![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
РАЗДЕЛ 4 1 страница
ПЛАНИРОВАНИЕ МНОГОФАКТОРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Решение большинства проблем науки и техники связано с проведением сложных и дорогостоящих экспериментов. Отсюда понятно значение методов оптимального планирования эксперимента, позволяющих в ряде случаев существенно сократить затраты времени и материальных средств на выполнение исследовательских работ. Долгое время порядок проведения эксперимента целиком определялся личным опытом и интуицией исследователей. Первые попытки применить математические методы для оптимального планирования эксперимента были сделаны английским математиком Р. Фишером в начале 20-х годов. Особенно быстрыми темпами теория планирования эксперимента стала развиваться после 1951 г. в связи с появлением работ Д. Бокса и К. Уилсона. Методы оптимального планирования эксперимента позволяют использовать математический аппарат не только на стадии обработки результатов измерений, как было раньше, но также и при подготовке и проведении опытов. Деятельность исследователей, пользующихся этими методами, становится логически более упорядоченной. Метод многофакторного эксперимента дает возможность получить математическое описание исследуемого процесса в некоторой локальной области факторного пространства, лежащей в окрестности выбранной точки. Под математическим описанием процесса будем понимать систему уравнений, связывающих функции отклика с влияющими факторами. В простейшем случае это может быть одно уравнение. Часто математическое описание называют математической моделью. С помощью математических методов оптимального планирования эксперимента можно получить математическую модель процесса даже при отсутствии сведений о его механизме. Это в ряде случаев бывает очень полезно. Ценность математического описания заключается в том, что оно: – во-первых, дает информацию о влиянии факторов; – во-вторых, позволяет количественно определить значения функций отклика при заданном режиме ведения процесса; – в-третьих, может служить основой для оптимизации.
4.1. Задачи планирования эксперимента
Планирование эксперимента включает в себя вопросы, направленные на повышение эффективности научных и экспериментальных исследований. Правильно спланированный эксперимент позволяет значительно повысить качество исследовательского труда, сократить сроки проведения эксперимента, снизить затраты, повысить достоверность выводов по результатам исследования. Целью планирования эксперимента является выбор из множества возможных планов проведения эксперимента одного, в некотором смысле наилучшего. Необходимость сравнения различных планов требует использования критерия сравнения или целевой функции, которые дали бы основание утверждать, что один эксперимент или план эксперимента лучше или хуже другого. Рассмотрим пример, иллюстрирующий проведение хорошего и плохого экспериментов при решении одной и той же задачи. Пусть необходимо определить массы трех объектов (а, b и с) с помощью некоторого массоизмерительного устройства. Традиционно экспериментатор стал бы взвешивать эти объекты по схеме, приведенной в табл. 4.1.1, где +1 означает наличие соответствующего объекта на весах, а -1 – его отсутствие.
Таблица 4.1.1
Сначала выполняется холостое взвешивание для определения смещения нуля измерительного устройства, а затем по очереди взвешивается каждый из объектов. Масса каждого объекта оценивается по результатам двух опытов: того, в котором на весы был положен изучаемый объект и холостого, т.е.
Если положить, что случайные погрешности отдельных измерений независимы, дисперсию результатов взвешивания можно записать в следующем виде:
где В первых трех опытах последовательно взвешиваются объекты а, b, с, а в последнем – все три объекта вместе. Легко установить, что масса каждого объекта должна вычисляться по формулам
Таблица 4.1.2
Числители в этих формулах получены путем умножения элементов последнего столбца на соответствующие элементы столбцов а, b, c. Найдем дисперсию погрешности взвешивания по новой схеме проведения эксперимента:
Аналогично находим
Очевидно, что при новой схеме взвешивания дисперсия результатов получается вдвое меньше, чем при традиционном методе, хотя в обоих случаях на взвешивание трех объектов затрачивалось по четыре опыта. Необходимо отметить, что второй план проведения эксперимента также исключает влияние смещения нуля массоизмерительной системы. Таким образом, используя в качестве критерия сравнения дисперсию случайной погрешности, можно утверждать, что второй план эксперимента лучше первого. При традиционном взвешивании для того, чтобы получить результаты с той же точностью, что и по новой схеме, необходимо либо повторить дважды все опыты, вдвое увеличив продолжительность эксперимента, либо применить другую измерительную аппаратуру, создающую вдвое меньшую дисперсию, т.е. увеличить стоимость эксперимента. Рассмотренный пример показывает, что эксперимент необходимо планировать, причем эффективность такого планирования обычно возрастает при увеличении числа измеряемых и варьируемых величин. Основой теории планирования эксперимента является математическая статистика, которая применима для анализа эксперимента в тех случаях, когда его результаты могут рассматриваться как случайные величины или случайные процессы, что практически всегда имеет место. Целью эксперимента является получение информации об исследуемом объекте, причем экспериментальные данные могут накапливаться либо путем пассивного наблюдения, либо с помощью активного эксперимента. При пассивном наблюдении экспериментатор получает информацию в условиях нормального функционирования объекта исследования. В активном эксперименте осуществляется искусственное воздействие на объект по заранее спланированной программе. Активный эксперимент позволяет быстро вскрывать закономерности, находить оптимальные режимы функционирования объекта, но его обычно труднее осуществить. Вмешательство в технологический процесс может привести к снижению производительности и выпуску бракованной продукции. Бывают ситуации, когда активный эксперимент вообще невозможен (например, в астрономических наблюдениях). Преимущества активного эксперимента, позволяющего применять наиболее целесообразно составленные планы, достаточно очевидны. Объект исследования можно представить структурной схемой, приведенной на рис. 4.1.1, на которой показаны следующие группы параметров:
Рис. 4.1.1. Структурная схема объекта
1) управляющие (входные) xj (j = 1, 2,..., k); 2) параметры состояния (выходные) уr (r = 1, 2,..., u); 3) возмущающие воздействия wl (l = 1, 2,..., р). Управляющие параметры xj представляют собой независимые переменные, которые можно изменять с целью управления выходными параметрами объекта. К параметрам состояния уr относится совокупность контролируемых или вычисляемых параметров, характеризующих состояние объекта. Возмущающие воздействия wl в общем случае не поддаются контролю и проявляют себя как случайные величины или функции времени. Наличие возмущающих воздействий приводит к тому, что зависимость выходных параметров объекта от входных становится неоднозначной. Одной из основных задач эксперимента является выявление взаимосвязей между входными и выходными параметрами объекта и представление их в количественной форме в виде математической модели. Такая модель является математическим отображением наиболее существенных взаимосвязей между параметрами объекта. Она представляет собой совокупность уравнений, условий и алгоритмических правил и позволяет получить информацию о процессах, протекающих в объекте, рассчитывать системы, т.е. анализировать и проектировать их, а также получить информацию, которая может быть использована для управления моделируемым объектом с целью поиска оптимальных условий. Входные параметры, которые оказывают влияние на объект и могут быть измерены, называют факторами. Так, например, при исследовании измерительного преобразователя с целью получения его математической модели в качестве факторов могут выступать измеряемая величина, температура окружающей среды, напряжение питания и т.п. Каждый фактор имеет область определения, которая должна быть установлена до проведения эксперимента. Она может быть непрерывной или дискретной, причем при непрерывной области обычно производят ее искусственную дискретизацию. Очевидно, что при планировании активного эксперимента факторы должны быть управляемыми и независимыми. Каждую конкретную комбинацию факторов можно рассматривать как точку в многомерном факторном пространстве. В многомерном факторном пространстве можно построить область возможных комбинаций факторов, которую называют областью возможных (допустимых) планов эксперимента. При планировании эксперимента с целью нахождения оптимальных условий в качестве единственной выходной величины рассматривается критерий оптимальности (целевая функция), зависящий от входных параметров объекта. Эту функцию рассматривают как отклик объекта на указанную комбинацию факторов и называют также функцией отклика. Геометрический образ в факторном пространстве, соответствующий функции отклика, называется поверхностью отклика. В общем случае планирование и организация эксперимента включают в себя следующие последовательно выполняемые этапы: 1) постановка задачи (определение цели эксперимента, выяснение исходной ситуации, оценка допустимых затрат времени и средств, установление типа задачи); 2) сбор априорной информации (изучение литературы, опрос специалистов и т.п.); 3) выбор способа решения и стратегии его реализации (установление типа модели, выявление возможных влияющих факторов, выявление выходных параметров, выбор целевых функций, создание необходимых нестандартных технических средств, формулировка статистических задач, выбор или разработка алгоритмов и программ обработки экспериментальных данных). 4.2. Пассивные эксперименты
При пассивном эксперименте исследователь не имеет возможности воздействовать на изучаемый объект, поэтому задача планирования эксперимента сводится к оптимальной организации пассивного сбора информации и включает в себя такие вопросы, как выбор интервалов времени между моментами измерения, задание числа выполняемых измерений, выбор метода обработки экспериментальных данных и т.д. Целью пассивного эксперимента часто является построение математической модели объекта. В зависимости от того, какая математическая модель является подходящей для описания того или иного объекта, последние разделяются на хорошо (детерминированные) и плохо (диффузные) организованные объекты. В хорошо организованных объектах можно выделить определенные процессы, которые зависят от небольшого числа переменных и которые поддаются изучению. Взаимосвязи входных и выходных параметров объекта в этом случае устанавливаются в виде детерминированных функций. В большинстве случаев экспериментатору приходится иметь дело с плохо организованными объектами, когда детерминированные модели и методы становятся непригодными. В таких случаях необходимо использовать статистические модели и методы, представляющие собой логически обоснованные формализованные методы экспериментального исследования, когда экспериментатор сознательно отказывается от детального изучения механизма всех процессов и явлений, протекающих в объекте. При пассивном эксперименте исследователь имеет возможность получить путем измерений в различные дискретные моменты времени значения входных параметров xj объекта и соответствующие им значения выходного параметра у. Как отмечалось выше, наличие случайных возмущающих воздействий делает зависимость выходного параметра от входных неоднозначной. Рассмотрим однофакторный эксперимент, при котором выполнено п пар измерений единственного входного параметра х и соответствующих значений выходного параметра у. Результаты измерений изображены графически в виде точек на рис. 4.2.1. Учитывая случайный характер полученных экспериментальных данных, искомую аналитическую зависимость у от х можно рассматривать только как зависимость математического ожидания у от значения х. Такая зависимость называется регрессионной, а соответствующая линия на графике (линия АВ) называется линией регрессии. Целью эксперимента в данном случае является построение регрессионной модели, представляющей собой приближенную оценку истинной регрессионной зависимости. Важным вопросом является выбор вида регрессионной модели, т.е. выбор вида функции, аппроксимирующей экспериментальные данные.
Рис. 4.2.1. График зависимости у от х
4.3. Дисперсионный анализ
Дисперсионный анализ предназначен для выявления степени влияния различных факторов на выходные характеристики приборов, процессов и т.д. Обычно принимают предположение о нормальном законе распределения выходной характеристики при фиксированных уровнях факторов. Это распределение вызвано погрешностью измерений, влиянием неконтролируемых условий и т.д., оно проявляется при проведении серии опытов в «одной точке» – при каждом конкретном сочетании уровней факторов. Вторым предположением является однородность дисперсий в «различных точках» – при различных сочетаниях уровней факторов. Для удобства сначала рассмотрим однофакторный дисперсионный анализ, затем двухфакторный и трехфакторный. В табл. 4.3.1 представлены в общем виде результаты однофакторного дисперсионного анализа. Испытания проводились на k уровнях фактора А – 1, 2, 3,..., i,..., k. На каждом уровне было сделано определенное число опытов – 1, 2, 3,..., j,..., ni и зафиксированы результаты xi j. Сначала для каждой партии испытаний вычисляют оценки среднего значения и дисперсии
Затем проверяют однородность ряда дисперсий
Таблица 4.3.1 Результаты однофакторного дисперсионного анализа
Далее вычисляют следующие величины: – дисперсию
(число степеней свободы f = k – 1); – дисперсию
для ni = n
– полную (общую) дисперсию s 2, отражающую общее рассеяние как внутри партий, так и за счет изменения уровня фактора:
для ni = n
Для выяснения вопроса о том, сказывается ли влияние фактора А, или это влияние несущественно по сравнению с разбросом внутри партии, проверяют однородность дисперсий Если отношение
где
Значения z 1и z 2 находят по таблице «Значения z 1 и z 2 для границ доверительного интервала» по уровню a = 1-g и Если же справедливо соотношение
то влияние фактора существенно. Считается, что есть К нормально распределенных совокупностей, каждая из которых имеет дисперсию s2 с разными средними значениями m i. Точечной оценкой s2 является sn, а оценкой средних m i – выборочные средние
В формулах (4.3.12) ÷ (4.3.14) Оценку дисперсии средних значений, вызванную влиянием исследуемого фактора, производят по формуле
Пример 4.3.1. Результаты испытаний при различных уровнях фактора приведены в следующей таблице:
В каждой партии проведено по 20 опытов. Проверку однородности дисперсий производят по формуле:
По таблице «Значения G 0, 01 (верхняя граница) и G 0, 05 (нижняя граница) (Критерий Кохрена) для различных количеств (k)и объемов (n) выборки» для f = п –1 = 20–1 = 19 и k = 15 находим G 0, 0l = 0, 156 и G 0, 05 = 0, 139. Значит, подтверждается гипотеза об однородности дисперсий для разных партий опытов. Оценку генерального среднего производят по формуле (4.3.2):
Затем рассчитываем дисперсии
Отношение дисперсий F равно:
Найденное по таблице «Значения В завершении определяем генеральную дисперсию средних значений по формуле (4.3.15):
В двухфакторном и трехфакторном дисперсионном анализе для удобства вычислений считаем, что для каждой комбинации факторов используется одинаковое число испытаний п. Предположим, что исследуемая величина X в партиях распределена нормально и дисперсии для различных партий опытов однородны. Каждое из этих предположений подлежит проверке по экспериментальным данным перед проведением непосредственно дисперсионного анализа. Результаты испытаний для двухфакторного анализа приведены в табл. 4.3.2. Один из факторов А имеет k уровней, другой B – m. При каждой комбинации уровней проводится п опытов. Сначала рассчитывают средние значения случайной величины X для каждой партии опытов:
Таблица 4.3.2 Результаты испытаний при двухфакторном анализе
|