Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Игры со звуками, буквами и словами 6 страница
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ
Какого слова не хватает? готовятся к отлету (птицы).
Ответьте на вопросы. Что собирают осенью в лесу? (Осенью в лесу собирают Какие овощи выросли у вас на даче? (На даче у нас Что сделает мама с овощами и фруктами? (Законсер- Что будут делать люди осенью в садах? (Собирать уро-
- СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
«Разговор осенних листьев». Говорите и выполняйте. Что я делаю? (Я кружусь, опускаюсь, падаю.) Скажите, что листок делает. (Он кружится, опускает- Что листья делают? (Они кружатся, опускаются, па-
■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Придумайте пожелания и советы людям в осеннюю пору Готовьтесь к зиме! Запасайте на зиму ягоды. Готовьте зимнюю одежду.
■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ
Исключите лишнее слово. Осенью бывает (редко, прохладно, уныло).
Игры со звуками, буквами и словами (Задания выполняются с использованием наглядного материала.) Назовите первый звук в словах ноябрь, прохлада, багрянец, заготовка, спячка. Как называются эти звуки? (Согласные твердые звуки.) Какой последний звук слышится в словах осень, сентябрь, грусть, печаль? Как называются эти звуки? (Согласные мягкие звуки.) Какие гласные звуки слышатся в середине слов сбор, клин, парк? (о, а, и) Назовите пять слов, относящихся к осени, в которых есть звук р'. (Сентябрь, октябрь, ноябрь, наряд, багрянец, перелет, гриб, грибник.) Назовите пять слов, в которых есть звук к. (Октябрь, подготовка, спячка, линька, кокон.) Какого звука не хватает в словах...сень (о),...исто пад (л')? Вставьте пропущенные гласные буквы в слова сб...р (о), з...пас (а), гр...стъ (у). Вставьте пропущенные согласные буквы в слова...ен тябръ (с), о...тябръ (к),...оябрь (н),...рибник (г),...апас (з). Составьте слово из «рассыпанных» звуков: н', о, с', э (осень), а, ш, л, к, о (школа), у, к, т, р, а, к (куртка). Определите количество согласных звуков в каждом слове. «Разбросайте» звуки в словах зонт, листва. Назовите гласные звуки каждого слова. Замените в словах блин, заряд, узор один звук (одну букву). Какие новые слова получатся? (Клин, наряд, убор.) Какого слога не хватает в словах...топад (лис), про-х...да (ла),...утина (па), заго...вка (то)? Угадайте слова по перепутанным слогам: сень-о (осень), ки-крас (краски), сы-па-за (запасы). «Слово в слове». Найдите новые слова в следующих словах: яркость (кость, сок, ток), ягоды (год, яд, дог), кокон (окно), листопад (лист, сито).
Развитие познавательных процессов
(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)
■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ Какие звуки можно услышать осенью в природе? Чем пахнет осенью в лесу, фруктовом саду и парке? Что в «мешочке»? Угадайте дары осени на ощупь. Разложите осенние листья по коробкам разного цвета. Кто больше назовет предметов оранжевого, желтого, красного цвета, которые встречаются осенью? Подберите по форме. Подберите листья деревьев, овощи и фрукты, соответствующие по форме геометрическим фигурам. Известно, что подосиновик находится справа от подберезовика и слева от лисички. Где находится подосиновик? (Между подберезовиком и лисичкой.) Положите боровик так, чтобы он оказался слева от моховика. Положите березовый листок между рябиновым и осиновым. Какой листок оказался справа от березового листка? Разложите плоды шиповника, ореха, ягоды рябины и калины так, чтобы шиповник оказался между орехами и рябиной.
■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Игра «Во саду ли, в огороде». Поднимите руку, если названное растение растет в городе, хлопните в ладошки, если — в саду.
Игра «Растет — цветет». Называются слова, обозначающие предметы животного и растительного мира. Дети поднимают руку, если названный предмет соответствует слову растет, и хлопают в ладоши на сигнальное слово цветет. Трава, георгин, астра, свекла, морковь, медведь, кошка, рябина и т. д.
Игра «Я — не я». Произносятся фразы, а дети отвечают: «И я» или «Не я». Я люблю собирать грибы. Я люблю есть сырые грибы. Я люблю виноград. Я люблю помидоры. Я люблю грызть морковь.
■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ Цепочка слов. Подберите слова, которые относятся к осени. (Листопад, прохлада, линька, стая, спячка и т. д.)
Кто знает, пусть продолжает. Я знаю такие грибы: подосиновик, подберезовик, моховик... Я знаю такие ягоды: брусника, черника, клюква, рябина, калина... Игра «Телефон». Пять-шесть слов, отражающих явления осени, передаются друг другу шепотом. Какие слова ты услышал?
Послушайте, запомните и повторите. Запоминание и последующее воспроизведение слов стая, караван, линька, спячка, запасы. Слова-подсказки: гуси, журавли, белка, медведь, заяц.
Кто внимательный? Разложите картинки (плоды и листья деревьев) в заданной последовательности. Назовите расположение предметов, созерцаемых в течение 10 секунд.
■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Назовите одним словом. Волнушка, сыроежка, шампиньон, боровик, опенок — это (грибы). Какое время года можно описать такими словами: ран няя, золотая, сказочная, волшебная? Это (осень).
■ ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ И РАЗЛИЧИЙ Что общего между ковром и осенним лесом; ягодами рябины и бусами; крылаткой клена и вертолетом; желудем и грибом; орехом и яйцом; зонтиком и грибом? Чем они отличаются?
■ УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ Игра «Бывает — не бывает». Зацвели сады. Листья желтеют, краснеют и опадают. С юга вернулись птицы. Ежик проснулся после спячки. Дети катаются на коньках. В садах созрели яблоки. На болоте покраснела клюква.
Подумайте и скажите. Почему так назвали грибы: мухомор, масленок, моховик, подберезовик, лисичка?
■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
«Голоса Природы». Придумайте диалоги. Какой разговор могут вести между собой Осень и Лето? О чем говорят между собой Деревья, Цветы и Трава осенью? Чем хвасталась Рябина? О чем думает Мухомор, увидев Грибника? Что рассказал нам Подосиновик о своих соседях? Что нам мог сказать Старый гриб? О чем разговаривали между собой Черника и Брусника? О чем говорят Ласточки, собираясь в стаи? Что говорят Дятлы улетающим Журавлям? Какой разговор ведут Ворона и Воробей? О чем разговаривают Белочка с Зайчиком, готовясь к зиме? О чем беседуют Медведь с Ежиком перед зимней спячкой? Какую весть принес Ветер из Арктики?
Сочините чистоговорки. Нику-нику-нику, нику-нику-нику, собирали там (бруснику). Лоте-лоте-лоте, лоте-лоте-лоте, растет клюква на (болоте). Са-са-са, са-са-са, стала серенькой (лиса). Ведь-ведь-ведь, ведь-ведь-ведь, на юг отправился (медведь). Лок-лок-лок, лок-лок-лок, медведь мой мячик (уволок).
Развитие диалогической речи
Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Осень». Составьте мини-диалоги. После какого времени года наступает осень? Как вы догадались, что наступила осень? Назовите осенние месяцы. Как называется первый месяц осени? Какой последний месяц осени? По каким признакам можно узнать раннюю осень? Почему раннюю осень называют «золотая осень»? Кто красит листья осенью? (Никто, они сами изменяют цвет.) Почему осень называют щедрой? Чем нас радует осень? Что дарит людям осенью матушка-природа? Назовите дары сада и огорода. Что делают люди в садах и огородах ранней осенью? Какие запасы на зиму делают ваши мамы? Что дарит людям лес? Кто такие грибники? Какие съедобные грибы вы знаете? Почему нельзя топтать несъедобные грибы? (Эти грибы могут оказаться полезной пищей или лекарством для животных.) Какие ягоды созревают осенью? Что можно приготовить из ягод? Кто, кроме людей, употребляет ягоды в пищу? О чем нужно помнить, собирая ягоды в лесу? (Нельзя собирать все ягоды, нужно оставить часть их для обитателей леса.) Кем мы должны быть в лесу — гостями или хозяевами? Кто истинные хозяева леса? Чего мы не должны делать, чтобы не причинить вреда природе? Какие изменения происходят в природе в это время года? Чем отличается погода ранней осени от летней погоды? Какую одежду мы носим в начале осени? Когда бывает «бабье лето»? Чем отличаются эти дни от других дней осени? Какие дожди бывают ранней осенью? Почему дождь назвали грибным? Как вы понимаете выражение «затяжные дожди»? Как ведут себя в эту пору перелетные птицы? Почему их так назвали? Какие птицы улетают на юг? Как вы узнаете, что они отправляются в теплые края? Какие птицы остаются зимовать? Как называют этих птиц? Почему воробьи, дятлы, вороны и некоторые другие птицы не улетают на юг? (Потому что эти птицы могут найти себе корм в зимнее время.) Какие звери делают запасы? Как готовится к зиме белка? Что запасают на зиму бобры? Почему зайцы не делают запасов на зиму? Что делает медведь ранней осенью? (Он много ест, чтобы сделать запас жира.) Какие звери меняют окраску шерсти осенью и почему? Что такое подшерсток? Зачем нужен теплый подшерсток лисе, волку, зайцу, оленю и другим зверям? Что происходит в природе поздней осенью? Чем поздняя осень отличается от ранней осени? Какая погода бывает поздней осенью? Какую одежду носят люди поздней осенью? Почему в эту пору не слышно пения птиц? Каким становится лес? Какие работы проводят люди в садах и огородах? Когда наступает предзимье — до или после осени? Какое настроение вызывает у вас осенняя пора? Какая осень вам больше нравится? Чем радует вас осень? За что вы любите осень? Какое время года наступит после осени?
Стихи Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
ОСЕНЬ Ходит осень по дорожке, В. Авдиенко
ОСЕНЬ Осень наступила, Только зеленеет А Плещеев
* * * Уж небо осенью дышало, А Пушкин
ОСЕНЬ Стало вдруг светлее вдвое, Двор, как в солнечных лучах, — Это платье золотое У березки на плечах... Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят. Пролетают паутинки С паучками в серединке. И высоко от земли Пролетели журавли. Все летит! Должно быть, это Улетает наше лето! Е. Трутнева
ОСЕНЬ Наступила осень. Пожелтел наш сад. А. Ерикеев Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, Там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. А. Толстой
ОСЕНЬ Дождь, ДОЖДЬ Целый день Барабанит в стекла. Вся земля, вся земля От воды промокла. Воет, воет Недовольный ветер. Я. Аким
* * * Хмурая, дождливая Думает о лете, А. Блок
ОСЕНЬ Осень, осень, подожди Подожди немножко. Л. Яхнин
Унылая пора, очей очарованье! А. Пушкин
ОКТЯБРЬ В октябре, в октябре Замолчал кузнечик. С. Маршак
УЛЕТАЮТ, УЛЕТЕЛИ... Скоро белые метели Снег подымут от земли. Улетают, улетели, Улетели журавли. Не слыхать кукушки в роще, И скворечник опустел. Аист крыльями полощет — Улетает, улетел! Лист качается узорный В синей луже на воде. Ходит грач с грачихой черной В огороде по гряде. Осыпаясь, пожелтели Солнца редкие лучи. Улетают, улетели, Улетели и грачи. Е. Благинина
ПЕРЕД ОТЛЕТОМ Листья кленов пожелтели, В балках лужи разлились, — Улетаем в эту среду. — Что же, скворушка, лети. От друзей не отставай, Г. Ладонщиков
* * * Солнце на работе — Да еще грибок — На другой сучок, А Чепуров
Загадки Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки. Несу я урожаи, Поля вновь засеваю. Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я... (осень). Е. Карганова
Пусты поля, мокнет земля. (Осенью)
Опустел фруктовый сад, (Сентябрь)
Все мрачней лицо природы, (Октябрь)
Поле черно-белым стало: (Ноябрь)
ОВОЩИ.ОГОРОД. ПОЛЕ СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
Психогимнастика
■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ- Передайте эмоциональное состояние мамы, чистящей
■ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО Изобразите овощи на грядке: «толстячки» — арбузы, Угадайте, что я делаю. Показываются действия, на-
■ ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ
«Сажаем огород». Мы лопатки взяли, Семена рядами «Уборка урожая». Срезаем капусту, копаем картошку, «Огородное пугало». Один ребенок изображает огород- Дети шли, шли, шли, Там увидели урода,
Развитие мелкой моторики.
Выполняйте действия и движения руками и пальчиками в
Пять веселых пальчиков пошли на огород. Мы капусту режем, Т. Ткаченко — В лавку ходил? — Ходил. — Лопатку купил? — Купил. — Грядку вскопал? — Вскопал. — Картошку собрал? — Собрал. — И чисто помыл? — Помыл. — И много сварил? — Сварил. — Вот теперь отдохнуть тебе дам, (Каждый пальчик сгибать по два раза.) И. Лопухина
Формирование
■ синонимы
Послушайте и повторите слова, близкие по значению, — «сло- консервирование — засолка
■ АНТОНИМЫ
Придумайте слова, противоположные по значению, — «слова-
крупный — мелкий посеять — собрать
Дополните предложения. Помидоры бывают зрелые и (незрелые) Морковь сладкая, а лук (горький). Сырой картофель твердый, а вареный (мягкий). Укроп сеют густо, а морковь (редко). Весной картошку сажают, а осенью (копают).
■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов
Ответьте на вопросы. Знаете ли вы, что означает слово почка? Какая бывает У каких растений есть усики? (Усики есть у вьющих Что такое корень? (Корень — подземный орган расте- Каких два предмета означает слово лук? (Лук — ого- Что такое побег? (Побег — стебель, покрытый листья- Что можно выдернуть? (Выдернуть можно морковь, Что можно срезать? (Срезать можно салат, ногти, дорогу.) Что можно убрать? (Можно убрать урожай, в комна- Что можно чистить? (Можно чистить картошку, одеж- Что можно высушить? (Можно высушить укроп, гри-
■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Послушайте и повторите слова. Какое из слов этого ряда не огород, огородник, огородный, огородить, огорчение маринад, маринование, маринованный, мариновать, сев, сеялка, сеятель, сеять, сети, север
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
Скажите ласково. помидор — помидорчик салат — салатик
■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
Составьте новое слово. Овощи режет — овощерезка. Машина, которая копает картофель, — картофеле- Овощи, которые скоро спеют, — скороспелые.
■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ- полезный — полезнее — самый полезный (полезнейший)
Подскажите нужное слово. Вареные овощи полезны для здоровья человека, но
■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК
Составьте новые слова.
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Имя существительное
■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
«Один — много». один огурец — огурцы — много огурцов один баклажан — баклажаны — много баклажанов одна редька — редьки — много редьки одна морковь — моркови — много моркови одна грядка — грядки — много грядок одно семечко — семечки — много семечек одно поле — поля — много полей
■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Сочините чистоговорки. Ох-ох-ох, вот зелененький (горох).
Составьте предложения из перепутанных слов. B, разные, выросли, огороде, овощи, огурцы. На, помидоры, грядках, можно, перец, горох, увидеть. C, кустов, помидоры, свисают, красные. К, цветущим, прилетали, дыням и арбузам, за, медом, Дети, горохом, прибежали, за, зеленым.
■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Ответьте на вопросы. О каких овощах можно сказать мой, твой, наш, их, О каких овощах можно сказать моя, твоя, наша? (Кар- О чем можно сказать мое, твое, наше? (Поле, семечко О каких овощах можно сказать мои, твои, наши? (Дыни,
■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
Сколько нужно овощей? Сколько помидоров ты возьмешь для салата? Сколько
Подберите нужные слова. сочный(-ая) (помидор, морковь, капуста) твердый(-ая) (арбуз, репа) зеленый(-ая) (горох, перец, капуста, петрушка) соленый (огурец, помидор) жареный(-ая) (картошка, баклажан, кабачок) вареный(-ые) (картофель, овощи) хрустящий(-ая) (огурец, капуста, морковь) картофельное(-ый) (пюре, лист) мелкое(-ие, -ий) (семечко, горошины, чеснок)
Имя прилагательное
■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ
Ответьте на вопросы какой? какая? какое? какие? Огурец (какой?) (овальный, зеленый, свежий, твердый, Картофель (какой?) (мелкий, крупный, грязный, чис-
|