Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вступительное словоСтр 1 из 19Следующая ⇒
Http: //www.idmedina.ru/news/? 3167 - История ОМДС А.Ю. Хабутдинов «История ОМДС (1788-1917): институты, идеи, люди» 26.10.2011 ИД «Медина» выкладывает полную электронную версию книги доктора исторических наук, профессора А.Ю. Хабутдинова «История Оренбургского магометанского духовного собрания (1788-1917): институты, идеи, люди». Книга посвящена истории Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) в 1788-1917 гг. как государственного института, ставшего важнейшим инструментом консолидации мусульманской уммы в Волго-Уральском регионе. Деятельность ОМДС анализируется не только через его институциональные формы и правовые рамки, но и через проекты реформ и деятельность многих замечательных людей. Книга адресована ученым и улемам, преподавателям и имамам, студентам и шакирдам – всем, кто интересуется историей и судьбами российских мусульман.p> Полная электронная версия книги Вступительное слово Введение Глава 1 Глава 2 Глава 3 Заключение История ОМДС (1788-1917): институты, идеи, люди 26.10.2011 ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО История Оренбургского магометанского духовного собрания в 1788–1917 гг. является общим достоянием всех российских мусульман (кроме региона Северного Кавказа). В течение более чем столетия российская умма вырабатывала свои стратегии развития и направления взаимодействия с Российским государством и обществом. Рост численности мечетей более чем в сто раз позволяет нам понять объемы этого сотрудничества. Важнейшими фактами для российских мусульман в это время является почти полное прекращение ассимиляции и незначительное число случаев отъезда на жительство за рубеж. И сегодня мы видим, что опорными пунктами российской уммы являются преимущественно те города и аулы, которые стали центрами религии Ислам именно в эпоху ОМДС. В настоящее время слышатся голоса, критикующие систему духовных собраний и управлений, деятельность их председателей – муфтиев. Действительно, идеальных институтов и людей не бывает. Революция 1905–1907 гг., крушение российской монархии в ходе Февральской революции 1917 г. и падение Временного правительства в результате Октябрьской революции 1917 г. не были случайными явлениями. Они свидетельствовали о недостатках государственного строя и политических институтов России. Однако нужно посмотреть, какие регионы стали зонами межнациональных и межрелигиозных столкновений, этнических чисток, которые были не редкостью в российской истории. Огромный регион ОМДС (от Петербурга до Читы и от Астрахани до Архангельска) остался свободен от этих кровавых конфликтов. Этого, к сожалению, нельзя сказать ни о Закавказье, ни о Северном Кавказе, ни о Казахстане, ни о Средней Азии. Выходцы из этих регионов, приезжая в города и аулы Волго-Уральского региона, привыкали к стандартам мирного сосуществования, получали образование в мектебе и медресе, зачастую овладевали татарским языком. В регионе ОМДС в 1910-е гг. единственным исключением стала часть Зауралья, где башкиры-вотчинники продолжили свое противостояние славянским переселенцам. Не случайно и в 1990-е гг. борьба за суверенитет не привела к кровавым столкновениям в Волго-Уральском регионе. И в обеспечении этого мирного добрососедства велика заслуга всех муфтиев ОМДС от Мухаммеджана Хусаина до Галимджана Баруди. А ведь Мухаммеджан Хусаин (род. 1756) был современником пугачевщины – последней великой бойни из ряда тех, что захлестнули Волго-Уральский регион после распада Золотой Орды. ОМДС была тем редким «ведомством», которое при минимальных расходах на свое содержание максимально удовлетворяло потребности населения. Это касалось не только сферы богослужения и выполнения обрядов, но и образования, суда в случае незначительных конфликтов и проступков, поддержания морально-нравственных стандартов и семейных устоев. Татароязычная система образования в медресе создала основу изучения тюрко-татарской истории, татарского языка и литературы в современных вузах и школах. Имамы в отличие от христианского духовенства не были выделены в отдельное сословие, не были они и чиновниками, как преподаватели государственной средней и высшей школы. Поэтому они в полном смысле были близки к народу. Существует мнение о том, что ОМДС и его члены в лице муфтия и трех казыев были всего лишь чиновниками-исполнителями, не видевшими общероссийскую ситуацию из своей уральской глубинки. Однако уже Мухаммеджан Хусаин два века назад предложил создать высший судебный орган, распространяющий полномочия на всех мусульман империи. Проекты в последующем выдвигались как единолично муфтиями (например, проект муфтия С.-Г. Тевкелева в 1867 г.), так и собраниями имамов округа ОМДС (например, проект «Голяма жэмгыяте» апреля 1905 г.). Важную роль здесь играли и Всероссийские мусульманские съезды 1905–1906 гг. и 1917 г. На них также ставились вопросы о создании единых структур российских мусульман, объединяющих все духовные собрания империи в главе с единым лидером в ранге Шейх-уль-Ислама или Раис уль-улама. Вопросы организации жизни махалли, религиозного образования, создания и поддержания вакфов, многоуровневой (обычно трех-) системы управления, взаимодействия с органами власти, порядка избрания духовенства от низшего до высшего и предъявляемых к нему требований обсуждаются российскими мусульманами уже на протяжении третьего столетия. Этот опыт не теряет свою актуальность и в новом тысячелетии, когда российская умма вновь ставит вопросы о своем единстве, развитии финансов и образования, личности мусульманина в изменяющемся мире… Заместитель председателя ДУМЕР
|