![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Содержательные параметры представления о «трудном» партнере-ученике и «трудном» партнере-коллеге до и после СПТ
Окончание табл
Из табличных данных следует, что в результате СПТ произошла динамика представлений об ученике и коллеге как о «трудных» партнерах в общении. Объем характеристик общения ученика и коллеги, оцениваемых до тренинга как затрудняющие процесс взаимодействия, уменьшился. Однако следует отметить различный характер произошедшей динамики в оценках разных ролевых позиций — ученика и коллеги. Наиболее динамичными в результате тренинга оказались представления об ученике как трудном партнере по сравнению с представлениями о коллеге. Объем характеристик общения ученика как затрудняющих взаимодействие уменьшился на 65 %. Максимальные изменения произошли в оценках экспрессивно-речевых, социально-перцептивных характеристик общения, навыков взаимодействия. Практически неизмененными остались оценки характеристик отношений и обращений партнера; несмотря на то, что частота максимальных оценок этих характеристик как затрудняющих общение уменьшилась, она осталась в пределах 50 % уровня. Таким образом, безразличное, подозрительное, неприязненное, высокомерное отношение ученика продолжает затруднять общение педагога и после тренинга. Кроме этого, сензитивность педагогов к экспрессивной стороне общения (невыразительное лицо и застывшая поза ученика) в целом снизилась, но осталась довольно высокой. Анализ портретов «трудного» партнера-коллеги до и после тренинга позволяет увидеть иной характер произошедших изменений. Общий объем оцениваемых характеристик коллеги как затрудняющих общение уменьшился только на 22%. Количество экспрессивно-речевых и социально-перцептивных характеристик, оцениваемых как затрудняющие общение, уменьшилось на 50 %. Снизилась сензитивность педагогов к частым прикосновениям партнера и несоответствию выражения лица партнера его словам, а также к стремлению коллеги типизировать людей. Таким образом, наиболее динамичными в процессе тренинга для обеих ролевых позиций (ученика и коллеги) оказались оценки экспрессивно-речевых и социально-перцептивных характеристик общения как затрудняющих взаимодействие педагогов. Особые различия мы видим в характере динамики характеристик навыков взаимодействия: наблюдаются различия и в объеме оцениваемых характеристик, и в интенсивности их оценки. Если в портрете «трудного» партнера-ученика объем характеристик, затрудняющих процесс общения, уменьшился на 80%, то в портрете «трудного» партнера-коллеги — на 14%. Аналогичная картина наблюдается и в отношении динамики интенсивности оценки навыков взаимодействия. Интенсивность оценок оставшихся 20% характеристик данной группы в портрете «трудного» ученика уменьшилась на 28 %, а интенсивность оценок оставшихся 86 % характеристик в портрете «трудного» коллеги уменьшилась на 3, 5%. Таким образом, в результате тренинга представления педагогов о «вкладе» ученика в затрудненность процесса общения уменьшается в гораздо большей степени, чем представления о коллеге. Это можно объяснить тем, что навыки взаимодействия в профессиональной деятельности педагогов являются частью их педагогического мастерства, что повышает чувствительность и стабильность требований именно к этой группе характеристик общения в сравнении с оценкой ученика. Анализ содержания представлений о другом (ученике, коллеге) как «трудном» партнере общения после СПТ приводит к выводу о том, что они значимо различаются. Коллега и ученик как «трудные» партнеры общения характеризуются посредством различных наборов признаков их общения. Обобщенное представление о коллеге как «трудном» партнере общения включает следующие характеристики: застывшие лицо и поза, нежелание поддерживать зрительный контакт, неумение со- относить действия и поступки людей с качествами их личности, неумение ставить себя на место другого, ошибки в оценке чувств и настроений другого человека, стремление судить о человеке по его внешности, подозрительное, властное, неприязненное, высокомерное, безразличное отношение к другому человеку, желание больше говорить, чем слушать, привычка перебивать разговор, неумение выйти из общения, неумение аргументировать свои замечания и предложения, желание навязать свою точку зрения, концентрация на собственных чувствах и мыслях. Обобщенное представление об ученике как «трудном» партнере общения наполнено следующими характеристиками: застывшая поза и неподвижное лицо, безразличное, подозрительное, неприязненное, высокомерное отношение, привычка перебивать разговор. Сравнение содержания этих портретов приводит к выводу о том, что педагоги «смягчают» свои требования к общению учеников после СПТ. Рассмотрим особенности изменения представлений о себе как «трудном» партнере общения, произошедших в процессе СПТ (табл. 6). Таблица 6
|