![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа логопеда 6 страница
Что мы делаем? (Мы кладем, ставим, режем.) Скажи, что делает Оля или Коля. (Он(-а) кладет, ста- Что они делают? (Они кладут, ставят, режут.)
■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Придумайте просьбы, пожелания и советы в обращении с Поставь, пожалуйста, чашки на стол. Положи вилки Осторожнее неси стеклянные стаканы! Вымой, пожа- Чище мойте посуду! Не ешьте из грязной посуды! Поставьте тарелки на стол.
■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЕМ
Исключите лишнее слово. Посуда вымыта (чисто, аккуратно, горячо). Как нужно вытирать посуду? (Насухо, наспех, медленно.)
Игры со звуками, буквами и словами (Задания выполняются с использованием наглядного материала.) Какого звука (буквы) не хватает в словах...иска (м'),...ружка (к),...ерка (т'),...уршлаг (д)? Вставьте пропущенные гласные буквы в слова с...то (и), н...ж (о), б...чк... (о, а). Вставьте пропущенные согласные буквы в слова щи-п...ы (ц), г...афин (р). Составьте слова из «рассыпанных» звуков: и, в, л, а, к (вилка); а, ш, ч, а, к (чашка). Определите количество согласных звуков в каждом слове. «Разбросайте» звуки слова бидон. Назовите гласные звуки этого слова. В названиях какой посуды есть звуки с, с'? (Стакан, сковорода, сито, сахарница, супница, сухарница, соусник, судок, кастрюля, солонка, масленка, салатник.) В названиях какой посуды есть звуки р, р'? (Дуршлаг, тарелка, терка, решето, ведро, графин, сковорода.) Назовите восемь слов — названий посуды, в которых есть звук ч. (Чашка, чайник, сливочник, чайница, мисочка, блюдечко, вилочка, перечница.) Назовите шесть слов — названий посуды, в которых есть звук ц. (Салатница, супница, хлебница, сахарница, блюдце, сухарница.) Разделите на слоги слова чашка, графин, сухарница, масленка. Сосчитайте количество слогов в каждом слове. Назовите пропущенный слог: по...да (су), сахар...ца (ни), сково...да (ро). Угадайте слова по первому слогу: мас...(ленка), каст... (рюля), со...(лонка). Угадайте слова по перепутанным слогам: ник-фей-ко (кофейник), кан-ста (стакан), ка-чаш (чашка), ка-лож (ложка), дон-би (бидон), ка-мис (миска), катер (терка), вар-само (самовар). Замените в словах ложки, вилка, бидон, бачок один звук (или одну букву). Какие новые слова получились? (Ножки, пилка, бизон, бычок.) «Слово в слове». Найдите новые слова в следующих словах: супница (суп), самовар (сам, вар, сом, рама), соусник (соус, сон, сок, нос, ус, кони), кофейник (кофе, кино), чайник (чай), салатник (салат), конфетница (конфета), поднос (нос).
Развитие познавательных процессов (Задания выполняются с использованием наглядного материала.)
■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ Определите на ощупь посуду, изготовленную из разных материалов. (Стеклянный стакан, пластмассовую чашку, металлическую ложку и другие предметы.) Закройте глаза и определите, к чему прикоснулась рука. (К терке, чашке, вилке, дуршлагу и т. д.) Что теплее, что холоднее? Что легче, что тяжелее? Какая посуда самая гладкая?
Восприятие цвета Какого цвета бывает посуда, сделанная из разных материалов? Какими красками сделана роспись посуды? Нарисуйте посуду разного цвета.
Восприятие величины и формы Какой из предметов посуды на вашей кухне самый большой? Что самое маленькое? Какой формы дно кастрюли, чашки и сковороды? У какого сосуда самое узкое горлышко? У какого сосуда самое широкое горлышко? Сравните одинаковый объем воды, налитой в широкую и узкую посуду. В каком сосуде, на первый взгляд, больше воды? Из какого кувшина лучше выливать молоко — из кувшина с узким горлышком или из кувшина с широким горлышком? (Молоко лучше выливать из кувшина с узким горлышком.) Что больше — тарелка или блюдце? Что выше — стакан или чашка?
Восприятие пространственных отношений Положите чайную ложечку в чашку, на блюдце, рядом с чашкой; поставьте стакан между чашкой и кружкой и др. Поставьте тарелку рядом с хлебницей, а между ними положите салфетки и объясните местоположение каждого предмета. Сервировка стола. Положите нож и ложку справа от тарелки, а вилку — слева. Между какими предметами стоит тарелка? Где лежит нож? Где лежит вилка?
Восприятие времени Чем была раньше деревянная ложка? Чем были раньше глиняный кувшин и фаянсовые чашки? (Куском глины.) Чем глиняный кувшин станет, когда разобьется? (Черепком.) Чем были раньше металлические ножи и чугунная сковорода? (Куском породы, металлом.)
■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ Работа с картинками.
■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Кто знает, пусть продолжает. Я знаю такую чайную посуду: чашка, блюдце... Я знаю такую столовую посуду: тарелка, вилка..
Посмотрите, запомните и назовите. Где находятся эти предметы? (Картинки с изображениями посуды раскладываются на листе бумаги.) Что расположено посередине? Что в правом нижнем углу? Что в левом нижнем углу? Что в верхнем правом углу? Игра «Что изменилось?». Детям предлагается запомнить расположение посуды. Затем она переставляется на другое место, и дети говорят, что изменилось. Игра «Чего не стало?». Из ряда выставленной посуды убирается один предмет, дети называют, чего не стало.
Послушайте, запомните и повторите слова ведро, кувшин, бидон, банка, графин, стакан. Что объединяет эти предметы? (В них можно что-нибудь налить.) Послушайте слова еще раз: ведро, кувшин, бидон, банка, графин. Какое слово исчезло из ряда? (Стакан.)
■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Поиск общих признаков и различий.
Игра «Четвертый лишний». Какой из перечисленных предметов лишний? Кастрюля, ведро, чайник, плита. (Плита, так как она не относится к посуде.) Чашка, стакан, кружка, тарелка. (Тарелка, так как из нее нельзя пить.) Чем похожи тарелка, солнце и подсолнух? (Они имеют круглую форму.) Что общего между рыболовной сетью, дуршлагом, ситом и шумовкой? (Они имеют дырки.) Сковородой, ложкой, поварешкой и вилкой? (Они сделаны из металла.) Чайником и лейкой? (У них есть носик и ручка.) Ведром, чайником и чашкой? (У них есть ручки.) Сахарницей и кастрюлей? (У них есть крышка и ручки.)
■ УСТАНОВЛЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ И АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ
Классификация посуды по материалу.
Игра «Кто быстрее найдет?». Найдите и принесите посуду, сделанную из металла, пластмассы, стекла, фаянса, дерева и других материалов. Установите связи между двумя группами слов (нож, стакан, ведро, чашки, поднос, ложка; есть, носить, резать, пить, наливать, мешать) и составьте предложения. Что можно ставить на поднос? На поднос можно ставить чашки. Что может разбиться? Может разбиться стеклянный стакан. Какая посуда подойдет для этих продуктов?
Решите логические задачи. К Лене в гости пришли подружки — Оля и Аня. Лена захотела угостить их чаем. Она поставила на стол три блюдца и две чашки. Каких предметов посуды не хватает для чаепития? (Не хватает одной чашки, сахарницы, ложечек, чайника и розеток для варенья.) Мама попросила Лизу накрыть стол к обеду. В их семье было пять человек. Лиза поставила на стол пять глубоких тарелок и хлебницу, положила пять ложек и пять ножей. Какой посуды не хватает для обеда? (Не хватает пяти вилок и мелких тарелок.) Бесполезные советы Домовенка Кузи. Объясните, почему эти советы Домовенка можно назвать бесполезными. Варите картошку в чайнике. Пейте чай из тарелки. Варите суп в стакане. Ешьте котлету ножом. Насыпьте соли в масленку. Поджарьте рыбу в чашке. Заварите чай в сковороде.
■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ Придумайте диалоги. О чем могут говорить Чашка с Ложкой, Чайник с Водой, Тарелка с Супом? Какие советы давали детям Стеклянный Стакан и Графин? О чем говорили между собой грязные и чистые Чашки? О чем поведали друг другу Деревянная и Серебряная Ложки? Какой совет вы дадите Карлсону и Чебурашке, приглашенным бабушкой Федорой?
Сочините чистоговорки-«смешинки» и чистоговорки-«стра-шилки». Илка-илка-илка, на столе лежала (вилка). Илка-илка-илка, заплясала с ложкой (вилка). Ро-ро-ро, на люстру прыгнуло (ведро).
Развитие диалогической речи Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Посуда». Составьте мини-диалоги. Для чего нужна посуда? Всегда ли люди пользовались посудой? Какая посуда была у первобытных людей? Можно ли сейчас обойтись без посуды? Что можно использовать вместо посуды? (Высушенные плоды растений, например тыкву, кокосы и др.) Почему посуда так называется — чайная, столовая, кухонная? В какую тарелку нельзя налить суп? Из какой тарелки можно есть суп? Без какой посуды нельзя пообедать? Почему мы не едим суп чайной ложечкой? Зачем нужен нож? Зачем точат ножи? Из какой посуды можно пить? Почему мы предпочитаем пить чай из чашки, а не из стакана? Что можно приготовить в сковороде? Почему нельзя сварить суп в сковороде? Что можно приготовить в кастрюле? В какой посуде лучше кипятить молоко? В какой посуде готовят супы, борщи и другие первые блюда? Почему чайник назвали заварным? Для чего нужна чайница? Для чего нужна сахарница? Для какого сахара нужны щипцы? Из каких материалов делают посуду? Какая посуда самая прочная? Какая посуда самая хрупкая? Почему хрустальную и стеклянную посуду лучше не брать в походы? Какие инструменты использует резчик для изготовления деревянной посуды? Кого называют стеклодувом? Какую посуду делают стеклодувы? Что делает гончар? Из чего делают посуду гончары? Кого называют горшечником? Для чего надо мыть посуду? Кто моет посуду? Зачем посуду убирают в шкаф или на полку? Чем моют посуду? Какие моющие средства используют для мытья посуды? Какие моющие средства можно считать экологически чистыми? Зачем нужен фартук? Какая посуда представляет опасность для детей? Как правильно надо подавать нож и вилку? Какие правила поведения за столом вы знаете? Что может случиться при неправильном обращении с ножом и вилкой? Как надо обращаться с горячей посудой? Можно ли детям брать чайник с кипятком? Зачем нужны прихватки? Как следует обращаться со стеклянной посудой? Какую опасность представляет разбитая стеклянная посуда? Как вы относитесь к таким детям, которые разбивают стеклянные бутылки на улице? Что вы им скажете?
Стихи Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите, ТРИ хозяйки Что за сестры! Прямо чудо! Е. Ильина
КТО СКОРЕЙ ДОПЬЕТ? Мама чашку молока Веселее пить вдвоем. Кто скорей допьет? С. Капутикян
САМОВАР — Самовар, самовар, Где же, миленький, твой пар? Что ж стоишь ты и молчишь, Что никак не закипишь? — Зря изволите ругаться, — Ладно, ладно, не серчай. — Шу-шу-шу,....................... .................пожалте, чай! В. Пальчинскайте
Загадки Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки. Новая посудина вся в дырках. (Сито)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, (Самовар)
Вперед идут — поют, (Ведра)
Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
Сверху дыра, (Самовар)
Часть моя — подобье лодки, (Ложка)
Ю. Чичев Я горячее храню, досок Я холодное храню, Я и печь, и холодильник Вам в походе заменю. лето. (Термос)
Смастерили из И надели поясок. (Бочка)
Всем раздаст по полной доле, (Половник, черпак)
Если я пуста бываю, про тебя я забываю, (Ложка)
ОДЕЖДА СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
Психогимнастика
■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ- Представьте себе, что у вас появился новый наряд, ис- Выразите свое отношение к происходящему: мама в
■ ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ «Шитье одежды». Покажите, как модельер рисует мо- Покажите, как шьют на ручной, ножной и электри- «Стирка». Представьте, что мы наливаем воду в та-
■ ОЖИВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ Представьте себя новой шубой; потерянной варежкой Представьте себе, что поясок — это змея, а меховая
Развитие мелкой моторики.
Выполняйте действия и движения руками и пальчиками в со-
Вот кудрявая овечка. Шерстка белая в колечках, Шерстка мягкая, густая — Шубка у овцы такая. В шубке этой очень жарко! Дай мне шерстки, коль не жалко. Я колечки состригу И в комочки соберу. Кружится веретено, Вот теперь возьму я спицы И. Лопухина
Маме подарок я сделать решила. Шкатулку с катушками тихо открыла, Нитки и пяльцы достала я с полки, Вдела зеленую нитку в иголку. Мамин наперсток — на дочкином пальце. Белую ткань я надела на пяльцы. Иголкой веду за стежочком стежочек. Я вышиваю чудесный цветочек: Сначала — зеленые стебельки, После — веселые лепестки. В центре цветка — ярко-желтый кружок. Я закрепляю последний стежок. Я разминаю уставшие пальцы. Я убираю старинные пяльцы. Нитку с иголкой в шкатулку кладу. В мамину комнату тихо иду. Встану на низкую табуретку, И на комод постелю я салфетку. И. Лопухина
Формирование
■ синонимы
Запомните и повторите близкие по значению слова — «слова- одежда — костюм, туалет, одеяние, гардероб, экипиров- небрежность — неаккуратность, неряшливость, нера- нарядный — роскошный, великолепный, дорогой, кра- Что общего между словами одежда, костюм, гардероб, на-
- АНТОНИМЫ
Вспомните слова с противоположным значением — «слова- чистюля — грязнуля одеть — раздеть
■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов
Какие значения есть у слов шляпка, иголка, дорогой? Где можно встретить шляпку? (Шляпка бывает у гри- Какие бывают иголки? (Хвойные, швейные, медицин- У каких зверей есть иголки? (Иголки есть у ежа и О каких предметах можно сказать дорогой? (Костюм, О ком можно сказать дорогой? (Друг, человек, брат.)
■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Назовите родственные слова. Какое слово лишнее? Почему одежда, одеяние, одеваться, одетый, один покрой, раскрой, закройщик, раскроенный, раскроить, шитье, швея, вышивка, швейная, шить, вышитый,
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Скажите ласково. платье — платьице узкий — узенький
■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
Составьте новые слова. Одежда, которую носим каждый день, — каждодневная.
■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ-
теплый — теплее — самый теплый (теплейший)
Дополните предложение.
Это платье длинное, это — (длиннее), а это — самое Шапка из драпа довольно теплая, вязаная шерстя-
О чем можно сказать наряднейшее?
■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК
Составьте новые слова. кроить — раскроить, перекроить, скроить стирать — постирать, выстирать, застирать, перестирать носить — поносить, выносить, заносить, сносить
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Имя существительное
■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
«Один — много». одна шапка — шапки — много шапок один чулок — чулки — много чулок
■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Сочините чистоговорки со словами пиджак, пальто, носки. Жак-жак-жак, нужен папочке (пиджак).
Вставьте слово платье в правильной форме. Мама, давай сошьем Ане (платье). Что нужно для по- Для пошива (платья) нужны ткань, нитки, иголки и На (платье) пришьем оборки и кружева. Аня очень обрадовалась новому (платью). Она любовалась своим новым (платьем).
■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
О какой одежде можно так сказать? мой, твой, наш, ваш, его (пиджак, костюм, шарф, галстук)
Имя прилагательное
■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ
Подберите нужные слова. сарафан (какой?) (летний, ситцевый, легкий) рубашка (какая?) (детская, клетчатая, фланелевая) пальто (какое?) (женское, драповое, осеннее) брюки (какие?) (мужские, шерстяные, полосатые) нарядный (костюм) узкий (пояс, шарф) осенняя (куртка) зимняя (одежда, шапка) широкое, длинное (пальто, платье) ситцевые, модные, трикотажные (вещи, пиджаки, блузки)
Глагол
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ
Ответьте на вопросы. Используйте слова шить, кроить, сме- Что можно делать с платьем? (Носить, складывать, Что делает швея с тканью? (Кроит, сметывает, шьет.) Что делает мама с одеждой? (Стирает, гладит, штопает.) Что делает Оля со своим новым платьем? (Надевает, Что делала мама с мятым бельем? (Мама гладила белье.) Что будет делать мама с порванной рубашкой? (Мама Что мы сделали с испачканным платьем? (Мы пости-
■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Говорите и выполняйте. Задайте вопросы. Что я делаю? (Я шью, надеваю, ношу.)
■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ
Выберите нужное слово. Мне укоротили платье (длинновато, коротко, слишком).
■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Наши советы, пожелания и просьбы. Берегите свою одежду. Не бросайте одежду на пол. Складывайте одежду аккуратно. Постирай свой сарафан. Снимай шапку, когда входишь в помещение. Пришей, пожалуйста, пуговицу к платью.
Игры со звуками, буквами и словами Назовите первый звук в словах варежка, рубашка, брюки, рукавицы (в, р, б) Какие это звуки? (Согласные твердые звуки.) Назовите последний звук в этих словах. (а, и, ы) Какие это звуки? (Гласные звуки.) Назовите пять слов — названий одежды, которые начинаются со звука ш. (Шуба, шарф, шапка, шорты, шляпа.) Назовите шесть предметов одежды, в названии которых есть звук р. (Рубашка, куртка, сарафан, перчатки, рукавицы, ветровка.) Назовите четыре слова — названия одежды, в которых первый звук п. (Платье, плащ, пальто, платок.)
|