Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шкала интернальности в производственных отношениях (Ип).
Высокий «Ип» свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий «Ип» указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению—невезению. 6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокий показатель «Им» свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т.д. Низкий «Им», напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен полагать, что его отношения являются результатом действия партнеров. 7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокие показатели «Из» свидетельствуют о том, что человек считает свой образ жизни во многом ответственным за собственное здоровье; если он болен, то склонен обвинять в этом самого себя и верит, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким «Из» считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действия других людей, прежде всего врачей. Цель программы социально -психологического тренинга и ее задачи 1. Осознание причин затрудненного профессионального общения: 1.1. Изменение представлений о себе или другом как единственном источнике причин, затрудняющих общение. 1.2. Формирование представлений о себе и другом как равных субъектах в детерминации затрудненного профессионального общения. 2. Осознание равной меры собственной ответственности и ответственности партнера в возникновении и разрешении ситуаций затрудненного общения. 3. Коррекция стереотипов восприятия в профессиональном общении. 4. Развитие навыков субъект-субъектного взаимодействия. 5. Формирование мотивации к собственному личностном профессиональному росту. Группы тренинга формируются при соблюдении следующих условий: 1. Количественный состав группы — от 8 до 12 человек. 2. Закрытость группы — отсутствие наблюдателей. 3. Равный профессиональный статус — невозможность присутствия представителей руководящего состава организации. Работа в группе строится на основании следующих принципов: добровольность участия, активность участников, открытость участников, конфиденциальность личностной информации, равенство позиций участников, работа по принципу «здесь и теперь», ответственность участников, личная защищенность — право каждого сказать «стоп», присутствие от начала до конца. Режим работы: три дня по 8 часов. Основные этапы работы тренинговой группы Все начинается с этапа знакомства. Основными задачами этого этапа являются следующие: выявление и согласование целей участников и ведущего тренинговую группу; создание безопасной психологической атмосферы общения; формирование мотивации к активному участию в групповой работе; осознание ответственности за процесс и результат групповой работы. Этап знакомства представляет собой многоступенчатую процедуру, которая может занимать довольно продолжительную по времени часть тренинговой работы. Это связано с тем, что именно на этом этапе необходимо добиться от участников группы осознания собственной ответственности за тот процесс общения, который будет складываться в течение тренинга, и за результат собственной и групповой работы. На этом этапе происходит знакомство с принципами и правилами работы в группе, с целями и задачами работы тренинговой группы, а также с целями каждого участника группы. Задачей ведущего при этом является информирование участников тренинга о целях, задачах, принципах, правилах работы и организация группового обсуждения полученной информации с целью выработки и принятия целей и норм групповой работы. Обсуждаются принципы добровольности участия, активности и открытости участников, конфиденциальности личностной информации, равенства позиций участников, принцип работы «здесь и теперь», ответственности участников, личной защищенности — право каждого сказать «стоп», присутствия от начала до конца. Следующая процедурная часть этапа знакомства включает различные варианты представления участниками себя группе: представление собственного имени или псевдонима, рассказ о себе в любой форме, например от имени собственной вещи, ответы на вопросы участников группы и т. п. Кроме информационной функции эта часть знакомства выполняет функцию эмоциональной настройки и снятия напряжения. Следующей важной частью процедуры знакомства является знакомство участников с представлениями о себе как о партнере профессионального общения. Для этого каждому из участников предлагается найти в себе качества, затрудняющие профессиональное общение и помогающие в профессиональном общении. Выполнение этого упражнения предполагает осознание того, что каждый из присутствующих обладает качествами, которые не только помогают в общении, но могут нести и элементы затрудненности. На этом этапе, как правило, возникают затруднения при поиске собственных качеств, затрудняющих общение других. Данный момент является ключевым в обсуждении того, что я в себе вижу и осознаю и чего я в себе не вижу и не осознаю. Именно с этого упражнения начинается коррекция представления о себе как «трудном» партнере профессионального общения. Следующий шаг в процедуре знакомства связан с представлениями о партнере общения. Упражнение «Представление партнера» позволяет решить сразу несколько задач: 1) осознание того, на основании чего формируется мое представление о партнере по общению; 2) на что я ориентирован в человеке в первую очередь: формальные данные (возраст, стаж работы, должность); внешность человека; внутренние личностные характеристики (интересы, ценности, вкусы); 3) осознание собственных способов представления партнера (оценочные или безоценочные высказывания): 4) осознание ответной реакции и чувств партнера на мои способы рассказа о нем; 5) осознание собственных чувств в позиции говорящего и в позиции слушающего. Перечисленные пункты являются основой схемы анализа. Процедура заключается в следующем: группа делится на пары (в пару объединяются наименее знакомые люди), в течение 5 минут каждый участник пары в беседе со своим партнером должен выяснить как можно больше информации о нем. Затем в течение минуты каждый должен представить всей группе своего партнера. Эта часть работы записывается на видеопленку. Анализ видеозаписи производится по указанной выше схеме. Внимание группы при этом обращается на невербальное поведение обоих партнеров (и говорящего, и воспринимающего) как яркое подтверждение выражения испытываемых ими чувств. Очень важным является то, что в процессе знакомства посред-ством используемых упражнений и схем их анализа в ходе рефлексии задействуются все три составляющих компонента общения: когнитивный, эмотивный и поведенческий. В случае затрудненного общения возникает проблема выяснения причин такого взаимодействия. Работа группы на новом этапе может быть реализована в различных формах: групповых дискуссиях, ролевых играх, различных упражнениях и психогимнастиках. Важно отметить, что в процессе тренинга группа работает с причинами затрудненного общение, имеющими субъективный характер. При отработке любой темы работа по коррекции представлений о себе и другом как «трудном» партнере общения продолжается. В данном случае для этого используется прием диагностического характера. Участников группы просят в своих тетрадях ответить на вопрос: «Какой процент ситуаций затрудненного общения в вашей профессиональной деятельности инициирован партнерами и какой процент составляют ситуации, когда причиной являетесь вы?» Как правило, среди педагогов преобладают представления о партнере как основной причине практически всех возникающих ситуаций затрудненного общения. Очень редко встречаются ситуации обратного порядка. В конце тренинга данная процедура повторяется. Для участников группы сравнение своих ответов является моментом осознания изменения своих представлений о себе и о другом как источнике причин, затрудняющих процесс общения. Реализация указанной темы продолжается общей дискуссией о причинах затрудненного педагогического общения. Каждому участнику дается задание в течение 10—15 минут вспомнить и описать ситуации профессионального общения, когда он испытывает трудности или затруднения, и постараться найти и назвать их причины. Затем участники объединяются в три подгруппы и им дается задание найти сходства и различия в предлагаемых каждым участником перечнях выявленных трудностей. Кроме того, каждая подгруппа должна представить три наиболее значимых ситуации затрудненного общения и их причины. Предложенные каждой подгруппой ситуации выписываются на доске в общий столбик. Рядом выписываются предполагаемые причины этих трудностей. Групповое обсуждение состоит в классификации ситуаций затрудненного общения и их причин. Также предлагается обсудить, что может сделать каждый из участников для изменения ситуации затрудненного общения, для устранения причины, ее вызывающей. Открытием для участников группы является то, что очень многие причины трудностей могут быть устранены, так как коренятся в них самих, т. е. зависят от субъекта общения (от особенно- стей восприятия себя и партнера, собственных личностных характеристик, навыков общения и т. п.). Таким образом, результа-том группового анализа выступает осознание собственной ответственности за возникновение определенных ситуаций затрудненного профессионального общения и роли собственных личностных особенностей в этом процессе. Следующим этапом становится осознание различных составляющих субъект-субъектного личностного затрудненного общения. Одной из них является равенство субъектов общения, которое проявляется в равенстве представлений о себе и другом как источнике затрудненного общения, в равенстве меры ответственности за течение и исход данной ситуации, а соответственно, и в равенстве предъявляемых к себе и другому требований (к умениям и навыкам, личностным особенностям), в принятии себя и другого со всеми позитивными и негативными личностными особенностями, проявляющимися в различных формах вербального и невербального поведения. Субъект-субъектное или субъект-объектное затрудненное общение в итоге объективируется в различных формах вербального или невербального общения. Поэтому основные схемы анализа задаются введением следующих тем: Вербальные и невербальные средства общения. Открытое выражение чувств. Рефлексивное слушание. Этапы акта общения. Эффективные способы подачи обратной связи и др. Конкретизация необходимых для проработки тем зависит от целей и задач, определенных группой в начале тренинговой работы, но она может уточняться или корректироваться в процессе тренинга в связи с изменением целей участников группы. Наиболее важной, ключевой в работе видеотренинга является тема «Невербальные средства общения». Это объясняется многофункциональностью (информативной, регулятивной, эмотивной) средств общения. Кроме того, малоосознаваемость и сложность самоконтроля позволяют рассматривать их в качестве одного из основных критериев эмоционального состояния участников при анализе видеозаписи. Поэтому данной теме отводится значительная часть времени. Мини-лекция посвящается значению невербального поведения в общении и в продуцировании ситуаций затрудненного общения. Затем предлагается активная проработка элементов невербального поведения в упражнениях типа: поздороваться 10 раз с различной интонацией, отгадать задуманное одним из участников группы эмоциональное состояние только по позе, определить свое персональное пространство при общении с участниками группы, пообщаться в разных позициях — сидя, стоя, один сидит, другой стоит, стоя спинами друг к другу и т.д. Цель этого — осознать элементы невербального поведения в качестве единиц для последующего анализа ситуаций общения, понять сложность и неоднозначность интерпретации невербального поведения, оценить значение невербального поведения в детерминации затрудненного общения. Использование коротких ролевых сюжетов типа: выяснить, где можно снять квартиру, почему у партнера плохое настроение, позволяет ввести тему «Этапы акта общения». Анализ видеозаписи помогает осознать, какие элементы невербального поведения провоцируют ситуации затрудненного общения, являясь демонстрацией позиции неравенства, т. е. формой субъект-объектного общения. Анализ проводится по следующей схеме: у участников ролевой ситуации выясняется степень их удовлетворенности произошедшим между ними общением. При просмотре видеозаписи выделяются ключевые моменты изменения состояния партнеров на основании динамики их невербального поведения. Выясняется, какие изменения при этом происходили с эмоциональным состоянием и чувствами партнеров. Наиболее продуктивными и информативными являются ситуации, когда удовлетворенность участников процессом и результатом общения резко различается, что является показателем определенной степени затрудненности ситуации хотя бы для одного из партнеров. В ходе анализа становится ясно, какие элементы невербального поведения партнеров провоцируют напряжение, негативные чувства и эмоции — как показатели затрудненного общения. Открытием для участников становится несовпадение представления о собственном невербальном поведении при разыгрывании ситуации с собственным изображением на видеозаписи. После анализа ситуации у ее участников спрашивают, что они хотели бы изменить в собственном поведении, чтобы удовлетворенность процессом и результатом была больше. Таким образом, продолжается работа по коррекции представления о себе как возможном источнике трудностей для партнера. Обязательным условием анализа каждой ситуации является нахождение участниками группы элементов невербального поведения, отражающих равенство позиций при общении партнеров. Групповое решение задачи типа «Кораблекрушение», «Лотерейный билет» служит материалом для введения темы «Активное слушание». Процесс группового решения предложенной задачи записывается на видеопленку. Анализируются те моменты группового обсуждения, на которых запечатлены ситуации наибольшего затруднения в общении членов группы. Участникам групповой дискуссии предлагается найти на видеозаписи те формы собственных речевых высказываний и сопровождающее их невербальное поведение, которые вызывают у других негативные эмоциональные состояния и ответные реакции аналогичного характера. Подведение итогов происходит в виде обсуждения участниками группы собственных эффективных и неэффективных способов вербального и невербального общения. Продолжается коррекция представлений о себе и другом как субъектах, обладающих как эффективными, так и неэффективными способами, приводящими к ситуациям затрудненного общения. Мини-лекция по теме «Технологии активного слушания» дает представление о существующих способах эффективного слушания собеседника, предоставляющих возможность соблюдать равенство позиций партнеров общения, и позволяет формировать у участников мотивацию к необходимости овладения такими технологиями. Участникам группы предлагается упражнение для тренировки отдельных способов активного слушания. Для этого используется прием работы в тройках: один из участников рассказывает о своей проблеме, которая в настоящий момент является для него наиболее актуальной, задача другого — слушать, сознательно используя технологии активного слушания, третий фиксирует используемые слушающим способы. Анализ происходит в виде отчета каждой тройки о их работе — о тех трудностях и удачах, которые встречались при использовании того или иного способа активного слушания. В создании личностно неравного, субъект-объектного затрудненного общения большую роль играют оценочные суждения по поводу личности партнера. Поэтому очень важной темой для формирования субъект-субъектного общения является тема «Эффективные способы подачи обратной связи». Ролевая игра «Открытый урок» позволяет осознать эффективность и неэффективность различных способов подачи обратной связи. Процедура заключается в описании ситуации для группы: идет открытый урок математики в начальной школе. Учитель предлагает учащимся решить задачу, используя наглядный материал (кошечки и собачки). Одна из учениц начинает плакать. Учитель должен разобраться в сложившейся ситуации. Комиссия после урока анализирует действия учителя по решению возникшей на уроке ситуации. Инструкция учителю: «Вы даете открытый урок математики. Объясняете ученикам понятия " сложение" и " вычитание". У вас подготовлен красочный наглядный материал (кошечки, белочки), который вы используете при объяснении этой темы. Вдруг одна девочка начинает громко плакать. Ваши действия?» Инструкция ученице: «Недавно твоя любимая кошка попала под машину. Взглянув на картинки кошек, ты вспомнила о своей кошке. Тебе ее очень жалко, ты расплакалась и не можешь успоко- иться». Анализируется вторая часть ситуации — обсуждение урока. Рассматриваются способы подачи обратной связи членов комиссии учителю. Участнику, исполнявшему роль учителя, предлагается ответить, какие чувства возникают у него на различные формы подачи обратной связи, появляется ли желание следовать советам и замечаниям членов комиссии или возникают иные желания. Как правило, способы подачи обратной связи ограничиваются советами и личностными оценками, что является показателем неравных личностных позиций участников, т.е. показателем субъект-объектной формы общения. Возникающая ответная реакция носит негативную окраску или защитный характер. Вместо желания прислушаться к советам и изменить что-то в лучшую сторону появляется желание защитить свой способ решения данной ситуации. Подача обратной связи при субъект-объектной форме общения достигает обратного результата. Анализ видеозаписи позволяет обсудить именно те моменты, которые наглядно демонстрируют проявляющуюся в вербальном и невербальном поведении позицию «над», приводящую к затруднениям в общении. Обязательным этапом анализа ситуации является поиск участниками эффективных способов подачи обратной связи для конкретного учителя в данной конкретной ситуации. После проработки определенного количества тем участникам предлагается разыгрывать любые ситуации из их реальной профессиональной деятельности, вызвавшие у них наибольшие трудности в общении или связанные с сильными негативными чувствами и эмоциями. Примерами таких ситуаций являются следующие: «Учитель —возмущенный родитель». Возмущенный родитель обвиняет учителя в предвзятом отношении к его ребенку. Требует ставить за ответы на уроке его ребенку более высокие оценки, которых тот, по его мнению, заслуживает. «Обида на коллегу». Коллега, побывав на открытом уроке у учителя математики и высказав ему свое одобрение, на следующий день в разговоре с другими педагогами абсолютно иначе оценивает работу учителя. Эта информация доходит до сведения учителя математики. «Опаздывающий ученик». Ученик постоянно опаздывает на уроки. По этому поводу с ним уже много раз разговаривали. Каждый раз он обещал больше не опаздывать. Сегодня он опять опоздал. «Влюбленная старшеклассница». Ученица старших классов пропускает уроки, не выполняет домашние задания, грубит учителям. Необходимо выяснить причину этого. (Девочку бросил мальчик, в которого она влюблена.) «Ссора коллег». У учителей начальной школы сложилась традиция помогать друг другу методическими находками, наглядным материалом, советами и т. д. С начала учебного года в коллектив пришла новая молодая учительница. В течение учебного года, когда ей требовалась чья-либо помощь, ей всегда ее оказывали. Но когда пришлось обратиться за помощью к ней, она отказала. На что ей было сказано, что теперь она тоже не может рассчитывать на их помощь. «Учитель — администрация». Завуч школы в присутствии родителей, учителей, учеников унизила учителя, сделав грубое замечание в его адрес. Учитель ответил тем же. Предлагаемые ситуации разыгрываются участниками и записываются на видеопленку. Анализ ситуаций происходит по следующей схеме: сначала участники ситуации делятся своими представлениями о себе и партнере в ходе ролевой игры, затем анализируется вербальное и невербальное поведение участников на видеопленке и анализируются чувства и состояния участников игры по ходу ситуации. Видеозаписи изучаются по схеме поиска ключевых моментов изменения эмоционального состояния каждого из участников ситуации. Анализируется вербальное и невербальное поведение каждого из участников именно в момент изменения их эмоциональных состояний на негативное. При нахождении негативных форм вербального и невербального воздействия видеозапись останавливается, всем участникам предлагается включиться в поиск оптимальных форм поведения для данного момента ролевой игры. Если формы поведения удовлетворяют обоих партнеров, ситуация доигрывается. Обязательным условием анализа ролевых ситуаций является нахождение и акцентирование внимания участников на позитивных формах общения, приводящих к состоянию удовлетворения обоих участников разыгрываемой ситуации. Кроме анализа по указанной выше схеме очень важно проанализировать позиции общающихся — направленность при общении на себя или на партнера. Критерием для этого служат чувства партнера (позитивные или негативные), а также их ответная реакция — высказывания, исходящие из собственной логики, или высказывания, продолжающие и развивающие смысл сказанного партнером, — работа над содержанием проблемы или желание защитить себя, свои мысли, чувства, способы поведения. Для этого анализ проводится последовательно по двум ролевым позициям участников ситуации: субъекта воздействия и объекта воздействия. Каждому предоставляется возможность рассказать о чувствах и мыслях, возникающих в ответ на действия партнера, и проанализировать, какие чувства и мысли у партнера вызывают его собственные действия. Таким образом, в каждой ситуации реализуется задача коррекции представления о себе и партнере затрудненного общения. Обязательным условием работы группы по данной программе является использование приема доигрывания любой ситуации, вызвавшей у участвующих в ней партнеров чувство неудовлетворенности ее ходом и результатом. Этот прием играет важную роль в предлагаемой программе, так как не только позволяет участникам осознавать в себе и другом особенности поведения, приводящие к затрудненному общению, но и стимулирует участников к поиску способов поведения, ориентированных на партнера, т. е. помогает решить задачу сбалансирования центрации—децентра-ции. Используемые в тренинге психогимнастические упражнения выполняют несколько функций. Они выполняют функцию диагностики эмоционального состояния участников группы, позволяют ориентироваться в развитии процессов групповой динамики и стимулировать их. Кроме того, они могут применяться для расширения представления о себе и других при осмыслении обратной связи, идущей от остальных участников выполняемого упражнения, для снятия накопившегося напряжения, т. е. в качестве приемов психологической разгрузки. С их помощью можно моделировать и демонстрировать действие различных психологических законов и закономерностей общения, т. е. использовать в качестве наглядного материала для объяснения и закрепления теоретического материала. На этапе разогрева лучше использовать психогимнастические упражнения двигательного динамичного характера типа «Путанки», направленные на снятие возникающего в начале работы напряжения и стимулирования положительных эмоций. Психогимнастические упражнения по теме «Невербальное поведение» помогают осмыслить огромный спектр средств невербального общения, мощь их воздействия, их информативную и эмотивную функции. К ним относятся такие психогимнастики, как «Передача задуманного предмета или чувства по кругу», «Инсценировка пословиц», «Невербальные способы приветствия», «Невербальные ассоциации в парах», «Демонстрация своего состояния», «Инсценировка коротких ролевых сюжетов» и др. Использование психогимнастических упражнений по теме «Активное слушание» позволяет в ином режиме отработать (осмыслить, закрепить) приемы и способы активного слушания. Примером являются упражнения «Зигзаг», «Ручеек», «Тюрьма» и др. Психогимнастические упражнения по теме «Этапы акта общения» позволяют осознать значение переключения внимания с себя на партнера при установлении психологического контакта и потренировать переключение внимания с себя на партнера. Для этих целей используются упражнения типа «Движение соседа слева», •Сферы обитания: земля, воздух, вода» и т.п. Психогимнастические упражнения по теме «Обратная связь в общении» позволяют произвести коррекцию представления о себе как партнере общения. К ним относятся упражнения «Живая социометрия», «Ассоциации», «Горячий стул», «Сборка чемодана» и др. Психогимнастические упражнения, направленные на осознание своей позиции по отношению к партнеру («равной», «над», «под»), позволяют получить информацию о том, что чувствует и как реагирует человек, когда с ним общаются в различных позициях. Кроме того, эти упражнения помогают самому человеку проанализировать свои чувства и поведение в ответ на различные позиции партнера по общению и отыскать наиболее оптимальные позиции в общении, удовлетворяющие обоих партнеров. Примером таких упражнений являются «Ведущий—ведомый», «Рисунок в парах», «Экстрасенс» и т.п. Для осознания степени центрации на себе или партнере в общении можно использовать психогимнастические упражнения «Прорыв в круг», «Поднять со стула», «Разжать кулак», «Приветствие» и т. д. Обязательным этапом тренинга служит этап групповой рефлексии или подведения итогов работы группы. Процедурой подведения итогов заканчивается каждый рабочий день. Основным условием подведения итогов в данной программе является высказывание участников не в безличной форме и не от имени группы, а только от себя и о своих результатах. Этот прием способствует осознанию собственной ответственности за результаты своей работы в группе. Глава 20. ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА,
|