![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Игра «Бывает — не бывает». 2 страница
Какое слово я задумала? В слове есть два гласных звука и, о. Что это? (Лимон.) В слове три гласных звука а, и, о. (Абрикос.) В слове есть три гласных звука у, и, а. (Клубника.) В названии какой ягоды звук к слышим в начале и конце слова? (Крыжовник.) В названиях каких фруктов и ягод есть звуки р, р'? (Виноград, инжир, рябина, груша, хурма и т. д.) Соберите «рассыпанные» звуки в слова: л', м, и, о, н (лимон); н, а, б, н, а (банан). Замените в слове грозди звук р на звук в. Какое слово получится? (Гвозди.) Замените в слове почка первый звук следующими звуками: т, д, м, к, б, н. Какие новые слова получились? (Точка, дочка, мочка, кочка, бочка, ночка.) Узнайте названия фруктов по первому и последнему слогу. В слове три слога, первый слог а, последний — нас. Какое это слово? (Ананас.) В слове четыре слога, первый слог смо, последний — на. (Смородина.) В названии ягоды четыре слога, первый слог е, последний — ка. (Ежевика.) Дополните слоги. Сли..., виш..., ря.., ма.., гру.... Составьте слово из перепутанных слогов: ки-долъ (дольки), ки-вет (ветки), во-ре-де (дерево), жу-ко-ра (кожура), ди-гроз (грозди). «Слово в слове». Какое одно и то же слово «прячется» в словах веточка, косточка, листочка? (Точка.) «Спрятанные слова». Виноград (град, вино, ноги, рад, дар, нива, гори), малина (мал, Лина, Алина, Нил, мил, ил, налим, лама).
Развитие познавательных процессов (Задания выполняются с использованием наглядного материала.)
■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
Игра «Чудесный мешочек». Узнайте фрукты на ощупь. Какой плод самый гладкий? Какой плод имеет шероховатую поверхность? Сравните по весу. Какой из фруктов самый легкий, а какой — самый тяжелый? Узнайте фрукты по вкусу. Какой плод самый мягкий? Самый твердый? Самый сочный? Что сочнее — ягоды или фрукты? Узнайте фрукты по запаху. Сравните фруктовые ароматы. Выберите и назовите все фрукты желтого, оранжевого, красного и других цветов. Подберите фрукты, похожие на круг и овал. Соедините части разрезанных фруктов. Найдите кусочек, половинку и четвертинку яблока, груши. Найдите дольку лимона, апельсина, зернышко граната. Что выше — фруктовое дерево (яблоня) или ягодный куст (крыжовник)? Что ниже — куст земляники или куст смородины? Чем отличаются фрукты от ягод? Сравните фрукты и ягоды по величине. Какая ягода или фрукт самые маленькие? Когда это бывает? (Яблоня в разное время года: в цве ту, покрытая зелеными листьями и яблоками, с желты ми листьями и без листьев.) Что сначала, что потом? Расставьте слова по порядку: яблоня, яблоко, семечко, росток, саженец. Положите яблоко между апельсином и лимоном, грушу между сливой и гранатом и др.
Работа с картинками. Что художник нарисовал неправильно? (Фрукты рас крашены неправильно.) Найдите вторую половинку яблока, груши и других фруктов. (Соотнесение по цвету и величине.) Составьте яблоко, грушу и др. из частей. (Составить картинку, разрезанную на несколько частей.) Соедините фрукты со стаканами сока (соотнесение по цвету). Какой сок в стакане? Что нужно для компота и салата? (Соедините овощи с салатницей, а фрукты с кастрюлей.) «Цветы, плоды и листья». (Соотнесение цветов, листьев и плодов с названием определенного фруктового дерева или кустарника.)
■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ Какого фрукта не хватает в ряду? В первом ряду картинки с изображениями яблока, лимона, груши и сливы. Во втором ряду — яблока, лимона и сливы. В третьем — лимона, груши и сливы. В четвертом — яблока, груши и сливы. Назовите фрукты, пропущенные в каждом ряду. Игра «Бывает — не бывает». Клубника растет на дереве. Вова съел сладкий лимон. Я видела фиолетовый апельсин. Из земляники сварили варенье. Щи сварили из груш. Из фруктов сварили компот. Мы ели сушеный виноград. Мы ели яблочное варенье. В бочке засолили груши. Дети пили сливовый сок.
■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Кто знает, пусть продолжает. Я знаю такие фрукты: яблоко, лимон, апельсин...
Цепочки слов. Послушайте, запомните и повторите слова, гранат, хурма, слива, виноград, яблоко, груша Послушайте слова еще раз. хурма, слива, виноград, яблоко, груша Какое слово исчезло из ряда? малина, земляника, крыжовник, смородина, клубника, виноград Какое слово исчезло из ряда? земляника, крыжовник, смородина, клубника, виноград
Запомните эти слова: виноград, персик, груша, апельсин, лимон, яблоко.
Я буду говорить слова-подсказки, а вы — называть фрукты или ягоды. лоза — (виноград) дольки — (апельсин, лимон) лампочка — (груша) косточка — (персик) земля — (земляника) чай — (лимон)
Кто больше запомнит? Перед детьми выкладываются фрукты или их изображения, дается установка на запоминание, а затем они закрываются. Дети должны назвать как можно больше названий фруктов. Игра «Что изменилось?». Выкладывается пять-шесть фруктов, затем еще добавляется один или два. Дети называют, какие фрукты появились. Раскладываются в отдельные стопки наборы картинок: ягоды, фрукты, овощи и цветы. Одна из групп предметов убирается. Какой группы предметов не стало? Кто больше запомнит? Произносится четыре — шесть названий ягод (крыжовник, смородина, клубника, малина), цветов (гвоздика, роза, ромашка, колокольчик, маргаритка) или фруктов (груша, яблоко, лимон, апельсин, мандарин). Дети подбирают и раскладывают картинки в той же последовательности.
■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
ОТНЕСЕНИЕ ЕДИНИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ К ЗАДАННОМУ РОДО ВОМУ ПОНЯТИЮ
Назовите одним словом. банан, ананас, абрикос, персик, слива, вишня, груша, яблоко (фрукты) гвоздика, ромашка, тюльпан, нарцисс (цветы) смородина, калина, крыжовник, земляника (ягоды) Педагог бросает мяч и называет слова, принадлежащие к той или иной родовой группе. Ребенок ловит мяч и называет обобщающее слово. Например, яблоко — фрукт, капуста — овощ, персик — фрукт, клубника — ягода, подберезовик — гриб.
■ ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ И РАЗЛИЧИЙ
«Четвертый лишний». вишня, слива, огурец, гранат помидор, апельсин, мандарин, яблоко банан, кабачок, перец, баклажан роза, ромашка, малина, мак смородина, крыжовник, горошина, клубника
Назовите общий признак у фруктов. персик, вишня, абрикос и слива (имеют внутри косточку) яблоко, апельсин, лимон и грейпфрут (имеют внутри семечки) слива и лимон (похожи на овал) апельсин и солнышко (оранжевые и круглые)
Составьте логические цепочки со словами. яблоко, сахар, крышка, банка яблоня, гусеницы, скворцы, листья клубника, варенье, чай, розетка
■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ Представьте, что вы попали в Волшебный Сад. Пофантазируйте, что вы можете там увидеть. В Волшебном Саду вы увидели яблоки величиной с арбуз. Что вы будете с ними делать?
Придумайте диалоги. Что могла бы сказать Вишенка девочке Даше? («Осторожно, не проглоти мою косточку!», «Будь осторожна, когда меня ешь, ты можешь сломать зуб».) О чем говорили между собой цветущие Яблони? Что могла бы сказать Коле Яблоня, увидев, что он ест немытое яблоко? О чем могли говорить между собой упавшие Сливы? Что сказали Плодовым Деревьям Скворцы, прилетевшие с юга? Что говорит Божья Коровка Листьям Смородины?
Сочините чистоговорки. Кос-кос-кос, в саду вырос (абрикос). Кос-кос-кос, залез в корзинку (абрикос). Пот-пот-пот, мама сварила (компот). Цы-цы-цы, прилетели в сад (скворцы). Ели-ели-ели, на деревья они (сели). Ад-ад-ад, они спасут наш (сад). Рад-рад-рад, едим мы сладкий (виноград). Наты-наты-наты, мы едим (гранаты).
Развитие диалогической речи
Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Фрукты. Ягоды. Цветы. Сад». Что такое сад? Почему сад назвали фруктовым? (Потому что в нем растут фруктовые деревья.) Какие фруктовые деревья растут в саду? Чем отличается сад от огорода? Зачем человеку фрукты? Какие фрукты полезнее для здоровья человека — сырые или консервированные? Что надо сделать с фруктами, прежде чем их съесть или приготовить? Почему нельзя есть немытые фрукты? Что можно приготовить из фруктов? Как можно сохранять фрукты зимой? (Их можно положить в холодное место, заморозить, высушить и законсервировать.) Какие фрукты можно сушить? Как называются сушеные фрукты? (Сухофрукты.) Как называется сушеный виноград? Как называются сушеные абрикосы? (Без косточек — курага, а с косточками — урюк.) Почему сушеные сливы назвали черносливом? Какие ягоды можно вырастить в саду? На чем растут смородина, крыжовник, жимолость, облепиха и другие ягоды? (На кустах и кустарниках.) На чем растет клубника и земляника? (На кустах и кустиках.) На чем растет виноград? (На виноградной лозе.) Как называется место, где растет виноград? (Виноградник.) Что сажают для украшения сада? (Декоративные кусты и цветы.) Какие декоративные кусты вы знаете? (Сирень, жасмин, акация.) Почему эти кустарники называются декоративными? (Потому что они украшают сад и радуют людей своими ароматными и красивыми цветами.) Какие садовые цветы вы знаете? Зачем люди выращивают цветы? Где растут цветы? (На клумбах и газонах.) Кто выращивает цветы? (Цветовод.) Зачем нужны в саду лужайки? Что высевают на лужайке? Что нужно для того, чтобы в саду выросли цветы, ягоды и фрукты? (Почва, свет, тепло и влага.) Как люди заботятся о деревьях? (Они удобряют и рыхлят почву вокруг деревьев, обрезают сухие сучья и ненужные ветки, уничтожают вредителей сада.) Зачем весной белят стволы деревьев? (Светлая кора меньше нагревается на солнце, и дереву от этого прохладнее в жаркую летнюю погоду, на побеленных стволах не любят селиться вредные насекомые.) Зачем на зиму нужно обвязывать стволы деревьев? (Чтобы зайцы не сгрызли кору и стволам деревьев было теплее в лютые морозы.) Как называются профессии людей, которые разводят сады и ухаживают за ними? (Садовод и садовник.) Как должны люди относиться к деревьям и цветам? (Бережно, заботливо, с любовью.) Знаете ли вы, что деревья и цветы, так же как животные и люди, любят, чтобы им говорили ласковые, нежные и добрые слова? Есть ли у человека помощники? Кто они? (Птицы и насекомые.) Как птицы помогают человеку? Что случится, если в саду появится много гусениц? (Они съедят все листья, и сад не будет плодоносить.) Как человек может отблагодарить скворцов за помощь? (Развесить в саду скворечники.) Каких полезных насекомых можно увидеть в саду? (Божьих коровок.) Почему их можно назвать полезными? (Потому что они уничтожают тлю.) Как люди должны к ним относиться? В какое время года цветут фруктовые деревья? Почему нельзя рвать цветы с фруктовых деревьев? Каких насекомых можно чаще других встретить в цветущем саду? (Пчел, шмелей и ос.) Как зависит урожай фруктов от количества этих насекомых? Почему пчеловоды предпочитают ставить улья в садах? Хорошо это или плохо, если на нашей планете будет расти много фруктовых садов? Что ты сделаешь для того, чтобы на земле было много садов?
Стихи Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
ВИШНЕВЫЙ САД Посадили вишенку — Расцвела, красавица! — Люди говорят. Мы подружек вишенке Посадили в ряд. Радует прохожих Наш вишневый сад. Л. Герасимов
ЯБЛОКО Яблоко спелое, красное, сладкое, Я. Аким
ЯГОДКА ПО ЯГОДКЕ Собирала я в лесу Ягодка по ягодке, Н. Саконская
ЯБЛОНЯ — Яблоня, яблоня! Куда они пропали? Сербская песенка
Я ЛИШНИЙ Окапывали вишни. Сергей сказал: —Я лишний. Пять деревьев, пять ребят. Я напрасно вышел в сад. А как поспели вишни, Бежит Сережа в сад. — Ну, нет, теперь ты лишний! — Ребята говорят. А. Барто
ЯБЛОНЬКА Маленькая яблонька Я надела платьице И. Токмакова *** Это яблоневый сад, В. Орлов
В САДУ В саду Такое буйство! Любуйся. Е. Благинина
МАЛЬЧИК И ДЕРЕВО Дерево, Всей листвой на солнце Дерево смеется: О. Дриз
ВАРЕНЬЕ Поспела малина Стоит таганок. Б. Егоров
КРАСНОЕ ЯБЛОЧКО Яблони в печали Покатилось по дорожке * * * Б. Бояринов
Зерна красные горят, Сок готовит нам гранат. Сок гранатовый густой, В нем луч солнца золотой. Как птенец, птенец пушистый, Персик розовый, душистый. Украшенье сада — Гроздья винограда. Не растут средь белых льдин Апельсин и мандарин, А растут они на юге, Далеко от белой вьюги. В каждой дольке сладость. В каждой дольке радость. А лимон — родной их брат — Все же будет кисловат. Но зато, как Айболит, От болезней исцелит... Б. Степанов
ТЮЛЬПАНЫ Нарядились все тюльпаны И у каждого наряд
гвоздички Мы — гвоздички красные, Стройненькие ножки,
колокольчик В модной шляпке голубой С кем ни повстречается —
лилия Хрупкая, неясная, Золотой завиток
АСТРЫ С холодом и ветром Даже под холодным Л. Герасимова
Загадки
Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.
— Желтый, круглый, ты откуда? — Прямо с солнечного юга. Как меня ты назовешь? (Апельсин)
Круглое, румяное, (Яблоко)
Синий мундир, Желтая подкладка, А в середине — сладко. (Слива)
Само с кулачок, (Яблоко)
Родилась она зеленой (Слива)
Ветер дул что было сил — И теперь доволен сад, (Вишни)
Осень в сад к нам пришла, (Рябина)
Маленькая печка С красными угольками. (Гранат)
Каждый листик — как ладошка. (Виноград)
Была зеленой, маленькой, (Смородина)
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
Психогимнастика
■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ- Выразите мимикой и жестами отношение разных лю-
■ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ Изобразите ласковую кошечку, игривого жеребенка;
■ ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ «Кошка и мышка». Изобразите мышонка, попавшего «На лугу». Изобразите животных, пасущихся на лугу.
■ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОТВО-
КОНИ Скачут кони по полям. А. Ахундова
ЕЖИК И БЫЧОК Встретил ежика бычок Уколол свой язычок. А колючий еж смеется: — В рот не суй что попадется! А. Воронько
ПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ Плачет киска в коридоре, Злые люди бедной киске Б. Заходер
Развитие мелкой моторики.
Выполняйте действия и движения пальчиками и руками в
Идет коза рогатая. (Вытягиваем указательный палец Глазками — хлоп, хлоп. (Кисти рук сжимаем и раз- Ножками — топ, топ. (Средний и безымянный пальцы «бе-
СОБАЧКА Вот собачка Жучка, хвостик закорючкой. (Поднять
КОШЕЧКА Вот серенькая кошечка села на окошечко. (Сжать
Формирование
■ Синонимы
Назовите слова, близкие по значению, — «слова-приятели». дружба — верность, преданность, привязанность собака — пес, дворняжка ехать быстро — мчаться, гнать, мчать, скакать, нестись ехать медленно — тянуться, тащиться поехать — покатиться, помчаться, понестись, покатить
■ АНТОНИМЫ
Назовите слова, противоположные по значению, — «слова-
верность — предательство бородатый — безбородый рогатый — безрогий ускакать — прискакать
■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Послушайте и повторите слова. Какая общая часть есть в род- корм, кормилец, кормовая, кормить, кормящий
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
Скажите по-другому. кот — котик, коток, котище
■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
Составьте новое слово из двух. питаются молоком — млекопитающие (тащит) тяжелый воз — тяжеловоз (конь) четыре ноги — четвероногие траву едят — травоядные два горба — двугорбый (верблюд) быстрые ноги — быстроногий острые глаза — остроглазый гладкая шерсть — гладкошерстный дружбу любит — дружелюбный
■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК
Составьте новые слова.
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Имя существительное
■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
«Один — много». один котенок — котята — много котят один верблюжонок — верблюжата — много верблюжат один баран — бараны — много баранов одна лошадь — лошади — много лошадей одна корова — коровы — много коров одна овца — овцы — много овец одна лама — ламы — много лам одно животное — животные — много животных
Ответьте на вопросы. Без чего не бывают лошади? (Без гривы, ног, копыт.) А кошки? (Без острых когтей, зубов.) А верблюды? (Без горбов.) А кролики? (Без длинных ушей.)
■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Сочините чистоговорки со словом кот. От-от-от, у нас в доме живет (кот).
Сочините чистоговорки со словами собака, щенок, баран, овца.
Ответьте на вопросы.
Чем кормят домашних животных? корову — травой (летом), сеном (зимой) лошадь — травой, сеном и овсом козу — травой, сеном и молодыми ветками овцу — травой и сеном верблюда — верблюжьими колючками свинью — клубнями и листьями растений кролика — капустой, картошкой и ботвой собаку — мясом с косточкой кошку — молоком, рыбой и сосиской
За кем ухаживают люди данных профессий? конюх — за лошадьми чабан — за овцами
Кто чем защищается? лошадь — копытами корова, бык, козел, олень — рогами кошка — когтями
Исправьте ошибку. Ваня убегает от (собаку). Галя гуляет с (собака.) Хозяева заботятся о (собаке, кошки, лошадь, козе). Хозяйка ухаживает за (корова), конюх — за (лошадь), Летом надо накосить травы для (корова, коза, конь).
■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Ответьте на вопросы. О каких домашних животных можно сказать мой, твой, О каких домашних животных можно сказать моя, твоя, Я скажу мое, твое, наше, а ты подбери слова. (Седло, Мои, твои, наши, их (котята, лошади, ягнята).
■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
Сосчитайте, сколько рогов у коровы. Сколько ног у лошади?
Сосчитайте детенышей животных. два (теленка), пять (телят)
Придумайте загадку-описание «Угадай, кто я». лохматый, бодливый, рогатый, упрямый (козленок)
Скажите по-другому. Корова мычит. (Мычащая корова.) Жеребенок резвится. (Резвящийся жеребенок.)
|