![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Игры со звуками, буквами и словами 5 страница
Имя прилагательное
■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ
Ответьте на вопросы какой? какая? какое? какие? лето (какое?) (жаркое, теплое, прохладное, сырое, дож- погода (какая?) (жаркая, знойная, теплая, прохладная, солнце (какое?) (яркое, жаркое, горячее, лучистое, зо- облака (какие?) (кучевые, перистые, дождевые, грозо- небо (какое?) (прозрачное, ясное, чистое, лазурное, го- день (какой?) (летний, жаркий, знойный, теплый, сол- дождь (какой?) (мелкий, редкий, теплый, летний, гриб- ветер (какой?) (теплый, свежий, ласковый, легкий)
Глагол ■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ
Ответьте на вопросы. Что делает Миша на речке? (Миша ловит рыбу.) Что делают рыбаки? (Рыбаки ловят рыбу.) Что сделает мама с рыбой? (Мама сварит уху из рыбы.)
Загадайте желание. Я хочу, чтобы лето... Я хочу, чтобы летом... Я хочу каждый день плавать...
Цепочка слов. Что сначала, что потом? складывать, сгребать, сушить, косить
■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Говорите и выполняйте. Что я делаю? (Я загораю, купаюсь, плыву.) Скажите обо мне, что я делаю. (Вы загораете, купае- Что он(-а) делает? (Он(-а) загорает, купается, плы- Что они делают? (Они загорают, купаются, плывут.)
■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Наши просьбы, пожелания, советы и предложения. Не рвите цветы! Любуйтесь цветами! Наслаждайтесь Накосите сена корове. Загорайте осторожно! Не сожгите спину! Не ходите в знойный день без головного убора! Не заплывайте слишком далеко от берега! Не ходите без родителей на водоем!
Игры со звуками, буквами и словами (Задания выполняются с использованием наглядного материала.) Назовите первый звук в словах жара, радуга, туман, гроза, молния. Как называются эти звуки? (Согласные твердые звуки.) Какой последний звук слышится в словах июль, июнь, ливень, свежесть, зелень? Как называются эти звуки? (Согласные мягкие звуки.) Какие гласные звуки слышатся в середине слов зной, град, гриб, пыль? Назовите пять слов, относящихся к лету, в которых первый звук р. (Рыбалка, рыболов, раскат, радуга, роса.) Назовите пять слов, относящихся к лету, в которых есть звук ж. (Урожай, свежесть, дождик, жара, жажда.) Назовите семь слов, в которых слышится первый звук к. (Купание, костер, купальник, коса, колос, капля, крючок.) Какого звука не хватает в словах...епло (т'),...дочка (у),...уман (т),...елень (з'),...адуга (p)? Вставьте пропущенные гласные буквы в слова л...т... (е, о), р...с... (о, а), и...нь (ю), гр...з... (о, а). Вставьте пропущенные согласные буквы в слова г...ом (р), теп...о (л), ав...уст (г), рыба...ка (л). Составьте слова из «рассыпанных» звуков: р, а, ж, а (жара); л', о, т, э (лето); з, а, р, о, г (гроза). Определите количество согласных звуков в каждом слове. «Разбросайте» звуки в словах гриб, шорты, туман. Назовите гласные звуки каждого слова. Замените в словах горе, жар, цапля, роса один звук (одну букву). Какое новое слово получится? (Море, пар, капля, коса.) Добавьте в слово пар звук к, а в слово роза звук г. Какие новые слова получатся? (Парк, гроза.) Какого слога не хватает в словах солн... (це),...вень (ли),...за (гро)? Угадайте слова по перепутанным слогам: ло-теп (тепло), тер-ве (ветер), дых-от (отдых). «Слово в слове». Составьте новые слова из слов: ры балка (рыба, балка, лак, бал), удочка (дочка, чудо), гро за (роза), сенокос (сено, нос), зелень (лень), цветение (цвет, тени), жара (жар), роса (оса), дымка (дым).
Развитие познавательных процессов (Задания выполняются с использованием наглядного материала.)
■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ Расскажите о характерных запахах лета. Сравните на ощупь природные материалы — песок, глину, камень, торф. Из чего лучше всего лепить пирожки, строить замки? Послушайте звуки лета: птичьи голоса, шум листвы, звон дождевых капель и др. Какими красками или карандашами можно нарисовать лето? Нарисуйте град разного размера, крупные и мелкие капельки дождя. Назовите цветущие растения красных, желтых и синих оттенков. Часть какой геометрической фигуры напоминает радуга? Что бывает с растением сначала, а что — потом? (Растет, цветет, созревает и плодоносит.)
■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ Игра «Бывает — не бывает». Сделайте хлопок в ладоши, если такое явление наблюдается летом. Гремит гром. Сверкает молния. Падает снег. Цветут сады. Растут грибы. Птицы вьют гнезда. Опадают листья. Головастики превращаются в лягушек. Медведь впадает в спячку. Белка меняет рыжую шерстку на серую. Игра «Я — не я». Я люблю землянику. Я люблю жареные грибы. Я люблю есть траву. Я люблю бегать по траве босиком. Я летом бегаю в валенках. Я люблю купаться в шубе. Я собираю грибы на тротуаре. Я встретился с медведем.
■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Цепочка слов. Кто больше назовет слов, которые подходят к данному слову? лето (листва, грибы, цветы, плоды, яблоко, земляника и т. д.) река (пляж, загорать, купаться, нырять, отдых, рыбалка, водный велосипед, яхта и т. д.) рыбалка (удочка, спиннинг, лодка, берег, рыба, рыбак) сенокос (коса, сено, косарь, луг, копна, корова, коза)
Послушайте, запомните и повторите слова. Какое слово исчезло из ряда? Роса, град, зной, свежесть, жара, прохлада. Град, зной, свежесть, жара, прохлада.
Кто быстрее найдет картинки? Выберите грибы, цветы и ягоды из ряда других картинок.
■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ И РАЗЛИЧИЙ
Какой общий признак у предметов? В чем их различие? Солнце, лимон, цыпленок и подсолнух. (Они желтого цвета.) Молния, огонь и солнце. (Они могут сжигать все живое.)
■ УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ ПО СОВОКУПНОСТИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Установите связь между предметами. Дерево — листва, платье — девочка. (Девочка наряжается в платье, а дерево — листвой.) Кузнечик, мяч, заводной зайка, мальчик. (Они прыгают.)
Исключите лишнее слово. растение (бегает, цветет, растет, плодоносит, созревает) стрекоза (летает, порхает, прыгает, кружится, садится) град (молния, снежинка, радуга) цветы (плоды, листья, пень, дерево) Игра «Бывает — не бывает». На лугу пасется медведь. Косари косят траву. В лесу запели лисы. Проскакал коричневый зайчик. В лесу созрела земляника. Запасливая белочка насушила клюквы. На елке выросли груши. На лугу расцвели грибы.
■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ Представьте, что в лесу выросла земляника величиной с арбуз. Что будем с ней делать? Вообразите, что огромная Стрекоза приглашает нас в путешествие. Куда бы вы хотели отправиться? Представьте, что Солнечный лучик зовет вас в гости к Солнцу. Что вы ему ответите?
«Голоса Природы». Придумайте диалоги. О чем говорят между собой Земляника и Колокольчик? О чем поведала Белочка Ежонку в летний день? Что могли бы сказать Птицы Кукушке, узнав, что она не высиживает своих Птенцов?
Сочините чистоговорки-«страшилки» и чистоговорки-«сме-шинки». Ок-ок-ок, ок-ок-ок, прыгнул зайчик в (кузовок). Бы-бы-бы, бы-бы-бы, убежали все (грибы). Су-су-су, су-су-су, зебру видели в (лесу). Ор-ор-ор, ор-ор-ор, на нас напал (мухомор).
Развитие диалогической речи
Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Лето». Составьте мини-диалоги. После какого времени года наступает лето? Назовите летние месяцы. Как узнать, что наступило лето? Что летом длиннее —день или ночь? Почему летом ночь короче дня? Когда бывает день летнего солнцестояния? (22 июня.) Какая погода бывает летом? Какая температура воздуха бывает летом? При какой температуре воздуха можно ходить в легкой одежде? Что такое тень? Какие облака чаще всего бывают в летние дни? (Кучевые, перистые, слоистые.) Почему утром и ночью бывает прохладнее, чем днем? Почему нельзя долго находиться на жаре? (Можно получить тепловой или солнечный удар.) Как можно от этого уберечься? (Нужно прикрывать голову панамкой или кепкой.) Что может случиться, если долго находиться под палящими лучами солнца? (Можно получить ожог кожи.) Какую помощь нужно оказать пострадавшему от солнечного ожога? (Нужно увести его в прохладное помещение или в тень, покрасневшие участки кожи смазать кислым молоком или простоквашей. Можно положить на обожженный участок влажное полотенце, смоченное в прохладной воде.) Какие природные явления можно наблюдать летом? Как можно догадаться о приближении грозы? Что бывает во время грозы? Что опаснее — молния или гром? Почему нельзя прятаться в грозу под высокими деревьями и находиться рядом с металлическими предметами? Что может послужить причиной пожара в грозу — гром или молния? Что такое град? Для чего он представляет большую опасность? Какой дождь называют ливнем? Что можно наблюдать в небе после дождя и грозы? Можно ли посидеть на радуге? Почему нельзя по ней пробежать? Что собой представляет радуга? (Радуга — это разноцветная дуга, которая появляется на небе пос ле дождя. Она состоит из мельчайших дождевых капелек, в которых преломляются солнечные лучи.) Из каких цветов состоит радуга? Бывают ли летом бури и ураганы? Какой вред природе и людям они наносят? Что такое роса и туман? (Роса и туман — мельчайшие водя ные капельки, которые образуются при охлаждении воздуха. Эти явления бывают по утрам.) Что делают птицы в летнее время? (Они вьют гнезда, откладывают яйца и высиживают птенцов.) Почему люди называют птиц своими друзьями? (Птицы защищают сады и огороды от вредных насекомых.) Какие насекомые досаждают людям и животным летом? Почему листья растений летом зеленые? (Зеленый цвет листьям придает особое вещество — хлорофилл. Хлорофилл образуется только в светлое время дня. Ночью он разрушается, а с наступлением дня восстанавливается.) Что летом происходит с растениями? (Они цветут, растут и плодоносят.) Что им нужно для роста? (Свет, тепло и влага.) Что такое засуха? Какую угрозу для растений и человека она представляет? Как можно помочь растениям выжить в засушливое лето? Какую работу выполняют люди в огородах, садах и в поле? Какие овощи созревают летом? Какие фрукты вызревают в летние месяцы? Какие зерновые культуры убирают летом? Почему так говорят: «Летний день год кормит»? За что вы любите лето? Где вы предпочитаете отдыхать в летнюю пору? Какие правила осторожности надо соблюдать, отдыхая на водоемах? Почему так говорят: «Не зная броду, не суйся в воду»? Что может случиться с теми, кто пренебрегает правилами осторожности на воде? Какие дары летнего леса человек использует в пищу? Знаете ли вы, что не все ягоды и грибы съедобны? Какие ядовитые ягоды и грибы, растущие в ваших лесах, вы знаете? Как следует вести себя в лесу?
Стихи Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
ВЕСЕЛОЕ ЛЕТО Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло. По дорожке прямиком Ходят ножки босиком! Кружат пчелы, Вьются птицы. А Маринка веселится. Увидала петуха: — Вот так чудо! Ха-ха-ха! Удивительный петух: Сверху перья, снизу — пух! Увидала поросенка, Пятачок дырявый, В. Берестов
В НОЧНОМ Летний вечер. За лесами То табун коней в ночное Я. Суриков
НАСТУПИЛО ЛЕТО В лес июньский загляни-ка: Июль Колокольчики! Ромашки! Август Приходит август с урожаем Ко всем, но только не к лентяям. Кто проспит, тот вернется С пустыми руками. А кто рано проснется, Тот — с боровиками. Б. Берестов
— Ножки, ножки, где вы были? — За грибами в лес ходили. — А вы, ручки, не скучали? — Мы грибочки собирали. — А вы, глазки, помогали? — Мы искали да смотрели — Вот Ванюшка с грибком, В. Лебедев-Кумач
ОТЧЕГО ТАК МНОГО СВЕТА? Отчего так много света? Все длиннее, что ни день, Ну а ночи, НочЬ от ночи, Все короче и короче... И. Мазнин
ЛЕТНЯЯ ПЕСЕНКА Опять смеется лето Опять трусы и майки Т. Белозеров
ЛЕТО Ярко солнце светит, Золотом облиты И. Суриков
ДОЖДЬ Дождь идет, Дождь идет... Даже дождик устает. В землю отдохнуть уйдет... Стало тихо-тихо, О. Вациетис
ДОЖДЬ Как из тучи из гремучей Г. Лагздынь
СЕНОКОС Сенокос, сенокос! Вся деревня на лугу. Г. Ладонщиков
ГРИБОК Мы в лесок пойдем. Ты не прячь, не прячь, грибок, О. Высотская
Загадки Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки. Я соткана из зноя, «Купайтесь!» — приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я (лето). Е. Карганова
Бежал по тропке луговой — (Ветер)
Утром бусы засверкали, (Роса)
Над тобою, надо мною (Дождевая туча)
Живут сестра и брат: (Молния и гром)
Что за чудо-красота! (Радуга)
На дворе переполох — (Град)
Это что там за стрела (Молния) Его просят, его ждут, (Дождь)
Красным зовется, (Лето) ОСЕНЬ СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
Психогимнастика
■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕС- Покажите, какое у вас настроение в осенний, дождли-
■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ Какой вы себе представляете Осень? Изобразите ран- Изобразите птиц, улетающих в теплые края. Прощаем- Передайте позой, мимикой и движением образы жи- Изобразите дрожащую на ветру осинку; могучий дуб,
■ ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ Придумайте действия, которые можно наблюдать в осен-
■ ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ «Прогулка в лес». Пробираемся сквозь бурелом, встре- «Собираем грибы». Мы по лесу шли-шли-шли, подосиновик нашли, Положили в кузовок и дальше пошли. Мы по лесу шли-шли-шли, белый гриб нашли...
Развитие мелкой моторики.
Выполняйте действия и движения в соответствии со смыслом Холодно. Осень. Пальцы мои — Ой-ой-ой! Холод-то какой! — Эх-эх-эх! А вдруг пойдет снег? — Ох-ох-ох! От ветра я оглох! Безымянныи палец кричит: — Ай-ай-ай! Солнце, вылезай! — Ах-ах-ах! Жаль, я не в сапогах! Перевод с немецкого О. Асписовой
Этот пальчик в лес пошел,
Формирование
■ Синонимы
Подберите близкие по значению слова — «слова-приятели». грусть — тоска, печаль, уныние
■ АНТОНИМЫ
Назовите слова, противоположные по значению, — «слова- ранняя — поздняя дождливая — солнечная
■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Послушайте и повторите слова. Какая общая часть есть в лист, листок, листочек, листопад СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПОМОЩЬЮ СУФФИК
Скажите ласково. гриб — грибок, грибочек ягода — ягодка
■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
Составьте новое слово из двух. Явление, когда падают листья, называется (листопад).
■ УСВОЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Ответьте на вопросы. Какое самое щедрое время года? Когда погода изменчивее — летом или осенью? В какое время года тучи мрачнее?
■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК
Составьте новые слова.
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Имя существительное
■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
«Один — много». один гриб — грибы — много грибов
Ответьте на вопрос. Без чего не бывает осени? (Без грибов, ягод, урожая,
■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Сочините чистоговорки со словом листопад. Пад-пад-пад, наступает (листопад).
Сочините чистоговорки со словами школа, грибы, брусника,
Закончите предложения. В лес ходили за (грибами, волнушками, моховиками, В лесу видели (ели, сосны, березы, белочку, зайца,
Вставьте коротенькие слова — предлоги. Миша и Ваня пошли... лес за грибами. Они взяли...
■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Ответьте на вопросы. О каких дарах осени можно сказать мой, твой, наш? Название каких ягод подходит к словам моя, твоя, Как правильно сказать—мое или мои поле, облако? О каких словах, относящихся к осени, можно сказать
■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
Сосчитайте грибы. два (подосиновика) пять (волнушек) три (моховика) четыре (сыроежки) семь (подберезовиков) семь (лисичек)
Подберите слова. осенний (день, месяц, урожай, сад, лес, парк, лист, дождь) осеннее (солнце, утро, пальто, настроение) осенние (месяцы, дни, листья, деревья, дороги, поля)
Исправьте ошибку. пожелтевший, опавший (листья)
Имя прилагательное
■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ
Ответьте на вопросы какой? какая? какое? какие? Лист (какой?) (золотой, красный, бордовый, багряный, Дождь (какой?) (холодный, косой, частый, проливной, Урожай (какой?) (богатый, щедрый, большой, обиль- Осень (какая?) (ранняя, поздняя, золотая, сказочная, Погода (какая?) (пасмурная, хмурая, дождливая, неус- Солнце (какое?) (тусклое, холодное, неяркое). Поле (какое?) (пустое, мрачное, черное, широкое, раз- Деревья (какие?) (яркие, красочные, золотые, нарядные,
Глагол ■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
|