Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Игры со звуками, буквами и словами 3 страница
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ
Ответьте на вопросы. Что делает снегоуборочная машина? (Снегоуборочная ма- Что делал дворник во дворе? (Дворник посыпал дорож- Что делают дети зимой? (Дети лепят снеговика. Дети Что будут делать дети на горке? (Дети будут кататься Что сделает снег с деревьями? (Снег укроет деревья.)
■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Говорите и выполняйте. Что я делаю? (Я качусь, спускаюсь, леплю.) Что делает он(-а)? (Он(-а) катится, спускается, лепит.)
■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Наши пожелания и советы. Одевайтесь теплее! Не ходите без варежек! «Береги нос
Делай с нами. Лепи снеговика. Поднимайся на горку. Катись с горы!
■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ
Исключите лишнее слово. Зимой бывает (жарко, морозно, холодно). Вьюга воет
Ответьте на вопрос. Как нужно одеваться зимой?
Игры со звуками, буквами и словами (Задания выполняются с использованием наглядного материала.) Назовите первый звук в словах зима, метель, вьюга, лед, фигурист. Как называются эти звуки? (Согласные мягкие звуки.) Какой последний звук слышится в словах ураган, наст, тулуп, пуховик, шарф? Как называются эти звуки? (Согласные твердые звуки.) Угадайте слово, в котором первый звук м', последний — л' (Метель.) В слове первый звук л', последний — л. (Ледокол.) В слове первый звук с, а последний — и. Что это? (Санки.) Назовите пять слов, связанных со словом зима, в которых есть звук ш. (Шуба, шапка, шарф, пороша, клюшка, волшебница, полушубок.) Назовите слова, связанные со словом зима, в которых есть звуки р, р'. (Пурга, ураган, вихрь и др.) Какого звука не хватает в словах мо...оз (р), (ж), су...роб (г), со...улька (с)? Вставьте пропущенные гласные буквы в слова з...ма (и), сн...г (е), лыж... (и), кат...к (о). Вставьте пропущенные согласные буквы в слова...тужа (с),...олод (х),...етель (м),...айба (ш). Составьте слова из «рассыпанных» звуков а, р, г, о, к (горка), а, н, с, и, к' (санки). Определите количество согласных звуков в каждом слове. «Разбросайте» звуки в словах шуба, шарф, пальто. Назовите гласные звуки каждого слова. Замените в словах корка, танки, тапка, голод один звук (одну букву). Какое новое слово получится? (Горка, санки, шапка, холод.) Какого слога не хватает в словах сне.вик (го), го...лед (ло), сне.рочка (гу), по...шубок (лу)? Угадайте слова по перепутанным слогам: ка-клюш (клюшка), ки-реж-ва (варежки), ви-ру-ка-цы (рукавицы), раль-фев (февраль), вик-сне-го (снеговик). «Слово в слове». Найдите новые слова в следующих словах: полушубок (пол, бок), рукавицы (рука, рукав), спортсмен (спорт, рот, нос, море), снеговик (снег), пуховик (пух, ухо).
Развитие познавательных процессов
■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
Ответьте на вопросы. Какие звуки характерны для зимы? Сравните на ощупь снег и лед. Что легче? Каким цветом можно нарисовать зиму, снег, лед, зимнюю дорогу? Какой формы бывают снежинки? (Снежинки имеют форму восьмиугольника.) Какую геометрическую фигуру напоминает сосулька? (Треугольник.) Сколько надо скатать комов, чтобы получился снеговик? Где находится самый большой ком — вверху или внизу? Что можно сделать из маленьких комочков? Понаблюдайте, сколько времени пройдет с момента превращения воды в лед и льда в воду.
■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Работа с рисунками. Игра «Бывает — не бывает». Зимой зеленеют листья. В воздухе кружатся снежинки. На яблоне созрели яблоки. Дети сыплют зерно в кормушку. На ветках сидят снегири. По болоту ходит цапля. Игра «Я — не я». Я катаюсь на лыжах. Я съезжаю с горки. Я собираю грибы. Я пускаю кораблики по лужам. Я хожу в валенках. Я катаюсь на велосипеде. Я еду на снегоходе. Я сосу сосульку. Срываю яблоки в саду. Поливаю огород.
■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Кто больше назовет слов, относящихся к зиме? Зима — снег — снежинка — лед — коньки — каток...
Кто знает, пусть продолжает. Я знаю такую зимнюю одежду: шуба... Я знаю такую зимнюю обувь: валенки... Я знаю такие зимние виды спорта: лыжи...
Послушайте, запомните и повторите слова. снег, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегопад Какое слово «потерялось»? (Снег, снеговик, Снегурочка, снегопад.)
Запомните и назовите пары слов. каток — коньки хоккеист — хоккей гол — ворота шайба — клюшка фигуристы — лед комок — снежки мороз — шуба
Подберите нужное слово. катаемся на (санках, лыжах, коньках) лепим (снеговика, снежную бабу) спускаемся с (горы) поднимаемся на (горку, фуникулере) скользим по (льду) играем в (снежки)
Работа с картинками. Найдите и разложите правильно. Выкладываются две картинки: одна с изображением зимнего пейзажа, другая — осеннего. Дети называют предметы, относящиеся к тому или иному времени года. Из ряда картинок с изображением зимней одежды исключить плащ. Объяснить, почему он исключается. И т. д.
■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Подумайте и скажите.
Я назову месяцы, а вы — время года. Декабрь, январь, февраль. (Зима.) Сентябрь, октябрь, ноябрь. (Осень.)
■ ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ И РАЗЛИЧИЙ
Какой общий признак имеют следующие предметы? Сосулька, морковь, карандаш и пирамидка. (У них острый конец.) Снег и шуба. (Шуба согревает людей, а снег — кусты и озимые.) Снег, муха, воробей и вертолет. (Они летают.) Вата, снег и тополиный пух. (Они легкие и имеют белый цвет.)
Какой предмет лишний? варежки, дубленка, купальник, валенки, шуба собачья упряжка, оленья упряжка, тройка лошадей, лодка, аэросани, снегоход
Какие из этих птиц не встретятся нам зимой? Воробей, кукушка, синица, ласточка, ворона, скворец, снегирь, аист, журавль.
■ УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ
Подберите слова, которые связаны с новогодним праздником и со словом снег. Новый год, елка, Снегурочка, Дед Мороз, подарки, украшение, хлопушки снег, снежинка, снегопад, сугроб, снежная горка, санки, снеговик, снежный ком, снежки, вьюга, метель
Найдите картинке пару.
■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
Ответьте на вопросы. О чем разговаривают между собой Снежинки? О каких приключениях поведали вам Снежинки? О чем предупреждают Сосульки, свисающие с крыши? О чем шепчутся Деревья в зимний день? О чем разговаривают между собой Ель и Осина? Сосна и Береза? Какие сны видит Елочка зимой? О чем мечтает Березка в морозный день? О чем мечтают Воробушки в зимний день? О чем могут вести разговор Зайка и Белочка в холодный ненастный день? Что могла бы рассказать замерзшая Река? Что вы можете рассказать о волшебнике Дедушке Морозе? О чем поведали Снегурочке обитатели леса в новогоднюю ночь? Что вам могла бы рассказать Снегурочка о своей жизни?
Развитие диалогической речи Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Зима». Составьте мини-диалоги. После какого времени года наступает зима? Какие вы знаете зимние месяцы? Сколько месяцев в году лежит снег в вашей местности? Как долго длится зима? Какие изменения происходят в природе с наступлением зимы? Что происходит зимой с лиственными деревьями? (Зимой лиственные деревья впадают в спячку, как суслики и бурундуки. Дышат они в 200—400 раз слабее, чем летом.) Что такое снег? Чем была снежинка раньше? Чем она станет потом? Какой формы бывают снежинки? Каким бывает снег? Почему снег хрустит? (Потому что ломаются кристаллики, из которых он состоит.) Чем служит снег для земли и деревьев? (Покрывалом, одеялом, периной, шубой.) Что такое иней? (Изморозь на траве, кустах и деревьях.) Когда бывает иней? (Поздней осенью, зимой и ранней весной.) Что такое лед? (Замерзшая вода.) Почему вода превращается в лед? При какой температуре вода превращается в лед? Каким бывает лед? Где можно увидеть лед зимой? (На реках и озерах, на катке, на карнизах домов в виде сосулек, в холодильнике и т. д.) В какую погоду появляются сосульки? Каким становится снег в оттепель? Почему мокрый снег тяжелее недавно выпавшего? Из какого снега нельзя слепить снеговика? Чем похожи снег, лед и иней? Что с ними происходит в тепле? При какой температуре воздуха лед превращается в воду? Где быстрее растает снежинка — на варежке или на ладошке? Какие зимние виды спорта вы знаете? Что нужно фигуристам для занятий фигурным катанием и хоккеистам для игры в хоккей? Могут ли они тренироваться летом? Для каких видов спорта обязательно нужен снег? Какими должны быть спортсмены-горнолыжники? Какие зимние игры и развлечения предпочитаете вы? Каким спортом вы занимаетесь? Зачем нужно заниматься спортом? Какую одежду носят люди зимой? Почему зимой нужно одеваться тепло? При какой температуре воздуха можно гулять? Почему опасно долго находиться на улице в морозный день? (Можно обморозиться.) Что нужно делать при обморожении? (Наложить теплую повязку на обмороженные участки кожи и не снимать ее, пока не появится чувство жара. Принять горячее питье.) Каких зимующих птиц вы знаете? Почему они остались зимовать? Чем питаются зимующие птицы? Как мы можем им помочь? Зачем куропаткам и полярным совам пух на лапках? Какие птицы ночуют зимой в сугробах? (Куропатки.) Каких животных можно встретить в зимнем лесу? Чем питаются зимой олени, лоси и зайцы? Как олени достают ягель из-под снега? Чем питаются белки зимой? Где хранятся их запасы? Почему зимой не видно медведя, барсука и ежа? Почему они впадают в спячку? Как приспосабливаются к зимним холодам зайцы, лисы и волки? (У них вырастает теплый подшерсток.) Кто из зверей охотится на других животных? В какие дни люди чувствуют себя лучше — в морозные и солнечные или в пасмурные и ветреные? Какое настроение вызывает у вас длительная зимняя ночь? Что людям может заменить недостаток солнечных лучей? Какие продукты питания должны быть в рационе людей в зимнее время? Чем радует нас зима? Какие праздники мы отмечаем зимой? Какой ваш самый любимый праздник? Кто приходит к нам в гости в Новый год? За что вы любите Новый год? Какой православный праздник отмечается 7 января? (Это праздник Рождества Христова. Люди, верующие в Бога, отмечают 7 января рождение Христа.) Какое время года мы с нетерпением ждем после долгой зимы?
Стихи Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
ЯНВАРЬ Открываем календарь — Начинается январь. В январе, в январе Много снегу на дворе. Снег — на крыше, на крылечке, Солнце в небе голубом. В нашем доме топят печки. В небо дым идет столбом. С. Маршак
СНЕЖИНКА — Опустись, снежинка, — Ишь, какая хитрая! Г. Абелян
СНЕЖИНКИ Легкие, крылатые, Собрались на огонек. И. Бурсов
Белый снег пушисты Темный лес — что шапкой Я. Суриков
ВСТРЕЧА ЗИМЫ ...Здравствуй, гостья-зима! Строй мосты по рекам И. Никитин
ДЕКАБРЬ В декабре, в декабре С. Маршак
БЕРЕЗА Белая береза И стоит береза С. Есенин
СНЕЖИНКА Светло- пушистая, Лазурь чудесную К. Бальмонт
СНЕЖИНКИ У сестренки, у Маринки, На ладошке — две снежинки, Всем хотела показать, Глядь — снежинок не видать! Кто же взял снежинки У моей Маринки? М. Родина
ПЕРВЫЙ СНЕГ Раз шажок, Под ногой скрипит снежок. Я. Полякова
ПЕРВЫЙ СНЕГ Посмотрите-ка, ребята, — Это выпал первый снег. — Это вовсе не снежок, — Я. Бурсов
СНЕЖОК «Скрип, скрип, — скрипит снежок.— В. Протасов
СНЕЖОК Снежок порхает, кружится, 3. Александрова
СУГРОБ От досады сморщив лоб, А как стало солнце греть, Е. Кохан
СОСУЛЬКИ С белых крыш, лучась от света, Е. Кохан
СНЕГ-СНЕЖОК Падал снег, — Чем же, снег, На земле ты стал? — Для озимых Стал я теплою периною, Т. Коломиец
СНЕЖНЫЙ КРОЛИК Мы слепили снежный ком, Угольки нашлись у нас. Он с хвостом и с головой! За усы Не тяни — Из соломинок они! Длинные, блестящие, Точно настоящие! О. Высотская
ЛЫЖИ Говорила лыжа лыже, — Ты держись ко мне поближе! — Да сама-то не споткнись! — Влево, влево обходи!.. — Вправо, здесь получше!.. И. Бурсов
ПОДАРКИ ЗИМЫ К нам пришла зима сама. Принесла во двор зима Снег пушистый, лед, снежинки, Санки, лыжи и коньки. На деревья и кусты Шапки нахлобучила, В толстяка-снеговика Превратила чучело. И на окнах спозаранку — Звезды, листья, завитушки. Все девчонки взяли санки. Все мальчишки взяли клюшки. Г. Сапгир
ЛЫЖИ Лыжи мои, лыжинки! Бегут по снегу сами! Л. Фадеева
Загадки Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки. Дел у меня не мало: В лед реки убираю, Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке. На поля и на луга (Декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос, (Январь)
Снег мешками валит с неба, (Февраль)
Одеяло белое Не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось. (Снег)
Покружилась звездочка (Снежинка)
Какой это мастер на стекла нанес (Мороз)
В белом бархате деревня, (Иней)
Без досок, без топоров (Лед)
Рыбам зиму жить тепло, (Лед)
Сели детки на карниз (Сосульки)
Замечательно с утра Потрудилась детвора, И из снега получилось Украшение двора. Нос его — мечта зайчишки — Повкуснее кочерыжки. С. Ситников
Можешь с гор на них кататься (Лыжи)
Кто на льду меня догонит? Г. Сапгир
ВЕСНА СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
Психогимнастика
■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ-
Выразите радость людей от встречи с весной. Мы гре-
■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ
Весна принесла хорошее настроение не только нам, но Представьте себя говорливыми ручьями, печальными Пластический этюд «Медведь в берлоге». Пригрело сол-
■ ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ Готовимся к прилету скворцов: распиливаем доски, Диалог «Зима и Весна» А. Лойко. Выразите мимикой, Говорит Весна: — Сестра, уходить тебе пора! — Нет! Нет! Нет! Нет! — С крыши капает вода? — Да! Да! Да! Да! — Тают горки во дворах? — Ах! Ах! Ах! Ах! — А на речке-речке треснул лед? — Вот так! Так вот!
Развитие мелкой моторики.
Выполняйте действия в соответствии со смыслом текста сти- Наши алые цветки Наши алые цветки Т. Ткаченко
Формирование
■ Синонимы
Послушайте и повторите близкие по значению слова — «сло- половодье — разлив, паводок, полая вода, высокая вода мокрая — влажная, сырая (земля) идет — шагает, спешит (весна) шумит — бурлит, журчит, звенит (ручей)
■ АНТОНИМЫ
Придумайте противоположные по значению слова — «слова- ранняя — поздняя мокрая — сухая
Скажите, какого слова не хватает. Весной природа оживает, а осенью (замирает). Вода в
■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов
Ответьте на вопросы. Где вы можете увидеть сережки? (Сережки можно
■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Послушайте и повторите слова. Какая общая часть есть в весна, веснянка, веснушки, весенний, осенний
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Скажите ласково. ручей — ручеек, ручеечек трава — травка, травушка, травинка, травинушка
■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
Составьте новое слово из двух. Как называется явление, когда тает снег? (Снеготаяние.) Если мы долго ждем весну, значит, она какая? (Долго-
■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ-
Ответьте на вопросы. Когда погода бывает теплее — весной или летом? Что самое глубокое — ручей, река или океан?
■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК
Составьте новые слова. греть, согреть, пригреть, обогреть, нагреть
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Имя существительное
■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
«Один — много». один ручей — ручьи — много ручьев один тюльпан — тюльпаны — много тюльпанов одна лужа — лужи — много луж одна льдина — льдины — много льдин
Ответьте на вопрос. Без чего не бывает весны? (Без проталин, ручьев, цве-
■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Сочините чистоговорки со словом ручей. Чей-чей-чей, течет чистенький (ручей).
Сочините чистоговорки со словами капель, тюльпан, сирень.
Вставьте нужное слово. Засветило ласковое, теплое....Начал таять.... Земля
■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Ответьте на вопросы. Как ты скажешь о скворечнике и одуванчике — моя Как ты скажешь о сирени и черемухе —моя или мое? Как ты скажешь о солнце и небе? (Мое солнце, небо, О каких весенних цветах можно сказать мои, твои,
■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫ
О чем можно сказать весенний, весенняя, весеннее, весенние? весенний (день, ручей, ветер, дождь, лучик солнца, снег) весеннее (небо, утро, солнце, настроение, пальто)
Скажите по-другому. Почки набухают. (Набухшие почки.)
|