Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
A.M. Иваницшй 4 страница
3 В этом Гоголь, по-видимому, повторял анонимную традицию народной лирики, бессознательно следующую мифу в освоении новых реалий: «Наиболее стойкие элементы мифического сознания, присутствующие в лирической поэзии, есть... результат традиции многовекового отставания формы выражения от содержания. Мифическое сознание теряет со временем основные элементы своего содержания, но форма выражения эстетически ценных представлений сохраняется почти нетронутой... и живет веками. Готовые устойчивые поэтические формулы вновь осмысляются и присутствуют в народной поэзии уже для выражения иных чувств, иных настроений» (Еремина 1978, 15). Мифологические формы мироотражения «обрамляли» повое содержание, оставаясь содержанием фундаментальным. Именно неосозиаваемость мифа и позволяет ему стать «формой» выражения. 4 О переходе метонимии в метаморфозу и затем в метафору см.: Потебня 1989, 259-261. 5 Е.М. Мелетинский приводит теории мифа Э. Кассирера и В. Вундта о генетической общности сна и метафоры как двух ступеней удаления / приближения сознания и мифа. Метафора мотивирована априорно полагаемым искажением мифологем в человеческом сознании. Удаление - следствие безмерной удаленности реалий мифа от современного человека во времени и пространстве. Вундт указывает на сон как источник мифологической апперцепции мира, в основе которой — перенос аффектов на объект (см.: Мелетинский 1995, 52, 57 — 58). 6 О диахронией природе лжи говорит, например, то, что комическое вранье Мюнхаузена о чудесных подвигах в ситуации Дон-Кихота выступает еще искренним самообманом, поскольку непосредственно примыкает к эпическому и рыцарскому контексту соответственно Кухулина и Ланселота; для адресатов сообщений о последних те были безусловной истиной. Истинность содержания убывает по мере удаления во времени. 7 Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.; Л., 1939- 1952. Т. 1. С. 246. Далее ссылки на это издание — в тексте работы. 8 О растениях как волосах земли в славянском язычестве см.: Афанасьев 1994, I, с. 138. 9 Возможно, вариантом такой шалящей в герое прадедовской души выступают часто возникающие у Гоголя неведомые внутренние голоса героев. Ср. в «Вие»: «...ему, казалось, с оглушительным свистом трещал в уши какой-то голос: " Куда? Куда? "»; «" Не гляди! (на вия)" — шепнул какой-то внутренний голос философу» (11, 214, 217). Еще более известны таинственные голоса, слышимые Шпекиным в «Ревизоре» перед распечаткой хлестаковского письма (IV, 89 — 90); варианты встречаем в обоих томах «Мертвых душ». О связи «шалящей прадедовской души» с иерархией поколений-близнецов в «Страшной мести» см.: Фиалкова 1986, 60. 10 Постоянное соприсутствие человеку его предвечных животных ипостасей виднее всего в комическом пассаже из «Тяжбы», где оно сообщает рождающемуся младенцу звериные черты: «это очень часто случается. Вот у нашего заседателя вся нижняя часть лица баранья, так сказать, как будто отрезана, и поросла шерстью совершенно как у барана. А ведь от незначительного обстоятельства: когда покойница рожала, подойди к окну баран, и нелегкая подстрекни его заблеять» (V, 111). Здесь видится приводимый В.И. Ереминой раннемифологический механизм, где обратимая метаморфоза «человек - животный предок-двойник» делает возможным единовременное совмещение зоо- и антропоморфных черт в рамках одной фигуры (Еремина 1978, 9). 11 Поэтому демонический у Гоголя Петербург - пространство проезжей дороги: «как будто бы приехал в трактир огромный дилижанс, в котором каждый пассажир сидел во всю дорогу закрывшись и вошел в общую залу потому только, что не было другого места» («Петербургские записки 1836 года», VIII, 180). Петербург не столько пространственное, сколько пространственно-временное понятие: «Светлым Воскресением, кажется, как будто оканчивается столица. Кажется, что все, что ни видим на улице, укладывается в дорогу....в окна магазинов глядят... летние фуражки и хлыстики. Словом, Петербург во весь апрель месяц кажется на подлете» («Петербургские записки...», VIII, 189). 12 Здесь особое значение обретает экипаж самой женщины — «мировой повелительницы». Это исполинский экипаж тетушки Василисы Кашпоровны в «Шпоньке» - некогда служивший, по уверению автора, еще Адаму, спасшему его на Ноевом ковчеге во время потопа (I, 194), а также экипаж Пульхерии Ивановны в «Старосветских помещиках» — со столь же древними лошадьми, который имитирует своим движением все звуки мира, сводя его в себе — эти звуки наполняют собою весь подвластный патронессе космос: «воздух наполнялся странными звуками, так что вдруг были слышны и флейта, и бубны, и барабан; каждый гвоздик и железная скобка звенели до того, что возле самых мельниц было слышно, как пани выезжала со двора, хотя это расстояние было не менее двух верст» (II, 20). В Успенский в описании архаической символики в русской табуированной брани выделяет ту же оппозицию: культ матери-земли — культ пса как воплощения неуправляемого днижения. Эти два начала мира объединяются через брак женщины и пса (Успенский 1994, II, 65-99) (возможно, это предвестие брака черта и ведьмы. - А. И.). 13 Связь матери-земли и, соответственно, женской власти с хаосом распространена в архаических мифологиях (см.: Мелетинский 1995, 208). 14 Ведьма и черт соподчинены в своем заманивании человека старшему земляному началу. Поэтому у них, наряду с «индивидуальными» (собачьим и кошачьим), общая свиная ипостась. Черт имеет свиное рыло в «Со-рочинской ярмарке» (I, 123—127) и в «Ночи перед Рождеством» (I, 203). Там же Солоха оборачивается та в кошку, то в свинью. Ролевая соподчи-ненность ведьмовского (кошачьего) начала свиному как старшему в процессе подчинения мужчины легче псего читается в сне Солопия в «Сорочинской ярмарке» — свернутом варианте сна Шпоньки: «Враг меня возьми, если мне, голубко, не представилась твои рожа барабаном, на котором меня заставляли выбивать зорю, словно москаля, эти самые свинью рыла» (1, 130). 15 В. Юдин, говоря о связи Шпоньки с дураком народной сказки, отмечает в том и другом генезис «доисторического» родового мышления тотемного слоя: неразличение тела и части тела (что лежит в основе и наказания Шпоньки учителем, и сна Шпоньки о женитьбе. — А. И.}, а также человеческого и животного (см.: Юдин 1976, 30 — 31). 16 В карнавальной культуре в перевернутом виде («отелеснением» жилища) резонирует этот же образ (см.: Бахтин 1990, 404-405). 17 См. описание того, как в рамках дионнсиискогп культа божество объединяет в одной ипостаси адресата жертвоприношения и саму жертву (Вяч. Иванов 1994, 26 и след.). 18 Об отражении круговорота рождения и поглощения в карнавальном тождестве лона и разинутого рта см.: Бахтин 1990, 308. 19 В преданиях князь, как правило, сочетает демиургическую деятельность, магию и закон, право (см.: Криничная 1988, 105). 20 Описание элементов державинского барокко см.: Давиденкова 1995, 10-22. 21Возможно, эти превращения «чудесного царя» в барокко и классицизме отражают динамику древних восприятий пространства, закрепленных в фигуре чудесного царя. Эта динамика также реконструирована В. Топоровым, но без историко-культурных привязок. Распространенное до крайних мыслимых пределов «тело» утрачивает физическую протяженность и становится пространством психики и интеллектуальным пространством знака: баланс безмерному распространению человеческого тела вовне — его углубление внутрь себя (см.: Топоров 1979, 239 — 243; Топоров 1986, 158, 160). 22 Такое тупиковое либо «разъехавшееся» пространство — плод именно распавшегося бароккального мира: «При отрицательных оценках (в барокко. - А. И.) абсолютно проницаемое пространство становится совершенно непроницаемым, непроходимым и тупиковым» (Смирнов 1979а, 343-344). 23 Став частью сознания «маленького человека», архаика делала этого человека проблемой для самого себя. Народно-карнавальный смех Гоголя, который превращал мир и гротескное (т.е. земляное) тело, становился для него источником страха. Гоголь, как показал Ю. Лотман, боится собственного смеха, видя его (т.е. карнавальную культуру как таковую) порождением архаической (в его понимании - бесовской) области (Лотман 1974, 71-72). 24 Ср. свидетельства такого раздвоенного ощущения Гоголем России в 40-е годы: Вайскопф 1994, 394-395.
Литература
|