![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа логопеда 7 страница
Какой буквы не хватает в словах...апка, пла...ок, блу...ка, шор...ы? Вставьте пропущенные гласные буквы: ш...б..., п...льт..., пл...щ, ш...рф, к...ртк..., ш...рт.... Вставьте пропущенные согласные буквы:...аль...о,...у...а,...у...аш...а (пальто, шуба, рубашка). Составьте слово из «рассыпанных» звуков: ф, а, ш, р (шарф); щ, л, п, а (плащ). Определите количество согласных звуков в каждом слове. «Разбросайте» звуки в словах носки, чулки. Назовите гласные звуки каждого слова. Замените в словах плющ, шлюпка, тапка, корты, губа, билет один звук (букву). Какие новые слова получатся? (Плащ, шляпка, шапка, шорты, шуба, жилет.) Добавьте букву ф к слову шар. Какое слово получилось? (Шарф.) Какую букву надо добавить в слово бочка, чтобы получилось название одежды? (Букву ю.) Какого слога не хватает в словах рубаш... (ка), ком...незон (би),...кавицы (ру)! Угадайте слова по перепутанным слогам: то-паль, башу, фан-са-ра, жак-пид, лет-жи. «Слово в слове». Найдите новые слова в следующих словах: футболка (лоб, кол, клуб, футбол), рукавицы (рука, куры, руки, цари), носки (нос, сон), шарф (шар, фарш), колготки (кол, кит, ток, кот).
Развитие познавательных процессов (Задания выполняются с использованием наглядного материала.)
■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ Определение ткани по фактуре на ощупь. Сравнение звуков шелестящего шелка и болоньевой ткани. Сравнение пуговиц по цвету и величине.
Сравнение одежды по длине, объему и ширине. Рисование одежды разного цвета. Уточнение цвета тканей.
Ответьте на вопросы. На какую геометрическую фигуру похожи юбочка, пальто, манжет, рукав и другие детали одежды? Какой формы бывают воротнички? Игра «Было — будет». Чем была раньше льняная рубашка? (Льном.) Чем раньше было ситцевое платье? (Хлопком.) Чем была раньше вискозная юбка? (Древесиной.) Чем был раньше шерстяной платок? (Шерстяными нитками.)
Работа с картинками.
■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ Вырезать и украсить чередующимся узором платье, рубашку и рукавицы. Игра «И я — не я». Детям зачитываются предложения, например: Я люблю гладить белье. Я бросаю платье на пол. Я надеваю шорты на голову. Я люблю носить чистую рубашку. Я люблю носить грязные платья и др., а они отвечают: «И я», если это положительный пример, или «Не я», если пример отрицательный. Затем дети сами придумывают аналогичные предложения. Игра «Узнай друга по одежде». Один ребенок отворачивается, а другой дает описание одежды одного из детей, например: У этого мальчика клетчатая рубашка, синие шорты и голубые носки. Кто это?
■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ Кто знает, пусть продолжает. Я знаю такую летнюю одежду: сарафан... Я знаю такую мужскую одежду: брюки... Я знаю такую женскую одежду: юбка... Я знаю такую зимнюю одежду: шуба... Я знаю такую детскую одежду: ползунки...
Послушайте, запомните и повторите слова шорты, джинсы, брюки, костюм, рубашка. Какое новое слово появилось в ряду слов: шорты, джинсы, брюки, пиджак, костюм, рубашка? (Пиджак.)
Запомните и повторите пары слов. девочка — юбка врач — халат мальчик — шорты матрос — тельняшка строитель комбинезон
Игра «Телефон». Дети шепотом передают друг другу 4—5 слов — названий одежды.
Посмотрите, запомните и скажите. Перед ребенком выкладывается несколько картинок одежды. Убирается одна картинка. Изменяется расположение картинок или предметов одежды. Что изменилось? «Кто быстрее подберет?» Одному ребенку предлагается отобрать зимнюю, а другому — летнюю одежду.
■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Назовите предметы одним словом. Платье, рубашка, шорты, брюки, сарафан, блузка — это (одежда).
■ УСТАНОВЛЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ И АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ
Выделите общий признак в заданных группах предметов. Шуба, меховая шапка и меховые варежки. (Вещи сшиты из меха.) Сарафан, купальник и майка. (Летние вещи.) Блузка с короткими рукавами и одним карманом; рубашка с короткими рукавами и одним карманом; платье с короткими рукавами и одним карманом. (Короткий рукав и один карман.) Пальто с длинными рукавами и двумя карманами; платье с длинными рукавами и двумя карманами; рубашка с длинными рукавами и двумя карманами. (Длинные рукава и два кармана.)
Объедините в пары логически связанные слова и словосочетания (с использованием наглядного материала).
Какой предмет лишний? плащ, куртка, пальто, сапоги, юбка, блузка, чашка, сарафан шляпка, платье, гольфы, сумочка панамка, берет, расческа, косынка, девочка варежки, купальник, панамка, футболка, шорты шапка-ушанка, сарафан, шуба, зимнее пальто, рукавицы платье, туфли, юбка, брюки шапка, блузка, жилет, пиджак
Установление функциональных аналогий. Что общего между шубой и снегом? (Шуба греет человека, а снег — землю.) Что общего между крышей дома и головным убором? (Дом покрыт крышей, а голова — головным убором.) Что общего между листвой деревьев и одеждой? (Деревья сбрасывают листья, а человек снимает одежду.) Игра «Бывает — не бывает». Портниха шьет иголкой. Иголка шьет портнихой. Швейная машинка шьет платье. На швейной машинке шьют платье. Иголку вдевают в нитку. Нитку вдевают в иголку. Игра «Можно — нельзя». Можно ли сшить платье без ниток? Можно ли пришить оборку на воротник? Можно ли пришить рукав к воротнику? Можно ли сделать застежку сзади? Можно ли по морозу ходить в расстегнутом пальто? Придумайте свои вопросы.
Почему так говорят? Встречают по одежке, а провожают по уму. На Сеньке шапка горит.
■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ Какое платье хотелось бы вам носить сейчас и в будущем? Придумайте себе необычный головной убор и нарисуйте его. Чем вы его украсите? Что Одежда могла бы рассказать о своих хозяевах?
Придумайте чистоговорки-«смешинки» и чистоговорки-«страшилки». Ой-ой-ой, танцует юбочка со мной. Жак-жак-жак, на меня напал пиджак. То-то-то, с полки прыгнуло пальто.
Развитие диалогической речи Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Одежда». Составьте мини-диалоги. Зачем людям нужна одежда? Можно ли обойтись без нее? Всегда ли люди носили одежду? Что носили древние люди вместо одежды? Есть ли сейчас на земном шаре люди, которые не носят одежду? (Есть в жарких странах такие племена, которые обходятся без одежды.) Почему одежду называют женской, мужской и детской? Назовите женскую одежду. Какую мужскую одежду вы знаете? Какую одежду носят и женщины, и мужчины? Назовите детскую одежду. Какую одежду носят зимой? Как она называется? Какая одежда нужна для весны и осени? Как она называется? (Демисезонная.) Какую одежду носят летом? Какую одежду носят в любое время года? (Костюмы, жилеты, брюки, рубашки, носки, джемперы и др.) Почему одежда греет? (Потому что между слоями одежды находится воздух, который не пропускает тепло наружу.) Почему в меховой шубе тепло даже в сильный мороз? (Между ворсинками находится большое количество воздуха, поэтому шуба хорошо сохраняет тепло нашего тела.) Какая одежда самая теплая? (Куртки-пуховики на гагачьем пуху.) Кому и где всегда нужна теплая одежда? (Полярникам, находящимся в Арктике и Антарктиде, и летчикам, летающим на сверхзвуковых самолетах.) Кому не нужна теплая одежда? (Людям, живущим на юге.) Как называют одежду, в которой ходят в гости или надевают в праздничные дни? Чем украшают праздничную одежду? (Оборками, воланами, кружевами, красивыми воротниками, пуговицами, бусами, цепочками и брошками.) Почему нельзя пойти в лес в нарядной одежде? Люди каких профессий имеют специальную одежду? (Моряки, летчики, шахтеры, милиционеры, военные, судьи, пожарные и т. д.) Почему врачи, медсестры, продавцы и повара носят белые халаты, куртки и шапочки? (Одежда людей этих профессий должна быть всегда чистой, потому что они соприкасаются с медикаментами и продуктами. Белая одежда стирается чаще, так как на ней лучше заметна грязь.) Почему костюмы пожарных не загораются? (Они пропитаны специальным раствором.) Почему дорожные и железнодорожные рабочие носят оранжевые жилеты? (Чтобы быть заметными на дороге во избежание несчастного случая.) Зачем космонавтам скафандр? (В скафандре они защищены от холода, жары и кислородного голодания. Без скафандра космонавты могут погибнуть.) Какие бывают ткани? Кто придумывает модели одежды? Кто кроит одежду? Кто шьет одежду? Какие инструменты нужны для шитья одежды? Какие правила нужно соблюдать при шитье одежды? Где должны храниться иголки и булавки? Почему нельзя разбрасывать иголки и булавки? Что может случиться, если нечаянно толкнуть того, кто кроит или шьет? Какую одежду можно смастерить без швейной машины, ножниц и иголки? Что нужно для вязания? Кто вяжет одежду? Где можно приобрести одежду? Кто демонстрирует одежду? Для чего устраивают демонстрацию одежды? Какие ткани полезны для здоровья человека? (Ситец, сатин, хлопок, шерсть, натуральный шелк и лен, так как они пропускают воздух, впитывают влагу и защищают от холода и жары.) В какое время года лучше носить шерстяную одежду? (Зимой, так как в ней теплее.) Какие ткани лучше подходят для летней одежды? (Ситец, хлопок и натуральный шелк.) Зачем нужно стирать одежду? (Потому что грязная одежда неопрятна на вид и от нее исходит неприятный запах. На грязной одежде скапливается много микробов, от которых человек может заболеть.) Как называют людей, которые не следят за своей одеждой? Чем стирают одежду? Почему стиральные порошки лучше хранить на нижней полке? Можно ли детям брать стиральный порошок? Как называется машина, в которой стирают одежду? Где стирают большое количество одежды? (В прачечной.) Кто работает в прачечной? (Прачки и гладильщицы.) Где можно почистить одежду? (В химчистке.) Знаете ли вы такие строчки: Надо вещи убирать — не придется их искать! Каждой вещи — свое место. Что вы сделаете, если случайно порвете одежду? Что вы сделаете, если испачкаете свою одежду? Какую одежду вы хотели бы подарить своей маме, бабушке, папе и сестре? Что вы скажете маме, увидев ее в новом платье? Какой совет вы дадите своей бабушке, чтобы она выглядела моложе?
Стихи Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите, ПОРТНОЙ Если вам нужна обнова, Он заказ сошьет для вас. В. Степанов
ПОРТНИХА Целый день сегодня Шью, Я одела Всю семью. Погоди немного, кошка, — Б. Заходер
ОБНОВКИ Я купила кошке К празднику сапожки, Причесала ей усы, Сшила новые трусы. П. Воронько
Иголка и нитка — Диво! Е. Благинина
ГДЕ МОЙ ПАЛЬЧИК? Маша варежку надела. — Ой, куда я пальчик дела? В свой домишко не попал! — Поглядите-ка, нашла! Н. Саконская
ЗАЯЦ-ПОРТНОЙ Серый заяц под сосной — Будет ваш заказ готов А медведь в берлоге ждет. С. Михалков УТЮЖОК Взял Тимошка утюжок: — Ну-ка грейся, мой дружок, Е. Благинина
БАРАШКИНЫ КУДРЯШКИ Маленький барашек Вышла брату шубка, Шведская песенка.
МАСТЕРИЦА Утром рано у окна Чтоб не зябнуть Кате. Г. Люшнин
ТРИ КАТЮШКИ В деревушке Взяли в руки три катушки, А. Стройло
тяпы-ляпы По дороге в Тяпы-Ляпы В. Кудрявцева
ПОРТНИХА В каком я сегодня платьице! Э. Мошковская
РУКАВИЦЫ Пусть январь трещит морозом, М. Алимбаев
Загадки Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки. Сидит на макушке, (Шапка)
Сижу верхом, не знаю на ком, (Шапка)
А ну-ка, ребятки, кто угадает: На десятерых братьев двух шуб хватает. (Рукавицы)
Упрятались голышки в мохнатые мешки, (Рукавичка)
Зимой протянулся, (Шарф)
На поляне шерстяной (Швейная машина)
Маленького роста я, (Иголка с ниткой)
С одного бока — лес, (Шуба)
Я одноухая старуха, (Иголка)
На пальце одном (Наперсток)
Он сначала был цветком, (Хлопок)
ОБУВЬ СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
Психогимнастика
■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ- Представьте, что вам купили красивые новые туфли. У туфли оторвалась застежка, или новые туфли ис-
■ ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ Чистим обувь, моем сапоги, застегиваем молнию, заш-
■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ Изобразите состояние туфель, брошенных под кровать,
Развитие мелкой моторики.
Выполняйте действия руками и пальчиками в соответствии со Наши ножки шагают по дорожке. (Имитируем шаги пальчиками.) Чок-чок-чок, так стучит наш каблучок. (Ритмично ударяем пальчиками по столу.) Чок-чок-чок, оторвался каблучок. (Выражаем мимикой огорчение.) Ток-ток-ток, возьмем в руки молоток. (Сжимаем в руках предполагаемый молоток.) Тук-тук-тук, починили мы каблук. (Имитируем забивание гвоздиков.) Обуем туфельки на ножки, и пойдем мы по дорожке. (Повторяем первое движение.)
Формирование
■ АНТОНИМЫ
Назовите слова, противоположные по значению, — «слова- непрочная — прочная летняя — зимняя
■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Послушайте и повторите слова. Какая общая часть есть в род- обувь, обувщик, обувной, обуть, обувать, обуваться,
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
Скажите ласково. ботинок — ботиночек туфля — туфелька
■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
Скажите, почему эта обувь так называется. Босоножки, значит, босые ножки (открытая обувь).
■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ-
удобный — удобнее — самый удобный качественный — качественнее — самый качественный прочный — прочнее — самый прочный
Ответьте на вопросы. Какая обувь самая удобная? Какая обувь прочнее —
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Имя существительное
■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ- «Один — много». один сапог — сапоги — много сапог один ботинок — ботинки — много ботинок одна босоножка — босоножки — много босоножек
■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Вставьте нужное слово. Тапочки — это домашняя (обувь). На одной (босоножке) сломалась застежка. В праздники мама обувает туфли на (каблуках). В (кроссовках и кедах) хорошо заниматься спортом. В сырую погоду лучше ходить в резиновых (сапогах).
■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
О какой обуви можно сказать мой, моя, мои? мой (валенок, ботинок, сапог) моя (обувь, босоножка, туфля, сандалия, тапочка)
■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ И
Сосчитайте. два (сапога) две (тапочки)
Повторите слова и назовите лишнее слово. старый (сапог, ботинок, каблуки, валенок)
Имя прилагательное
■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ
Подберите три слова. кожаный (ботинок, сапог, полуботинок) новая (обувь, пряжка, молния) ноские (туфли, сандалии, полусапожки)
Глагол
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ
«Я умею — не умею». Я умею (застегивать молнию, чистить обувь).
Подберите слову пару. зашнуровать (ботинки) будет мыть (обувь)
■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Говорите и выполняйте. Что я делаю? (Я обуваюсь, разуваюсь.)
■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Наши просьбы, пожелания, советы и предложения. Обувайтесь! Разувайтесь! Снимайте уличную обувь!
Развитие диалогической речи
Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме Что такое обувь? Какая бывает обувь? (Домашняя, уличная, зимняя и т. д.) Из каких материалов изготавливают обувь? Какой материал самый практичный и полезный для здоровья? (Кожа.) Как называются профессии людей, изготавливающих обувь? Где изготавливают обувь? (В мастерской или на фабрике.) Почему зимой носят теплые сапоги или валенки, а не резиновые сапоги? В чем еще можно ходить зимой? (В пимах, бурках, утепленных полусапожках.) Для какой погоды нужна резиновая обувь? Какую обувь носят в разное время года? Почему нельзя носить тесную обувь? Зачем надо чистить обувь? Как нужно ухаживать за своей обувью? Чем чистят обувь? Когда нужно протирать и чистить свою обувь? (Приводить в порядок свою обувь нужно сразу же после прихода с улицы.) Кому вы помогаете ухаживать за своей обувью? Как можно сохранить свою обувь в хорошем состоянии?
Стихи БАШМАКИ Брату впору башмаки — А. Барто
БАШМАЧКИ Чьи же это башмачки Ай-я-яй, озорники, В. Бардадым КАЛОША Для резиновой калоши
САПОЖНИК Шьет сапожник Нам сапожки, Чтобы мы обули ножки. Мы приносим Для починки Туфли, тапки и ботинки. Забивает молоточек. В. Викторов
НАУЧУ ОБУВАТЬСЯ Я БРАТЦА Я умею обуваться, Этот — с правой ножки. Е. Благинина
САПОЖНИК Мастер, мастер, Забивай покрепче Мы пойдем сегодня Б. Заходер
БАШМАЧОК Топни громче, каблучок, Н. Пикулева
САПОЖНИК — Был сапожник? — Был! — Шил сапожки? — Шил! — Для кого сапожки? — Для соседской кошки. Польская народная песенка САПОЖНИК Чинит мастер башмаки, Б. Степанов
Загадки
Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки. Отгадай загадку: кто мы? В ясный день сидим мы дома, Если дождик, мы не тужим — (Сапоги)
Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: Утром — в садик, днем — домой. (Валенки)
Сшили их из черной кожи, (Сапоги)
Два брата не могут расстаться: (Сапоги)
Всегда шагаем мы вдвоем, (Тапки)
дом СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
|