей принимать — гостеприимство, гостеприимный
■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ родной — роднее — самый родной
■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК
Составьте новые слова. (Я произнесу первую часть пере-, а жить — прожить, пережить, дожить, выжить СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
«Один — много». один брат — братья — много (братьев)
■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Сочините чистоговорки со словом брат. Рат-рат-рат, ко мне едет старший (брат).
Сочините чистоговорки со словами дочка, сынок, сестра.
■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Ответьте на вопросы. О ком из родных можно сказать мой? (Папа, брат, О ком можно сказать моя? (Мама, бабушка, сестра, семья.) О ком можно сказать мои? (Родители, родственники,
■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
Сосчитайте родственников. два (брата, дедушки, дяди) пять (братьев, сестер) две (сестры, тети, бабушки)
Подберите слова. Что вы можете сказать о брате, маме, ро- папа (хороший, добрый, добродушный, милый, ласковый) родители (сердечные, ласковые, строгие, внимательные)
Скажите по-другому. Мама, которая любит своих детей, — (любящая мама). О ком можно сказать любящий? (Папа, брат, дедушка.)
Имя прилагательное
■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ
Подберите словам пару. старшая, старший (сестра, брат)
■ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Подумайте и скажите, кому могут принадлежать эти вещи. Чей костюм? (Папин, дедушкин.)
Дополните предложение.
|