![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Игра «Бывает — не бывает». 1 страница
Помидоры растут под землей. В огороде выросла картошка. Из овощей сварили компот. В лесу выросло много редиски. На грядке выросли фиолетовые огурцы.
Составьте логическую цепочку. Ворона, подсолнух, огородное пугало, хозяйка. (Ворона клевала подсолнух. Хозяйка поставила огородное пугало. Ворона испугалась и больше не прилетала.) Сковорода, растительное масло, картошка, плита, мама. (Мама зажгла плиту. На плиту поставила сковороду. Мама налила растительного масла в сковороду и поджарила картошку.) Трактор, тракторист, поле, червяк, грач.
■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ Придумайте диалоги. Что могли бы сказать Овощи Солнышку и Дождику? Что рассказывают друг другу о себе Огурец и Помидор? Чем хвастаются друг перед другом Капуста и Арбуз? О чем говорят Картошка с Колорадским Жуком? О чем могут говорить Нож и Лук, Огурец и Соль, Помидор и Банка, Капуста и Бочка?
Сочините чистоговорки-«смешинки» и чистоговорки-«стра-шилки». Ор-ор-ор, вырос красный (помидор). Ор-ор-ор, поет песню (помидор). Ор-ор-ор, напал на зайца (помидор). Ец-ец-ец, съем хрустящий (огурец). Ец-ец-ец, прыгнул в ротик (огурец). Ец-ец-ец, полез в драку (огурец).
Развитие диалогической речи
Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Овощи, огород, поле». Составьте мини-диалоги. Какие вы знаете овощи? Почему овощи можно назвать растениями? Какие части есть у растения? (Корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена.) Где находится корень? Зачем растениям корень? (С помощью корней растения закрепляются в земле и поглощают нужные им для жизни вещества и воду. Корни некоторых растений служат для размножения. Их можно разделить и вырастить новое растение.) Почему растение погибает, если повредить его корень? Что располагается на стебле? Зачем растениям стебель? (Стебель связывает корень с листьями, цветами, плодами и служит для них опорой. По стеблю поступают вода и питательные вещества к листьям, цветам и плодам растения.) Зачем растениям листья? (С помощью листьев растения дышат.) Зачем растениям цветок? (Из цветков появляются плоды. В каждом цветке есть пыльца. Если она попадет с одного растения на другое, тогда растение опыляется и из цветка развиваются семя и плод. Без опыления цветок никогда не станет плодом.) Зачем люди выращивают овощи? Чем овощи полезны для человека? (В овощах содержатся витамины, необходимые для жизни и здоровья человека. В луке и чесноке есть вещества, убивающие микробы и бактерии. У тех, кто ест морковь, помидоры и перец, будет хорошим зрение. Капустным соком лечат желудочные болезни.) Какие части овощных растений мы едим? Почему некоторые овощи называют корнеплодами? Корни каких овощей можно употреблять в пищу? (Морковь, репа, петрушка, брюква, редька, редис и т. д.) Какие листовые овощи используются в пищу? (Листья салата, щавеля, укропа, капусты.) У каких овощей съедобные плоды? (Плоды кабачка, помидора, патиссона, перца, баклажана и др.) У какой овощной культуры съедобны стебли? (Кольраби.) У каких овощей съедобны цветы? (Цветной и брюссельской капусты.) Семена каких растений пригодны в пищу? (Горох, фасоль, бобы, кукуруза, чечевица и т. д.) Почему их называют стручковыми? Какие части лука используются в пищу? Где можно купить овощи? Что можно приготовить из овощей? Какие овощи можно солить, мариновать и консервировать? Из каких овощей готовят икру? (Икру готовят из свеклы, моркови, кабачков, баклажанов, лука и др.) Какие овощи полезнее для здоровья человека — сырые или вареные? Почему сырые овощи полезнее? Какие овощи можно употреблять в пищу в сыром виде? Что нужно сделать с овощами, прежде чем их съесть? Почему нельзя есть грязные овощи? Где могут расти овощи? (На грядке, в огороде и в поле.) Где люди выращивают много овощей? Чем отличаются огород, поле и сад? Какие сельскохозяйственные машины используют люди для уборки урожая? Как называется профессия людей, выращивающих овощи? (Ово- щеводы.) Какие еще профессии людей, работающих в сельском хозяйстве, вы знаете? Тяжел или легок их труд? Как мы должны относиться к людям, благодаря которым мы получаем продукты питания? Почему мы не должны выбрасывать хлеб и другие продукты питания? Что нужно для роста растений? (Почва, свет, тепло, влага и удобрения.) Где лучше растут овощи — в тени или на солнце? В каких случаях солнце приносит вред растению? Откуда растения получают влагу? Когда овощи нуждаются в поливе? Дышат ли растения? (Растения тоже дышат.) Для чего нужно рыхлить землю, в которой растут овощи? (В рыхлую почву легче проникнуть воздуху.) Для чего нужна прополка? (Сорняки поглощают питательные вещества, затеняют растения, тем самым мешают росту растений.) Кто из животного мира является помощником человека при выращивании овощей? (Дождевые черви, жабы, птицы, божьи коровки, пчелы, шмели и др.) Как они могут помочь? (Дождевые черви рыхлят почву. Пчелы и шмели переносят пыльцу с растения на растение, опыляя их. Божьи коровки уничтожают тлю, а птицы и жабы поедают других вредных насекомых.) Как вы будете относиться к таким помощникам?
Стихи Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
«ЩИ-ТАЛОЧКИ» Чищу овощи для щей. Да капустный кочешок. М. Боровицкая
ОГОРОД Наши грядки солнце греет, Т. Белозеров
*** Показал садовод Нам такой огород, Где на грядках, заселенных густо, Огурбузы росли, Помидыни росли, Редисвекла, чеслук и репуста. Сельдерошек поспел, И моркофель дозрел, Стал уже осыпаться спаржовник, А таких баклачков Да мохнатых стручков Испугался бы каждый садовник. Н. Кончаловская
овощи Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Вот овощи спор завели на столе — Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох!.. Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку, капусту, Морковку, горох, Петрушку и свеклу. Ох!.. Накрытые крышкою в душном горшке, Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, капуста. Морковка, горох, Петрушка и свекла. Ох!.. И суп овощной оказался неплох! Ю. Тувим
ЖЕЛТОЕ СОЛНЦЕ Желтое солнце Прохлада и сладость Таджикская песенка. Л. Яхнин
КАРТОШКА И СВЕКЛА — Эи, свекла, — дразнила А свекла в ответ ей: В. Пальчинскайте
КАРТОШКА Посадили мы картошку: Мама — в поле, я — в саду. Мама — много, я — немножко, Я — всего одну гряду. Чтоб моя росла скорей, Я весь день тружусь над ней. Я минуты неподвижно У картошки не сижу. То подальше, то поближе Я ее пересажу. — Будет чудо-огород, — И. Беляков
КОЛОСОК — Золотистый колосок, — Теплый ветер, майский гром, А еще людские руки, Сильным, рослым, золотым! Н. Красилъников
МОРКОВКА Иль она играет в прятки? Скрылась с головою в грядке И сидит, таясь по-лисьи... Потянул ее за листья И поддел рукою ловко — Раз! Подпрыгнула морковка. В. Егоров
МОРКОВЬ До морковки долетела весть, Что ее зайчишка хочет съесть. — Брось, косой, не думай, бесполезно! — Морковь поглубже в чернозем залезла. А чтоб не видно было головы, Раскинула палатку из ботвы. И. Беляков
КАБАЧОК Подставив солнышку бочок, И. Беляков
ПОМИДОР В огороде Взгромоздился на забор: — Это глупо и нелепо! — Безобразник! Сорванец! — Не терплю подобных штук! Стыд тебе и позор! Л. Стрельцова
*** Коля, Коля, Николай,
СКОРОГОВОРКА У Егора — огород, Там есть редька и горох. Рядом огород Федоры — Там на грядках Л. Ульяницкая
Загадки Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.
Я длинный и зеленый, (Огурец)
Наши поросятки выросли на грядке. К солнышку бочком, хвостики крючком. (Огурцы)
Летом — в огороде, (Огурцы.)
Как на нашей грядке (Помидоры)
Я, друзья, бываю разный — (Помидор)
Сидит красавица в темнице, (Морковь)
На ощупь — очень гладкая, (Морковь)
На грядке сидит Фекла, В огороде старичок (Морковь)
Был ребенок — (Капуста)
Семьдесят одежек (Капуста)
Уродилась я на славу. (Капуста)
Лоскуток на лоскуте — (Капуста)
Как надела сто рубах, (Капуста)
И зелен, и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом... (картошка). Под землей росла девица, (Картошка) Золотая голова (Тыква)
Неказиста, шишковата, (Картошка)
Заставит плакать всех вокруг,
Сидит дед во сто шуб одет. (Лук)
Раскололся тесный домик (Горох)
Дом зеленый тесноват: (Горох) На жарком солнышке подсох
Кафтан на мне зеленый, (Арбуз)
Щеки красные, нос белый. (Редис)
Круглый бок, желтый бок.
Удивительное солнце: (Подсолнух)
Кругла да гладка.
А какой же овощ это В. Степанов
ФРУКТЫ, ягоды. ЦВЕТЫ. САД СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
Психогимнастика
■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ-
Выразите удовольствие от приятного запаха землянич- Передайте свое эмоциональное состояние: едим слад- Изобразите действия садовника: копаем ямки, сажаем Изобразите действия цветовода: вскапываем клумбу, «Уборка урожая». Имитация действий: ставим лест- «Варим варенье». Изобразите действия мамы: моем
■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ Представьте себя фруктовым деревом со спелыми налив- Представьте себя маленьким цветочным ростком, тя- Наши алые цветки Т. Ткаченко
Развитие мелкой моторики.
Выполняйте действия в соответствии со смыслом текстов стихо-
(Поочередно загибаем пальчики правой, а затем ле Палец толстый и большой В сад за сливами пошел. Указательный с порога Указал ему дорогу. Средний пальчик — самый меткий, Он сбивает сливы с ветки. Безымянный поедает, А мизинчик-господинчик В землю косточки сажает. И. Лопухина
ПОТЕШКА Мы делили апельсин. Пальчик, пальчик, С безымянным Ел малинку, Ел со средним Землянику, С указательным — Клубнику. И. Лопухина
Формирование
■ синонимы
Послушайте и повторите слова, близкие по значению, — твердый — жесткий, затверделый, окаменелый
■ АНТОНИМЫ
Назовите слова, противоположные по значению, — «слова- твердый — мягкий растет — сохнет
Дополните предложение. Банан сладкий, а гранат (кислый). Ягоды клубники заморозили, а потом (разморозили).
■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов
Ответьте на вопросы. Какая бывает косточка? (Косточка бывает фруктовая, Какие фрукты покрыты кожицей? (Яблоки и сливы.)
■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Послушайте и повторите слова. Какие слова не являются сад — садовник, садовод, садовница, садоводство, са довый, садится ягода — ягодник, ягодница, ягодный, ежевика доносить, плов
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
Скажите ласково. яблоке — яблочко лимон — лимончик
■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
Составьте новое слово из двух. желтый, красный — желто-красный Рябина, у которой черные плоды? (Черноплодная ряби- Цветы разводит. (Цветовод.) Машина, с помощью которой выжимают сок. (Соко-
■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ- ароматный — ароматнее — самый ароматный (аромат- нежный — нежнее — самый нежный (нежнейший)
Подскажите нужное слово. Яблоко (ароматное), мандарин (ароматнее), а апельсин К каким фруктам и ягодам подходит слово аромат-
■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК
Составьте новые слова.
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
«Один — много». один апельсин — апельсины — много апельсинов одно яблоко — яблоки — много яблок
Дополните предложение. В саду созрело много (...). На клумбе расцвели (...).
■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Сочините чистоговорки. Бина-бина-бина, полезна красная (рябина).
Составьте предложения из перепутанных слов. Сад, дети, собрались, пойти, в. Для, они, сбора, взяли, фруктов, корзинки. На, висит, груше, груш, много. Под, лежит, много, яблоней, яблок. Между, бегает, деревьями, собачка. Из, мама, груш, компот, яблок, и, варит.
■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Ответьте на вопросы. О каких фруктах можно сказать мой, твой, наш, их, О каких фруктах можно сказать моя, твоя, наша? О каких фруктах можно сказать мое, твое, наше? (Яб- О каких фруктах можно сказать мои, твои, наши?
■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
Подберите слова. Пять высоких (рябин, яблонь, груш и т. д.). Десять ягод (смородины, малины, калины и т. д.).
Добавьте нужное слово. оранжевый (апельсин) круглый...
Кто знает, пусть продолжает. Круглые (яблоки, гранаты, вишни, апельсины).
Найдите слову пару.
Имя прилагательное
■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ
Повторите слова. Какое слово лишнее? персик бархатистый, оранжевый, синий яблоко круглое, сочное, шероховатое
Глагол
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ
«Я умею — не умею». Я умею чистить бананы. Я не умею варить варенье.
Ответьте на вопросы. Что делает садовник? (Садовник ухаживает за фрук- Где растут садовые цветы? (Садовые цветы растут в Что сделает мама с вишнями? (Мама вымоет вишни.) Что сварила мама из вишен? (Мама сварила из вишен Из каких ягод выжали сок? (Сок выжали из ягод ма- Когда будут опадать листья рябин? (Листья рябин бу-
■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Говорите и выполняйте. Что я делаю? (Я срываю, собираю, кладу яблоки.) Что мы делаем? (Мы срываем, собираем, кладем груши.) Спроси у друга. (Ты срываешь сливы? Ты собираешь Скажите обо мне, что я делаю. (Вы срываете, собира- Скажите, что делает Оля или Коля. (Он(-а) срывает, Что они делают? (Они срывают, собирают, кладут
■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Придумайте просьбы, пожелания и советы. Сорви мне, пожалуйста, вишенку. Достань, пожалуй-
Игры со звуками, буквами и словами (Задания выполняются с использованием наглядного материала.) Назовите первый звук в словах айва, алыча, ирга, изюм. Какие это звуки? (Гласные звуки.) Какого звука не хватает в словах...йва,...нанас,...бри кос,...пельсин! (Звука а.) Назовите первый и последний звук в словах банан, гранат, мандарин, грейпфрут. Какие это звуки? (Согласные твердые звуки.) Назовите мягкие согласные звуки в словах лимон (л'), персик (п', с'), вишня (в', н'), слива (л'), кизил (к', з'). Какой один и тот же согласный мягкий звук слышится в словах малина, калина, облепиха, лимон? (Звук л'.) Угадайте названия фруктов по первому и последнему звуку. Какое это слово, если в нем первый звук г, последний — а! (Груша.) В слове первый звук а, последний — н. Что это? (Апельсин.) В названии ягод первый звук с, последний — а. (Смородина.) Угадайте слово. В слове есть согласные звуки х, р, м. Какое это слово? (Хурма.) В слове есть согласные звуки м, л', н. (Малина.) В слове есть согласные звуки б, н, н. (Банан.)
|