Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа логопеда 9 страница
Психогимнастика
■ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ Пластический этюд «Новоселье». Представьте, что вы Передайте позой внешний вид дивана, стула и крова-
■ ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ. Изобразите, как столяр делает мебель: строгает рубан- Покажите, как вы делаете уборку, а я догадаюсь, что
■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ Изобразите стол, уставленный вкусной едой; сломан- О чем могли бы говорить эти предметы между собой?
Развитие мелкой моторики.
Выполняйте действия и движения руками и пальчиками в со- Раз, два, три, четыре — — Что там сегодня продают? — Кресла, стулья, табуреты, Показать, какую мебель купили в магазине. Согнуть
Формирование
■ синонимы
Придумайте слова, близкие по значению к словам сесть, лечь. Сесть — засесть, усесться, восседать, присесть.
■ АНТОНИМЫ
Придумайте слова, противоположные по значению, — «сло- мягкий — жесткий открыть — закрыть
Составьте предложения со словами мягкий, твердый, посиде- Стул твердый, а диван (мягкий). Стул уронили, потом (подняли). Спинка у стула вверху, а ножки (внизу).
■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов
Ответьте на вопросы. Знаете ли вы, что означает слово гардероб? (Шкаф для У кого есть ручка? (У девочки, у малыша и т. д.) О чем можно сказать мягкий? (Мягкий диван, хлеб,
■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Повторите слова. Какие слова не являются родственными? мебель, мебельщик, мебельный, меблированный, ме- спальня, спаленка, спальный, спать, спящий, сон, стоять
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Имя существительное
■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
«Один — много». один стул — стулья — много стульев
Дополните предложения. В комнате стоит диван, в магазине стоят (диваны), У стены стоит стул, а за столом — (стулья), много (сту- У вас на кухне один стол, в группе стоят (столы), а в
■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Сочините чистоговорки со словами стол, кровать, шкаф, стул. Ул-ул-ул, мне купили новый (стул).
Вставьте пропущенные коротенькие слова-предлоги. Стол стоит... комнате. ... кресле удобно сидеть, а... кровати — спать.
Составьте предложения из перепутанных слов. тумбочка, рядом, стоит, кроватью, с
■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Ответьте на вопросы. О каких предметах мебели можно сказать мой, твой, О чем из мебели можно сказать моя, твоя, наша? (Кро- О чем из мебели можно сказать мое, твое, наше? (Крес- О чем из мебели можно сказать мои, твои, наши? (Сту-
■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
Дополните словосочетания. два деревянных (стула) пять мягких (кресел) три журнальных (столика) мой письменный (стол) моя маленькая (кроватка) мое любимое (кресло) мои мягкие (кресла) две стоящие в спальне (кровати) мальчик, сидящий на (стуле) девочка, сидящая за (столом)
Имя прилагательное
■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ
Исправьте ошибку. гарнитур, магазин (мебельная)
Повторите слова, исключите лишнее слово. шкаф платяной, громоздкий, трехстворчатый, деревян- кровать широкая, узкая, мягкая, удобная, деревянная, кресло мягкое, удобное, красивое, кожаное, посудное
Глагол
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ
Ответьте на вопросы. В ответах используйте слова ремонти- Что делает столяр со сломанным табуретом? (Столяр Что будет делать папа с отвалившейся дверкой шка- Куда сядет дедушка, чтобы посмотреть телевизор? (Де- Что делала мама в комнате? (Мама вытирала пыль с Что будут делать дети, придя с зимней прогулки? Что сделают дети со своей одеждой? (Они повесят одеж-
■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Ответьте на вопросы. Что я делаю? (Я лежу, сижу.) ■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Слушайте и выполняйте. «Сядь!», «Тащи!», «Открой!», «Закрой!», «Подними
■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ
Какие слова лишние? Шкаф нести очень легко, тяжело, приятно.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Назовите предмет или признак предмета ласково. полка — полочка мягкий — мягонький
■ ОБРАЗОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ И ПРЕВОСХОДНОЙ СТЕПЕ-
мягкий — мягче — самый мягкий (мягчайший)
Ответьте на вопросы. Какой стул легче — пластмассовый или деревянный? Какой предмет — табурет, платяной шкаф или стол — Какая обивка — кожаная или матерчатая — самая проч- О каком предмете мебели можно сказать самый удоб-
■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
Составьте новое слово из двух. Шкаф, у которого две створки (двустворчатый шкаф).
■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК
Составьте новые слова.
Игры со звуками, буквами и словами (Задания выполняются с использованием наглядного материала.) Назовите первый и последний звуки в словах стол, столик, табурет, шкаф. Какие это звуки? (Твердые согласные звуки.) Узнайте названия мебели по первому и последнему звуку. Какое это слово, если в нем первый звук п, последний — а? (Полка.) В слове первый звук к, последний — т'. (Кровать.) Первый звук ш, последний — ф. (Шкаф.) Узнайте названия мебели по наличию согласных звуков. В слове есть согласные звуки т, р', м. Какое это слово? (Трюмо.) В слове есть согласные звуки т, б, р', т. (Табурет.) В слове есть согласные звуки в, д', н. (Диван.) Угадайте, какое слово я задумала. В слове есть один гласный звук — у. (Стул.) В слове один гласный звук — а. (Шкаф.) В слове один гласный звук — о. (Стол.) В слове три слога, первый слог ве, последний — ка. Какое это слово? (Вешалка.) В слове два слога, последний слог вать. (Кро-вать.) В слове первый слог тум. (Тумбочка.) В слове четыре слога, в середине есть слог душ. Какое это слово? (Раскладушка.) Соберите «рассыпанные» звуки в слово: к, р, в, т', а (кровать), п, т, а, р, а (парта), в, н, а, и, д' (диван). Составьте новые слова из первых звуков заданных слов.
Составьте слова из перепутанных слогов: лик-сто (столик), тур-ни-гар (гарнитур), ло-крес (кресло), бельме (мебель).
Составьте слова из первых слогов названных предметов.
Замените в словах один звук (одну букву). Какое новое слово получится? палка — полка букет — буфет стол — стул
«Слово в слове». Найдите новые слова, которые «спрятались» в перечисленных словах: раскладушка (ладушка, клад, кадушка, душ, кашка), тумбочка (бочка, чум, туча).
Развитие познавательных процессов (Задания выполняются с использованием наглядного материала.)
■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ Определите на ощупь фактуру разных материалов, из которых сделана мебель. Какой предмет мебели самый большой? Какой предмет мебели в вашей квартире самый маленький? Что ниже шкафа, но выше табурета? (Стол.) Назовите цвет и цветовые оттенки материалов, из которых изготовлена мебель. Какие предметы мебели напоминают по форме прямоугольник? Что бывает овальным? Круглым? Нарисуйте план своей квартиры и определите в ней пространственное расположение мебели, используя слова возле, между, около, рядом, справа, слева, посередине. Расскажите о расположении мебели в комнатах по рисункам. Чем стол был раньше? Чем может стать мебель по истечении длительного времени?
Работа с картинками.
■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ Выполните задания. Положите книгу на стол, посадите зайку на диван, а куклу в шкаф. Куда вы положили зайку? Расставьте кукольную мебель так, чтобы столик стоял между диваном и трюмо, а стульчики стояли за столом. Игра «Можно — нельзя». Можно или нельзя ставить кастрюли в платяной шкаф? Сидеть на стуле? Сидеть в шкафу? Лежать на диване? Хранить одежду на кровати? Царапать стулья? Рвать обивку? Разрисовывать стулья? Игра «Да — нет». Быстро дайте ответ, так бывает или нет? Котенок спит в кроватке, а Катя — на полу. Мы ложимся спать в кровать, а котенок — под кровать. Чашки ставлю я на пол, ноги я кладу на стол. Ложки положу на стол, ноги спрячу я под стол. Сяду я на винегрет, буду кушать табурет. Сяду я на табурет, буду кушать винегрет.
■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Кто знает, пусть продолжает. Я знаю такую мебель: стол, стул...
Послушайте, запомните и повторите слова в такой же последовательности: диван, кресло, стол. Послушайте слова еще раз. Диван, кресло, стол, стул. Какое новое слово появилось? Повторите слова кровать, тумбочка, полка, буфет, сервант. Послушайте еще раз и скажите, какое слово исчезло из ряда тумбочка, полка, сервант.
Расставьте, как было. Посмотрите и запомните, как стоит мебель. (Расположение мебели меняется.) Расставьте мебель, как прежде.
Кто быстрее разложит? Разложите на две группы картинки с изображением мебели и электроприборов.
■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Назовите одним словом. Кровать, диван, шкаф, сервант — это (мебель).
■ УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ
Исключите лишний предмет. Табурет, стул, диван, кресло, стол. (Стол, так как на нем нельзя сидеть.) Тахта, диван, скамейка, кресло. (Скамейка, так как она жесткая.) Торшер, книжный шкаф, трюмо, полка. Буфет, холодильник, плита, мойка. Молоток, пила, клещи, скрепка.
Какой общий признак у данных предметов? Платяной шкаф, сервант и книжный шкаф. (В них есть полки и дверцы, они сделаны из дерева, в них можно что-то положить.) Стол, стул и диван. (Они сделаны из дерева, у них есть ножки.) Скамейка, табурет и кресло. Бревно, стул и пенек. (На них можно сидеть.) Книга, шкаф, дверь, коробка и тумбочка. (Их можно открывать и закрывать.) Книжная полка, книга, карандаш и стол. (Эти предметы сделаны из дерева.) Чем отличаются эти предметы?
■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ Если бы Стулья умели говорить, о чем они могли бы попросить детей? О чем могли бы вести разговор Диван и Кресло, Шкаф и Тумбочка, Табурет и Стул, Книга и Книжная полка, Одежда и Шкаф, Посуда и Сервант?
Сочините чистоговорки-«смешинки», чистоговорки-«страшилки». Ол-ол-ол, на кухне стоит (стол). Ван-ван-ван, на потолке стоит (диван). Аф-аф-аф, из квартиры ушел (шкаф). Ол-ол-ол, он по улице (пошел). Род-род-род, распугал он весь (народ).
Развитие диалогической речи Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Мебель». Составьте мини-диалоги. Что такое мебель? Какую мебель ставят в прихожей? Почему эту часть квартиры назвали прихожей? Куда можно повесить уличную одежду? Куда ставится уличная обувь? Зачем в прихожей нужно зеркало? Какую мебели можно поставить в гостиной? Какие предметы, находящиеся в гостиной, не относятся к мебели? (Торшер, пианино, телевизор, музыкальный центр.) Почему столик назвали журнальным? На чем удобнее всего отдыхать? Какая мебель стоит в спальне? Почему шкаф для одежды лучше поставить в спальню? Какую мебель ставят на кухне? Почему стол назвали обеденным? На чем удобнее сидеть — на стуле или табурете? Какая общая часть есть у кресла, дивана, стола, табурета и тумбочки? (Ножки.) У какой еще мебели есть ножки? Полки? Спинки? Сиденье? Какую мебель можно открыть и закрыть? Выдвинуть? Сложить? Люди каких профессий принимают участие в изготовлении мебели? Без чего нельзя сделать мебель? (Без наличия материалов и инструментов.) Какие материалы используются для изготовления мебели? Какая обивка самая гигиеничная? Самая красивая? Какие инструменты нужны столяру для изготовления мебели? Можно ли принимать пищу в кровати или сидя на диване? Почему этого делать нельзя? Почему нельзя прыгать по дивану? Почему нельзя залезать на диван в тапочках? Как правильно ухаживать за мягкой мебелью? Нужно ли протирать ее мокрой тряпкой или использовать пылесос? Как содержать в чистоте полированную мебель? Куда вы посадите гостей, пришедших к маме или к вам? С какими словами вы обратитесь к ним? («Проходите, пожалуйста, в комнату», «Рады вас видеть в своем доме», «Садитесь, пожалуйста, в кресло, в нем вам будет удобнее».) Почему надо беречь мебель? Хорошо это или плохо, когда мебель долго служит людям? (Если люди берегут мебель, значит, меньше вырубается деревьев для изготовления новой мебели.) Стихи Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. О чем расска-
ОТКУДА СТОЛ ПРИШЕЛ? — Ты скажи, скажи нам, стол, — Я пришел из леса. — Чем ты был в лесу дремучем? — Был я деревом скрипучим, — Как на ветках ты качал? — Так вот и этак птиц я качал. — Как же ты столом-то стал? — Лесорубы приходили — Как пилой тебя пилили? — Так вот и этак вот пилой меня пилили. — Что потом с тобой случилось? — Потом приехал лесовоз, — Как тебя он вез? — Так вот и этак вот на фабрику он вез. — Что потом с тобою было? — А потом, а потом — Куда же ты с фабрики попал? — В домах стал жить, людям служить. Г. Волкова
ОТКУДА СТОЛ ПРИШЕЛ? Берете книгу и тетрадь, С. Маршак
СТОЛЯР Мастерит столяр буфеты, В. Степанов
Загадки Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки. Так сдружил он деревяшки — (Столярный клей)
... Доску грызла и кусала, (Пила)
Голова в избе, ноги в стене. (Гвоздь)
У них всегда тяжелый труд: Все что-то жмут, все что-то жмут. (Клещи)
Рамы, двери, табуреты, Руки делают мои. (Топор)
Грызть дрова — простое дело! (Пила)
У конька, у горбунка (Рубанок)
В нем котенок любит спать,
Тихо рыбы спят в реке, С. Ситников
Днем стою одна, скучаю, (Кровать)
Встала на четыре ножки, (Табуретка)
Под крышей четыре ножки, (Стол)
Хоть у нас четыре ножки, (Табуреты, стулья)
ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
Психогимнастика
■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕС- Выразите эмоциональное состояние, связанное со слу-
■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ Передайте движением, мимикой или позой функцио- лесос, закипевший электрочайник, включенный телеви- Изобразите белье в стиральной машине; морковь, апель-
■ ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ Представьте, что вы чистите ковер пылесосом, взбива-
Развитие мелкой моторики.
Выполняйте действия и движения в соответствии со смыслом Что за шум на кухне этой? Е. Игнатьева
Формирование
■ АНТОНИМЫ
Придумайте слова, противоположные по значению, — «сло- включать — выключать выдернуть — вставить
■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Послушайте и повторите родственные слова. Какая общая электричество, электрик, электропроводка, электропри- кипятильник, кипяток, кипячение, кипеть, выкипать,
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
Ответьте на вопросы. Почему бытовые электрические машины назвали так: Добавьте к части слова электро слова мясорубка, по
■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ
осторожный — осторожнее — самый осторожный безопасный — безопаснее — самый безопасный
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Имя существительное
■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
«Один — много». один пылесос — пылесосы — много пылесосов один холодильник — холодильники — много холодиль- НИКОВ один телефон — телефоны — много телефонов одна люстра — люстры — много люстр одна видеокамера — видеокамеры — много видеокамер одно бра — бра — много бра
■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Сочините чистоговорки со словом телефон. Он-он-он, у нас дома (телефон).
Сочините чистоговорки со словами утюг, пылесос, люстра.
■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Ответьте на вопросы. О каких электрических приборах и машинах можно
|