![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности взаимосвязи динамики представлений о себе⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 35
И другом как «трудном» партнере общения и динамики социально-психологических свойств личности в процессе СПТ Проследим взаимосвязь между динамикой формально-содержательных параметров представлений о себе и другом как «трудном» партнере общения и динамикой социально-психологических характеристик личности. Для этого используем метод сравнения крайних групп. Рассмотрим динамику формально-содержательных компонентов представлений о себе и другом как «трудном» партнере общения отдельно по группам, отличающимся степенью выраженности показателей центрации—децентрации и локуса контроля. В первую группу вошли педагоги с максимальной выраженностью центрации на себе; во вторую — педагоги с максимальной выраженностью центрации на других; третью группу составили педагоги с максимальным уровнем интернальности, в четвертую группу были включены педагоги с максимальным уровнем экстернальности. Рассмотрим динамику интенсивности оценки характеристик общения себя и другого как «трудных» партнеров взаимодействия в процессе СПТ в зависимости от характера динамики Ц/Д в процессе тренинга в группах педагогов с максимальной и минимальной выраженностью центрации —децентрации. Динамика интенсивности оценки характеристик ученика и коллеги как «трудных» партнеров общения у педагогов с ориентацией на себя и динамика уровня центрации—децентрации в результате СПТ представлены в табл. 8. Таблица 8 Интенсивность оценки характеристик общения ученика и коллеги как затрудняющих взаимодействие и уровень центрации—децентрации до и после СПТ у педагогов с центрацией на себе (максимальный уровень Ц/Д)
Сравнительный анализ интенсивности оценки характеристик общения как затрудняющих взаимодействие у педагогов с ярко выраженной центрацией на себе показал, что степень оценки другого как «трудного» партнера общения изменяется в соответствии с изменением показателей центрации—децентрации. Использование критерия Уилкоксона дает основание утверждать, что с уменьшением уровня выраженности центрации на себе (на статистически значимом уровне) значимо уменьшается и интенсивность оценки характеристик другого как «трудного» партнера (ученика и коллеги) по всем характеристикам общения. Важным является тот факт, что в процессе тренинга наряду с указанными изменениями у данной группы педагогов одновременно происходит и изменение показателя УСК на статистически значимом уровне. Динамика интенсивности оценки характеристик общения ученика и коллеги как «трудных» партнеров общения и динамика показателей центрации—децентрации в процессе СПТ у педагогов с ярко выраженной центрацией на других представлена в табл. 9. Из табличных данных следует, что интенсивность оценки характеристик общения ученика и коллеги как затрудняющих взаимодействие уменьшилась по всем параметрам общения. Таким образом, педагоги, которые до тренинга были максимально центрированы на других, в результате СПТ стали не только больше обращать внимания на себя, но и по-другому стали оценивать характеристики общения партнера как затрудняющие взаимодействие. Таблица 9 Интенсивность оценки характеристик общения ученика и коллеги как затрудняющих взаимодействие и уровень центрации—децентрации до и после СПТ у педагогов с центрацией на других (минимальный уровень Ц/Д)
Важно отметить, что при значимом изменении в процессе тренинга уровня Ц/Д в сторону увеличения он не достигает границы средних значений и остается в интервале низких значений для данной выборки. Следовательно, выраженная ориентация на других (низкий уровень Ц/Д) в меньшей степени поддается изменениям в процессе тренинга, что отражается на уровне изменения интенсивности оценок другого как «трудного» партнера общения. Как оказалось, в том случае, когда оба социально-психологических свойства личности (Ц/Д и УСК) изменяют свои значения на статистически значимом уровне, интенсивность оценки всех характеристик общения также значимо изменяется, а при изменении только одной из изучаемых социально-психологических характеристик (показателя Ц/Д) наблюдается динамика интенсивности оценок только по отдельным группам характеристик общения. Проведенное исследование педагогов, участвовавших в группах социально-психологического тренинга, указывает на справедливость выводов о роли личностных особенностей, эмпатии, системы отношений, представлений человека в возникновении затрудненного общения. Оно также подтверждает мысль о том, что затрудненное общение является следствием влияния комплекса факторов, что с повышением степени осознания их роли уменьшается вероятность возникновения затрудненного общения. Социально-психологический тренинг выступает в роли механизма, актуализирующего различные особенности общения и их осознание. Данные закономерности конкретизируются в зависимости от профессиональной принадлежности участников данного тренинга и их личностных особенностей. Анализ результатов применения разра- ботанной и предлагаемой программы СПТ приводит к следующим выводам. 1. Интенсивность оценки характеристик общения как затрудняющих взаимодействие уменьшается у тех педагогов, у которых в результате СПТ высокий уровень центрации снижается до среднего. У них наблюдается снижение чувствительности к особенностям экспрессивного поведения партнера и понижение сензитив-ности к характеристикам социально-перцептивной сферы как затрудняющих общение. 2. Уменьшение центрации на себе приводит к расширению объема представлений о себе как «трудном» партнере за счет включения в них особенностей социально-перцептивной сферы, различных видов отношений и навыков взаимодействия. Эти данные свидетельствуют о тенденции к переходу с объект-субъектной формы общения на субъект-объектную в отношении «трудного» партнера-коллеги (объем характеристик, включенных в представление о «трудном» партнере-коллеге, уменьшился, но остался больше, чем объем характеристик, наполняющих представление о себе как «трудном» партнере). Объект-субъектная форма общения с учеником как «трудным» партнером претерпевает изменения в сторону субъект-субъектной его формы (минимизируются требования к социально-перцептивным способностям ученика и навыкам его взаимодействия при одновременном включении этих же характеристик в представление о себе как о «трудном» партнере общения). 3. Формально-содержательные параметры представления о себе и другом как «трудном» партнере общения значимо не изменяются у тех педагогов, у которых до СПТ были зафиксированы высокие показатели интернальности и выраженная ориентация на других, не претерпевшие существенных изменений после СПТ. 4. В процессе СПТ в соответствии с увеличением интернальности локуса контроля у тех педагогов, у которых до СПТ был ярко выраженный внешний локус контроля, произошли изменения в формально-содержательных компонентах представлений об ученике как «трудном» партнере и остались без изменения представления о коллеге как «трудном» партнере. 5. Динамика интенсивности оценки характеристик другого как «трудного» партнера общения в большей степени, чем содержание представлений, детерминировано динамикой показателей центрации— децентрации и уровня субъективного контроля. Таким образом, динамика формально-содержательных компонентов представления о себе и другом как «трудном» партнере общения определяется различным соотношением динамики показателей центрации—децентрации и локуса контроля с их исходным уровнем развития до СПТ. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Абдурахманов Р.А. Психологические трудности общения и их коррекция у ветеранов боевых действий в Афганистане: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1994. 2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. — М., 1973. 3. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни. — М., 1987. 4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991. 5. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М., 1980. 6. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблемы общения в психологии. — М., 1981. 7. Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в философско-психо-логической концепции С.Л.Рубинштейна // С.Л.Рубинштейн. Очерки. Воспоминания: Материалы к 100-летию со дня рождения. — М., 1989. 8. Авдеева Н.Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Краснодар, 1975. 9. АвербухД. Душа и внешность. — Харьков, 1901. 10. Аглахвердова О.В., Иванов Е.М., Мосолов Ю.П. Индивидуальные свойства и эмпатия // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тез. докл. Вторая всесоюз. конф. — М, 1979. 11. Аленикова СИ. О жесте // Человек. — 1991. — № 3. 12. Амяга Н.В. Самораскрытие педагога в общении со старшеклассниками: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1989. 13. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. — М., 1980. 14. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977. 15. Андреева Г.М. Психология социального познания. — М., 1997. 16. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1996. 17. Андрианов М.С. Анализ процесса невербальной коммуникации как паралингвистики // Психологический журнал. — 1995. — № 3. 18. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. — М., 1981. 19. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал. — 1994. — Т. 15. — № 1. 20. Аржакаева Т.А. Психологические трудности общения начинающих учителей: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1995. 21. Асмолов А.Г. Психология, искусство и образование // Искусство в школе. — 1993. — № 9. 22. Ахмеров РА. Биографический тренинг при кризисах середины жизни // Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути. — М., 1993. 23. Бажин Е.Ф., Голынкина К.А., Эткинд A.M. Методика определения уровня субъективного контроля (УСК). — М., 1984. 24. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. — М., 1992. 25. Балтинь А. Отражение эффекта видеотренинга на уровне когнитивных навыков // Человек. Общение и жилая среда. — Таллин, 1986. 26. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. — 1990. — № 8. 27. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. 28. Бгажнаков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов — Нальчик 1983. 29. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1993. 30. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М., 1988. 31. Блинова И.Л. Повышение эффективности общения у студентов // Ежегодник Российского психологического общества «Психология и практика». — Ярославль, 1998. — Т. 4. — Вып. 2. 32. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М., 1978. 33. Бобнева М.И. Специфика социально-психологических свойств и способностей личности // Социальная психология личности. — М., 1979. 34. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. — М., 1983. 35. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982. 36. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. — 1994. — № 1. 37. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений. К 100-летию со дня рождения В. Н. Мясищева // Вопросы психологии. — 1993. — № 2. 38. Бодалев А.А. Психология о личности. — М., 1988. 39. Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. — 1992. — № 5, 6. 40. Бодалев А.А., Каштанова Т.Р. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии // Групповая психотерапия при неврозах и психозах / Под ред. Б.Д.Карвасарского, В.А.Мурзенко. — Л., 1975. 41. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. — М., 1996. 42. Борисова А.А. Проницательность как проблема общения // Вопросы психологии. — 1990. — № 4. 43. Бохарт А.К. Эмпатия в клиент-ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологией // Иностранная психология. — 1993. — № 1. 44. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988. 45. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. — 1997. — № 5. 46. Братченко С.Л. Гуманистические основы личностно ориентированного подхода к воспитанию // Образование и культура северо-запада России. - СПб., 1996. 47. Бреус Е.Д. Динамика трудностей общения педагогов в процессе социально-психологического тренинга // Психологический вестник. — Ростов н/Д, 1996. — Вып. 1. — Ч. 1. 48. Брушинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. — 1997. — Т. 18. — № 2. 49. Бруш.шнский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — № 6. 50. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.; Воронеж, 1994. 51. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1998. 52. Васильева О.С, Ульяницкий С.Л., Хмарук И.Н. Исследование особенностей деструктивного поведения в условиях кризиса эмоционально значимых отношений // Психологический вестник. — Ростов н/Д, 1997. - Вып. 2. 53. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984. 54. Вербова К.В. О взаимосвязи мотивационных и социально-перцептивных комплексов в общении // Вопросы психологии межличностного познания и общения. — Краснодар, 1983. 55. Вереникина ИМ. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. — 1986. — № 3. 56. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — № 4. 57. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1982. — Т. 1. 58. Габдулина Л.И. Взаимосвязи направленности педагогов в общении и их ценностно-смысловых отношений // Психологический вестник. — Ростов н/Д, 1996. — Вып. 1. — Ч. 1. 59. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. — М., 1981. 60. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1975. — № 2. 61. Гаврилова Т.П. Социальная децентрация и ее роль в развитии эмпатии // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тез. докл. Вторая всесоюз. конф. — М., 1979. 62. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее связь с доминирующими потребностями личности // Проблемы формирования социогенных потребностей: Тез. докл. Первая всесоюз. конф. — Тбилиси, 1974. 63. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Краснодар, 1975. 64. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. — 1993. — № 4. 65. ГозманЛ.Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987. 66. Горелов Н.И. Невербальные коммуникации. — М, 1980. 67. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал. — 1997.— Т. 18. — №6. 68. Гришина И. В. Психология социальной ситуации // Вопросы психологии. — 1997. — № 1. 69. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М., 1996. 70. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф. дис.... докт. психол. наук. —Л., 1991. 71. Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Проблемы диагностики социально-перцептивной компетентности (в педагогическом общении) // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. — М., 1983. 72. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие. — Киров, 1991. 73. Зайцев СВ. Оценка способностей воспитателей к децентрации // Вопросы психологии. — 1995. — № 4. 74. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. — М., 1994. 75. Иванова ТВ. Социально-перцептивная компетентность и ее развитие средствами рисованного юмора: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — Самара, 1999. 76. Изард К. Эмоции человека. — М., 1980. 77. Есенина Е.И., Моисеева ТС. Психологические особенности организационных умений учителя и тренинг управления классом // Ежегодник РПО «Психология и практика». — Ярославль, 1998. — Т. 4. — Вып. 2. 78. Исурина Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений // Групповая психотерапия. — М., 1990. 79. Каган М.Р., Эткинд A.M. Общение как ценность и как братство // Вопросы психологии. — 1988. — № 4. 80. Кан-Калик В.А., Ковалев А.Г. Классификация психологических типов общения // Вопросы психологии. — 1987. — № 3. 81. Каган М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. — М., 1988. 82. Ковалев Г.А., Радзиховский Л.А. Проблема общения и детерминация психического в работах советских психологов // Общение и развитие психики. — М., 1986. 83. Колесникова М.Е. Динамика представлений о себе участников совместной управленческой деятельности: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1995. 84. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. - 1987. — Т. 8. — № 4. 85. Кривцова СВ., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. — М., 1992. 86. Кондратьева СВ. К вопросу о регулятивной функции понимания учителем личности учащихся // Взаимопонимание в общении учителя и учащихся. — Ростов н/Д, 1980. 87. Кочарян А.С. Преодоление эмоционально трудных ситуаций общения в зависимости от сложности социальной перцепции: Автореф. дис.... канд. психол. наук. —Л., 1986. 88. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я: Психология значимых отношений. — М., 1989. 89. Кудрявцев И.А. Изучение преступного насилия: социально-психологический аспект// Психологический журнал. — 1988. — Т. 9. — № 2. 90. Кузнецова Е.В. К проблеме использования невербальных техник в групповой психокоррекции // Психологический вестник. — Ростов н/Д, 1996. —Вып. 1.-Ч. 1. 91. Кузнецова Е.В., Эксакусто Т.В. Особенности коммуникативного поведения и эмоциональных переживаний участников затрудненного делового взаимодействия // Психологический вестник. — Ростов н/Д, 1998. 92. Куницына В.Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики / Под ред. А. А. Крылова. — СПб., 1995. 93. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии / Под ред. А.А.Крылова. — СПб., 1995. 94. Куницына В.Н. Стиль общения и его формирование. — Л., 1985. 95. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: Автореф. дис.... докт. психол. наук. — СПб., 1991. 96. Куницына В.Н., Панферов В.Н. Проблема отношений личности в трудах В. Н. Мясищева // Психологический журнал. — 1992. — № 3. 97. Курек Н.С. О взаимосвязи эмоциональной экспрессии и потребления психоактивных веществ в диадах «мать — дочь» // Психологический журнал.— 1996.— Т. 17. — № 1. 98. Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддитивного поведения в подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 1997. — № 2. 99. Лабиринты одиночества/ Общ. ред. Н.Е.Покровского. — М., 1989. 100. Лабунская В.А. От проблемы затрудненного общения к постановке проблемы «субъект затрудненного общения» // Психологический вестник. — Ростов н/Д, 1997. — Вып. 2. 101. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. — Ростов н/Д, 1999. 102. Лабунская В.А. Социально-психологические детерминанты возникновения затруднений в межэтническом общении // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные на-уки. — 1998. — № 2. 103. Лабунская В.А. Типы структур психологических трудностей общения // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: Тез. докл. Всесоюз. конф. — Ростов н/Д, 1990. 104. Лабунская В.А., Ногерова М.Т. Этноролевые факторы динамики представлений о трудном партнере общения // Психологический вестник. — Ростов н/Д, 1996. — Вып. 1. — Ч. 1. 105. Лабутпова И.В. Развитие общих коммуникативных умений у студентов-педагогов в условиях интенсивного обучения иностранному языку: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1990. 106. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. — Пг., 1922. 107. Леонтьев А.А. Психология общения. — М, 1998. 108. Лидере А.Г. Тренинг личностного роста с подростками // Журнал практического психолога. — 1998.— № 1. 109. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984. ПО. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных ситуаций в деловом общении хозяйственных руководителей: Учебно-метод. пособ. — М, 1986. 111. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) / Пер. с нем. — М., 1995. 112. Лоуен А. Язык тела. — СПб., 1997. 113. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. — Ростов н/Д, 1991. 114. МайерсД. Социальная психология. — СПб., 1996. 115. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия: Дис.... канд. психол. наук. — Ростов н/Д, 1998. 116. Менджерицкая Ю.А. Методические трудности изучения эмпатии // Практическая психодиагностика и психологическое консультирование / Под ред. Т.Ю.Синченко, В.Г.Ромек. — Ростов н/Д, 1998. 117. Менджерицкая Ю.А. Социально-психологические характеристики неподтвержденной личности // Психологический вестник. — Ростов н/Д, 1997. - Вып. 2. 118. Метельский Г.И. Проявление эмпатии у комсоргов студенческих групп // Педагогические проблемы социальной психологии. — Минск, 1979. 119. Мерлин ВС. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986. 120. МиккинХ. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек. Общение и жилая среда. — Таллин, 1986. 121. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. — М., 1994. 122. Меньшикова Л.В. Развитие механизмов децентрации в процессР обучения студентов деловому общению // Ежегодник РПО «Психология и практика». — Ярославль, 1998. — Т. 4. — Вып. 2. 123. Молоканов М.В. Двумерное пространство моделей коммуникативного взаимодействия // Вопросы психологии. — 1995. — № 5. 124. Муздыбаев К. Психология ответственности. —Л., 1983. 125. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. — 1994. — № 6. 126. Мюллюниеми Р. О происхождении социальных ориентации // Проблемы психологии личности. — М., 1982. 127. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1961. 128. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А.Бодалева. — М., 1995. 129. Национально-культурная специфика речевого поведения. — М., 1977. 130. Натаров В.И. Влияние курса социально-психологического тренинга на самооценку «Я-образа» // Психологический журнал. — 1990. — Т. П.-№5. 131. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев, 1990. 132. Общение и оптимизация совместной деятельности / Общ. ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. — М., 1987. 133. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н.Сухова. — М., 1995. 134. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. — 1993. — № 4. 135. Панасюк А. Ю. А что у него в подсознании? — М., 1997. 136. Панферов В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопросы психологии. — 1974. — № 2. 137. Панферов В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения // Психологический журнал. — 1987. — Т. 8. — № 4. 138. Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований. —Л., 1983. 139. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. — СПб., 1999. 140. Парыгин Б.Д. Социально-психологический барьер и его природа // Философия и социальная психология / Под ред. Б.Д. Парыгина. — Л., 1975. - Вып. 3. 141. Парыгин Б.Д. Социально-психологический барьер и его функции // Философия и социальная психология / Под ред. Б.Д. Парыгина. — Л., 1974. - Вып. 8. 142. Пашукова Т.Н. Мотивирующая функция эмпатии // Исследования мотивационной сферы личности. — Новосибирск, 1984. 143. Пашукова Т.И. Проявление эгоцентризма в общении и возможности его коррекции // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: Тез. докл. Всесоюз. конф. — Ростов н/Д, 1990. 144. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М., 1982. 145. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М., 1989. 146. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. — М., 1992. 147. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектно-сти. — Ростов н/Д, 1996. 148. Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. — М.; Воронеж, 1998. 149. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. М.И.Бобневой, Е. В.Шороховой. — М., 1978. 150. Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: Тез. докл. Всесоюз. конф. — Ростов н/Д, 1990. 151. РеанА.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — № 5. 152. Реан А.А. Локус контроля делинквентной личности // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15. — № 2. 153. РегушЛ.А. Тренинг профессиональной наблюдательности: Методическое руководство. —Л., 1991. 154. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994. 155. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 19S9. — Т. 1, 2. 156. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии — М., 1976. 157. Рукавишников А.А. Опросник межличностных отношений. — Ярославль, 1992. 158. Рождественская Н.А., Исаева М.В. Совершенствование межличностного взаимодействия учителя с учениками и коллегами // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования: Матер. Перв. всерос. науч.-метод, конф. — М., 1998. 159. Рюмшина Л.И. Диалог — игра — манипуляция // Психологический вестник. — Ростов н/Д, 1997. — Вып. 2. 160. Сарджвелладзе Н.И. Тренинг свободы и открытости // Психология с человеческим лицом. — М., 1997. 161. Сарджвелладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. — Тбилиси, 1989. 162. Семилет Н.В. Динамика социально-перцептивных характеристик субъекта общения: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1988. 163. Серый А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — Иркутск, 1996. 164. Сомова Е.Г. Трудности в общении и мотивация аффилиации у подростков // Психологические проблемы самореализации личности: Сборник научных трудов. — Вып. 2. — Краснодар, 1997. 165. Сопиков А.Л. Механизм эмпатии // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. — Краснодар, 1977. 166. Социальная психология личности. — М., 1979. 167. Старовойтенко Е.Б. Жизненные отношения личности: модели хологического развития. — Киев, 1992. 168. Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф., Колошина Т.Ю., Фролова Т. В. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии. — 1991. — № 5. 168. Степанский В.И. Свойство субъектности как предпосылка личностной формы общения // Вопросы психологии. — 1991. — № 5. 170. Столин В.В., Голосова Н.И. Факторная структура эмоционального отношения человека к человеку // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5. - № 2. 171. Стрелкова Н.Э. К проблеме психодиагностики и психокоррекции трудностей межличностного общения студентов // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: Тез. докл. Всесоюз. конф. — Ростов н/Д, 1990. 172. Субъект и социальная компетентность личности. — М., 1995. 173. Сухих С.А., Зеленская В.В. Репрезентативная сущность личности в коммуникативном аспекте реализаций. — Краснодар, 1997. 174. Сухов А.Н. Криминогенное общение в среде осужденных. — Рязань, 1993. 175. Ульяницкий С.Л. Психологические особенности деструктивного поведения // Психологический вестник. — Ростов н/Д, 1996. — Вып. 1. — Ч. 2. 176. Флоренская Т.А. Диалог как метод психологии // Психологический журнал. — 1994. — № 5. 177. Флоренская Т.А. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности // Гуманистические проблемы психологической теории. — М., 1995. 178. Флоренская Т.А. Психологические проблемы диалога в свете идей М.М.Бахтина и А.А.Ухтомского // Общение и развитие психики / Под ред. А.А.Бодалева, Г.А.Ковалева. — М., 1986. 179. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. 180. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное™. — М., 1991. 181. Фромм Э. Бегство от свободы / Общ. ред. П. С. Гуревича. — М., 1989. 182. Фрустрация, конфликт, защита / Пер. с англ. А. В. Александровой // Вопросы психологии. — 1991. — № 6. 183. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. — М., 1980. 184. Хараш А.У. «Другой» и его функции в развитии «Я» // Общение и развитие психики / Под ред. А.А.Бодалева, Г.А.Ковалева. — М., 1986. 185. Хараш А.У. Восприятие человека как воздействие на его поведение (к разработке интерсубъективного подхода в исследовании познания людьми друг друга) // Психология межличностного познания. — М., 1986. 186. Холд Б., Шлейд М. Значение человеческих запахов при несловесной коммуникации (№ Е-10567). — М., 1983. 187. Холл Э. Как понять иностранца без слов. — М., 1995. 188. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ: Пер. с англ.; Общ. ред. Г.В.Бурменской. — М., 1993. 189. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997. 190. Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. — Киев, 1985. 191. Цуканова Е.В. Деструктивные параметры взаимодействия в ситуациях временного дефицита // Психологические исследования общения — М, 1985. 192. Человеко-центрированный подход в образовании, психотерапии, психологии. — Ростов н/Д, 1996. 193. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психологии. — 1997. — № 3. 194. Чудова Н.В. Влияние личностных характеристик субъекта на его представления об идеальном партнере по общению // Психологический журнал. — 1993. — Т. 14. — № 3. 195. Шибутани Т. Социальная психология / Общ. ред. Г. В Осипова — М„ 1969. 196. Шкопоров И.Б., Белопольский В.И. О функции взора человека в межличностном взаимодействии // Вопросы психологии межличностного познания и общения. — Краснодар, 1985. 197. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. — Ростов н/Д, 1994. 198. Шкуратова И.П. Мотивационная основа трудностей общения // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: Тез. докл. Всесоюз. конф. — Ростов н/Д, 1990. 199. Шкурко Т.А. Динамика отношений личности в процессе танцевально-экспрессивного тренинга: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — Ростов н/Д, 1997. 200. Шмыков В.И. Индивидуальный стиль коммуникативной активности осужденных // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — № 3. 201. Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975. 202. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению // Вопросы психологии. — 1990. — № 4. 203. Щербакова Т.Н. Субъективный контроль как фактор личностного роста учителя: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — Ростов н/Д, 1994. 204. Эксакусто Т. В. Барьеры общения и диагностика их детерминант с целью оптимизации совместной деятельности // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. — Вып. 1. — Ч. 1. 205. Эксакусто Т.В. Психологические и психофизиологические характеристики участников затрудненного делового взаимодействия: Автореф. канд. психол. наук. — Ростов н/Д, 1997. 206. Эмоциональные и познавательные характеристики общения. — Ростов н/Д, 1990. 207. Южанинова А.Л. Типы затруднений в общении у лиц с низким уровнем когнитивной сложности // Психологические трудности обще- ния: диагностика и коррекция: Тез. докл. Всесоюз. конф. — Ростов н/Д, 1990. 208. Южанинова А.Л. Понятие социального интеллекта в системе психологических категорий // Мировоззренческие и методологические вопросы современного научного познания. — Саратов, 1985. 209. Юсупов И.М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты): Автореф. дис.... докт. психол. наук. — СПб., 1995. 210. Яременко С.Н. Внешность человека в культуре. — Ростов н/Д, 1997. 211. Ярошевский М.Г. История психологии. — 3-е изд. — М., 1985. 212. Agnew R. Foundation for a General Strain Theory of Crime and Delinquency// Criminology. — 1992. — Vol. 30. — № 1. 213. Argyle M., Furnham A., Graham J. Social situations. — Cambridge, 1981. 214. Barett-Lennard G. The Phases and Focus of Empathy // British Journal of Medical Psychology. — 1993. — Vol. 66. — № 1. 215. Barnett M.A., Mallininey V. Influence of the Reason for the other's Affect on pre-schooler's empathic response // Journal of Genetic Psychology. — 1988. — Vol. 149. — № 2. 216. Barnett M.A., McCoy S.J. The Relation of Distressful Childhood Experiences and Empathy in College Undergraduates // Journal of Genetic psychology. — 1989. — Vol. 150. — № 4. 217. Bull P. Body Movement and Interpersonal Communication. Chiches-ter. - 1984. 218. Brems С Dimentionality of Empathy and its Correlates // Journal of Psychology. - 1989. - Vol.123. - № 4. 219. Christopher F.S., Qwens L.A., Steker H.L. Exploring the Darkside of Courtship: A Test of aModel of Male Premarital Sexual Aggression // Journal of Marriage and the Family. — 1993. — Vol. 55. 220. Coupland N., Wiemann J.M., Giles H. Talk as «problem» and communication as «miscommunication»: an integrative analysis // Miscommunication and Problematic Talk / Eds. by N. Coupland, H.Giles, J.M.Wiemann. — L., 1992. 221. Daly J.A., McCroskey J.C. Avoiding Communication// Newbury Park, CA. - 1984. 222. Deigh J. Empathy and Universalizability // Ethics. — 1995. — Vol. 105. 223. DeitzS.R., Blackwell K.T., Daley P. С Measurement of Empathy Toward Rape Victims and Rapists // Journal of Personality and Social Psychology. — 1982.-Vol.43.-№ 2. 224. Eisenberg N. Empathy and Sympathy: a Brief Review of the Concepts and Empirical Literature // Anthrozoos. — 1988. — Vol. 2. — № 1. 225. Eisenberg TV., Schaller M, Fabs R., Bustamante D., Mathy R., Shell R., Rhodes K. Differentiation of Personal Distress and Sympathy in Children and Adults// Developmental Psychology. — 1988. — Vol. 24. — № 6. 226. Elliot W. W., Fakouri E.M., HafnerJ.L. Early Recollections of Criminal Offenders // Individual Psychology. — 1993. — Vol. 49. — № 1. 227. Ellis L. Theories of Rape. Inquires into the Causes of Sexual Aggression. — N. Y., 1989. 228. Emde R.N. The Horror! The Horror! Reflections on Our Culture of Violence and its Implications for Early Development and Morality // Psychiatry. — 1993. — Vol. 56. 229. Живкова Хр. Същност на емпатията // Хиги здравеопазв. — 1994. — сер. 37. — № 6. 230. GaltungJ. Cultural Violence // Journal of Peace Research. — 1990. — Vol. 27. — № 3. 231. Gawron M. Empatia jako uczestnictwo w przlzyciach drugiej osoby // Acta UWratisi. Pr. Psychol. — 1994. — № 39. 232. Ginsburg G.P., Harrington M. Facial Mimics Deficit in Criminal Psychopaths//International Journal of Psychophysiology. — 1991 — Vol 11 — № 1. 233. Gitlin T. On Thrills and Kills. Sadomasochism in the Movies Dissent. — Spring, 1991. 234. Grimshaw F. Mishearing, Misunderstanding and Other Nonsuccess in Talk. Aplea for Redness of Speaker-oriented Bias // Sociological Inquiry. — 1980. - № 50. 235. Hamilton V. L, Sanders J., McKeamey S.J. Orientation Toward Authority in an Authoritarian State: Moscow in 1990 // Personality and Social Psychology Bulletin. - 1995. - Vol. 21. - № 3. 236. Hare R.D. Psychopathy and Antisocial Personality Disorder: A Case of Diagnostic Confusion The DSM-IV Personality Disorders / Eds. by W.J. Lives-ley. -N. Y., 1995. 237. Henley N.M., Kramarae С Gender, Power and Miscommunication // Miscommunication and Problematic Talk / Eds. by N.Coupland, H.Giles, J.M.Wiemann. - L., 1992. 238. HighesJ.O., Sandier B.R. «Friends» Raping Friends. Could It Happen to You?. — Association of American Colleges, 1997. 239. Hoffman M.L. The Development of Empathy // Altruism and Helping Behavior: Social Personality and Developmental Perspectives / Eds. by J.P.Rushton, R.M.Sorrenting. — Hillsdale, 1981. 240. Hofstede G. Culture's Consequences. International Differences in Work-Related Values. - Newbury Park, L., New Dehli., 1995. 241. Hong S.-M., Giannakopoulos E. The Relationship of Satisfaction with Life to Personality Characteristics // The Journal of Psychology. — 1994. — Vol. 128.-№.5. 242. Houston D.A. Empathy and the Self: Cognitive and Emotional Influences on the Evaluation of Negative Affect in Others // Journal of Personality and Social Psychology. - 1990. - Vol. 59. - № 5. 243. Ickes W. Empathic Accuracy//Jounal of Personality. — 1993. — Vol. 61. — №4. 244. Johnson H.C. Violence and Biology: A Review of the Literature Families in Society//The Journal of Contemporary Human Services. — 1996. —January. 245. Kolliopuska Mirja.The Holistic Model of Empathy and its Application, " Abstr. of 2nd European Congress in Psychology. — Budapest, 1991. — Vol. 8—12. 246. Kolliopuska Mirja. Creative Way of Living // Psychological Reports. — 1992. - Vol. 70. 247. Krieken R. Violence, Self-discipline and Modernity: Beyond the «Civilizing Process». — Routledge, 1989. 248. Leibman F.K Serial Murders: Four Case Histories // Federal Probation. — 1989. — December. 249. Lisak D., Roth S. Motivational Factors in Nonincarcerated Sexually Aggressive Men// Journal of Personality and Social Psychology. — 1988. —Vol. 55. - №. 5. 250. Lisak D., Ivan С Deficits in Intimacy and Empathy in Sexually Aggressive Men //Journal oflnterpersonal Violence. - 1995. — Vol. 10. — №. 3. 251. Lundgren B.C. Interpersonal Needs and Member Attitudes Toward Trainer and Group // Small Group Behavior. — 1975. — Vol. 6. — № 4. 252. Malamuth N.M., Brown L.M. Sexually Aggressive Men's Perceptions of Women's Communications» Testing three Explanations//Journal of Personality and Social Psychology. - 1994. — Vol. 67. - № 4. 253. Malz D.N., Barker R.A. A Cultural Approach to Male-female Miscom-munication // Language and Social Identity/ Eds. by J.J.Gumperz. — Cambridge, 1991. 254. Markus N.R., Kitayamas S. Culture and the Self Implications for Cognition, Emotions and Motivation // Psychological Review. — 1991. — Vol. 98. 255. Measurement of Social Psychological Attitudes / Eds. by J. P.Robinson, P.R.Shaver. - N. Y., 1973. 256. Mehrabian A., Epstein N. A Measure of Emotional Empathy//Journal of Personality. — 1972. — Vol. 40. 257. Moffitt Т.Е. Adolescence-Limited and Life-Course-Persistent Antisocial Behavior: A Developmental Taxonomy // Psychological Reveiw. — 1995. — Vol. 100. - № 4. 258. Мог E. Strukturalization in Process: Developmental Aspects of «Seeing» and «Being Seen»// Psychoanalysis in Europe. — 1992. — Bull. 39. — Autum. — № 1. 259. Myth and Facts about Rape Sexual Assault. — Legal Guide, 1996. 260. Noller P. Nonverbal Communication and Marital Interaction. — Oxford, 1984. 261. Patterson G.R., DeBaryshe B.D., Ramsey E. A Developmental Perspective on Antisocial Behavior // American Psychologist. — 1989. — February. 262. Redmond M. V. The Functions of Empathy (Decentering) in Human Relations // Human relations. — 1989. — Vol. 42. — № 7. 263. Richardson DR., Hammock G.S., Smoth S. Empathy as a Cognitive Inhibitor of Interpersonal Aggression // Aggressive Behavior. — 1994. — Vol.20.-№ 4. 264. Shachter В., Seinfeld J. Personal Violence and the Culture of Violence // Social Work. - 1994. - Vol. 39. - № 4. 265. Shaw D.S., Bell R.Q. Developmental Theories of Parental Contributors to Antisocial Behavior // Journal of Abnormal Child Psychology. — 1993. — Vol. 21. —№5. 266. Spitzberg В., Cupach W.R. Interpersonal Communication Competence. — L., 1984. 267. Stienberg L., Jorgensen R.S. Assessing the MMPI-based Cook-Medley Hostility Scale: the Implications of Dimensionality // Journal of Personality and Social Psychology. - 1996. - Vol. 70. - № 6. 268. Sullivan L.A., Kirkpatrick S. W., Macdonal P.M. Interpretations of Facial Expressions of Emotions by Sexually Abused and Non-abused Girls // Journal of Child Sex Abuse. — 1995. —Vol. 4. — № 1. 269. Texts of Identity / Eds. by J.Shotter & K.J.Gergen. - Newbury Park, London, New Dehli, 1987. 270. The Stability of Aggressive Behavior: A Meta-Analysis. — Saarlandes, 1996. 271. Tolan P.H., Guerra N.G. A Developmental-ecological Perspective on Antisocial Behavior in Children and Adolescents: Toward a Unified Risk and Intervention Framework // Journal of Consulting and Clinical Psychology. — 1995. -Vol. 63. — № 4. 272. Zucker K.B., Fakouri M.E. Empathy, Others-Concept and Prosocial Orientation // Perceptual and Motor Skills. — 1991. — Vol. 72. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение............................................................................................3 Глава 1. Понятие о затрудненном общении и его причинах.........7 Глава 2. Личность и затрудненное общение..................................14 Глава 3. Представление о личности как субъекте затрудненного и незатрудненного общения........................................34 Глава 4. Социально-психологические и психологические критерии описания субъектов затрудненного и незатрудненного общения............................................................42 Глава 5. Опросник «Социально-психологические характеристики субъекта общения»......................................................66 Глава 6. Изучение представлений педагогов из различных этнических групп о субъекте затрудненного общения с помощью опросника «Социально-психологические характеристики субъекта общения»..............................................71 Глава 7. Модели структуры отношений к другому субъектов затрудненного и незатрудненного общения........................91 Глава 8. Методы диагностики системы отношений личности как субъекта затрудненного и незатрудненного общения..................................................................................98 «Шкала принятия других» Фейя............................................ 100 «Шкала доброжелательного отношения» Кэмпбелла........... 102 «Шкала доверия» Розенберга.................................................. 104 «Шкала враждебности» Кука-Медлей.................................... 105 «Шкала манипулятивного отношения» Банта....................... 108 Модифицированный вариант «Опросника межличностных отношений» Шутца (ОМО)............................................. 110 Глава 9. Изучение ведущих отношений личности, определяющих ее статус в качестве субъекта трудненного и незатрудненного общения...................................................... 115 Глава 10. Кинесико-проксемическое поведение субъекта незатрудненного и незатрудненного общения...................... 121 Контакт глаз........................................................................... 124 Позы, экспрессия лица, проксемика и отношения........... 131 Прикосновения, жесты, проксемика и ольфакторные компоненты в структуре невербальной интеракции.......... 139 Глава 11. Опросник «Невербальные характеристики общения»......................................................................................148 Глава 12. Применение опросника «Невербальные характеристики общения» для изучения кинесико-проксемиче-ских паттернов ролевого поведения представителей различных этнических групп..............................................152 Глава 13. Эмпатия личности и ее роль в возникновении ситуаций затрудненного и незатрудненного общения..............165 Глава 14. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения.................................................. 179 Глава 15. Методы диагностики эмпатии...................................... 192 «Шкала эмоционального отклика» А.Меграбиана и Н.Эпштейна........................................................................ 194 Методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении (диагностика когнитивной и поведенческой составляющей эмпатии)............................................... 198 Глава 16. Исследование характеристик и параметров эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения................................................................................204 «Портрет» эмпатии субъектов затрудненного общения.....210 «Портрет» эмпатии субъектов незатрудненного общения..................................................................................211 Глава 17. Принципы выхода из ситуаций затрудненного общения................................................................................216 Глава 18. Теоретические основания разработки программы тренинга, направленного на актуализацию представлений о себе и другом как «трудном» партнере общения... 224 Глава 19. Программа социально-психологического тренинга, направленного на изменение представлений о себе и другом как «трудном» партнере общения..............233 Методы диагностики участников социально-психологического тренинга, направленного на изменения представлений о себе и другом как «трудном» партнере общения............................................................234 Тест «Эгоцентрических ассоциаций» Т.Шустровой...........234 Методика определения уровня субъективного контроля (УСК)......................................................................................235 Опросник УСК......................................................................237 Цель программы социально-психологического тренинга и ее задачи.......................................................243 Основные этапы работы тренинговой группы..............244
Глава 20. Пример использования программы социально-психологического тренинга, направленного на изменение представлений о себе и другом как «трудном» партнере общения................................................................................253 Представления о себе и другом как «трудном» партнере общения до и после СПТ.....................................................260 Особенности взаимосвязи динамики представлений о себе и другом как «трудном» партнере общения и динамики социально-психологических свойств личности в процессе СПТ........................................................................266 Использованная литература.........................................................270 Учебное издание
|