Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Содержательные параметры представлений о себе как «трудном» партнере общения до и после СПТ
В результате СПТ происходит увеличение объема собственных характеристик общения, оцениваемых педагогами как затрудняющих процесс взаимодействия партнера, более чем на 50 %. Следует отметить, что характер произошедших изменений различен в отношении разных факторов общения. Очень важными оказались изменения оценок характеристик отношений и обращений партнера, произошедшие после тренинга. Нерефлексируемые педагогами до тренинга собственные характеристики отношений и обращений к другому после тренинга начинают осознаваться как затрудняющие общение. Указанные изменения касаются осознания педагогами того, что причиной их трудностей общения может стать собственное неприязненное и требовательное отношение к другим. Расширение поля представлений о себе как «трудном» партнере общения происходит также за счет осознания особенностей своей социально-перцептивной сферы и навыков общения. Среди навыков взаимодействия педагогами осознаются как затрудняющие общение партнера собственная привычка перебивать разговор и желание больше говорить, чем слушать, т. е. такие характеристики, которые являются показателями нарушения равенства позиций в общении. В социально-перцептивной сфере рефлексируется то, что собственное неумение определять по лицу чувства и намерения партнера может затруднять его общение. Наиболее стабильными в процессе тренинга оказались представления о собственных экспрессивно-речевых характеристиках. Ни до, ни после тренинга не изменяются существенно эти характеристики общения, они не включаются в поле представлений о себе как «трудном» партнере общения. Важно отметить, что объем характеристик экспрессивно-речевой сферы общения, включенных в представления о «трудном» ученике и коллеге, в процессе СПТ существенно уменьшается. Следовательно, изменения представлений о другом (ученике и коллеге) как «трудном» партнере в ходе тренинга происходят значительно быстрее, чем представления о себе как «трудном» партнере общения.
|