Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Игра «Бывает — не бывает». 4 страница
Психогимнастика
■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ- Выразите состояние хозяйки, у которой пропали гуси. Представьте себя заботливой хозяйкой и покажите, как
■ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ Изобразите домашних птиц: заботливого петуха, ко-
■ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОТВОРЕ- КУРИЦА И КОРШУН
(Один ребенок изображает сердитого коршуна, а пе- Почему я хмур? Коршун тоже птица, В. Боков
УТКА С УТЯТАМИ
Выполняйте действия по тексту. (Изображаем утят: шагаем вперевалочку, спотыка- Уточка с утятами Наступил на палочку. * * * Вышла курочка гулять, Лапками гребите, Т. Волгина
Развитие мелкой моторики.
Выполняйте действия и движения руками и пальчиками в
(Ритмично соединяем большой и сложенные вместе Наши уточки с утра — Наши курочки в окно —
ГУСЬ Где ладошка? Тут? На ладошке пруд? Палец большой — Указательный — поймал, Кумыкская народная песенка
Формирование
■ синонимы
Подберите слова, близкие по значению, — «слова-приятели». пестрый — разноцветный, яркий петушиться — задираться, храбриться, ершиться
■ АНТОНИМЫ
Придумайте слова, противоположные по значению, — «слова- разгребать — загребать
■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов
Ответьте на вопросы. Что такое гребень? (Гребень — нарост на голове птиц; Знаете ли вы, что такое шпора? (Шпора — изогнутая Что значит нести? (Нести, взяв что-то в руки; тащить Какие слова подходят к слову пестрый и отвечают на
■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Подберите родственные слова. Какая общая часть есть в голубь, голубка, голубятня, голубиный
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
Скажите ласково. гусенок — гусеночек утка — уточка
■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
Составьте новое слово из двух. птица, ферма — птицеферма
■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК
Составьте новые слова.
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Имя существительное
■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
«Один — много». один петух — петухи — много петухов один цыпленок — цыплята — много цыплят одна курица — куры — много кур одна индейка — индейки — много индеек один индюшонок — индюшата — много индюшат одно яйцо — яйца — много яиц
Вставьте пропущенные слова. Курица-несушка снесла много (яиц). На пруду плавает много (утят, гусят).
■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Сочините чистоговорки со словом петушок. Шок-шок-шок, поет песни (петушок).
Сочините чистоговорки со словами яйцо, перо, крыло, гусак,
Ответьте на вопросы. У кого есть гребешок? У кого есть перепонки? К кому С кем гуляет курица? С кем плавает гусыня? С кем
Дополните предложения. Рано на заре запел (петух). Мы проснулись от крика (петуха). Бабушка насыпала зерен (петуху). Куры побежали в сад за (петухом). Мы будем вспоминать о бойком (петухе).
■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Подберите слова. мой, твой, наш (гусь, петух, индюк, селезень, цыпленок) моя, твоя, наша (курица, утка, индейка) мое, твое, наше (яйцо, зерно, перо) мои, твои, наши (утята, гусята, индюшата)
■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
Сосчитайте птиц. три гусака восемь уток три петуха
Подберите слову пару. куриный (бульон, гребешок) заостренный (клюв)
Скажите по-другому. Петух поет. (Поющий петух.) Имя прилагательное
■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ
Подберите три слова. цыплята (маленькие, желтенькие, пушистые) Глагол
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ
Ответьте на вопросы. Что делает курица? (Клюет, несет, высиживает, под- Что делал петух? (Пел, кукарекал, будил, защищал, Что делают гуси и утки? (Плавают, ныряют, гогочут, Что будет делать хозяйка? (Кормить, поить, заботить- Что сделают куры, увидев коршуна? (Убегут, спрячут-
Исключите лишнее слово. На пруду (плавают, гогочут) утки.
■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Говорите и выполняйте. Что я делаю? (Я насыпаю корм, зову кур.) Скажите, что делает Оля или Коля. (Он(-а)насыпает Что они делают? (Они насыпают корм, зовут кур.)
■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Придумайте просьбы, пожелания и советы. Гони гусей на пруд. Загоните гусей в сарай.
■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ
Скажите, какое слово не подходит. Гуси ходят (гуськом, неспешно, вперевалочку).
Игры со звуками, буквами и словами (Задания выполняются с использованием наглядного материала.) Назовите первый звук в словах гусак, цыпленок, выводок. Как называются эти звуки? (Согласные твердые звуки.) Назовите мягкие согласные звуки в словах селезень (с', л', н'), птенец (п', т'), индейка (д'), петух (п'), гусенок (с'). Назовите гласные звуки в словах пух, утки, крыло, куры, гусак. В названии какой домашней птицы первый звук п', последний — х? (Петух.) В слове первый звук у, последний — к. Кто это? (Утенок.) В слове первый звук г, последний — к. Кто это? (Гусенок.) Назовите первый и последний звук, а я угадаю название птицы. Сколько звуков в слове гусь? Назовите каждый звук этого слова. Сколько звуков в слове утка? Сколько гласных звуков в слове утка? Сколько согласных звуков в этом слове? Угадайте слово. В названии этой птицы три гласных звука у, и, а. (Курица.) Какая буква «заблудилась»: турица, кетух, ундюк? Какого звука не хватает в словах:...ндюк,...тенок, гус.ня, г...лубь? Соберите слова из «рассыпанных» звуков: и, д', ю, н, к (индюк); у, к', и, т (утки); к, л, р, ы, о (крыло). Составьте новые слова из первых звуков заданных слов: голубь, утка, селезень (гусь); утюг, танк, капуста, автобус (утка.) Дополните слоги: ку..., гу.... Составьте слова из перепутанных слогов: дей-ка-ин (индейка), зень-се-ле (селезень), шо-нок-ин-дю (индюшонок), суш-ка-не (несушка), на-ка-сед (наседка). Замените в слове штора один звук (букву). Какое новое слово получится? (Шпора.) Составьте короткие слова из букв следующих слов: селезень (лень, сель, ель, ел, лезь, зелень, сел), голубь (гол), несушка (сушка, несу).
Развитие познавательных процессов (Задания выполняются с использованием наглядного материала.)
■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ Потрогайте яичную скорлупу снаружи и внутри. Разломайте скорлупку на мелкие кусочки. Сделайте мозаичное панно. На рисунок, выполненный на картоне, наклейте кусочки скорлупы, раскрасьте красками и покройте лаком — получится мозаичная картина. Какого цвета оперенье у кур, цыплят, петухов и других птиц? Рассмотрите и сравните перышки разных домашних птиц. Какие они по цвету, весу и величине? Сравните перовую подушку с другими постельными принадлежностями. Чем она отличается от одеяла? Сравните куртку-пуховик с шубой. Что легче? Что тяжелее? Что теплее? Какого цвета ноги и клюв у гусей? Какого цвета цыплята? На какую геометрическую фигуру похож клюв цыпленка, курицы и петуха? Кто из домашних птиц самый большой? У кого самые большие крылья? Чьи птенцы самые маленькие? У кого самая длинная шея? У кого короткие ноги? У кого самый длинный хвост? Расставьте слова по порядку: курица, яйцо, цыпленок. Расставьте игрушки или картинки с изображением птиц так, чтобы они шли друг за другом (гуськом), навстречу друг другу, парами. Поставьте курицу между уткой и гусем. Кто справа от курицы, кто слева? Поставьте утку перед индюком, а гуся за индюком.
Работа с картинками.
■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Будьте внимательными! Хлопните в ладоши, если услышите слово — название домашней птицы или птенца: цыпленок, курица, кукушка, петух, скворец, ворона, индюк, галка, утенок, гусыня, воробей. Игра «Бывает — не бывает». Курица полетела в теплые края. Курица снесла яйцо. Петух нырнул в речку. Цыпленок взлетел на забор. Петух нашел зернышко. Утка громко закукарекала. На пруду громко кудахтали гуси. Петух распустил хвост веером. Индейка высиживает индюшат. Утенок болбочет.
■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Кто знает, пусть продолжает. Я знаю таких домашних птиц: утка, селезень...
Послушайте, запомните и повторите слова цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок. Послушайте слова еще раз: цыпленок, гусенок, индюшонок. Какое слово исчезло из ряда? Запомните и назовите слова в заданной последовательности по слову-подсказке: селезень, гусь, петух, индюк. Слова-подсказки: нарост, шпоры, перепонки, длинная шея.
Внимательно слушайте и выполняйте. Поставьте цыпленка за петухом, утенка за цыпленком, гусенка за утенком, индюшонка за гусенком.
Кто больше запомнит? Перед детьми выставляются картинки: гусь, гусыня, гусенок; утка, селезень, утенок; курица, петух, цыпленок; индюк, индейка, индюшонок. Дается установка на их запоминание, затем картинки закрываются. Дети должны назвать как можно больше названий птиц и их птенцов. Картинки меняются местами. Что изменилось? Убирается одна картинка. Кто исчез? Подставляется новая. Кто появился?
Кто быстрее найдет? Выкладываются картинки с изображением домашних животных и домашних птиц, зимующих птиц и домашних птиц. Дети выбирают картинки указанной группы. Убираются зимующие птицы. Скажите, каких животных не стало.
■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ И РАЗЛИЧИЙ
Назовите одним словом. Утенок, цыпленок, индюшонок и гусенок — это (птенцы). Куры, гуси, утки и индюки — это (птицы).
Кто лишний?
Исключите одну птицу из названной группы и скажите, почему она не подходит. куропатка, курица, рябчик, тетерев цапля, утка, гусь, лебедь курица, воробей, индюк, утка пингвиненок, цыпленок, утенок, гусенок котенок, утенок, щенок, теленок Что между ними общего?
■ УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ Что общего между чайкой и уткой? (Они плавают и ныряют.) Гусем и белым медведем? (Они имеют на лапах перепонки, плавают, пух и мех не намокают.) Черепахой и гусыней? (Откладывают яйца.) Петухом и будильником? (Будят по утрам людей.) Крокодилом и курицей? (Их потомство появляется из яиц.) Кораблем и гусем? (Они плавают.)
■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
Придумайте диалоги. Чему учит Петух маленьких Цыплят? Что говорит мама Курица Цыпленку, подошедшему к пруду? О чем рассказали Утки Курам, вернувшись с пруда? О чем беседовали Гуси с Индюками? О чем говорит Котенок с Индюком?
Сочините чистоговорки, чистоговорки-«смешинки», чистого-ворки-«страшилки». Ух-ух-ух, на траве стоит (петух). Ух-ух-ух, утром будит нас (петух). Ха-ха-ха, не боюсь я (петуха). Ух-ух-ух, залез на дерево (петух). Ха-ха-ха, скорей снимите (петуха). Ух-ух-ух, на нас набросился (петух).
Развитие диалогической речи
Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Домашние птицы». Составьте мини-диалоги. Почему курицу, гуся, утку и индюка называют птицами? Почему их называют домашними птицами? Какую пользу людям приносят домашние птицы? (В пищу используют мясо и яйца, а из их перьев и пуха делают подушки, одеяла, шьют куртки-пуховики.) Чем похожи утки и гуси? Почему домашние птицы могут взлетать на небольшую высоту и пролетать лишь короткое расстояние? (У домашних птиц нет необходимости подниматься высоко, так как их корм находится на земле и в воде. У них слабые крылья и тяжелое тело.) Почему гусей и уток называют водоплавающими птицами? Почему утки и гуси плавают, а индюки тонут в воде? (У гусей и уток на ногах есть кожистые перепонки, с помощью которых они загребают воду и плывут.) Почему у гусей и уток перья не намокают в воде? (Гуси и утки смазывают свои перышки специальным жиром.) Где и как кормятся утки? (В водоемах утки вылавливают мелких улиток, рачков, насекомых и различные растения. Люди их кормят травой и зерном.) Зачем утке плоский и заостренный клюв? (Он помогает уткам добывать корм в воде.) Чем питаются гуси? (Зерном, травой.) Как защищают гуси своих гусят? (Они вытягивают шею и грозно шипят.) Чем отличается курица от петуха? (У них разные гребешки, бородки, ноги и хвосты. У курицы маленький гребешок и маленькая бородка, нет шпор на ногах. На хвосте курицы перья короткие и подняты вверх. У петуха перья длинные и загнуты дугой.) Какие дикие птицы являются родственниками домашних кур? (Куропатка, тетерев, глухарь, фазан.) Почему куры не умеют плавать? (У них нет перепонок, их перья намокают в воде.) Почему куры любят разгребать землю? (В земле они ищут различных насекомых, червей и семена растений.) Какой клюв у кур? (Узкий, заостренный.) Есть ли зубы у кур? (Зубов у них нет, корм они глотают целиком.) Зачем куры проглатывают крупные песчинки и камешки? (С их помощью пища в желудке перетирается, превращаясь в кашицу.) Как заботятся куры о чистоте своего тела? (Они чистят клювом свои перышки, снимают соринки с ног, обтирают клюв о мягкую траву или землю и «купаются» в песке. Отряхивая с перьев песок, куры освобождаются от паразитов, которые могут быть на их теле.) Как проявляют куры заботу о цыплятах? (Курица и петух, найдя зернышко или насекомое, сами его не едят, а отдают цыплятам. В холодную погоду мама-Курица согревает цыплят своим теплом.) Почему кур назвали несушками? Существует ли у птиц «язык» общения? (У каждого вида птиц свой «язык». Разными звуками они подают сигнал тревоги, сообщают о найденной пище, выражают радость и испуг.) Откуда появляются цыплята, утята, гусята и индюшата? (Из яиц.) Что нужно для того, чтобы из яйца появился цыпленок? (Для их появления нужно тепло.) Кто согревает яйца своим теплом? Кто высиживает яйца? (На яйцах могут сидеть курица, индейка, утка и гусыня. Греть яйца своим теплом может наседка, а можно греть их электрическими лампами в инкубаторе.) Что такое инкубатор? Есть ли мама у птенцов в инкубаторах? Может ли курица стать мамой утят? (Курица может высиживать утиные яйца, и маленьких утят она принимает за своих детей.) Кто помогает цыплятам вылезти из скорлупки? (Они вылезают сами. Сначала пробивают маленькую дырочку в скорлупке, потом наклевывают ее в середине и скорлупка трескается.) Смогут ли домашние птицы выжить без помощи человека? (Нет, не смогут, они погибнут от холода и голода.) Как человек заботится о домашних птицах? (Строит для них специальное жилье, устраивает кормушки и поилки.) Как люди относятся к домашним птицам? Существуют ли враги у домашних птиц? (Да, это хорек, ястреб, коршун, а иногда даже кошка может напасть на цыплят.) Как взрослые птицы защищают своих птенцов? (Они посылают сигнал тревоги, чтобы птенцы смогли быстрее спрятаться, а потом нападают на врага.) Что обозначают эти слова: курятник, птичник, птицеферма и птицефабрика? Как называется профессия женщины, ухаживающей за птицами? (Птичница.) Почему посуду назвали утятница и гусятница? Что можно приготовить в гусятнице и утятнице? Что можно приготовить из мяса птицы? Что можно приготовить из яиц?
Стихи Прослушайте стихотворения. Повторяйте рифму. Расскажите,
ПОТЕШКИ Идет петушок, Курочка-тараторочка Двойная бородка, Курочка моя,
ПЕТУХ Петушок у нас горластый, По утрам кричит он: «Здравствуй!» На ногах его сапожки, На ушах висят сережки, На головке — гребешок, Вот какой он, петушок! Г. Бойко
ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ Рано утром-утречком Хоть сыночек не велик, Мама трусить не велит, — Плыви, плыви, утеныш, А Барто
НЕДОВОЛЬНЫЕ КУРЫ Квохчут куры: «Ко-ко-ко! Нам живется нелегко, За ворота не шагнуть, В огород не заглянуть! Пуще глаза бережет Наш хозяин огород, Не пускает нас на грядки К червякам и мушкам сладким». О. Александрова
КУРИНАЯ МУДРОСТЬ Учила наседка драчливых цыплят: В. Берестов
ЦЫПЛЕНОК Не хочу один клеваться! — Где ж они? — Под старой липой! — Как зовут их? — Цыпа-цыпа! Т. Виеру
ЦЫПЛЯЧИЙ ДОМ Коршун в небе! Где цыплят мы спрячем? Г. Глушнев
СКОЛЬКО БЫЛО УТЯТ В СТАЕ? Как-то летним вечерком Г. Утробин
ГУСИ Выпал иней на луга, — Гуси, гуси! — Га-га-га! — Надевайте тапки! Е. Авдиенко
БЕЛЫЕ ГУСИ Белые гуси к ручейку идут, Н. Клокова
ПЕТУХ Ку-ка-ре-ку! Гордой поступью хожу, За собой подруг вожу. А усядусь на забор — Б. Стоянов
ГУСИ Наступили холода, Босиком гуляют. Как бы вы не заболели — Вон как лапы покраснели. В. Степанов
Загадки
Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки. Не ездок, а со шпорами, (Петух)
Он в мундире ярком, (Петух)
Квохчет, квохчет, Детей созывает, Всех под крыло собирает. (Курица-наседка)
Надуется, натужится, (Индюк)
Шапочка алая, (Курица)
Не царь, а в короне, Не всадник, а со шпорами. (Петух)
Встает на заре, (Петушок)
Явился в желтой шубке. — Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок)
Крылатый, горластый, (Гусь)
Шагает вперевалочку, (Утка)
птицы СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
|