Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Игра «Четвертый лишний».⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25
жаворонок, соловей, заяц, иволга тетерев, глухарь, ворона, индейка цапля, аист, петух, журавль
■ УСТАНОВЛЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ И АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ
Назовите общий признак. Что общего между птицей, мухой и стрекозой? (У них есть крылья, и они летают.) Черепахой, крокодилом и пеликаном? (Их потомство появляется из яиц.) Тарелкой и гнездом? (Они имеют округлую форму.) Веслом и ногой утки? (Помогают плыть.) Долотом и клювом дятла? (Острые и прочные и могут проделывать отверстия.) Щипцами и клювом воробья; пинцетом и клювом щегла? (Ими можно захватывать очень мелкие предметы.) Сачком, рыболовной сетью и клювом пеликана? (В них задерживается рыба.)
Скажите, чья это пища. Птицы: сойка, клест, скворец, сова, цапля, чайка, свиристель. Пища: лягушка, рябина, рыба, гусеница, шишка, мышка, желуди.
■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ «Голоса птиц». Придумайте диалоги. О чем говорят между собой Воробьи и Ласточки, улетающие на юг? Чему учат Птицы своих Птенцов? Что могли бы сказать Птицы Кукушке, узнав, что они кормят ее птенца? Что могли бы сказать Скворцы детям, построившим им скворечники? Какой ты себе представляешь райскую птицу? Представь, что Альбатрос предложил тебе совершить путешествие у него на спине. Какой бы ты выбрал маршрут?
Сочините чистоговорки. Ва-ва-ва, на суку сидит (сова). Гирь-гирь-гирь, остался зимовать (снегирь). Бей-бей-бей, пьет из лужи (воробей). Ач-ач-ач, по полю ходит (грач). Вей-вей-вей, поет песни (соловей). Гол-гол-гол, играет в мяч (щегол). Рел-рел-рел, из ложки ест (орел).
Развитие диалогической речи
Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Птицы». Составьте мини-диалоги. Чем отличаются птицы от других животных? Зачем птицам перья? (Перья защищают птиц от холода и жары и помогают им в полете. Перья служат птицам маскировкой. Например, белая куропатка зимой белая, а летом коричневая, поэтому она незаметна для врагов.) Меняют ли птицы свое оперенье? (У зимующих птиц вырастает к зиме теплое оперенье, а перелетные птицы обновляют свое оперенье.) Есть ли у птиц уши? (Есть, но их не видно под перьями.) Как летают птицы и почему они не падают в полете? (Они размахивают крыльями, как бы отталкиваясь ими от воздуха. Воздух перемещается вниз, назад, а птица движется вперед и вверх.) Почему так назвали этих птиц: вертишейка, пересмешник, топорик, зарянка, зимородок, поползень, осоед, рябчик, кукушка? (Вертишейка вертит шейкой, пересмешник умеет имитировать голоса других птиц, у топорика клюв похож на топорик, зарянка поет свои песни на заре, у зимородка птенцы появляются зимой; у поползня коротенькие ножки, он как будто ползет по стволу дерева; осоед питается осами, у рябчика пестрое оперенье.) Почему воробья называют воришкой, а сороку — трещоткой? Почему поморника называют морским разбойником? (Он отнимает рыбу у других птиц) Почему одних птиц назвали зимующими, а других перелетными? (Зимующие птицы живут всегда в одном месте, их еще можно назвать оседлыми. Перелетные птицы каждую осень улетают в теплые края, а с наступлением весны возвращаются домой.) Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются? (Перелетные птицы не могут найти себе корм зимой. Они погибли бы от голода и холода. Зимующие птицы могут найти себе пищу в любое время года, поэтому им незачем улетать в другие края.) Что защищает птиц от холода? (От холода их защищают пух и перья.) Почему насекомоядные птицы улетают раньше других? (Они улетают раньше других, так как исчезает их пища — насекомые. За насекомоядными птицами улетают зерноядные, а последними — гуси и утки.) Какие птицы меняют на зиму цвет оперенья? (Полярные кречеты и совы, тундровые и белые куропатки.) Почему свиристелей, чижей, щеглов и снегирей назвали кочующими птицами? (Они кочуют с места на место в поисках пищи.) Каких птиц называют водоплавающими? (Тех, которые умеют плавать.) Чем они отличаются от других птиц? (На их лапках есть перепонки, а перышки не намокают в воде.) Как называют птиц, живущих около воды? (Их называют околоводными.) Почему птиц называют хищными? (Они питаются другими животными.) Как называют птиц, живущих в городах? (Городские птицы.) Чем питаются зерноядные птицы? (Они питаются семенами и плодами растений.) Как можно назвать птиц, которые добывают пищу в море? (Их называют морскими птицами.) Как называются птицы, которые питаются насекомыми? (Они называются насекомоядными.) Каких нелетающих птиц вы знаете? (Павлин, киви, страус, пингвин.) Почему не летает павлин? (Ему мешает длинный хвост.) Почему страус не летает? (У него очень тяжелое туловище и короткие крылья.) Есть ли у птиц зубы? (У птиц зубов нет. Они заглатывают пищу целиком или разделяют на кусочки с помощью острого клюва.) Зачем птицы заглатывают песок и мелкие камешки? (Чтобы пища перемалывалась в желудке.) Что такое зоб? (Это специальный мешок в середине горла, куда попадает пища. Некоторые птицы переносят в нем пищу для птенцов, у хищников в зобу собираются остатки пищи: кости, шерсть, перья и т. д.) Почему у птиц разные клювы? (Форма клюва зависит от того, чем питаются птицы.) Почему клюв хищных птиц загнут крючком? (Чтобы лучше расправляться со своей добычей.) Зачем клесту загнутый клюв? (Загнутым клювом легче доставать семена из шишек.) Почему у дятлов острый и мощный клюв? (Потому что им приходится добывать корм под корой деревьев, а продолбить толстую кору можно только толстым и острым клювом.) Зачем аисту, цапле и журавлю длинный и острый клюв? (Чтобы добывать корм в мелкой воде.) Почему клюв насекомоядных птиц похож на пинцет? (Таким клювом легче извлекать насекомых из складок коры деревьев.) Какой клюв у зерноядных птиц? (Конусовидный и твердый. В нем есть зазубрины, чтобы лучше измельчать зерна.) Почему у птиц-рыболовов разные клювы? (Форма клюва зависит от размера рыбы, которой они питаются.) Зачем пеликану мешок под клювом? (Он служит пеликану рыболовной сетью, в мешке они носят рыбу своим птенцам.) Почему воробей прыгает, а не ходит? (У него короткие ноги, он не может их переставлять.) Почему белая куропатка не проваливается в снег? (У нее между пальцами вырастает густой пух, поэтому она ходит по снегу как на лыжах.) Каких птиц можно назвать длинноногими? (Аиста, цаплю, журавля, ходулочника и других птиц, у которых длинные ноги.) Зачем им такие длинные ноги? (Чтобы можно было найти пищу на мелководье.) Какая любимая пища аистов и цапель? (Мелкие водные животные, рыба и лягушки.) Как называют жилище птиц? (Гнездо.) Для чего птицам нужны гнезда? (Это их дом, в нем они откладывают яйца и высиживают своих птенцов.) Нужны ли птицам гнезда после того, как вырастут птенцы? (Нет, птицы покидают их. Только синицы прилетают ночевать в свои гнезда.) Какая птица не имеет гнезда и несет яйца в чужие гнезда? (Кукушка.) У всех ли птиц одинаковые гнезда? (Птицы строят себе разные гнезда: ласточка и фламинго делают их из грязи; вороны, грачи, аисты и журавли — из веток; птичка-портниха сшивает для своего гнезда листья деревьев; дятлы и зимородки строят гнезда в дуплах деревьев, кулики — в углублениях почвы, гагары — на скалах.) Что используют птицы для того, чтобы сделать свое гнездо теплым и уютным? (Перышки, пух, шерсть животных, сухую траву и корешки, тряпичные лоскутки, камешки и другие материалы.) Какие птицы высиживают птенцов зимой? (Клесты, вороны и зимородки.) Почему гнездовья птиц называют птичьим базаром? (Там стоит крик, шум и гам, как на людском базаре.) Почему птицы строят свои гнезда в укромном месте? (Чтобы сохранить кладку яиц и уберечь птенцов от врагов.) Кто может разорить птичьи гнезда? (Птичьи гнезда могут разорить злые люди, а яйца или птенцов могут съесть звери, хищные птицы.) Можно ли брать в руки птичьи яйца? (Нельзя. Птицы могут оставить свое гнездо, и тогда птенцы не появятся на свет.) Почему пингвиньи яйца не замерзают даже в лютый мороз? (Пингвины держат их на своих ногах, укрывая брюшной складкой.) Какими появляются на свет птенцы? (Одни птенцы появляются голыми, слепыми, глухими и малоподвижными, другие, например утята дикой утки, покрыты пухом и почти сразу умеют бегать.) Как птицы заботятся о чистоте своего гнезда? (В первые дни после появления птенцов они проглатывают помет, а позже, когда птенцы подрастут, выносят помет из гнезда.) Как птенцы требуют пищу у своих родителей? (Они широко раскрывают рот и громко пищат.) Как птицы очищают свои перья? (Одни птицы купаются в песке, другие — в воде, третьи очищают перья клювом и смазывают жиром.) Какую пользу приносят птицы? (Птицы опыляют растения, уничтожают гусениц и других вредных насекомых. Скворец совершает за день около 2000 вылетов, ласточка за лето успевает поймать около миллиона разных насекомых, дятел «лечит» деревья, выбирая ство-лы, зараженные личинками, хищные птицы уничтожают мышей-полевок и грызунов. Зерноядные птицы разносят семена растений и деревьев, из которых потом вырастают новые. Вот почему можно сказать: «Птицы — наши помощники». Кроме того, пух северной гаги используют для шитья костюмов для летчиков и полярников. Птицы украшают леса, парки и сады. Певчие птицы радуют нас своим пением.) Какую птицу называют пародистом? (Скворца. Он запоминает и копирует голоса других птиц и даже подражает голосу человека.) Какие еще птицы могут подражать голосам людей? Что вы сделаете, если увидите выпавшего из гнезда птенчика? Как можно помочь птицам зимой? Где можно повесить кормушки для птиц? Чем можно подкормить птиц в зимнее время? Для каких птиц строят домики и как они называются? Почему в скворечнике делают такое маленькое окошко? Каким бы стал мир без птиц? Что мы можем сделать, чтобы живущим на земле птицам было хорошо? Почему говорят: «Птицы — наши друзья»? Как называется профессия людей, изучающих птиц? (Орнитолог.) Зачем орнитологи надевают кольца на лапки некоторым птицам? (Орнитологи другой страны смогут узнать, откуда прилетела птица.)
Стихи Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите, У воробышка весь дом В. Лапин
ВОРОБЕЙ Воробей по лужице Хвостик распушил. А. Барто
ГАЛКА По дороге вперевалку А. Барто
*** — Воробей, чего ты ждешь? — Я давно заметил крошки, А. Тараскин
КАК ВОРОБЕЙ ИСКАЛ АФРИКУ Холодно, холодно!.. Солнце не греет. — Мама, где Африка наша с тобой? — Африка?.. Тут — за печною трубой! Г. Васильев
СТРОИТЕЛЬ Клювом, точно долотом, В дупле осины, — Я недаром тут стучу! Г. Ладонщиков
ВОРОНА — Ворона, ворона, — Я в гости ходила, Там речка большая. В. Боков
* * * Голодно, холодно, Полны у нас горсти. Е. Благинина
ПРО АИСТА ...А видели ли вы, как аист Э. Авакян
ДЯТЕЛ Дятлу есть в лесу работа: П. Комаров
ЛАСТОЧКА Носик мой — как шильце. В. Боков
ЧАЙКИ — Чайки, чайки! Где ваш дом? Иль на волне, Или в синей вышине? — Ну конечно, на земле! Ну конечно, на волне! Домом мы считаем. В. Берестов
СИНИЧКА Я синичка-невеличка, А еще люблю пшеничку. В. Боков
СОРОКА Сорока-воровка! Затем, что соседку В. Боков
ЦАПЛЯ Вдоль болота ходит кто-то, П. Комаров
СТРАУС Бедный страус! Он сидел и сидел без конца, Терпеливо, Упорно, Упрямо... Птенец — и закричал: Б. Заходер
Загадки
Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки. Рук нет, а строить умеют. (Птицы)
Без рук, без топоренка (Гнездо)
Кто на ели, на суку (Кукушка)
Поднять можно, (Перо)
Всех перелетных птиц черней, Летом за пахарем ходит, А под зиму с криком уходит. (Грач)
Спереди шильце, (Ласточка)
Ходит по болоту (Аист)
Эта хищница болтлива, Живет в лесу, (Филин)
На шесте — дворец, Падают с клюва По поднебесью (Журавли летят)
На яблоньке домик, Трещала с самого утра: В теплый край не улетают,
Черный жилет, (Дятел)
Днем спит, ночью летает. (Сова)
Не дровосек, не плотник, (Дятел)
Озорной мальчишка (Воробей)
Морозов не боится,
НАЗЕМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
Психогимнастика
■ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ Изобразите мимикой и позой характерные черты каж- Изобразите жирафа-великана, достающего ветки высо- «Мартышка-кривляка». Педагог показывает какие-либо «Лев». Изобразите ленивую и мягкую походку льва, «Крокодил». Дети ложатся на пол, вытягивают впе- Передайте мимикой и движением поведение зверей:
■ ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ «Гиппопотам». За гиппопотамом по пятам топает гиппо- «Медведь в берлоге». Осень. Медведь выбирает место «Медвежата и пчелы». Медвежата мед искали, дружно «Олени в тундре». Трав копытами касаясь, ходит по
■ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОВ Передайте движением, мимикой и позой поведение зайца,
ДЕТЕНЫШИ Жарким днем лесной тропой Крался лисенок. А. Екимов
ЗАЯЦ Мчится заяц от лисы. От погони не уйти! Е. Александрова
ЗАЙКА Зайка по лесу скакал, И. Лопухина
МИШКА Бедный мишка заболел — У него болит живот. Ф. Бобылев
МЕДВЕДЬ Медведь по лесу бродит, Облизывает лапу И. Лопухина
ЛИСА У лисицы острый нос, — Я — охотница до птицы! И. Лопухина
ЕЖИК По сухой лесной дорожке — И. Лопухина
Развитие мелкой моторики.
Выполняйте действия и движения пальчиками и руками в
Раз, два, три, четыре, пять (поочередно загибайте паль- Негде заиньке скакать. (Поднимаем указательный и Всюду ходит волк, волк (поднимаем вверх большой Он зубами — щелк, щелк. Прячься, заинька, в кусты! А ты, волчище, уходи! Сидит белка на тележке, Воробью, синичке, — Мальчик с пальчик, (Четыре раза сгибаем большой палец левой руки.) — Долго по лесу бродил! (Четыре раза сгибаем большой палец правой руки.) (Большой палец правой руки поочередно соприкасает- Встретил белочку, синичку, (Четыре пальца последовательно сгибаются — кла- И. Лопухина
Формирование
■ синонимы
Назовите слова, близкие по значению, — «слова-приятели». зверь — зверюга, дикое животное
■ АНТОНИМЫ
Назовите слова, противоположные по значению, — «слова- ловкий — неуклюжий нападать — защищаться трусливый — смелый
Какого слова не хватает? Дополните предложения. Осенью медведи, ежи, барсуки засыпают, а весной Летом медведь сытый, а весной (голодный).
■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов
Ответьте на вопросы. Есть ли сумка у твоей мамы? Для чего она ей нужна? Знаете ли вы, что такое опушка? (Опушка — это ме- Кто прыгает? Что прыгает? (Прыгает заяц, кенгуру, Кто катится? Что катится? (Катится ежик, мячик,
■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Послушайте и повторите слова. Какая общая часть есть в охота, охотник, охотный, охотиться зверь, зверек, зверюшка, звереныш, зверинец, зверолов защита, защитник, защитный, защищать, защищаться
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
Скажите по-другому. заяц, зайка, зайчишка, зайчонок, заинька, заюшка медведь, медведица, медвежонок, медвежище
Скажите ласково. серый — серенький толстый — толстенький
■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
Составьте новое слово из двух. овца, бык — овцебык
■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК
Составьте новые слова.
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Имя существительное
■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
«Один — много». один заяц — зайцы — много зайцев один медведь — медведи — много медведей один медвежонок — медвежата — много медвежат одна тигрица — тигрицы — много тигриц одна ежиха — ежихи — много ежих одна косуля — косули — много косуль одна росомаха — росомахи — много росомах
Ответьте на вопросы. Без чего не бывает олень? (Без рогов.) Без чего не бывает зебра? (Без полосок.)
■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Сочините чистоговорки со словом олень. Лень-лень-лень, ходит по горам (олень).
Сочините чистоговорки со словами лиса, волк, рысь, слон.
Вставьте коротенькие слова — предлоги. ... наступлением осени звери меняют свой редкий лет-
■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Ответьте на вопрос: Кто из зверей мог бы так сказать? Мой длинный пушистый хвост служит мне рулем. (Бел- Мой густой серебристый мех лучше всех. (Серебристая Моя непромокаемая шкура защищает меня от холода. Моя длинная шея помогает достать листья с высоких Мое логово заметить не просто. (Волк.) Мое дупло расположено высоко. (Белка.) Мои острые иголки защищают меня от врагов. (Еж, Мои острые когти помогают мне забираться на дерево. Мои копыта помогают мне добывать пищу из-под сне-
■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
Ответьте на вопросы какой? какая? какое? какие? Кто боль-
зверь (какой?) (дикий, лесной, хищный, умный, дерз- лиса (какая?) (рыжая, огненно-рыжая, черно-бурая, белка (какая?) (рыжая, серая, серебристо-серая, не- шерсть у зверей (какая?) (грубая, мягкая, лохматая,
Сосчитайте зверей. два (зайца) два (медвежонка) три (жирафа)
Скажите по-другому. Еж свернулся в клубок. (Свернувшийся в клубок ежик.) Волк воет. (Воющий волк.) Заяц прыгает. (Прыгающий заяц.) Белка грызет орешки. (Белка, грызущая орешки.) Имя прилагательное
■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ
Угадайте, кто я такой. серый, колючий, маленький, шустрый, забавный (ежик) серый, злой, сильный, большой, хитрый, осторожный, бурый, мохнатый, ловкий, сильный, массивный, груз- серый, белый, пушистый, ушастый, быстрый, мало-
■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РО-
Ответьте на вопросы чей? чья? чье? чьи? Чей пушистый рыжий хвост? (Лисий.) Чей короткий белый хвостик? (Заячий.) Чья нора? (Лисья, барсучья.) Чья хатка? (Бобровая.) Чья густая длинная грива? (Львиная.) Чья берлога? (Медвежья.) Чье дупло? (Беличье.) Чье логово? (Волчье.) Чьи острые зубы и когти? (Волчьи.) Чьи рога? (Оленьи.) Чьи следы? (Заячьи, волчьи, лисьи, беличьи.)
Глагол
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ
Угадайте, кто так делает. воет, рыщет, нападает, охотится (волк) прыгает, грызет, царапается, заготавливает (белка) фыркает, сворачивается, колется, засыпает (ежик)
Скажите правильно. Белка (прыгать) с ели на сосну. Белки (грызть) шиш-
Загадайте желание. Я хочу (посетить зоопарк). Я хочу, чтобы...
■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Расскажите, что умеют делать звери. Лиса: Я крадусь, принюхиваюсь, охочусь. Медведи: Мы любим мед, собираем малину, залегаем, Спросите у волка: Что ты делаешь? Ты рыщешь? Ты Спросите у белок: Что вы делаете? Вы грызете? Вы Скажите о зайцах, что они делают. (Они прыгают,
■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Придумайте просьбы, пожелания, советы. Не шумите в лесу! Не пугайте зверей! Заготовьте на зиму сена лосям и зубрам. Позаботьтесь Не вторгайтесь в жизнь диких животных!
■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ
Выберите нужное слово из двух. Медведи ходят поодиночке или стаей?
Игры со звуками, буквами и словами (Задания выполняются с использованием наглядного материала.)
■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ Потрогайте и сравните меховые изделия, изготовленные из меха нутрии, норки, лисы, песца, белки, зайца и др. Чей мех самый мягкий, пушистый и густой? Имеют ли запах кожаные и меховые вещи? Рассмотрите цвет имеющихся меховых изделий. Почему песца назвали голубым песцом? Какого цвета бывает мех у лисиц? Какого цвета мех зайцев, волков, медведей и других зверей? Какой формы уши у лисы, волка, медведя и ежа? Кто ниже — лось или косуля? Кто выше — медведь или заяц? Кто из диких животных самый высокий? (Жираф.) Кто выше бегемота, но ниже жирафа? (Слон ниже жирафа, но выше бегемота.) «Больше — меньше». Кто больше — медведь или волк? (Медведь больше волка.) Кто из животных меньше лисы, но больше хомяка? (Белка меньше лисы, но больше хомяка.) Кто меньше — еж или заяц? О ком можно сказать огромный, громадный? (О бегемоте, слоне, носороге.) О ком из диких животных можно сказать малюсенький, махонький, крохотный? (О хомячке, лемминге.) «Кто внимательный?» (Выставляются игрушки или картинки животных.) Посмотрите и скажите, между кем находится еж. Кто справа от него, кто слева? (Картинки или игрушки меняются местами.) Что изменилось? Поставьте лису между медвежонком и ежонком. Кто справа от лисы, кто слева? На большом листе выкладываются пять изображений зверей — четыре по углам, а пятый в середине. Кто стоит в правом верхнем углу, кто — в левом нижнем углу, кто — в середине? Слушайте и выполняйте. Поставьте лису рядом с волком, медвежонка за волчонком, ежонка перед слоненком и т. д. Поставьте лисоньку и зайчика так, чтобы они шли навстречу друг другу, друг за другом, парой, рядом и т. д. Поставьте белочку под дерево, на дерево, за дерево. Откуда выглянула белочка? Чья нора глубже — лисья или волчья? Кто прыгает дальше — заяц или кенгуру? Когда белочка сушит грибы? Сколько времени — много или мало — нужно белочке, чтобы сделать на зиму припасы? Быстро или медленно растут детеныши животных? Что у пушных зверей меняется весной и летом? Когда олени и лоси сбрасывают рога? (Каждую весну.) Кто самый быстрый? (Гепард.) Кто из зверей самый медлительный? (Ленивец.)
■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ Называются части тела животных, а дети подбирают слова — названия животных. Например: рога — олень, лось, зубр и т. д.; лапы — лиса, медведь и т. д.; иголки — еж, дикобраз и т. д.
Кто внимательный? Называются животные, а дети должны быстро произнести, что подходит данному зверю: лапы, копыта или рога. Например: медведь — лапы, лось — рога, копыта, слон — бивни и т. д.
«Бывает — не бывает». Белка съела ежа. Овца напала на волка. Лиса заснула зимним сном. Белый медведь сидит под пальмой. Слон плывет на льдине. Жираф залег в нору. Волк взобрался на дерево. Ежик напал на медведя. У тигра выросла грива. Пятнистая зебра гонится за носорогом. Полосатый жираф съел кролика. Заяц сушит на зиму грибы. Бегемот взмахнул хоботом.
■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Кто знает, пусть продолжает. Я знаю таких лесных зверей: еж, заяц... Я знаю таких зверей, живущих в жарких странах: жираф, слон... Животные, обитающие на деревьях: обезьяна, панда, коала... Животные, имеющие рога: лось, косуля, олень...
Послушайте, запомните и повторите слова тигр, пантера, ягуар. На кого из домашних животных они похожи? (На кошку.) Кто еще похож на кошку? (Пума, гепард.)
Кто больше запомнит? Перед детьми выставляются картинки: ежик, заяц, лиса, волк, медведь, белка, барсук, бурундук или другие звери. Дается установка на их запоминание, затем картинки закрываются. Дети должны сказать как можно больше названий животных. Картинки меняются местами. Что изменилось? Одна картинка убирается. Кого не стало? Подставляется новая картинка. Кто появился? Игра «Кто быстрее разложит?» В игре участвуют два ребенка. Рассмотрите на картинках домашних и диких животных. Кто из них живет в лесу, а кто — в деревне. Разложите картинки домашних животных возле домика, а диких — возле елки. Расставьте правильно. Животных наших лесов поставьте в лесу, а животных жарких стран — в саванне. (Выставляются рисунки леса, саванны и зверей — зайца, бурундука, лисы, слона, носорога, бегемота и т. д.)
Вспомните и скажите. Сколько лап у двух медвежат? Сколько ушей у трех ежей? Сколько хвостов у двух слонов? Сколько глаз у трех лисят? Сколько шей у трех ежей? (Ни одной.) Сколько хвостов у пяти барсуков?
■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Назовите одним словом. Лиса, волк, рысь, медведь, волк, еж — это (звери).
■ ПОИСК И УСТАНОВЛЕНИЕ ОБЩИХ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ
Чем похожи? Чем отличаются? Лиса и волк, белка и барсук, медведь и заяц, ежик и бельчонок. Дикие и домашние животные: заяц и кролик, дикий кабан и свинья, лось и корова, олень и лошадь. Насекомые и звери, птицы и звери.
«Четвертый лишний». слон, соболь, куница, енот жираф, бегемот, медведь, зебра собака, заяц, кошка, коза зайчонок, ежонок, козленок, лосенок
■ УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ Что общего между бурым медведем, барсуком и ежом? (Они впадают в спячку.) Бобром, белкой и мышкой? (Это грызуны.) Оленем, лосем и зайцем? (Питаются травой, ветками и листьями растений.) Косулей, лосем и оленем? (Имеют рога.) Лисой, рысью и тигром? (Это хищники.) Зайцем и белкой? (Меняют на зиму цвет шерсти.) Теленком, козленком и жирафом? (У них есть рожки.) Львом и лошадью? (У них есть грива.) Ягуаром, гепардом и жирафом? (Имеют пятнистую окраску.) «Чего на свете не бывает?» Придумайте предложения-небылицы. Лось забрался на дерево и грызет шишки. Белочка забралась в медвежью берлогу и проспала всю зиму. Лиса забралась в дупло. Ежик напал на медведя. Почему так говорят: лиса-плутовка, зайчишка-трусишка, белочка-непоседа, белочка-резвушка, медведь-рыболов, енот-полоскун? Почему эти звери так называются: ленивец, носорог, муравьед, утконос? Когда так говорят о людях: хитер как лиса, голоден как волк, труслив как заяц, осторожен как рысь, топает как слон?
■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
«Голоса зверей». Придумайте диалоги. Если бы звери умели говорить, что они поведали бы нам о себе? О чем рассказала Белка Бурундуку, пришедшему к ней в гости? О чем поведал Заяц встретившемуся Лосю? О чем говорили Ежик с Медведем накануне зимы? О чем рассказала Лиса Волку, вернувшись из похода в деревню?
Скажите комплименты зверям. Какая ты, лисонька, (хитрая, ловкая, быстрая...). Заинька, какой ты (храбрый, выносливый, быстрый...).
Расскажите, какие волшебные сны приснились животным. «Путешествие в Африку», «Как Медвежонок с Ежиком стали моряками», «Приключения непослушного Зайчонка», «Веселый сон Лисят», «Страшный сон Зайчика», «Грустный сон Ежика», «Радостный сон Медведя».
Прослушайте рассказы. Придумайте свои.
ХВАСТЛИВЫЕ ЗВЕРИ Как-то раз встретились Лиса, Медведь, Заяц и Еж. Лиса посмотрела на всех и сказала: «Какие у вас некрасивые шубки, то ли дело — у меня! Моя лисья шубка лучше всех, она пушистая, мягкая, золотистая! А уж хвост — всем вам на зависть! Он мне и одеялом, и рулем служит, а как красив!» Как-то раз на лесной полянке собрались Медвежонок, Зайчонок, Волчонок и Ежонок и завели разговор. Медвежонок сказал: «Я самый сильный, самый смелый и ловкий. Я могу вырвать дерево с корнями, залезть на самую высокую сосну. Посмотрите, какие у меня острые зубы и когти. Я никого не боюсь». Чем хвастались остальные звери?
ХВАСТЛИВЫЕ ОХОТНИКИ Однажды вечером собрались у костра три охотника и начали рассказывать разные истории о своей охоте. Первым начал молодой охотник: «Иду я однажды по лесу и вижу: стоит медведь на задних ногах, а в передних держит улей с медом. Ну, думаю, полакомлюсь медком вместе с мишкой. Подошел к нему и говорю: «...»
Продолжите рассказ охотника.
Придумайте воображаемый Город, в котором Лесные Звери живут с нами на одной улице. Чем мы можем помочь Зверям, которые живут рядом с нами? Как будем заботиться о них?
Развитие диалогической речи Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Наземные животные». Составьте мини-диалоги. Что общего между людьми и животными? (Люди и животные — живые существа. Мы и они рождаемся, растем, дышим, видим, едим, двигаемся, стареем и умираем. Животные, как и люди, могут сердиться, радоваться, общаться с себе подобными, строить себе жилье и т. д.) У каких животных слух, зрение и обоняние лучше, чем у человека? Чему человек может научиться у диких животных? Каких животных называют дикими? (Они живут в дикой природе, сами добывают пищу, защищаются от врагов и устраивают себе жилище.) Что общего у всех зверей? Чем они похожи? (У всех зверей есть голова, туловище, ноги и другие части тела.) Чем отличаются лось и олень? (Они отличаются размером туловища, формой рогов и копыт, а еще у лося на горле есть кожный вырост — «серьга», у оленя такой «серьги» нет.) Чем отличается бурый медведь от белого? Чем отличается заяц-беляк от зайца-русака? (Они отличаются окраской шерсти и строением лап. У зайца-беляка на задних лапах пальцы широко раздвинуты. К зиме на них вырастает пушистая шерсть, поэтому он быстро бегает по снегу. У зайца-русака лапки узкие, поэтому он хорошо бегает лишь по уплотненному снегу.) Где можно встретить диких животных? Зачем звери выбирают для своего обитания разные места? (Чтобы укрыться от врагов и легко найти себе пищу.) Почему белки выбирают для своего жилья высокие деревья? (Там легче спрятаться и найти себе пропитание.) Как называется их жилье? (Дупло, гнездо.) Почему заяц, лиса и волк не могут поселиться на дереве? Куда залегает медведь на зиму? Где медведь ночует летом? Почему ему не нужно жилье в летнее время? Где устраивают свои жилища лиса, волк, барсук? Где рождаются детеныши у лисы? Где живет волчица с волчатами? (В логове.) Где строят свои хатки бобры? Зачем они делают вход в свою хатку в воде? У кого из лесных зверей нет постоянного жилья? (Нет постоянного жилья у зайца и лося, они меняют место своей лежки каждую ночь.) Где устраивают берлогу белые медведи? (В снежном сугробе, куда можно забраться только по узкому тоннелю.) Почему большинство зверей, живущих в жарких странах, не устраивают себе постоянного жилья? (Им приходится часто перемещаться с места на место в поисках пищи и воды и не надо защищаться от холода.) Чем покрыто тело диких зверей? Кто из животных покрыт щетиной? (Дикие кабаны.) У всех ли зверей одинаковая шерсть и окраска? Кто из зверей имеет пятнистую окраску? (Рысь, леопард, гепард, ягуар.) У кого полосатая шерсть? (У бурундуков, тигров и зебр.) Какого цвета шерсть у волка? Какого цвета шерсть у белочки? (Летом она рыжая, а зимой — серебристо-серая.) Почему белые медведи не мерзнут в холодной Арктике? (Их защищает от холода теплая шерсть и толстый слой жира.) Зачем белки, горностаи, песцы и зайцы меняют на зиму цвет шерстки? (Чтобы быть менее заметными.) Почему медведи не меняют цвет шерсти? Когда у зверей бывает линька? (Линька у зверей бывает осенью и весной.) Зачем зверям сбрасывать шерсть два раза в год — осенью и весной? (Осенью у них вырастает теплый и плотный подшерсток, который спасает зверей от зимних холодов. Весной, во время линьки, они сбрасывают свой теплый зимний мех, чтобы легче переносить летнюю жару.) У кого из диких животных есть лапы? Какие лапы у волка и медведя? У кого из зверей есть копыта? Кто из диких зверей передвигается прыжками? (Заяц, белка, бурундук.) Кто еще умеет хорошо прыгать? (Тигр, рысь, соболь и куница.) Почему белка не падает, перепрыгивая с дерева на дерево? (Ей помогает удержаться в воздухе пушистый хвост, который можно сравнить с парашютом.) Кому из зверей хвост помогает передвигаться? (Лисе хвост служит рулем при резких поворотах.) Зачем обезьянам такой длинный и цепкий хвост? (Чтобы цепляться за ветки и быстрее передвигаться по деревьям.) Почему одни животные хорошо лазят по деревьям, а другие не умеют совсем? Кто из зверей умеет плавать? (Медведи, бобры, лисы, олени и др.) Почему зайцу легче бежать в гору? (Потому что передние лапы у зайца короче, чем задние, которыми он отталкивается в прыжке.) Какие повадки есть у зайца? (При испуге заяц прижимает уши к спине, а когда прислушивается, поднимает их.) Почему зайца называют косым или косоглазым? У кого из диких зверей есть рога? (У оленей, лосей, косуль, антилоп и др.) Чьи рога похожи на лопату? (Рога лося.) Кто из животных меняет рога? Как можно узнать возраст оленя или лося по рогам? (Надо сосчитать количество отростков на рогах.) У каких зверей очень мощные зубы? Почему волка, лису, медведя, росомаху, песца и других животных назвали хищными? (Потому что они нападают на других животных и питаются их мясом.) Что лоси едят летом? (Летом лоси едят разные растения: кипрей, хвощ, кубышку, кувшинку, калужницу, аир, а также листья ивы, рябины и березы.) Чем питаются олени в летнее время? (Травами и листьями растений.) Чем лоси питаются зимой? (В зимнее время лоси питаются ветками осины, тополя, ивы, дуба, сосны, реже — ольхи и березы.) Что едят олени зимой? (Олени разгребают снег в поисках ягеля, а также питаются почками и ветками карликовых берез и низкорослых ив.) Почему оленей нельзя назвать хищными животными? Почему их называют травоядными? Чем питаются дикие кабаны? (Дикие кабаны едят червей, улиток, личинок насекомых, мелких грызунов, а также они очень любят желуди, корневища, клубни, орехи.) Что употребляют в пищу бурые медведи? (Пища бурых медведей разнообразна: сочные травы, коренья, листья, семена и молодые ветки растений, ягоды, орехи, желуди, мед, рыба, птичьи яйца, птицы и другие животные.) Чем питается белый медведь? (Зимой он питается мясом тюленей, северных оленей, мелких грызунов и рыбой, а летом — травами, ягодами и лишайниками.) Чем питаются белки летом? Какую пищу предпочитает лиса? (Грызунов, зайцев, птиц, насекомых, ест она и ягоды.) Что значит выражение лиса мышкует? (Так называется способ ловли мышей лисой. Обнаружив вход в мышиную нору, она делает резкий прыжок вверх, а затем падает всеми четырьмя лапами точно в отверстие, ведущее в нору. Потом она поспешно роет землю вокруг норы и ловит разбегающихся мышей.) Почему ёжа можно назвать насекомоядным? Кого из зверей можно назвать грызунами? (Белку, бобра, дикобраза, соню, хомяка и др.) Почему их так назвали? Почему антилопу, зебру и слона называют растительноядными животными? Кого из животных можно назвать всеядными? (Того, кто питается растительной и животной пищей.) Как звери готовятся к зиме? Кто из зверей делает к зиме запасы? (Бурундуки, хомяки, бобры и белки.) Что запасают белки к зиме? Где они прячут свои запасы? Чем питаются бобры зимой? (Бобры заготавливают себе на зиму ветки деревьев.) Почему ежи впадают в спячку зимой? (Зимой они не могут найти себе пищу.) Кто из зверей с приходом зимы впадает в сон? (С приходом зимы засыпают медведи, барсуки, енотовидные собаки и еноты-полоскуны.) Что помогает им пережить зиму без пищи? (Летом и осенью они очень много едят, становятся упитанными и жирными и в состоянии сна хорошо переносят бескормицу.) Что спасает животных от зимних стуж и холодов? (Оленей, лосей, косуль и диких кабанов защищает толстый слой подкожного жира, а пушных зверей — густой и теплый подшерсток.) Какими появляются на свет детеныши диких животных? (У всех животных детеныши разные: у одних они слепые и беспомощные, а у других быстро становятся на ножки и бегут за мамой.) Чем питаются новорожденные детеныши животных? Почему зверей назвали млекопитающими? Чему учат родители-звери своих малышей? (Как добывать пищу, как прятаться и защищаться от нападения врагов, как строить жилище и содержать в чистоте свое тело.) Чем лесные звери защищаются от врагов? Чем защищаются лоси, олени и зубры? (Рогами и копытами.) Как защищается ежик от нападающих врагов? (Он сворачивается в клубок, старается уколоть иголками и фыркает.) Может ли лиса съесть ежа? (В редких случаях. Лиса катит ежа к воде, где ему приходится невольно высунуть свой нос. Она хватает его за нос, и ежу уже спастись невозможно.) Какие хищные животные охотятся на зайцев? (На зайцев нападают хищные птицы: филины, орлы, ястребы-тетеревятники, а также лисицы, рыси, волки и др.) Как заяц защищается от хищных птиц? (Он ложится на спину и отбивается ногами, вонзаясь острыми когтями в брюхо врагу. От других хищников его спасают быстрые ноги и чуткие уши. Завидев или услышав врага, он делает резкие скачки в сторону и убегает, запутывая следы.) Какие еще способы защиты используют животные? (Каждый вид животных имеет свои способы защиты в окружающей среде. Одни звери предупреждают нападающих врагов рычанием, шипением, а если это не помогает, царапаются, кусаются или бодаются. Некоторые из животных прячутся, замирают, становятся неподвижными, то есть маскируются. Носороги защищаются рогами, слоны — бивнями и ногами, кенгуру — хвостом и задними ногами, львы и тигры пускают в ход когти и зубы. Броненосец может свернуться в клубок. Защитой броненосца служит панцирь из костяных пластин, а дикобраза — иголки. У бегемота для защиты есть дополнительная пара больших передних зубов. Скунс обрызгивает своих врагов плохо пахнущей жидкостью.) Что значит — маскировка зверей? (Это способ скрыться, спрятаться, остаться незамеченным.) Как маскируются разные звери? (Некоторые звери — рысь, гепард, ягуар и леопард — имеют пятнистую окраску, что позволяет им незаметно подкрадываться к своей добыче. Полосатой зебре и желтовато-серой газели окраска шерсти помогает быть менее заметными среди окружающей природы. Окраска разных зверей может быть защитной и пугающей.) Как заботятся звери о чистоте своего тела? (Многие звери любят купаться в воде, например медведи. Дикие кабаны любят валяться в грязи. Во время линьки вместе с выпадающей шерстью звери избавляются от паразитов и отслоившихся пластинок кожи.) Почему некоторые дикие животные собираются в стаи или группы? (Одним из них, например волкам, стаей легче охотиться, а другим — защищаться. В стае всегда есть вожак, которому все подчиняются. В группы собираются те животные, которым легче совместно добывать пищу.) Какие звери могут выжить поодиночке? (Медведи, белки, ежи и другие животные, которые сами могут найти себе пищу.) Смогут ли выжить хищные животные, не нападая на других? Почему не смогут? Какие животные чаще всего попадают в зубы более сильных зверей? (Больные и слабые.) Человек — друг или враг диких животных? (Он бывает как другом, так и врагом.) Когда человека можно назвать другом животных? Когда дикие животные нуждаются в помощи человека? Каким животным может помочь человек в трудное зимнее время? (Лосям, зубрам и диким кабанам. Люди устраивают для них специальные кормушки, куда кладут сено, ветки деревьев и поваренную соль, а диким кабанам разбрасывают на тропах картошку и другой корм.) Кто проявляет заботу о диких животных, живущих в лесу? (Лесники.) Кто лечит больных зверей, живущих в зоопарках и цирках? (Врач-ветеринар.) Когда человек становится врагом животных? Хорошо ли поступают люди, забирая детенышей животных? В каких случаях это нужно сделать? Зачем люди охотятся за некоторыми дикими животными? (Чтобы использовать их ценный мех, мясо и кожу.) Каких пушных зверей разводят на зверофермах? Как люди используют мех животных? (Из шкурок лисиц, песцов, норок, бобров, рысей и нутрий изготавливают воротники, шьют шубы, варежки, шапки и другую одежду. Из кожи некоторых зверей изготавливают обувь, сумки и другие предметы.) Могут ли обойтись люди без охоты на диких животных? Где запрещена охота на диких животных? (В заповедниках, в лесопарках, в парках дикой природы и заказниках.) Знаете ли вы, что такое заповедник, лесопарк? Есть ли заповедники и лесопарки в вашем крае? Как должны относиться люди к диким животным? (Бережно и заботливо: нельзя причинять им вред, нельзя их без надобности убивать.) Кто хозяин леса — человек или звери? Как должны вести себя люди в местах обитания диких животных? (Очень осторожно. Нельзя нарушать привычный образ жизни диких животных. Людям лучше избегать встреч с дикими животными.) Кого из диких животных должны бояться люди? Кто из зверей боится человека? Зачем люди устраивают зоопарки? Хорошо или плохо живется диким животным в зоопарках и цирках? Какие звери поддаются дрессировке? Кто дрессирует диких животных? Что можно сказать о профессиях дрессировщика и смотрителя зоопарка? Какими должны быть люди, посвятившие себя работе с животными? От чего зависит численность тех или иных зверей? Могут ли люди помочь животному миру Земли? (Люди на всей планете должны беречь землю, леса и водоемы, не загрязнять их отходами и ядохимикатами, сажать леса, чтобы зверям было где жить, создавать заповедники, охранять редких животных.) Каких животных заносят в Красную книгу природы? Хотите ли вы вступить в Общество защиты животных? Как вы намерены их защищать? Стихи Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите ПРО ЗВЕРЯТ Любит зебра на лужайке
Барсук Встанет за полночь барсук,
Еж Серый ежик весь в иголках,
Лось Лось — рога ветвистые
Кабан Опускается туман,
Бобр В тихой заводи речной
Лиса Знает лисонька-лиса:
Волк День и ночь по лесу рыщет,
Тигры Тигры — знают все ребята —
Медведь По завалам, по оврагам
Белка Белка — с кисточками ушки — В. Степанов
ПРО ЗВЕРЯТ Шишка. Гриб. Лесной орех.
Бобр Эй, ребятки, по порядку
Лиса — Для чего тебе, лиса, — От охотников спасаюсь —
Енот-полоскун Есть забота у енота:
Тигр Я пушистый, большой, полосатый,
|