Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Игра «Бывает — не бывает». 5 страница
Голоса птиц Лебедь-кликун — звонкий, трубный звук: гонг-го, гонг-го... Свиристель — нежное «свирири-свирири»... Певчий дрозд — резкое «циии»... Чечетка — звонкое «чет-чет-чет»...
Психогимнастика
■ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ Изобразите радость аистов и других перелетных птиц, Изобразите птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой,
■ ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ «Помогаем птицам». Представьте, что вы мастерите Изобразите умную ворону, размачивающую корку хле-
■ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОВ Покажите смелого, юркого, шустрого и трусливого во — Воробей, чего ты ждешь? — Я давно заметил крошки, А. Тараскин
ВОРОНЫ И СОБАКИ Возле елочки зеленой «Воронята в гнезде». Покажите, как вороненок высо- Изобразите журавля, ходящего по болоту, ловящего
ЖУРАВЛЬ По болоту я хожу, Я схожу на ручеек, Б. Боков
ВЕРТИШЕЙКИ В дупле у пестрой вертишейки А. Барто
Развитие мелкой моторики.
Выполняйте действия и движения пальчиками и руками в
ДЕСЯТЬ ПТИЧЕК — СТАЙКА Пой-ка, подпевай-ка, Эта птичка — коростель, И. Токмакова
СОРОКА Сорока, сорока, Сорока-белобока Кашу варила, На порог скакала, Гостей скликала. Гости во двор — Кашу на стол! Этому — на тарелочке, Этому — на блюдечке, Этому — в чашечке, Этому — в мисочке,
Формирование
■ Синонимы
Назовите близкие по значению слова — «слова-приятели». стая — скопление, караван (воробей) юркий — подвижный, неугомонный, быстрый (оперенье) яркое — красочное, красивое (орел в небо) взмыл — поднялся, вознесся, взлетел
■ АНТОНИМЫ
Вспомните слова, противоположные по значению, — «слова- прилет — отлет, активный — пассивный
■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов
Подумайте и ответьте. У каких животных бывает хвост? (У собаки, кота, Какие неживые предметы могут летать? (Самолет, ра-
■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Послушайте, запомните и повторите родственные слова. По- птица, птичка, птенчик, птичий, птицелов
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
Скажите ласково. кукушка — кукушечка журавль — журавлик воробей — воробышек, воробьишко птица — птичка сова — совушка соловей — соловушка лебедь — лебедушка гнездо— гнездышко крыло — крылышко пестрый — пестренький быстрый — быстренький шустрый — шустренький
■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
Подумайте и ответьте. Почему так назвали этих птиц: верти- вертит шейкой — вертишейка мух ловит — мухоловка зимой родится — зимородок змей ест — змееяд трясет гузкой — трясогузка
Составьте новое слово из двух. У аиста длинные ноги, значит, он (длинноногий). Птицы, которые едят насекомых (насекомоядные), едят Птицы, которые обитают около воды, (околоводные). Птицы быстро машут крыльями, значит, их можно
■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ- яркий — ярче — самый яркий проворный — проворнее — самый проворный пестрый — пестрее — самый пестрый красочный — красочнее — самый красочный прожорливый — прожорливее — самый прожорливый
Ответьте на вопросы. Кто чернее — грач или скворец? (Грач чернее сквор- У какой птицы самые длинные ноги? (Самые длинные У певчих дроздов прекрасный голос. А у какой птицы Кто меньше — цапля или воробей? (Воробей меньше На земле обитает много маленьких птиц, но колибри —
■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК
Составьте новые слова.
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
«Один — много». одна ласточка — ласточки — много ласточек один стриж — стрижи — много стрижей одна ворона — вороны — много ворон один грач — грачи — много грачей один аист — аисты — много аистов один скворец — скворцы — много скворцов одна иволга — иволги — много иволг
Употребите слово в нужной форме и повторите предложение. На дереве сидели (синица). К кормушке прилетело много (снегирь). В небе показалась стая (птица).
■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Сочините чистоговорки со словами сорока, щегол, скворец, Гол-гол-гол, под окном сидит (щегол).
Вставьте коротенькие слова — предлоги. Весной... юга возвращаются птицы. Они летят домой
Ответьте на вопросы. Кто прилетел на кормушку? (Синицы, воробьи, свири- Кого вы увидели на кормушке? (Синиц, воробьев, сви- Кому вы насыплете крошек и зерен? (Синицам, воро- Кого вы покормили? (Синиц, воробьев, свиристелей, Кем вы любовались? (Синицами, воробьями, свирис- О ком вы заботились? (О синицах, воробьях, свирис-
■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Ответьте на вопросы. О ком из птиц можно сказать мой, твой, наш? (Го- О каких птицах и предметах, связанных с птицами, О чем можно сказать мое, твое, наше? (Гнездо, яйцо, О чем мы скажем мои, твои, наши? (Птицы, голуби,
■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
Сосчитайте птиц. две (вороны)
Подберите нужное слово. два черных (грача) одно воронье (гнездо)
Имя прилагательное
■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ
Подберите нужное слово. звонкий (голос) пестрый (кукушонок)
«Кто больше вспомнит слов?»
Кто знает, пусть продолжает. клюв (какой?) (острый, длинный, короткий, загнутый, хвост (какой?) (прямой, ступенчатый, клиновидный, крылья (какие?) (длинные, короткие, округлые) голос (какой?) (заунывный, глухой, басистый, отры- окраска (какая?) (серая, рыжеватая, ярко-желтая, жел- яйцо (какое?) (маленькое, крохотное, пятнистое, голу- гнездо (какое?) (глубокое, уютное, аккуратное, проч- птицы (какие?) (перелетные, быстрокрылые, неугомон-
■ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Найдите слову пару. Чей клюв, хвост, пух? (Кукушкин, журавлиный, га-
Глагол
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ
Ответьте на вопросы. Что умеют делать птицы? (Летать, нырять, клевать, Что делает воробей? (Воробей клюет крошки. Воробей Что делал воробей? (Воробей клевал крошки. Воробей Что сделал воробей? (Воробей склевал крошки.) Что будет делать воробей на дорожке? (Воробей будет Что сделает воробей? (Воробей сядет на крышу.)
■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Говорите и выполняйте. Что я делаю? (Я мастерю, забочусь о птицах, насыпаю Что мы делаем? (Мы мастерим, заботимся о птицах, Спросите у друга. (Ты мастеришь, заботишься о пти- Скажите, что делает Оля или Коля. (Он(-а) мастерит, Что они делают? (Они мастерят, заботятся о птицах,
■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Придумайте пожелания и просьбы со словами разорять, бе- Позаботьтесь о птицах. Насыпьте зернышек в кормушку. Повесьте синичке Прилетайте к нам весной! Птицы, на юг улетайте, но край родной не забывайте!
■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ Орел поднимается в небо (высоко), а ласточки летают Баклан ныряет за рыбой (глубоко), а гагара — (еще
Игры со звуками, буквами и словами Назовите первый и последний звук в словах скворец, жаворонок, клест. Какие это звуки? (Твердые согласные звуки.) Узнайте названия птиц по первому и последнему звуку. В названии птицы первый звук ж, последний — л'. Какая это птица? (Журавль.) В слове первый звук к, последний — а. (Кукушка.) Первый звук с, последний— й (Соловей.) Первый звук а, последний — т. (Аист.) Угадайте слово. В слове есть два твердых согласных звука — ц, п и мягкий согласный — л'. Какая это птица? (Цапля.) В слове есть согласные звуки г, к. (Галка). В слове есть согласные звуки с, р, к. (Сорока.) Какое слово я задумала? В слове есть один гласный звук а. Кто это? (Грач.) В слове один гласный звук ы. (Сыч, выпь.) В слове один гласный звук и. (Чиж.) В слове два гласных звука — а, и. (Аист.) В слове три гласных звука — и, и, а. (Синица.) В названиях каких птиц есть звуки р, р'? (Ворона, воробей, дрозд, жаворонок, сорока, гагара, рябчик, тетерев, глухарь, стриж и др.) В названиях каких птиц есть звуки с', с? (Клест, бекас, скворец, сорока, сыч, синица, снегирь и др.) Соберите «рассыпанные» звуки в слово: г, к, а, л, а (галка); д, з, о, р, т (дрозд); с, к, о, р, о, а (сорока); к, ш, у, к, а, у (кукушка). Составьте слова — названия птиц из первых звуков заданных слов: чайка, иволга, журавль (чиж); глухарь, аист, ласточка, клест, альбатрос (галка). Вставьте пропущенные гласные буквы в слова — названия птиц: г...лка, щ...гол, д...тел, с.ница, в...р...на. Вставьте пропущенные согласные буквы в слова — названия птиц: во...о...ей, аи...,...орока. Придумайте названия птиц, начинающиеся с каждой буквы слова ласточка. (Лебедь, аист, снегирь, тупик, осоед, чайка, коршун, альбатрос.) Замените в словах капля, палка, сыпь, корона, прачка, великан один звук (одну букву) так, чтобы получилось название птицы. (Цапля, галка, выпь, ворона, крачка, пеликан.) Скажите названия птиц, в которых один слог. (Гусь, сыч, клест, выпь.) Скажите названия птиц, в которых два слога. (Со-ва, а-ист, чай-ка, сне-гирь, го-лубь, гал-ка.) Назовите пропущенный слог: во...на, го...би, ку...ка, со...-вей, жа...ронок, фла...го, аль...трос. Сосчитайте, сколько в каждом слове слогов. Угадайте названия птиц по первому слогу: пе (пеликан), стра (страус), си (синица). Переставьте перепутанные слоги так, чтобы получились слова — названия птиц: тел-дя (дятел), качай (чайка), ка-лас-точ (ласточка), рец-скво (скворец), чик-ряб (рябчик), пат-ка-ку-ро (куропатка). «Слово в слове». Найдите коротенькие слова и составьте новые из букв заданных слов: снегирь (снег, сиг, рис), глухарь (глух, уха, ларь), альбатрос (трос, роса, сор, трал), жаворонок (рано, ров, вор, корона, корова, жарко, кора, жара, воронок), топорик (топор, порт, ротик, топ), чайка (чай, ай), куропатка (тапка, кора), голубок (гол, бок), иволга (Волга, вол, лов), ласточка (точка, ласка), мухолов (мух, лов), камышница (камыш, мышка, каша, шина), зимородок (род, код, мор, мороз, дом, домик), трясогузка (сок, сор, коса, раз, указ, роса, роза, трос), воробей (вор, бей, боров).
Развитие познавательных процессов (Задания выполняются с использованием наглядного материала.)
■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ Потрогайте пух и перья. Сравните их с другими предметами по весу. Сравните перышки по строению, величине, цвету. Рассмотрите, как они устроены, чем похожи и чем отличаются. Какая самая большая птица на Земле? (Самая большая птица на нашей планете — страус. Его рост достигает высоты 2, 5 метра. У этой птицы самое большое и крепкое яйцо. Скорлупа страусиного яйца такая твердая, что может выдержать вес человека.) Какая птица по весу легче мотылька и меньше всех по своим размерам? (Колибри.) Какой формы птичьи гнезда? (Одни гнезда имеют шаровидную форму, другие — чашевидную.) Какую форму имеют птичьи яйца? Какую геометрическую фигуру напоминает птичий клюв? Чьи ноги длиннее? У какой птицы самые короткие ноги? Где птицы устраивают себе гнезда? (Ласточки под крышей, стрижи в норках по берегам рек, аисты на крышах, деревьях и столбах; королек подвешивает гнездо на ветке; кулики делают углубления в почве; гагары, гаги, чайки и другие птицы гнездятся на скалах.) Когда птицы улетают в теплые края? Нарисуйте, как летят разные птицы: журавли — клином, утки — дугой, гуси и цапли — шеренгой. Когда они возвращаются домой? Длинен или короток их путь? Далеко или близко им приходится лететь? У какой птицы самые длинные крылья? (У альбатроса, размах его крыльев достигает четырех метров.) Какая птица ныряет глубже других? (Глубже всех ныряет императорский пингвин, из водоплавающих птиц — гагара.) Какая летающая птица имеет самый большой вес? (Дрофа.) Разложите рисунки птиц так, чтобы дятел оказался между синицей и воробьем; ласточка — между аистом и цаплей (варианты можно разнообразить). Кто справа, кто слева? Расскажите, где находится попугай. (В клетке, на клетке, под клеткой, вылетает из клетки, залетает в клетку.) Разложите картинки так, чтобы лебедь оказался выше утки, а воробей — ниже ласточки. Кто сядет на эти ветки? (Ветки разной толщины и птицы разной величины.) Что напутал художник? (Аист и цапля на коротких ногах, а воробей на длинных; мешок под клювом у журавля, ласточка в гнезде скворца, плавающая ворона, летящий пингвин.)
Работа с картинками.
■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Кто знает, пусть продолжает. Я знаю таких перелетных птиц: ласточка, аист... Я знаю таких зимующих птиц: снегирь, свиристель... Я знаю таких водоплавающих птиц: чайка, утка...
Послушайте, запомните и назовите птиц. ворона, галка, голубь, воробей, синица
Какая птица к ним прилетела? ворона, галка, голубь, воробей, синица, снегирь
Кто улетел? ворона, галка, голубь, воробей, снегирь
Запомните и назовите птиц по слову-подсказке. страус, пингвин, чайка, журавль, дятел Слова-подсказки: пустыня, море, болото, лес.
Посмотрите, запомните и назовите. Перед детьми выставляются картинки: ласточка, грач, кукушка, скворец, соловей, жаворонок, аист, цапля. Дается установка на их запоминание, затем картинки закрываются. Дети должны сказать как можно больше названий птиц. Картинки меняются местами. Что изменилось? Убирается одна-две картинки. Кто улетел? Кто появился?
«Где сидели птицы?» Посмотрите, запомните и назовите. Демонстрируется, а затем убирается образец. Дети должны воспроизвести положение птиц, сидящих на дереве. Кто сидит выше сороки? Кто сидит ниже снегиря? Кто находится справа от синицы? Кто находится слева от щегла?
Внимательно слушайте и выполняйте. Поставьте цаплю за аистом, журавля за цаплей. Разложите в две стопки наборы картинок: зимующие птицы и перелетные птицы. Группа перелетных птиц убирается. Каких птиц не стало?
Подберите нужное слово. воркует —... чирикает —... каркает —... крякает —... кукует —... поет —... щебечет —...
■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Назовите одним словом. Пеликан, утка, лебедь, гагара, грач, стриж, воробей — это (птицы).
Угадайте птицу по названию места обитания. скворечник — скворец льдина — пингвин стена дома — ласточка голубятня — голубь озеро — лебедь
|